Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога. Описание результатов профессиональной педагогической деятельности педагога-психолога Совершенствованию профессиональной деятельности педагога психолога в доу
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
здоровьесберегающая деятельность;
психолого-педагогическое консультирование;
психологическая профилактика и просвещение;
методическая работа;
психологическое сопровождение управленческих процессов.
В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников.
Психолого-педагогическая диагностика
Цель данного направления деятельности - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий с детьми, педагогами и родителями является план работы дошкольного учреждения или распоряжение заведующей дошкольным учреждением.
С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:
Наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.
Диагностика психического развития воспитанников в средней и старшей группе дошкольного учреждения.
В старшей группе индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года изучение психического и личностного развития с целью формирования групп для коррекционно-развивающей работы, в конце учебного года - диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется Карта выпускника.
В ходе диагностических исследований в средней и старшей группе выделяются группы детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы: 1) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.
При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии и семейном воспитании, участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно- образовательном процессе.
Примерный перечень психодиагностических методик, рекомендуемых для использования, прилагается. (См. Приложение 1.)
С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать изучение психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.
С родителями психолого-педагогическая диагностика проводится с целью изучения состояния детско-родительских отношений, выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. С целью изучения внутрисемейной обстановки в семьях социального риска либо в семьях, подозреваемых педагогами в неблагополучии (поведение детей указывает на возможное неблагополучие в семье) организуется посещение семей на дому, проводятся рейды «Семья».
Проводится анкетирование в рамках адаптационных мероприятий, могут также проводиться опросы родителей и других лиц с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития, а также опросы, связанные с реализацией задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных детей. Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата в группе, анкетирование родителей (законных представителей детей) по отдельным проблемам, могут осуществлять педагоги
Результаты диагностических мероприятий должны быть донесены до респондентов.
Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.
Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности является содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.
С детьми в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и родителей выделяет детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.
В рамках адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются симптомы трудной адаптации.
В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со следующими группами детей: 1) дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.
В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также занятия с группой
детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и группой детей, показатели развития которых выше нормативных.
С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.
В группах интегрированного обучения осуществляет мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.
Кроме того, педагог-психолог может осуществлять индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)
В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.
Педагог-психолог по возможности собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.
По согласованию с администрацией дошкольного учреждения на основе запросов родителей психолог может оказывать дополнительные образовательные услуги детям, руководствуясь в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».
Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится только по согласованию с родителями или лицами их замещающих.
С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.
Здоровьесберегающая деятельность
Основная цель данного направления – содействовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности детей.
С детьми формами реализации данного направления является участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно-образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов принимает участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.
В процессе коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог формирует у детей навыки саморегуляции, обучает распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний, осуществляет профилактику утомляемости.
С педагогами – в процессе психопрофилактической работы проводит индивидуальные и групповые занятия по профилактике профессионального стресса у педагогов, обучению методам саморегуляции, укреплению психологических защитных механизмов, преодолению вредных привычек. Содействует в создании условий по предупреждению эмоционального «выгорания» педагогов.
С родителями - осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
Психолого-педагогическое консультирование
Цель данного направления работы – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.
С детьми консультации не проводятся.
С педагогами психолого-педагогические консультации организуются по психологическим аспектам реализации Программы дошкольного образования «Пралеска», в т.ч. по вопросам обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности), организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям, установления партнерских отношений с родителями и др.
С родителями (законными представителями детей) консультацииорганизуются по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи родителями в подготовке ребенка к школе и т. п.).
В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).
Психологическая профилактика и просвещение
Цель – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога осуществляется в процессе организации различных форм учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.
В рамках данного направления деятельности психолог создает условия для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния. Обучает организации и проведению педагогических диагностических мероприятий и т.п.
С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей. Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.
Методическая работа
Цель методической работы – повышение методической компетентности педагогов дошкольного учреждения.
