Английский Биология География

Выселение татар из крыма 1944. Депортация крымских татар: что скрывается за давностью лет

Ирина Симоненко

Ежегодно 18 мая крымские татары отмечают День памяти жертв депортации. Стараниями украинских политтехнологов и их кураторов, из изначального дня скорби депортации крымских народов, этот день методично и целенаправлено превратился в День памяти жертв исключительно крымско-татарского, «без вины наказанного» народа.

Особенно циничны слова Петра Порошенко «Мы обязаны дать крымским татарам право на самоопределение в рамках единого украинского государства. Это то, что мы задолжали крымским татарам. Украинская власть это должна была сделать по крайней мере 20 лет назад. И сейчас ситуация была бы совершенно другой».


К слову того самого определения, как бы ни просили и не умоляли «представители» киевских крымских татар, им никогда не получить. Этот народ для Киева всегда был инструментом для манипуляций. И дальше обещаний за всю историю Украины дело не доходило, только раз за разом «подчеркивается необходимость внесения изменений в 10 раздел Конституции Украины», но в реальности этого никогда не допустит.

Украина состоит из разных областей, которые когда-то принадлежали Речи Посполитой, Турции, Российской империи. И если крымские татары получат самоопределение о котором с упоением рассказывает Гарант Конституции каждое 18 мая, то такой же «автономии» вполне способны возжелать и в Закарпатье. А там и дальше по цепочке незалежна может лишиться всех своих земель.

Украинские политики продолжают водить за нос крымскотатарский народ обещая свою землю, свое правительство и золотые горы. Но даже на бумаге оформить такие изменения в отношении уже утерянной территории Крыма, по-прежнему не желают, откладывая принятие документа еще на год, два, три. И так до бесконечности.

Сегодня число исторических мистификаций, связанных со «сталинской высылкой народов» только нарастает и донные эксперты уже называют это «спланированным геноцидом».

Не будет лишним будет разобраться в этом вопросе. Каковы были причины депортации? Что на самом деле происходило на территории Крыма в годы войны? Осталось очень мало живых свидетелей тех событий, которые могли бы поведать о том, как всё было на самом деле. Но и того что рассказывают не многочисленные очевидцы, и то что записано в советских и немецких хрониках достаточно что бы понять, что переселение было единственным и наиболее верным решением.

Хотелось бы сразу расставить точки над i - я ни в коем случае не хочу сказать, что все крымские татары плохие. Множество крымских татар доблестно защищало общую советскую Родину в рядах Красной Армии, в рядах крымских партизан превращали жизнь немецких и румынских нацистов в Крыму в ад, тысячи были награждены государственными наградами. Их подвиги заслуживают отдельного поста. Здесь, я хочу разобраться в том, почему случилось то, что случилось.

Депортация обосновывалась фактами участия народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Из 200 000 всего крымско-татарского населения, 20 000 стали бойцами вермахта, карательных отрядов, и иными способами перешло на службу немецким оккупантам, то есть практически все мужчины призывного возраста, о чем свидетельствуют доклады немецкого командования. Как бы ужились они с вернувшимися с фронта красноармейцами, что бы с ними сделали ветераны войны, узнав о том, что творили татарские каратели на территории Крыма во время немецкой оккупации? Началась бы резня, и переселение было единственным выходом из сложившийся ситуации. А мстить красноармейцам было за что, и это не советская пропаганда, фактах об их зверствах предостаточно как с советской, так и с немецкой стороны.

Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов.

4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина.

Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.

Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям.

Начиная с весны 1942 года на территории совхоза «Красный» действовал концентрационный лагерь, в котором за время оккупации было замучено и расстреляно не менее 8 тыс. жителей Крыма.

Концентрационный лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён Великой Отечественной войны на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан.

Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач.

Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона, которых начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал для выполнения «самой грязной работы».

С особенным удовольствием будущие «невинные жертвы сталинских репрессий» издевались над идеологически неправильными пленными. Своей жестокостью они напоминали татарскую орду далёкого прошлого, и отличались особо «творческим» подходом к вопросу уничтожения заключенных. В частности, матерей с детьми не раз топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерными туалетами.

Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Очевидцы утверждают, что «больше всего везло тем, кто лежал снизу» - они задыхались под весом человеческих тел еще до казни.

За прислужничество немцам многие сотни карателей из числа крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером — «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования».

Так, согласно отчёту Симферопольского мусульманского комитета, за 01.12.1943 — 31.01.1944 года:

«За заслуги перед татарским народом Германским командованием награждены: знаком с мечами II степени, выпущенным для освобождённых восточных областей, председатель Симферопольского татарского комитета Джемиль Абдурешид, знаком II степени Председатель отдела религии Абдул-Азиз Гафар, работник отдела религии Фазыл Садык и Председатель Татарского стола Тахсин Джемиль».

Джемиль Абдурешид принимал активное участие в создании Симферопольского комитета в конце 1941 г. и, в качестве первого председателя комитета, проявил активность в деле привлечения добровольцев в ряды германской армии.

В ответной речи председатель татарского комитета Джемиль Абдурешид сказал следующее:

«Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов».

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасу-базара:

«Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира — газы Адольф Гитлер.

Наши предки пришли с Востока, и до сих пор мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идёт к нам с Запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло на Западе. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом, и Вы, опираясь на незыблемость великого германского государства, на единство и мощь германского народа, несёте нам, угнетённым мусульманам, свободу. Мы дали клятву верности Вам умереть за вас с честью и оружием в руках и только в борьбе с общим врагом.

Мы уверены, что добьёмся вместе с Вами полного освобождения наших народов из-под ига большевизма.

В день Вашего славного юбилея шлём Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока."

Абдул-Азиз Гафар и Фазыл Садык, несмотря на свои преклонные лета, проводили работу среди добровольцев и проделали значительную работу по налаживанию религиозных дел в Симферопольском районе.

Тахсин Джемиль в 1942 г. организовал Татарский стол и, работая в качестве его председателя до конца 1943 г., оказывал систематическую помощь «нуждающимся татарам и семьям добровольцев».

Помимо этого, личному составу крымско-татарских формирований предоставлялись всяческие материальные льготы и привилегии. Согласно одному из постановлений Главного командования вермахта, «всякое лицо, которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землёй или выплате ему денежного вознаграждения до 1000 руб.»

При этом его семья должна была получать от отделов социального обеспечения городского или районного управления ежемесячную субсидию в размере от 75 до 250 руб.

После опубликования 15 февраля 1942 года Министерством оккупированных восточных областей «Закона о новом аграрном порядке» всем татарам, вступившим в добровольческие формирования, и их семьям стали давать в полную собственность по 2 гектара земли. Немцы предоставляли им лучшие участки, отнимая землю у крестьян, которые не вступили в эти формирования.

