Английский Биология География

Лексически е нормы. теория

«Русский язык и биология» - Растительные масла. Растения. Перечислите животных. Значение семени в природе. Выпишите словосочетания. Семена служат кормом многим животным. Значение семян для животного мира. Семена кокосовой пальмы. Буква е в суффиксе. Вопросы учителя биологии. Вопросы учителя русского языка.

«Диалог культур» - Термин «диалог культур». Актуализация проблем. Беседа о значении слов. Историко-культурологический комментарий. Диалог культур как методический принцип. Диалог культур. Концепты. Включение данного слова в словосочетание. Пословицы. Концептный метод. Дифференцированный подход. Групповые формы деятельности.

«Зачем изучать русский язык» - Человек. Совокупность всех слов русского языка. Язык - душа народа. И.А.Ильин. Люби, цени и знай свой язык. Синонимы. Проект поможет изучению лексики. Возможностью предупреждения ошибок. Методы исследования. Антонимы. Язык есть исповедь народа. Результаты проектной деятельности. Структура связей проекта с областями знаний.

«Функции языка» - Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Можно написать в заключении. Читаю: «Век. Век заедать. Функции языка и речи.

«Богатство русского языка» - Актуальность. «Русский язык – национальное богатство». Толковые словари русского языка. Северо-западные русские говоры. Проблема сохранения русского языка сейчас очень актуальна. Памятник русскому языку. Язык является связующим звеном времён и поколений. Происхождение русского языка. Язык - бесценный дар, которым наделен человек.

«Деловой русский язык» - Метод ситуационного обучения, метод анализа ситуаций. Уверенность в себе. Слоган. Проблемно-поисковый. О русском речевом этикете. Шесть правил создания хорошего рекламного текста. Какой не должна быть реклама. Жанры деловой речи. Язык деловой переписки. Правильность речи, культура слова. Деловое письмо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин Георгиевич Паустовский – писатель Лексические нормы русского языка

2 слайд

Описание слайда:

Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный

3 слайд

Описание слайда:

НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6 слайд

Описание слайда:

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

7 слайд

Описание слайда:

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что ЕГО предположение оказалось правильным.

8 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг 6 4 1 7 11 3 2 8 ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ № ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

9 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг Сегодня выдался очень прекрасный день. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. Прейскурант цен вывешен на доске.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение – значимость, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

12 слайд

Описание слайда:

2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

13 слайд

Описание слайда:

3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").

14 слайд

Описание слайда:

4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".

15 слайд

Описание слайда:

5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

16 слайд

Описание слайда:

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы. Примеры употребления

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно - Правильно 1) играет значение - имеет значение 2) имеет роль - играет роль 3) львиная часть - львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей - приподнять завесу 5) проходит красной линией - проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего - оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза - напустить туману, пускать пыль в глаза 8) показывать образец другим - показывать пример, служить образцом 9) поднять тост - поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы - тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи - одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело - пока суд да дело 13) скрипя сердцем - скрепя сердце 14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность - добиться известности 18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло






























Найдите ошибки в предложениях, объясните, чем они вызваны, исправьте их. До сих пор поток зрителей не скудеет. Инженеры соорудили линейный ускоритель Давно пишется, что защита наших футбольных клубов хромает. Староста группы сказал, что в магазине продают совсем новые старые учебники.








Острый нож - хорошо режущий, отточенный – прямое значение; острый нож лодки – суживающийся к концу; острый ум – проницательный; острый запах – сильно действующий; острый угол – угол менее 90; острый недостаток воды – сильно выраженный; острый язык – отличающийся остроумием.


































Свободные словосочетания Фразеологизмы Любое можно заменить другими словами В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а используются готовыми


Следует говорить: Имеет значение - играет роль Повысили уровень–расширили кругозор Одержал победу – потерпел поражение Приложил усилия– предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью Поднять бокалы – провозгласить тост Внушает уважение –вызывает сомнение

























1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.




В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? 1) Производство нельзя наладить, если не освоить новую технику. 2) Переселенцы из Европы в 18 веке освоили новые земли в Австралии. 3) Студент не смог быстро освоить прочитанное. 4) Учащиеся техникума во время практики освоили новое заводское оборудование.






В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника.




Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка: 1) Новый сезон открывает большие возможности в эволюции спорта. 2) В сегодняшней газете напечатано эксклюзивное интервью восходящей звезды эстрады. 3) Юноша искусно имитировал голоса птиц. 4) Этот прецедент запомнился всем, кто был в путешествии.






В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный? 1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов. 2) В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги. 3) Главная, единичная его страсть была любовь к науки. 4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.


1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба неожиданно всплыла. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.




В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить? 1. Учреждение выплачивает расходы по командировке. 2. Заработную плату выплатили с опозданием. 3. В конце года сотрудникам выплатили премию. 4. Писателю в издательстве выплатили гонорар.





Слайд 1

Урок -практикум

Лексические нормы

Слайд 2

Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий, количеств и отношений между ними. Любое слово обладает лексическим значением, т.е. смысловым содержанием.