Педагог-психолог накапливает и предоставляет психологические методические материалы, включающие в себя популярную психологическую информацию, психолого-педагогические технологии, психолого-педагогическую диагностику др. для использования педагогами в организации воспитательно-образовательного процесса.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителем заведующего дошкольного учреждения по вопросам реализации поставленных перед дошкольным учреждением задач, в том числе – участие в составлении плана работы дошкольного учреждения, с воспитателями – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.
По запросу администрации выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами, осуществляет психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.
Раиса Кузнецова
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
Сведения о профессиональном образовании
и дополнительном образовании
Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование. В 2012 году окончила Тюменский государственный университет, где мне была присвоена квалификация педагог-психолог по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы составляет 6 лет, 6 месяцев. Опыт профессиональной деятельности: сентябрь-октябрь 2011 года – лаборант-исследователь в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»; июнь-август 2011 года, июль 2010 года – педагог-психолог в АНО ДООЦ «Алые паруса»; октябрь 2012 - август 2013 года – педагог-психолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; сентябрь 2013 – ноябрь 2016 г. – учитель-дефектолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; декабрь 2016 – по настоящее время – педагог-психолог в МАДОУ д/с №3 города Тюмени. Таким образом, стаж работы в данном учреждении составляет 2 года и 2 месяца. С декабря 2018 года имею первую квалификационную категорию.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусматривает активное участие педагога-психолога при решении проблем развития и воспитания различных категорий детей в различные периоды дошкольного детства, что, в свою очередь, предполагает постоянное повышение уровня профессиональной подготовки педагога - психолога. Я реализую данное требование через курсы повышения квалификации: в 2014 году в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на тему: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа); в 2017 году в ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации (ДОУ)» (28 часов).
Так же, регулярно посещаю семинары, конференции, мастер-классы по плану Муниципального автономного образовательного учреждения «Информационно-методический центр» города Тюмени для увеличения своих знаний и получения дополнительного опыта работы, знакомства с новыми техниками, методами приемами в работе педагога-психолога. Подобные встречи, получение необходимой для меня информации, овладение новыми навыками в работе положительно влияют на продуктивность моей деятельности.
Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и т .д.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Данные требования реализуются мной через создание соответствующей образовательной среды во время коррекционной работы, активное взаимодействие с воспитателями и родителями воспитанников.
Для этого были разработаны и реализованы такие кратковременные проекты, как: «Неделя добра», «Семейные традиции», «В мире чувств и эмоций». Данная форма работы в моем детском саду имеет положительный отклик, как у педагогов, так и у родителей воспитанников.
Регулярно создаю для психологического просвещения педагогов и родителей буклеты и памятки на такие темы как: «Психологические особенности возраста», «Развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников», «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Агрессивные дети», «Гиперактивный ребенок», «Тревожные дети», «Важность семейного воспитания», и многое другое.
Для эмоционального развития дошкольников мной самостоятельно подготовлен ряд дидактических пособий: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Куб настроения», «Где живут эмоции!».
В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Активно практикую в своей работе техники песочной терапии. В связи с этим, мной была разработана и на данный момент апробируется авторская модифицированная программа «Песочная фантазия». Ожидаемый результат – это повышение уверенности в себе у воспитанников, снижение тревожности и психофизического напряжения, улучшение взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», улучшение эмоционального состояния, развитие мелкой моторики.
Обобщённые итоги профессиональной деятельности
за последние 3 г ода
Реализация модели психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяют построить работу таким образом, чтобы не только корректировать нарушения в развитии воспитанников, а также раскрыть их потенциал, что находит подтверждение в положительной динамике на конец учебного года и по итогам завершения коррекционно-развивающих занятий. Работа ведется мной в трех направлениях: коррекция негативных эмоциональных проявлений, коррекция поведенческих нарушений, развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.
Эффективность работы представлена в таблице.