Как отмечалось в уже цитированной докладной записке наркома внутренних дел Крымской АССР майора госбезопасности Каранадзе в НКВД СССР «О политико-моральном состоянии населения Крыма»:

«В особо привилегированном положении находятся лица, входящие в добровольческие отряды. Все они получают зарплату, продовольствие, освобождены от налогов, получили лучшие наделы фруктовых и виноградных садов, табачные плантации, отобранные у остального нетатарского населения.

Добровольцам выдают вещи, награбленные у еврейского населения».

Все эти ужасы не выдумка советских политруков, а горькая правда. Можно привести ещё очень много примеров «невинности крымских татар» но эта статья не об этом.

Вся проблема в том, что современные татары не обязаны носить до конца своих дней клеймо предателей, ведь они тогда даже не родились. Так же и современные россияне не имеют отношения к депортации татар. Нам всем нужно жить дальше, жить в мире и согласии. А для этого нужно перестать рыдать о своём многострадальном прошлом, и задуматься о нашем общем будущем. Русский татарин и украинец должны вместе развивать экономику Крыма, перестать доставать скелеты из шкафов, обвиняя друг друга в том, что сделал прадед или прапрадед соседа.

А пока каждое 18-е мая крымские татары предоставляют отличный повод для всякого рода спекуляций со стороны украинского Меджлиса и их кураторов в Украине и дальше на запад, и благодаря их позиции «обиженных и угнетённых» используют как разменную монету для создания нестабильности в регионе.

Выступая недавно на форуме, посвященном 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Петр Порошенко договорился до того, что сравнил российскую власть в Крыму (не преминув прилепить ей, как обычно ярлык «оккупационная»), с «действиями Сталина, мечтавшего уничтожить татарский народ». Сказано громко... А также – лживо и безграмотно. В общем, очень по-порошенковски. Однако, для того, чтобы до конца понять, какую же нелепицу отвесил украинский президент, необходимо досконально разобраться с истинной сутью событий весны 1944 года в Крыму, и, прежде всего – с их предпосылками и причинами.

10 мая 1944 года Председателем государственного комитета обороны СССР Иосифом Сталиным было подписано постановление «О крымских татарах», на основании которого 190 тысяч представителей этой национальности в течении буквально 10 ближайших дней были выселены с полуострова. Местом депортации в основном был Узбекистан, впрочем, какая-то часть их оказалась в Казахстане и других республиках СССР. На территории Крыма остались около полутора тысяч татар – участников антигитлеровского подполья, партизан и тех, кто воевал в Красной Армии, а также членов их семей.

Трагическая история? Несомненно. Однако, прежде чем лить слезы над ее участниками, объявив их, всех до единого, «невинными жертвами сталинизма», вернемся во времени еще дальше – в 1941 год. Именно тогда была заложена основа событий, случившихся три года спустя - и никем иным, как самими крымскими татарами. В служебной записке Народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берии, ставшей, по сути, основой для принятия упомянутого выше решения ГКО, все было изложено с беспощадной бериевской точностью и прямотой. Никакой «лирики» – только цифры и факты.

Хотите знать, сколько крымских татар дезертировало из рядов 51-й армии, отступавшей из Крыма? 20 тысяч. А сколько их было призвано в РККА? Ровно 20 тысяч и было... Замечательный образчик предательства, беспримерный, можно сказать! Стопроцентное дезертирство уже само по себе говорит о многом. Но если б, разбежавшись, как тараканы перед наступающими гитлеровцами, татары на этом и остановились! Все было совсем не так. Не успели оккупанты войти в Крым, а представители татар уже помчались к ним с выражением полнейшей преданности и уверениями в том, что все они готовы верно служить «Адольфу-эфенди», признавая его своим вождем.

Подобное рвение было благосклонно принято нацистскими главарями, о чем в первые дни 1942 года и было сообщено на первом заседании Татарского Комитета, состоявшемся в захваченном Симферополе. Героический Севастополь еще сражался, истекая кровью, но не сдаваясь, а крымские муллы уже выли молитвы за здравие «великого фюрера», «непобедимую армию великого немецкого народа» и упокой гнусных душонок убийц из Вермахта. Помолясь, принялись за дело – из крымских татар массово формировались охранные, полицейские и вспомогательные части гитлеровцев. Особо ценились они в СД и полевой жандармерии.

Много скорбных слов написано и сказано о лагере смерти, располагавшемся в годы войны на территории совхоза «Красный» близ Симферополя. Своими ужасами он заслужил название «крымского Дахау». Только расстреляно в нем было не менее 8 тысяч человек. Однако, гораздо меньше упоминалось о том, что немцев в этом жутком месте среди палачей было, собственно говоря, двое – «врач» лагеря да его комендант. Весь остальной «персонал» состоял из крымских татар, служивших в 152 батальоне СД Shuma. Формировалось это подразделение, кстати говоря, исключительно на добровольной основе. Собравшееся в нем отребье проявляло просто невероятную изобретательность в отношении пыток и казней. Приведу только один пример – одним из таких «ноу-хау» было уничтожение людей, которых укладывали штабелями, связав колючей проволокой, обливали бензином и поджигали. Особым везением в этом случае было попасть в самый нижний слой – имелся шанс задохнуться до того, как вспыхнет пламя...

Настоящим кошмаром партизанских отрядов Крыма были татарские проводники фашистских ягд-команд и карательных отрядов, охотившихся за ними. Прекрасно ориентировавшиеся на местности, знавшие в горах, что называется, каждый камень, каждую тропинку, эти нелюди раз за разом выводили гитлеровцам к местам, где укрывались наши бойцы, их лагерям и стоянкам. Такого рода «специалисты» оказались настолько востребованы для Третьего рейха, что в 1944 году, бросив в Крыму часть своих войск, немцы нашли возможность эвакуировать их с полуострова морем, впоследствии сформировав сперва Татарский горно-егерский полк СС, а потом и целую бригаду. Большая честь...

Вспомнить можно еще очень о многом. О камнях, летевших в наших пленных, когда их гнали через татарские деревни... О двух гектарах крымской земли, которыми наделялся каждый из татар, вступивший на службу оккупантам, и которая отбиралась у русских людей. О том, как отчаянно сражались в 1944 году татарские батальоны под Бахчисараем и Ислам-Тереком, пытаясь остановить идущую освобождать Крым Красную Армию. О том, с каким рвением они разыскивали и уничтожали по всему полуострову коммунистов, раненых бойцов Красной Армии, которых пытались прятать жители, а также – евреев и цыган, в истреблении которых принимали самое активное участие.