Терминология

Слайд 3

Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. В парке было заложено тридцать два дерева. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. Оратор говорил очень конспективно. Многочисленные предки А.С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. По окончании военного училища юноша превратился в настоящего солдафона, которым гордятся родители.

Упражнение 1

Слайд 4

Назовите и запишите слова, употребляющиеся в русском языке со следующими интернациональными словообразовательными элементами.

Упражнение 2

Слайд 5

Замените предложенное определение близким по значению иноязычным словом. Соглашение на основе взаимных уступок Обсуждение спорного вопроса Бег по пересеченной местности Животный мир Сильное впечатление, производимое кем/чем-либо Краткое содержание книги, статьи Занятие территории военной силой Записки о прошлых событиях, сделанные их современником или участником Растительный мир

Упражнение 3

Слайд 6

Составьте предложения с иноязычными словами:

Упражнение 4

Слайд 7

Определите значения слов. Составьте с ними словосочетания. Агентство, альтернатива, ажиотаж, дивиденд, импорт, инвестиция, интерпретация, инфляция, периферия, прецедент, ходатайство, эксперт, эксклюзивный

Упражнение 5

Слайд 8

Исправьте ошибки, вызванные неоправданным употреблением заимствованных слов

Упражнение 6

Слайд 9

Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.

Упражнение 7

Слайд 10

Определите значения слов-омонимов. Составьте с ними словосочетания так, чтобы разграничить эти значения


  • Как вы понимаете разные значения данных ниже слов? Докажите это одним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения слова. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2: если у слова два омонима, запишите еще и цифру 3.
  • Акция, бабка, блок, совет, уход, соль, ферма, такт, ток, тур, фокус, фракция, гриф, союз, наступить, некогда.

  • Прим..рять - прим..рять, ст.рожил - ст..рожил, изморос.ь - изморо..ь, плач? - плач?, впереме..ку - впереме..ку, пр..зрение - пр..зрение, с..деть - с..деть, ..юбовь - ..юбовь, брак - брак, оман - ..оман.
  • Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и подтвердите правильность написания.

  • омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу(от лечить) - лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит, наклонение от глагола мыть);
  • омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Ma ршак):
  • омографы - графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): по е м - поём; п о лет - полёт; а тлас - атл а с.


1) ...И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

2) Собирался приехать к вам, да дорога дорога.

3) Вечно властен, вечно молод

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

4) Ваши принципы просты.

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.


Выберите паронимы, необходимые в данных контекстах. Объясните свой выбор.

1. Он не любил работать и вел (праздничный - праздный) образ жизни. 2.(Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Всё лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 4. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 5. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 6. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.



  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу

  • Тест.

Задания, проверяющие владение лексическими нормами:

  • 1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

  • 2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом pa згребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) "Вот мы и приехали домой", - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


  • 3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЕ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

3) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

  • 4. В каком предложении вместо снова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра с три.

2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.

3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.


  • 5. Значение какого слова определено неверно?

1) СУВЕНИР - подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

2) ТОРЕЦ - боковая сторона дома.

3) УНИКАЛЬНЫЙ - редкий, единственный в своём роде.

4) ЗАУРЯДНЫЙ - приметный, обращающий на себя внимание.

  • 6. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?

1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

2) Малышей … потеплее.

3) Дедушка взял газету и … очки.

4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

1)успешными

2) преуспевающими

3) удачными

4) плодотворными.


  • Ответы:
  • I : 4. Предоставить используется в значении "дать, отдать что-либо в чьё-то распоряжение, разрешить кому-либо сделать что-то, обеспечить кого-либо чем-то", предоставить возможность, предоставить средства, предоставить (кому) выбирать способ
  • 2: 1. Будний - относительное прилагательное, антоним слова выходной (день), будничный - качественное прилагательное, близкое по значению словам повседневный, обычный, непарадный, рутинный.
  • 3:3. Враждебный - качественное прилагательное, синоним слов неприязненный, недружелюбный; вражеский - относительное прилагательное, означающее принадлежащий к лагерю врагов.
  • 4: 2. Относительное прилагательное взрывчатый, в отличие от прилагательного взрывной, указывает на химический состав ве­щества.
  • 5: 4. Заурядный означает обыкновенный, ничем не выделяющийся.
  • 6: 2. Глагол одеть употребляется в конструкции одеть кого (+ как, во что), надеть - в конструкции надеть что (на кого)
  • 7: 2. Остальные прилагательные (в том числе и успешный), по нормам литературного языка, не сочетаются с одушевлёнными существительными.

  • Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов. Исправьте и перепишите.
  • 1). Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. 2) Этот роман сыграл большое воспитательное значение.3) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 4) Базаров заявляет, что песня Николая Петровича уже пропета. 5) Известие о приезде ревизор а привело городничего в тупик. 6) Члены бригады, занявшей первенство, были награждены ценными подарками. 7) В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам.

  • П. 73,74, 80, упражнения 135,136.