Ежемесячно мной организуются встречи с родителями воспитанников для решения возникающих вопросов воспитания, психолого-педагогического просвещения, получения опыта взаимодействия с детьми. Темы встреч подбираю достаточно актуальные, выбранные из наиболее часто задаваемых родителями запросов.
Таким образом, в 2017 году были проведены следующие мероприятия с родителями воспитанников:
Практическое занятие на тему: «Страхи – это серьезно».
Практическое занятие на тему: «Мир чувств – мир гармонии» .
Групповая консультация на тему: «Вопросы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
Семинар-практикум на тему: «Психологическая безопасность дошкольников».
Тренинговое занятие на тему: «Радость воспитания».
Практическое занятие на тему: «По тропинке в школу за руку пойдем».
Мини-тренинг на тему: «Скоро, скоро в первый класс!».
В 2018 году количество подобных встреч увеличилось. Были проведены мероприятия:
Семинар-практикум на тему: «Детская агрессия: причины, последствия, пути коррекции».
Консультация на тему: «Зачем ребенку самостоятельность!».
Практическое занятие на тему: «Мой ребенок – моя ценность».
Тренинговое занятие на тему: «Ждет нас школа впереди!».
Практическое занятие на тему: «Эмоции в жизни ребенка».
Практикум на тему: «Детские капризы и истерики».
Семинар-практикум на тему: «У каждого семья своя!».
Групповая консультация на тему: «Адаптация к условиям детского сада: проблемы и пути их решения».
Семинар-практикум на тему: «Как помочь тревожному ребенку».
Тренинговое занятие на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания».
Меня очень радует то, что родители охотно посещают мои мероприятия, активно задают вопросы, получают на них ответы, рекомендации. Увеличивается и количество родителей на занятиях. Повышается число индивидуальных консультаций. Если на 2017 год их составляло 57, то уже в 2018 году мной было проведено 73 индивидуальные консультации. Основные темы запросов это: агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, поведенческие нарушения, развитие мыслительных процессов. Данные представлены без учета консультаций по результатам диагностики.
Я стараюсь способствовать активному психологическому просвещению воспитателей в детском саду. Особое внимание в своей работе уделяю так же и психологическому здоровью самих педагогов и коллектива в целом. Групповые встречи с педагогами я провожу раз в месяц. В 2017 году мной были организованны следующие мероприятия:
Круглый стол на тему: «Учимся чувствовать и понимать».
Практикум на тему: «Песочная терапия – средство укрепления психологического здоровья дошкольника».
Практическое занятие на тему: «Учимся управлять собой – техники саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях».
Мини-тренинг на тему: «Тропинки к своему Я».
Мини-тренинг на тему: «Как многое успеть».
Мини-тренинг на тему: «Эмоциональное выгорание. Как с ним бороться?».
Семинар-практикум на тему: «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ».
Консультация на тему: «Если в группе агрессивный ребенок».
Тренинговое занятие на тему: «Эмоциональное развитие дошкольника».
Школа общения на тему: «Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком».
В 2018 году проведены следующие мероприятия:
Семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребенок в группе».
Консультация на тему: «Влияние стереотипов и установок на личность педагога».
Тренинговое занятие на тему: «В стране одаренных детей».
Школа общения на тему: «Конфликты в образовательной среде».
Практическое занятие на тему: «День психологической разгрузки».
Консультация на тему: «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».
Консультация на тему: «Особенности работы с тревожными детьми».
Практическое занятие на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети».
Семинар-практикум на тему: «Эмоциональная перегрузка дошкольников: признаки и способы коррекции».
Школа общения на тему: «Педагог и ребенок: барьеры в общении».
В своей работе с педагогами часто необходимую информацию предоставляю в виде буклетов, памяток, брошюр, письменных рекомендаций.
Педагоги активно посещают и индивидуальные консультации. Наиболее распространенные темы запроса это: как работать с детьми ОВЗ, поведенческие нарушения, вопросы развития воспитанников, работа со своим эмоциональным состоянием.