Никому не приходит в голову, что депортируя из Крыма татар, среди которых, как минимум, каждый десятый был не просто запятнан сотрудничеством с оккупантами, а имел руки в крови по локоть, Сталин с Берией не уничтожали их, а спасали?! Вернувшиеся с полей Великой Отечественной через год-другой ветераны вряд ли ограничились бы «словесным порицанием» предателей...

Нельзя не упомянуть еще об одном моменте. Проливающие ежегодно потоки слез по поводу «незаслуженно депортированных» крымских татар «международные правозащитные организации» и прочая либеральная шушера, почему-то не рыдают над другими совершенно аналогичными историями того же самого времени. Над интернированием 120 тысяч японцев, а также тысяч немцев и итальянцев, которых загнали за «колючку» в 1941 году в США. Заметьте – не за какие-либо конкретные преступления, и не «по подозрению» даже. Просто – за национальность! И над 600 тысячами немцев, сгинувших при массовом их выселении из стран Европы после окончания Второй Мировой войны тоже не стенают. Молчат, заразы, как рыба об лед...

А ведь немцев – не нацистов, не ветеранов Вермахта или СС, а просто имевших несчастье принадлежать к этой нации, гнали в 1945 году из Чехословакии, Венгрии, Польши, Югославии миллионами! 500-600 тысяч – это только документально подтвержденное количество погибших и умерших при депортации.

Я никого не осуждаю и не оправдываю. Просто время было такое - жестокое, кровавое, страшное... И некоторые вещи, вызывающие сегодня содрогание своей категоричностью и своими масштабами были для него совершенно нормальной, чуть ли не повсеместной практикой. Это все к тому, что объявлять депортацию 1944 года вершиной мировых зверств – некорректно, как минимум.

По поводу того, что арестовывали и депортировали весной 1944 года сплошь «невиновных» и «непричастных»... Только стрелкового оружия в процессе проведения операции по выселению было изъято столько, что хватило бы вооружить стрелковую дивизию! Ладно, десять тысяч (!) винтовок... А 600 с лишним пулеметов и минометов – полсотни? Это все для чего прятали?! По воробьям палить? Суровыми товарищами в васильковых фуражках из ведомства Берии еще до начала депортации было отловлено больше 5 тысяч представителей крымско-татарского населения, чья связь с гитлеровцами была настолько явной, а преступления – столь кровавыми, что большинству из них, не церемонясь, накинули петлю на шею. Немало было среди таковых пытавшихся спрятаться шпионов, диверсантов и просто «спящих» агентов, оставленных на освобожденной территории со вполне конкретными заданиями от фашистских хозяев.

Соглашусь с тем, что виноватым не может быть целый народ. Целый народ никто и не обвиняет... Давайте не будем погружаться в эмоции, а обратимся к бесстрастной и сухой арифметике. Приведу некоторые цифры, а уж следующие из них выводы каждый волен делать сам.

Прежде всего, чтобы там не пытались сейчас говорить окопавшиеся на Украине экстремисты и их пособники, татарским Крым до Великой Отечественной войны не был ни в коем случае. Украинским, кстати – тем более! По переписи 1939 года на полуострове проживало более полумиллиона русских, более 200 тысяч татар, чуть больше 150 тысяч украинцев. Ну, и представители прочих национальностей – армяне, греки, евреи, болгары, в значительно меньших количествах.

Из этих самых 200 тысяч по неосторожно сделанному самими лидерами действовавшего при оккупантах Татарского Комитета, с оружием в руках гитлеровцам служили 20 тысяч. Каждый десятый... Впрочем, по оценкам многих историков цифра безбожно занижена – реально сотрудничали с фашистами (не только в рядах СС, СД и полиции, а и в качестве проводников, осведомителей и прислуги), как минимум 35-40 тысяч крымских татар. Каждый пятый... Во время депортации из 191 тысячи перевозимых, согласно отчету НКВД, в пути умер 191человек. Один на тысячу... Это не сравнение. Это – просто элементарная арифметика.

За время гитлеровской оккупации в Крыму было уничтожено и угнано в рабство не менее 220 тысяч его жителей, в расположенных на его территории фашистских застенках и лагерях погибли 45 тысяч воинов РККА, захваченных в плен. Крымских татар среди таковых не было. Зато, ко всем этим преступлениям в полной мере причастны каратели, полицаи, охранники из татарских формирований, преданно служивших оккупантам. Они сделали свой сознательный выбор и все, что произошло потом, было расплатой за него. При этом, не было ни массовых казней, ни поголовной отправки всех татар в лагеря – только изгнание.

Утратил ли народ, чьи сыны залили землю Крыма кровью тех, кто мирно жил на ней рядом с ними, право ходить по этой земле? Каждый может найти свой ответ на этот вопрос. Сталин просто нашел свой...

Не нужно верить нынешней пропаганде о безвиности крымских татар. Вина их очевидна и документально подтверждена множеством источников. Не нужно верить диким цифрам жертв от депортации. Дикими потому, что называются от 25 до 50% погибших. Это полный бред. Помните главное, что когда наши деды и отцы гибли за Родину, то деды и отцы нынешних крымских татар поголовно дезертировали и переходили на службу немцам. А теперь факты:

По недавно рассекреченным данным Особой папки Государственного комитета обороны (по сообщению от 1 мая под номером №387/Б) во время оккупации немцами Крыма там были организованы Мусульманские комитеты, которые «проводили по заданию германских разведорганов вербовку татарской молодёжи в добровольческие отряды для борьбы с партизанами и Красной Армией, подбирали соответствующие кадры для заброски их в тыл Красной Армии и вели активную профашистскую агитацию среди татарского населения в Крыму».

В Крыму был создан «Татарский национальный комитет», который возглавлял турецко-подданный эмигрант Абдурешид Джемиль. Комитет имел отделения во всех районах татарского проживания в Крыму и активно сотрудничал с немцами.

В 1943 году в Феодосию приезжал турецкий эмиссар Амиль-Паша, который также призвал татарское население поддерживать мероприятия германского командования.

Среди конкретных и особо вызывающих данных приводится сбор средств в помощь немецкой армии «после разгрома 6-й немецкой армии Паулюса под Сталинградом». Так, Феодосийский мусульманский комитет собрал среди татар «один миллион рублей».

Из доклада Берии Государственному комитету обороны № 366/Б от 25 апреля 1944 года (из той же Особой папки):

«Деятельность “Татарского национального комитета” поддерживалась широкими слоями татарского населения, которому немецкие оккупационные власти оказывали всяческую поддержку: не угоняли на работу в Германию (исключая 5.000 человек добровольцев), не выводили на принудительные работы, предоставляли льготы при налоговых обложениях и т.п. Ни один населённый пункт с татарским населением не был уничтожен».

