Английский Биология География

Что значит начальная форма существительного. Русский язык

В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) - И.

Д. п. (чему? кому?) - Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Приведём примеры:

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?


Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) - А.
  • Д. п. (чему? кому?) - У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Практическое задание № 2

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) - И.
  • Д. п. (чему? кому?) - И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.

Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?

Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.

В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.

Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).

У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.

Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.

Начальная форма глагола

Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?

Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.

Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.

Что мы узнали?

Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.

Начальная форма имени существительного

Упр. 189.

слайд

О ком могут быть предложения составленные из этих слов?

Что в каждом будет сообщаться?

Давайте составим предложения с этими сллвами.

Запишите предложения.

Упр. 190

Прочитай задание

Слайд

Выполни задание в рабочей тетради

Слайд

Пришлось ли изменять форму слова?

Зачем?

По команде каких вопросов?

Выделите окончания в тетради.

Произнесите вопросы по порядку.

Упр. 191

Прочитайте задание

Слайд

Задайте вопросы и запишите слова и выделяйте окончания.

Слайд

Назовите все вопрос ыпо порядку которые вы задавали.

Зачем вы шестьраз меняли форму слова?

Знаешь ли ты как называется такое изменение?

Упр. 192

Прочитайте чтобы узнать что-то новое об изменениях слов.

слайд

Упр. 193

Слайд

Давайте вернемся к заданиям 190 и 191.

Назовите научным словом изменения слов сестра и река

В каких предложениях слова употреблены в именительном падеже.

слайд

Прочитайте текст.

Найдите имена существимтельные. Поставьте их в начальную форму. Запишите в классную тетрадь.

слайд

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ученик у читель ответить вопрос на

Пришла … . … нет дома. … дали задание. И вдруг вижу … . Я горжусь … . Я много рассказываю о … .

Пришла сестра. Сестры нет дома. Сестре дали задание. И вдруг вижу сестру. Я горжусь сестрой. Я много рассказываю о сестре.

У нас есть … . А у нас нет … . … дали название. Мы увидели … . Мы любуемся … . Хорошо купаться в … !

У нас есть река. А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку. Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по команде шести пар вопросов: Кто? Что? Падеж - Кого? Чего? о т греческого Кому? Чему? слова Кого? Что? падать Кем? Чем? О ком? О чём? Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров – 6 падежей.

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? ч то? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

НА ПОЛЯНЕ Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!

Месяц, краска, лес, глаз, снег, поляна, ковёр, василёк, трава, букет, дом, день.


Русский язык, 3 « » класс ,

Учитель МОУ СОШ №30 – Конищева Марина Александровна.

Тема урока: «Начальная форма имён существительных»

Дидактическая цель: познакомить с понятием, что форма именительного падежа в единственном числе – это начальная форма существительного.

Задачи урока:

формировать умение различать начальную форму существительных от косвенных падежей;

Совершенствовать умение склонять имена существительные.

УУД:

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

уметь находить и объяснять знакомые орфограммы в указанных словах,

изменять слова по вопросам, о падежных вопросах, различать начальную форму имени существительного и форму косвенного падежа

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе)

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения : ИКТ, карточки для рефлексии, карточки с заданием.

Тип урока : «Открытие новых знаний»

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопреде

ление к деятельности

(орг.момент)

Настрой на работу

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Откройте тетради, запишите число.

Подготовка класса к работе

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Словарная работа (опера).

На доске: Работа, помидор, столица, хозяйство, посуда, пенал, картина, город, везде, январь, опера (слова с пропущенными буквами).

- Какое задание можно предложить?

-Что вы можете сказать про эти слова?

- Что означает слово – опера?

- Опера это музыкальный жанр , а точнее вокально-театральный жанр музыки . Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).

- Вы знаете, что гласные поются, тянутся. Давайте пропоём непроверяемые гласные в словарных словах.

Ученики записывают слова в тетрадь, некоторые у доски с объяснением.

Они словарные.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализобъектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Слово – опера, это какая часть речи?

Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

На слайде:

1 Имя существительное- это часть речи, которая отвечает навопросы кто? что? и обозначает предмет.

2 Имена существительные бываю одушевлённые инеодушевлённые.

3 Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

4 Имена существительные изменяются по числам и родам.

6 Имена существительные изменяются по падежам.

7. Сколько падежей в русском языке?

8 Назовите падежи с вопросами.

9. Назовите начальную форму существительного?

10. Какие падежи называются косвенными.

Как вы думаете, какая тема урока будет?

Цель? Задачи?

Существительное.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Задание:

- Запишите падежи и просклоняйте слово опера.

И.п - карточка с надписью н.ф в ед.ч.

Р.п.

Д.п

В.п косвенные падежи.

Т.п

П.п

Учебник стр. 6 правило

Видео «Снежинка»

Работа в учебнике (выбор варианта действия)

1 ученик у доски.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Работа в группах.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Прочитайте текст. Озаглавьте. Выпишите существительные в начальной форме. Каким членом предложения являются эти существительные?

1 группа (Нора волчихи)

Наступил рассвет. Волчиха подходила к осиннику. Отчётливо выделялось каждое дерево. Вот взошло и солнце. Сверкал и переливался кругом снег. Во время сильной бури выдернуло с корнем высокую сосну. Образовалась глубокая яма. На дне её лежали старые листья, мох. Там жила волчиха с волчатами.

2 группа: (Буран)

Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Снежная пыль больно слепила глаза. Буран свистел, стонал, ревел, душил всё живое. Глубокие овраги превратились в высокие бугры. Но вот ветер утих. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли в волнистых снегах.

3 группа: (Стальная птица)

Около речки стеной стоял густой лес. В лесу было много малины, грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С весёлым рокотом он пролетел над лесом.

Учащиеся работают в группах, распределяя задания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

Организация деятельности по применению новых знаний

Выберите любую карточку с заданием.

Красная:

Спиши, изменяя окончания существительных в скобках. Определи падежи этих существительных.

Побелели поля и пригорки. Тонким (лед) покрылась река и уснула в (тишина). Ходит зима по (горы) и (долины). Ступает тихо и глядит по (стороны). Поправляет свою волшебную (картина).

Синяя:

Спишите. Определите падежи выделенных существительных.

Рассказ (о ком?) о моряках, свет (чего?) солнца, нет (кого?) друга, готовился (к чему?) к походу, люблю (кого?) маму, идёт (с чем?) с сумкой, управляет (чем?) машиной, сделан (кем?) мастером.

Учебник стр. 6 упр.7

Применение знаний в падежных вопросах, склонение существительных.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

Какое правило мы с вами вывели?

- - Что значит просклонять имя существительное?

Сколько падежей в русском языке?

К какому падежу относится существительное в начальной форме?

Назовите вопросы косвенных падежей.

- если вам было легко выполнять задания – зелёный прямоугольник;

- если у вас на уроке возникали затруднения – жёлтый прямоугольник;

- если задания для вас были трудными – красный прямоугольник.

Д/з: стр. 5, упр.5.

Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.