Опытом своей работы я с удовольствием делюсь с коллегами на мероприятиях городского и регионального уровня:
Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников через игры социально-личностной направленности» в рамках стажёрской площадка по реализации ФГОС ДО по теме: «Интеграция образовательных областей в условиях реализации задач по формированию словаря детей 3-4 лет» на базе МАДОУ д/с №3, январь 2017 года.
Развивающее занятие для детей старшего возраста на тему «Путешествие в песочную страну», семинар-практикум для педагогов на тему: «У страха глаза велики» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2017 года.
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста на тему: «В гостях у феи настроения», практикум для педагогов на тему: «Развитие волевой сферы дошкольников как залог успешного обучения в школе» в рамках образовательной сессии «Современные педагогические технологии социально-личностного развития старших дошкольников» на базе МАДОУ д/с №3, сентябрь 2017 года.
Мастер-класс на тему: «Я будущая мама» в рамках городского мастер-класс «Я – мама» на базе МАОУ СОШ №5 города Тюмени, февраль 2018 года.
Развивающее занятие для детей среднего возраста на тему: «Путешествие капельки» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2018 года.
Тренинг для педагогов на тему: «Мандала-терапия в работе с педагогами, как способ оптимизации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» в рамках практико-ориентированного семинара «Повышение психологической компетентности педагогов. Тренинг для педколлектива, направленный на оптимизацию педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» на базе МАОУ СОШ №25, ноября 2019 года.
Проведение мастер-класса на тему: ««Эмоции в красках» в рамках V Областного форума «Большая перемена», 2017 год.
Анализируя проведенную работу за последние два года, можно сделать вывод, что мне удается достаточно успешно повышать уровень психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Вовремя замечать, диагностировать нарушения в развитии, поведении у воспитанников, подбирать необходимые методы, формы, приемы работы с такими детьми и проводить соответствующие коррекционно-развивающие мероприятия.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий,
методик, програ мм.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей работе я использую целый следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития. Диагностика для меня - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Для психологической диагностики используется стандартизированные диагностические методики по направлениям:
1. Исследование психических процессов.
Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А. Н. Бернштейн, «Включение в ряд», «Пирамидка» А. Л. Венгера.
Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д. Б. Эльконин, Н. И. Гудкина).
Память: методики "10 картинок" и «10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А. Н. Бернштейн).
Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева); методика «Четвертый лишний» (Савинкова); методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А. Л. Венгер).
2. Исследование эмоциональной сферы детей:
«Несуществующее животное» Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А. И. Юрьева; методика «Лесенка» (изучение самооценки) - В. Г. Щур, С. Г. Якобсон; методика «Интервью» (изучение страхов) А. И. Захарова.
3. Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений:
Методика «Домики» (Я. Л Коломинский, Н. А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С. Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас).
В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, К. С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р. В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский).
Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию и методы песочной терапии. Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Что позволяет решать следующие задачи: психокоррекция, психопрофилактика, развитие и гармонизация личности ребенка, способствование улучшению психологического климата в семье.
При построении коррекционно-развивающей работы опираюсь на программу социально - личностного развития "Я, Ты, Мы" Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б. Так как образовательный процесс МАДОУ д/с №3 основывается именно на данной программе. Так же использую в своей работе следующие программы:«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А. ; «В мире детских эмоций» Т. А. Данилина, В. Е. Зедгенидзе, М. М. Степина; «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Л. И. Катаева; «Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» Л. М. Костина; «Цветик – семицветик» программа психологических занятий с дошкольниками Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева; «Разгадай тайну песочной страны» коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке Ю. Шиманович.
Работая педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении, я получаю, несомненно, огромное удовольствие. У меня есть возможность помогать людям, видеть положительный результат своей деятельности, открывать новые границы в познании и развитии. Моя профессия интересна, многогранна, уникальна. Я имею множество вариантов для саморазвития, самореализации. Особенно важно то, что я ни разу не усомнилась в правильности выбора своего рода деятельности, для меня педагогика и психология это не просто работа, это образ жизни.