Из дезертировавших крымских татар был сформирована особая татарская дивизия, которая принимала участие в боях в районе Севастополя на стороне немцев.

Сотрудничавшие с оккупантами крымские татары активно участвовали в карательных акциях.

Один из примеров. В «Джанкойском районе была арестована группа в числе трёх татар, которые по заданию германской разведки в марте 1942 года отравили в душегубке 200 цыган», «в Судаке арестовано 19 татар — карателей, которые зверски расправлялись с пленными военнослужащими Красной Армии. Из числа арестованных Сеттаров Осман лично расстрелял 37 красноармейцев, Абдурешитов Осман — 38 красноармейцев» (Особая папка. Сообщение номер 465/Б от 16 мая 1944 года).

В ноябре 1941 г. все «местные полицейские вспомогательные силы» на территории рейхскомиссариатов были организованы в подразделения «вспомогательной полиции порядка» (Schutzmannschaft der Ordnungspolizei или “Schuma”). Собственно, полиция «Schuma» состояла из следующих категорий:

— полиция порядка в городах и сельской местности — Schutzmannschaft-Einseldienst;
— отряды самообороны — Selbst-Schutz;
— полицейские батальоны для борьбы с партизанами — Schutzmannschaft-Bataillone;
— вспомогательная пожарная полиция — Feuerschutzmannschaft;
— резервная вспомогательная полиция для охраны лагерей военнопленных и несения трудовой повинности — Hilfsschutzmannschaft .

Отделения городской и сельской полиции создавались сразу же после занятия немцами городов и крупных населённых пунктов Крыма. Главными обязанностями её сотрудников были поддержание порядка в населённом пункте и наблюдение за исполнением паспортного режима .

Личный состав полиции состоял в основном из трёх национальных групп: татар, украинцев и русских. Причём национальный состав варьировался в зависимости от района. Так, татары преобладали в полиции Алушты (начальник — Чермен Сеит Мемёт), Ялты, Севастополя (начальник — Ягъя Алиев), Карасубазара и Зуи (начальник — старший полицейский Алиев), значительно меньше их было в полиции Евпатории и Феодосии.

Однако ни городская, ни сельская полиция не могли самостоятельно бороться с партизанами, а тем более уничтожить их. Поэтому оккупационные власти делали всё, чтобы создать более крупные вооружённые формирования, которые могли бы обеспечить относительный порядок, хотя бы в пределах своего района.

Одним из принципов немецкой оккупационной политики на территории СССР было создание добровольческих формирований, в частности, было противопоставление нерусских народов и национальных меньшинств народу русскому. В Крыму этот принцип нашёл своё отражение в заигрывании немецких властей с крымско-татарским населением и в создании из его представителей добровольческих формирований в виде отрядов самообороны и батальонов «Schuma» для использования на территории полуострова».

Этот официальный документ следует дополнить.

Вскоре после возвращения Крыма в родное лоно России президент В.Путин принял в Кремле представителей крымских татар, ставших нашими согражданами. Очень отрадно. Надо полагать, было о чём поговорить, что-то выяснить, помочь, принять к сведению и т.д. А незадолго до этого был подписан Указ о реабилитации крымских татар. Тут тоже есть о чём подумать.

Во-первых, реабилитировать можно лишь того, кто осуждён. Но нет на свете ни одной страны, по законодательству которой можно было бы осудить целый народ. Не могло быть такого кодекса и в СССР. И крымско-татарский народ не был и не мог быть осуждён. А что было?

Великая Отечественная война началась спустя всего лишь 23 года после Октябрьской революции, которая так или иначе, а порой и весьма несправедливо, задела многих. И эти люди были ещё далеко не стары, во вполне деятельном, нередко и в солдатском возрасте. Понятно их желание воспользоваться начавшейся войной в своих интересах, отомстить за утрату близких или имущества, положения. Так тысячи вчерашних советских граждан оказались даже в рядах оккупантов. И удивительно не то, что среди 195-миллионного народа изменники сыскались, а то, что их оказалось так мало.

Вот очень ценное свидетельство Натальи Владимировны Малышевой, разведчицы, майора Красной Армии, а много позже матушки Адрианы, прекрасный портрет которой в старости я увидел в мастерской Александра Шилова: «Ведь я могла уехать в эвакуацию с моим Авиационным институтом (МАИ) в Алма-Ату. Там солнышко, фрукты. Но как уехать, когда понимаешь: а здесь по улицам Москвы будут ходить немцы... Я решила: не поеду в эвакуацию, буду защищать Москву!.. Я до сих пор себя спрашиваю: ну как такое было возможно? Ведь столько репрессированных, столько церквей разрушено. И тем не менее моя дивизия ополчения — это 11 тысяч добровольцев, которые никак не подлежали призыву. За неделю сформировали! У нас были дети и репрессированных, и священников. Я знала двоих добровольцев, у которых отцов расстреляли. Но никто не таил зла. И вот эти дети поднялись над своими обидами, всё бросили и пошли защищать Москву, многих из которых она обидела» (Российская газета. 24 декабря 2009 года).

Но изменники, конечно, нашлись. Это были люди разных национальностей нашей многонациональной страны, начиная с русских. Создал же генерал Власов армию, хотя всего из двух боевых дивизий, были у немцев и украинские части, и среднеазиатские, и калмыцкий кавалерийский корпус (ККК)... Я уж не говорю о прибалтах, которые до войны прожили при Советской власти всего год. Ко всем этим национальным частям немцы относились презрительно и недоверчиво. Гитлер не пожелал даже видеть генерала Власова, самого известного изменника. С ним занимался Гиммлер. А вооружили власовскую армию только в ноябре 1944 года, когда мы вступили на немецкую землю, и дела немцев стали уж совсем плохи.

Крымские татары не могли быть тут исключением. Национальность, национальный менталитет, национальная память — не выдумка сталинской пропаганды, а реальность жизни... По телевидению однажды промелькнул любопытный и очень характерный эпизод. В Крыму сейчас живут, кажется, тысяч семь немцев, есть у них какая-то объединительная организация. И вот в недавние дни воссоединения Крыма с Россией один журналист зашёл поговорить к руководителю этой организации. Разговор был дружеский, доброжелательный, немец сказал, что все они будут голосовать за Россию... Но что мы увидели по телевизору на стене его кабинета? Портрет Ангелы Меркель!.. Что он видел от неё хорошего? Ничего. Чем она его одарила? Ничем. И ведь, скорее всего, его предки оказались в России ещё при Петре или Екатерине, он давным-давно закоренелый русский немец, а вот на тебе — портретик ангелоподобной Ангелы. Тут одно только национальное чувство и ничего больше. Портреты Гитлера не могли висеть в домах немцев Поволжья, но всё же, всё же, всё же....

Так вот, размышляя о крымских татарах, нельзя же забывать, что существовало могущественнее Крымское ханство. Оно веками совершало опустошительные набеги на русские земли. Чего стоит один только набег хана Девлет-Гирея в мае 1571 года. Воспользовавшись тем, что русские войска были заняты в Ливонской войне, он тогда вместе с турками допёр до Москвы, сжёг её всю, кроме Кремля, тысячи москвичей были убиты, тысячи угнаны в рабство. Хан хотел покорить Московское царство. Иван Грозный готов был отдать ему Астрахань, но тому этого было мало, война продолжалась, и только в августе следующего года у деревни Молоди в 60 верстах южнее Москвы русские под командованием князя М.И.Воротынского на голову разбили войско хана и турок. А в 1687, 1689 годах были наши неудачные походы на Крым, который стал турецким вассалом, и только после победы над Турцией, только в 1783 году Крым был присоединён к России. Все эти сложные, трудные, кровавые исторические перипетии, закончившиеся их поражением, не могли не оставить след в памяти крымских татар. Ещё свежее была в памяти ингушей и чеченцев история покорения Кавказа...

И началась война... 1 ноября 1941 года немцы захватили Симферополь, 8 ноября — Ялту. Приведу несколько выдержек из немецких документов того времени.

«Из дневника военных действий 11-й армии в Крыму. Отдел разведки.

Уже при занятии войсками Крыма татары показали своё дружелюбие к немцам. Они считали немецкие войска освободителями от ига, предлагали свою помощь... У них живы воспоминания о братстве по оружию в 1917-1918 годы...

Они всё чаще предлагали нам свою помощь в борьбе против партизан и Красной Армии. В Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и т.д. они молились за победу немецкого оружия, за фюрера, посылали благодарственные письма фюреру, просили разрешить им принять участие в борьбе с большевиками...

20 января 1942 года в отделе разведки армии состоялось совещание, где было объявлено, что фюрер разрешил приём добровольцев из крымских татар, а также создание татарских рот самообороны для борьбы с партизанами. Айнзацгруппа «Д» создаёт такие роты. Татары считаются служащими вермахта и получают такое же питание и денежное содержание, как и немцы низкого ранга. Они гордятся, что носят немецкую форму и стараются выучить немецкий язык и очень гордятся, когда могут сказать по-немецки.

3 января 1942 года в 10.00 началось первое официальное заседание Татарского комитета в Симферополе, посвящённое вербовке татар для общей борьбы против большевизма. Совещание проводилось под руководством шефа айнзацгруппы». Заседание открыл приветственным словом СС-оберфюрер Олендорф. Он сказал, что рад сообщить комитету, что его просьба защищать родину в этой священной борьбе вместе с немцами против большевизма удовлетворена.

Присутствующие татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали. Мулла мусульманского объединения Симферополя заявил, что его религия требует принять участие в этой священной борьбе вместе с немцами. Старейший из татар Эннан Сетулла сказал, что он сам готов выступить с оружием, хотя ему шестьдесят лет. Председатель Татарского комитета Абдурешидов: «Я знаю, что татары как народ (!) готовы все выступить против общего врага. Для нас большая честь получить разрешение сражаться под руководством Адольфа Гитлера, крупнейшего деятеля немецкого народа. Мы все (!) готовы выступить под руководством немецкой армии». Второй председатель Татарского комитета, представитель молодёжи Керменчикли сказал: «Каждый (!) молодой татарин идёт в бой с сознанием, что это бой против злейшего врага немецкого и нашего народов».

После того, как обо всём договорились, татары попросили это торжественное заседание и начало борьбы против неверных закончить молебном. Татары вслед за муллой повторили три молитвы. Первая — за достижение быстрой победы в общих целях и за долгую жизнь Адольфа Гитлера. Вторая — за немецкий народ и его доблестное войско. Третья — за погибших немецких солдат» (ВИЖ №3’1991. С. 91-93).

Но что какой-то никому не ведомый оберфюрер Олендорф! Вот что писал в воспоминаниях известный генерал-фельдмаршал Э.Манштейн, армия которого в сентябре 1941 года ворвалась в Крым: «Большинство(!) татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооружённые роты для самообороны...Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига...Ко мне явилась татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя Адольфа-эфенди».

Вскоре стала выходить газета «Азат Крым» («Освобождённый Крым»). В ней печаталось такое, например:

На собрании, устроенном мусульманским Комитетом, мусульмане выразили благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за свободную жизнь. Затем устроили богослужение за здоровье Гитлера-эфенди ».

Или: «Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! Две тысячи татар деревни Коккозы и окрестностей собрались для молебна в честь германских воинов. Весь татарский народ ежедневно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, Великий вождь, мы говорим от всего сердца, верьте нам! Мы даём слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с немецкими воинами. Да благословит Тебя Господь, наш великий господин Гитлер» и т.д. и т.п.

И во всей этой картине, включая такую газету, нет ничего удивительного или исключительного. Были единомышленники названных татар и среди русских. Примерно то же самое они писали во власовских газетах. А ещё задолго до войны Афонский старец Аристоклий пророчествовал: «Ждите, пока немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны не только Божьим орудием наказания России, но и орудием избавления. Вот когда услышите, что немцы берутся за оружие, — вот тогда уже время близко» (Великая гражданская война 1941-1945. М. 2002. С.498).

Но вот немцы и взялись за оружие. Журналист Д.Жуков пишет в этой же книге: «В эмиграции подавляющее большинство священников и прихожан приветствовало начало войны, даже встретило восторженно» (с.499, 501). Так, митрополит Серафим (Лукьянов) заявил: «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога». Ему вторил весьма либеральный архимандрит Иоанн (Шаховской) в статье «Близок час»: «До каких дней желанных и под-советской, и зарубежной России довелось дожить... Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу» (с.501). (Помянутый Жуков, родитель самого бесцветного вице-премьера всех демократических правительств, начиная с ельцинской поры, тот самый правдоруб, который писал в «Литгазете», что Сталин летал на тегеранскую конференцию с дойной коровой, попытался с помощью грязной клеветы примазать к этой орде ненавистников Советского Союза и митрополита Сергия (Страгородского), будущего патриарха, фамилию которого этот Жуков даже не умеет грамотно написать. Он, говорит, «в своей проповеди в патриаршем соборе в Москве косвенно поддержал начало войны» (с.499). То есть поддержал, дескать, немцев. За такие измышления бьют канделябром по голове даже родителей вице-премьеров).