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной программой МАДОУ детский сад №26 «Радуга» педагога-психолога Шамсумухаметовой Ильсияр Таиповны, претендента на первую категорию.
Работаю педагогом-психологом в данном учреждении с 2010 года. Стаж педагогической работы (по специальности) 7 лет. Стаж работы в данном учреждении 7 лет.
Знаю международную конвенцию о правах ребенка, концепцию дошкольного воспитания, основные программы и технологии дошкольного воспитания, что помогает правильно определять задачи, содержание и формы организации деятельности дошкольников, учитывать в своей работе индивидуальный темп развития каждого ребенка, его возрастные психологические особенности и строить развивающую работу в ДОУ.
Владею современными технологиями коррекционно-развивающей работы, как важнейшей составляющей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Имея 27 лет опыта работы в начальной школе, направлением моего профессионального интереса стало формирование психологической готовности детей к школе на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Для реализации данного направления были поставлены следующие цели: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка к школе с учетом возрастных особенностей, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Наряду с адаптированием уже готовых коррекционно - развивающих программ И.Л. Арцишевской (Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду), Т.В.Ананьевой (Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению) Овчаровой Р.В (Диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости) разработала и внедряю «Основную рабочую программу психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы»(2015г), где объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте с 6 до 7 лет, а предметом деятельности выступает психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит во всех основных видах деятельности дошкольника.
Так же разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Подготовка к школе» (2013г), «Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению»(2017г). Центральной идеей программы является сохранение физического и психического здоровья детей при формировании универсальных умений, необходимых для успешной адаптации детей в школе.
Осуществляю оптимальный отбор методов , средств и форм коррекционно-развивающей, профилактической работы обучения и воспитания: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами (словесные, подвижные, музыкальные), импровизации, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), проблемные ситуации, психологические этюды. Планомерное и поэтапное проведение занятий приводит к стабильно-положительному результату: личностному росту ребенка, повышению общей осведомленности на фоне сохранения психологического здоровья дошкольника.
Мною осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Консультации по личным вопросам для работников дошкольного учреждения и родителей проходят еженедельно. Тематика консультаций разнообразна и охватывает многие стороны психологических проблем: «Детские ссоры, как помирить детей», «Доброта начинается с детства», «Рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей» «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и ДОУ». В своей работе использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания-тренинги «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника», «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками»; круглый стол «В детский сад – без слёз!», «Влияние родительских установок на развитие детей»; психолого-педагогические гостиные «Игротерапия дома и в детском саду», «Милой мамочке посвящается», «Слагаемые готовности к школьному обучению», мастер-класс «Подготовка руки к письму» и др.
Психолого-педагогическую деятельность и просвещение успешно реализовываю благодаря овладению информационными технологиями. Сопровождаю профессиональное развитие педагогов ДОУ посредством совместного проектирования рабочих программ педагогов, мероприятий. Опыт практических результатов своей деятельности транслирую на мини-сайте Социальной сети работников образования https :// nsportal . ru / shamsu , странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» ( ), в блоге Международного образовательного портала . Имею свидетельство о публикации авторского материала Психолого-педагогическая гостиная «Милой мамочке посвящается» на странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» (2014 год).
Имею благодарственные письма и грамоты за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II II степени.
Эффективно осуществляю психологическое сопровождение образовательной программы дошкольного учреждения, реализовывая дифференцированно-избирательный подход к ребенку. Квалифицированно и своевременно помогаю детям, испытывающим затруднения в усвоении программы, провожу профессиональную помощь воспитателям и специалистам в осуществлении педагогической диагностики.