Но не только церковники радовались нападению Гитлера. Живший в оккупированной немцами Франции нобелевский лауреат Иван Бунин, вроде бы классик русской литературы, в первые дни войны 2 июля 1941 года с явным злорадством записал в дневнике: «Верно, царству Сталина скоро конец. Киев, вероятно, возьмут через неделю, через две». Спешил классик, на самом деле Киев захватили почти через три месяца. Правда, позже классик несколько очухался и даже порадовался, когда мы освободили Одессу. Я уж не говорю о генерале Краснове, дважды воевавшем вместе с немцами против Советской России и по заслугам получившем в 1946 году виселицу. А генерал Деникин, тогда живший тоже во Франции, а после войны укативший за океан, до конца дней своих ненавидел Советскую Россию и даже в 1947 году незадолго до смерти послал американскому президенту обстоятельную записку о том, как ловчее разбить Советский Союз, используя опыт Гражданской войны и Великой Отечественной.

А что касается русских церковников, то даже в нынешнюю пору среди них не перевелись пламенные почитатели Гитлера. Вот что можно прочитать в журнале «Русское православие» №4 за 2000 год: «Катакомбная Церковь всегда исповедовала и теперь исповедует, что Гитлер для Истинно Православных Христиан (ИПХ) являлся богоизбранным вождём-помазанником не только в политическом, но и в духовно-мистическом смысле, благие плоды дел которого ощутимы до сих пор. Поэтому ИПХ воздают ему честь... Как при жизни германского Фюрера св. Церковь возносила молитвы о его здравии и даровании ему победы над супостатами, так и после кончины его она молится о его бессмертной душе» (Там же, с.500). Приведя эти строки, Жуков не высказал своего отношения к ним: «Мы предоставляем читателям самим определиться в этом вопросе». А помочь определиться может, например, протоиерей Георгий Митрофанов, который регулярно устраивает юбилейные панихиды и о генерале Краснове, и о Власове, и о Солженицыне. Да ещё проклинает знаменитого генерала А.А.Брусилова, ставшего после революции на сторону народа и его Красной Армии, но нахваливает Колчака, Юденича и Ельцина (Трагедия России. М. 2009). Как видим, эти святоши в угодничестве и холуйстве перед фашистами и другими врагами России, пожалуй, даже оставляют позади упоминавшегося симферопольского муллу и его крымско-татарских единомышленников времён войны.

Между тем, в приведённом выше документе разведывательного отдела 11-й немецкой армии есть и такое свидетельство: «В сёлах района Бахчисарая до 22 января 1942 года добровольно заявили о своей службе у нас 565 татар, но при проведении призыва были отмечены частые отказы. На 30 января по болезни и другим причинам таких оказалось 176 человек, из них 48 человек просто не явились на призывные пункты. В итоге из 565 добровольцев осталось 389 человек» (Цит. соч., с.94). Это очень важное свидетельство. Да, конечно, отнюдь не все татары пошли служить немцам. Мало того, татары были и в партизанах. Так, по архивным данным Крымского обкома партии, в апреле 1944 года накануне освобождения Крыма в партизанских отрядах было русских — 2075 человек, татар — 391, украинцев — 356, белорусов — 71 (Цит. по И.Пыхалов. Время Сталина. М. 2001. С.76) . Тут к месту упомянуть и о том, что за годы войны 161 татарин (не знаю, сколько из них крымских) стали Героями Советского Союза.

Но, надо полагать, доля татар, служивших у немцев, всё-таки была достаточно высока. Так, в докладной записке замнаркома Госбезопасности СССР Б.З.Кобулов и замнаркома внутренних дел СССР И.А.Серов от 22 апреля 1944 года наркому внутренних дел Л.П.Берия говорилось, что в 1941 году в Красную Армию было призвано в Крыму около 20 тыс. татар и все они при отступлении нашей 51 армии из Крыма дезертировали и оказались в рядах немцев. Это почти всё крымско-татарское население призывного возраста» (Там же, с.75) .

О многом можно судить и по докладной записке Берии, который как нарком внутренних дел руководил операцией выселения. Он докладывал Сталину 10 мая 1944 года. Там есть и такие данные: «Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму выявление и изъятие агентуры противника, изменников родины. На 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек, изъято оружия — 5995 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт, большое количество гранат и патронов».

5 июля 1944 года Берии подводя итог, сообщал: «... изъято нелегально хранившегося у населения оружия 15.990 единиц, в том числе автоматов — 724, пулемётов — 716, боеприпасов — 5 млн штук» (Там же, с.84). Пулемёты, как известно, служат не для охоты на перепелов... 716 пулемётов — это в тех условиях большая сила. А у Берии не было причин преувеличивать эти цифры в записке Сталину.

Да, разумеется, с немцами сотрудничали не все татары. Не всех и выселили. Например, не трогали тех татар, которые сами участвовали в партизанских отрядах, и их семьи. Тут можно назвать семью С.С. Усеинова, партизана, расстрелянного немцами. Не выселяли семьи, в которых жена — татарка, а муж — русский. Удавалось отстоять свои семьи татарам, находившимся на фронте, как лётчику Э.У.Чалбаш и другим (Там же).

Оценивая всю эту драматическую историю, надо принимать во внимание ряд важных обстоятельств.

Во-первых, выселение по национальному признаку в военное время не советское изобретение. Весьма осведомлённый и добросовестный политолог профессор С.Г.Кара-Мурза пишет: «В 1915-1916 гг. царским правительством было проведено принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 году по приказу Верховного Главнокомандующего русской армии было выселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. 19 февраля 1942 года либеральнейший президент Рузвельт дал распоряжение даже не депортировать, а заключить в концентрационные лагеря граждан США японского происхождения. В этих лагерях их принудили к тяжёлым работам в рудниках. А ведь никакой угрозы японского вторжения не было» (Советская цивилизация. Книга первая, М. 2002. С. 608). И оказалось за колючей проволокой около 130 тысяч человек. И нельзя не сопоставить: Япония была от США за океаном, а Крым — это тогда тыл сражающейся Красной Армии.

Во-вторых, во всех названных выше эпизодах ни немцы, ни прибалты, ни японцы не выказали опасной враждебности к своей стране или симпатию к её противнику, тем более, то или иное содействие ему. Их выслали заблаговременно, в порядке, так сказать, превентивного военного карантина. Другое дело — крымские татары. Их выслали уже после освобождения Крыма, когда стали достоверно известны многочисленные факты их активного сотрудничества с оккупантами.

В-третьих, ведь немцы ещё не были изгнаны с нашей земли, никто не мог сказать, когда война кончится и какие ещё возможны повороты в её ходе. И вот, освободив Крым, в таких условиях оставить в тылу нашей армии враждебные вооружённые отряды, у которых одних лишь пулемётов более 700 штук? Это было бы крайне безответственно и опасно. А вдруг немцы вернулись бы в Крым? Исключать этого тогда было нельзя.

В-четвёртых, Крым — это не просто территория, а стратегически чрезвычайно важная пограничная окраина страны, плацдарм, который должен быть абсолютно надёжным тылом Красной Армии.

В-пятых, в условиях войны просто не было возможности разбираться с каждым отдельным подозреваемым, с каждым конкретным фактом.

Наконец, если бы татары остались в Крыму после его освобождения, это могло бы стать причиной многих острых, в том числе, кровавых конфликтов между ними и остальным населением. Людмила Жукова пишет в «Литературной газете: «Из политкорректности у нас не принято и сегодня объяснять причину депортации целого народа. Запомнилась мне встреча в Алуште в конце 70-х годов с фронтовиками, освободившими Крым. Они говорили: «Депортация всего народа спасла его от возмездия фронтовиков, которые тогда ничего не боялись» (ЛГ. 21 мая 14). Да, депортация уберегла татар от гнева народа.

А как, на каких условиях проходило переселение? По постановлению Государственного Комитета Обороны от 11 мая 1944 года, подписанного Сталиным, каждой семье разрешалось брать с собой до 500 кг вещей — инвентаря, посуды, продовольствия и т.д. На оставляемый скот, зерно, овощи выдавались обменные квитанции с целью возврата по ним всего принятого на месте поселения в Узбекистане. Для организации приёма четырём поимённо названным руководителям наркоматов поручалось направить в Крым нужное число работников. А для обмена на месте поселения всего сданного в Узбекистан направлялась специальная комиссия Совета народных комиссаров СССР из шести тоже поимённо названных ответственных должностных лиц ряда наркоматов во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Гриценко. Наркому здравоохранения Митереву было поручено выделить на каждый эшелон врача и две сестры «с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпоселенцев в пути». И ещё: «Наркомторгу СССР (тов. Любимову) обеспечить все эшелоны ежедневным горячим питанием. Для этого наркомторгу выделить продукты».

Татар не выбрасывали где-то в голом поле. «Расселение спецпоселенцев, — говорилось в постановлении ГКО, — произвести в совхозных посёлках, колхозах, в подсобных сельских хозяйствах предприятий и заводских посёлках для использования в сельском хозяйстве и промышленности». Кроме того, местным властям надлежало «обеспечить спецпоселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов», для чего каждой семье выдавалась на семь лет ссуда в размере 5000 рублей. Были предусмотрены и другие меры помощи татарам, а на все мероприятия ассигновалось 30 млн рублей. Интересно, во что американцам обошлось содержание японцев за колючей проволокой...

С.Кара-Мурза считает, что депортация народов из Крыма и Кавказа была наказанием по принципу круговой поруки, когда один отвечает за всех, а все — за одного. Но очень странное это было наказание. Сам же Кара-Мурза свидетельствует, что в местах нового поселения сохранялись партийные и комсомольские организации, люди учились на родном языке, получали образование, специальность, позже не знали никакой дискриминации при получении высшего образования. И в конце концов весьма характерно ещё вот что. Другой наш известный исследователь Вадим Кожинов, отвечая в 1993 году некому Г.Вачнадзе, заявившему, что во время депортации погибло 50% чеченцев, писал: «Согласно достоверным данным переписи, в 1944 году чеченцев и ингушей было 459 тысяч человек, а в 1959-м, когда они вернулись на родную землю, — 525 тыс., т.е. на 14,2% больше. Если бы действительно погибла половина народа, то его численность могла бы восстановиться не менее, чем через полвека. Так, а 1941-1944 годы погибли не 50, а «всего лишь» 22% населения Белоруссии (2 миллиона из 9), и довоенная численность смогла восстановиться лишь через 25 лет — к 1970-му году» (Судьба России. М. 1997. С.168). Т.е., как пишет Кара-Мурза, «они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом» (Цит. соч. с. 609). Нет оснований полагать, что у татар или калмыков дело обстояло иначе.

Так нужен ли был Указ о реабилитации? Я думаю, что вместо Указа надо бы от имени государства принести татарам извинение за то, что в условиях военного времени не было возможности соблюсти все юридические нормы и формальности и с благодарностью помянуть всех татар, живых и мёртвых, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Напомню ещё раз: 161 татарин, в том числе поэт Муса Джалиль, за подвиги во время войны получили звание Героя Советского Союза. Тут они после гораздо более многочисленных народов всего лишь четвёртые...

Я знал в жизни немало татар. В детстве дружил с двумя братьями-татарами, фамилию и имена которых за давностью времени забыл; на фронте в одной роте со мной были татары Зиятдинов и Хабибуллин; после войны знал прекрасного поэта Михаила Львова, писавшего по-русски; долгие годы дружу с драматургом Азатом Абдуллиным. Кто ещё? Подруги жены — Чулпан Малышева, дочь Мусы Джалиля, Галия Алимова. И ни о ком из них я не могу сказать ни единого недоброго слова... Вот о чём надо бы сочинить песню для Джамалы, чтобы она спела её в Швеции для всей Европы.

В.С. Бушин
Оригинал взят у

Так, друзья — сегодня будет пост о достаточно трагических событиях — исполняется ровно 75 лет со дня сталинского геноцида крымских татар в . 18 мая 1944 года произошла депортация крымских татар в товарных вагонах из Крыма в отдалённые районы СССР — в частности, в малонаселённые районы Казахстана и Таджикистана. Депортация была проведена карательными органами НКВД, а приказ о депортации был подписан лично .

"А зато Сталин победил в войне!" — выступают в комментариях любители СССР —"Если бы Сталин не отправлял людей в концлагеря — то это за него сделал бы Гитлер!" — вторят им неосталинисты и конспирологи. Однако правда заключается в том, что никаких оправданий этому геноциду быть не может - как нет оправдания и другим преступлениям Сталина — вроде депортации и .

Итак, в сегодняшнем посте я расскажу вам о депортации крымских татар — о чём нельзя забывать сегодня, чтобы это не повторилось вновь под вскрики "можем повторить!" В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)

Почему началась депортация?

Был создан в 1922 году, и в том же году Москва признала крымских татар коренным населением Крыма. В межвоенный период, в 1920-30-х годах татары составляли почти треть населения Крыма — около 25-30%. В тридцатые годы, после прихода к власти Сталина, начались массовые репрессии против татарского населения Крыма — раскулачивание и выселение татар, репрессии, массовые "чистки" интеллигенции 1937-38 годов.

Всё это настроило многих татар против советской власти — во время войны несколько тысяч татар воевали против СССР с оружием в руках — собственно, этого вопроса я немгого касался в посте с — как и почему люди воевали против СССР. В послевоенные годы якобы именно это стало "официальной причиной" депортации крымских татар — хотя по такой же логике можно было депортировать всех русских из России — которых только в армии Власова (не считая других соединений) воевало не менее 120-140 тысяч человек.

На самом же деле татар депортировали совсем по другим причинам — крымские татары исторически были сильно связаны с Турцией а также были мусульманами — и Сталин решил депортировать их именно по этой причине — так как они не укладывались в его голове в картину "идеального СССР" и были "лишним народом". В пользу этой версии говорит и то, что вместе с татарами из прилегающей к Турции районам выселяли и другие мусульманские этносы — чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Как именно происходила депортация?

Солдаты НКВД врывались в татарские дома и объявляли людей "врагами народа" — якобы из-за "измены родине" их навсегда выселяют из Крыма. Согласно официальным документам — каждая семья могла взять с собой до 500 килограммов багажа — однако реально людям удалось забрать значительно меньше, а чаще всего они шли в товарные вагоны просто в том, в чём были одеты — дома и оставленные вещи разграблялись военными и солдатами НКВД.

Грузовиками людей свозили на железнодорожные станции — позже отправив на восток около 70 эшелонов с наглухо закрытыми и забитыми гвоздями дверьми товарных вагонов, переполненных людьми. Только во время самого перемещения людей на восток погибло более 8000 человек — чаще всего люди умирали от тифа или от жажды. Многие, не выдержав страданий, сходили с ума.

За первые два года около половины (до 46%) всех депортированных людей погибло — так и не сумев приспособиться к суровым условиям земель, куда их выслали. Почти половина из этих 46% были дети в возрасте до 16 лет — им было сложнее всего. Люди умирали от нехватки чистой воды, от плохой гигиены — из-за которой среди депортированных распространялись малярия, дизентерия, желтая лихорадка и другие болезни.

Советские концлагеря и стёртая память.

Во всей это трагедии есть ещё один очень важный момент — о котором умалчивают российские источники. Сами поселения, куда выслали людей — не были какими-то там деревнями или городами. Больше всего они были похожи на настоящие концлагеря — это были огороженные колючей проволокой спецпоселения, вокруг которых стояли блок-посты с вооружённой охраной.

Сосланные татары использовались на рабских работах в виде почти бесплатной рабочей силы — работали за еду в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях — сосланным крымским татарм поручали самую тяжёлую и грязную работу, вроде ручной уборки обработанного ядохимикатами хлопка или возведения Фархадской ГЭС.

В 1948 году советская Москва заявила, что так будет всегда — татары признавались пожизнёнными заключёнными и не имели права покидать территории лагерей-спецпоселений. Ещё советская власть постоянно разжигала ненависть к крымским татарм — местным рассказывали жуткие истории, что к ним едут жуткие "предатели родины, циклопы и каннибалы" — от которых нужно держатся подальше. По свидетельствам очевидцев — многие местные узбеки ощупывали потом крымских татар, чтобы узнать — не растут ли у тех рога?

В 1957 году в СССР начали стирать всю память о крымскотатарском народе К этому году были запрещены все публикации на крымскотатарском языке, а из Большой советской энциклопедии о крымских татарах — словно их и не было никогда .

Преступления без срока давности. Вместо эпилога.

Всё время, которое произошло с момента депортации — крымские татары боролись за своё право вернуться на родину — постоянно напоминая советской власти о том, что такой народ есть, и стереть память о нём не удасться. Татары проводили митинги и боролись за свои права — и наконец, в 1989 году добились восстановления своих прав, а Верховнй Совет СССР в ноябре 1989 года признал депортацию крымских татар незаконной и преступной .

Как по мне — эти преступления советской власти не имеют срока давности и ничем не отличаются от гитлеровского Холокоста — тот тоже выбрал себе "неугодный народ" и старался уничтожить и его, и всю память о нём.

Хорошо то, что сам СССР признал эти действия преступлениями. Плохо то, что сейчас наметился поворот вспять — многие со стороны России сейчас вновь смотрят на сталинские делишки и покрикивают "Крымнаш!" и "можем повторить" — видимо, это потомки тех, кто когда-то строил концлагеря для крымских татар и стоял на блокпостах с автоматами...

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

Картина Рустема Эминова.

По решению Государственного комитета обороны СССР №ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года о выселении всех крымских татар с территории Крыма, которое подписал лично Иосиф Сталин , из Крымской АССР в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана было переселено свыше 180 тысяч крымских татар . Небольшие группы также были отправлены в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР.

Проект решения ГКО подготовил его член, народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия . Возглавить операцию по депортации было поручено заместителям народных комиссаров госбезопасности и внутренних дел Богдану Кобулову и Ивану Серову .

Официально депортация крымских татар обосновывалась фактами их участия в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Решение ГКО обвиняло «многих крымских татар» в измене Родине, дезертирстве из частей Красной Армии, оборонявших Крым, переходе на сторону противника, вступлении в сформированные немцами «добровольческие татарские воинские части», участии в немецких карательных отрядах, «зверских расправах по отношению к советским партизанам», помощи немецким оккупантам «в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство», сотрудничестве с немецкими оккупационными войсками, создании «татарских национальных комитетов», использовании немцами «для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов».

Депортации также подверглись и крымские татары, которые эвакуировались из Крыма до занятия его немцами и успели вернуться из эвакуации за апрель-май 1944 года. Они не жили в оккупации и не могли участвовать в коллаборационистских формированиях.

Операция по депортации началась рано утром 18 мая и закончилась в 16:00 20 мая 1944 года . Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек .

Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны под конвоем отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев, тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте.

Этапирование к местам поселения длилось около месяца и сопровождалось массовой гибелью депортируемых. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

По официальным данным в пути погибли 191 человек . Еще от 25% до 46,2% крымских татар погибли в 1944-1945 годах от голода и болезней из-за отсутствия нормальных условий проживания.

В Узбекской ССР только за 6 месяцев 1944 года , то есть с момента прибытия и до конца года, умерло 16 052 крымских татар (10,6 %).

В 1945-1946 годах в места депортации были сосланы еще 8 995 крымских татар - ветеранов войны.

В 1944—1948 годах тысячи населённых пунктов (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Сак и Судака), гор и рек полуострова, названия которых имели крымскотатарское происхождение, были .

В течение 12 лет, до 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах.

Формально за спецпереселенцами сохранялись гражданские права: они имели право участвовать в выборах.

В отличие от многих других депортированных народов СССР, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989 года.

В ноябре 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымских татар была осуждена и признана незаконной и преступной.

Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце горбачёвской «перестройки».