Для оптимизации цели собственной профессиональной деятельности составила диагностический инструментарий педагога-психолога, методики которого позволяют организовать комплексную диагностику ребенка на всех возрастных этапах развития «Методические рекомендации «Организация диагностической работы педагога-психолога с детьми в условиях в ДОУ». С целью получения достоверных данных, психодиагностика проводится в виде игровых занятий, во время проведения которых происходит реализация двух компонентов: тренинг познавательной деятельности и проведение психодиагностического минимума. Проводимая диагностическая работа носит исследовательский характер. Полученные психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета дошкольника (описания его статуса); для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологической поддержки дошкольников в соответствии с присущими им личностными особенностями. Практический материал, полученный в результате психологических исследований, является наглядным и значимым для педагогической деятельности воспитателей, специалистов и воспитательного процесса родителей воспитанников детского сада. Проводимая работа позволяет эффективно планировать и проводить дальнейшую коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Действует и постоянно пополняется созданный информационный банк, содержащий методические наработки, дидактические материалы. Это ширмы для родителей «Скоро в школу», «Кризис 3 лет», «Как подготовить ребёнка к школе», «Детские капризы – как их преодолеть», создана «Подборка игр для родителей» для развития творческого воображения детей, оформлена папка «Советы психолога», разработаны памятки для родителей « Мой ребенок пошел в детский сад », «Как преодолеть капризы», «Базисные компоненты готовности к школе», «Гендерное воспитание», подготовлена картотека игр «Игротека» с подборкой игр и упражнений, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление, на развитие коммуникативных навыков, развитие моторики, памяти, внимания, коррекции эмоционального состояния.
В успешной реализации психопрофилактической работы, которая охватывает весь контингент дошкольного учреждения, помогает созданный и оборудованный кабинет, среда которого позволяет осуществлять адаптационную работу вновь прибывших воспитанников всех возрастов, реализовывать профилактическую работу, проводить коррекцию и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.
Оформленные тематические информационные стенды «Копилка педагогов», «Невредные советы» помогают повысить информированность и общую педагогическую осведомленность родителей и сотрудников, донести до всех новую, полезную информацию.
Согласно годовому плану ДОУ выступала на совещаниях и педагогических советах дошкольного учреждения с темами «Мониторинг выпускников по ФГОС ДО», «Создание успешной модели социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ДО», «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении» и др. Провела консультацию и разработала рекомендации для педагогов по созданию ИОМ развития одарённых детей и детей с ОВЗ.
Участвовала в проведении мастер-класса для педагогов: « Игры и упражнения, помогающие ребенку в освоении социальных форм выражения эмоций ». Принимала активное участие в проведении семинаров-практикумов :
Технология работы и поддержки отклоняющихся (одаренных) детей в рамках образовательного пространства ДОУ
Игра-квест «Речевая карусель»
«Ловкие пальчики – бойкая речь»
Была участником городского семинара «Познавательно - речевое направление – одно из основных условий развития ребенка в ДОУ»2014г, который проводился учителями – логопедами и психологами для специалистов, старших воспитателей и воспитателей ДОУ города и поселков, являлась модератором секции дошкольных работников на августовской конференции « Реализация ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования» (2016 год), была участником Большого уральского форума «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 год), Активно участвую в работе ГМО по преемственности : семинар-практикум в МАОУ СОШ №2 «Преемственность дошкольных учреждений, школы, и семьи как одно из условий успешной адаптации первоклассников» - 2017г, «Педагогические встречи» МАОУ СОШ №3 «Преемственность в образовании» - 2017г.
Имею эффективный социальный опыт в своей профессиональной деятельности:
Эксперт областного банка специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;
Член Кировградской Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
Председатель первичной профсоюзной организации МАДОУ детский сад №26 «Радуга»;
Осуществляю наставничество над студентами «Нижнетагильской Государственной Социально - педагогической академии» .
Мною получены благодарственные письма за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II муниципальный фестиваль «Лего-фантазии», «Спасём ёлочку» и другие. За участие во всероссийском интернет-конкурсе «Мамина улыбка» в номинации «Мама – главное слово в нашей судьбе» награждена дипломом II степени (
Организация деятельности педагога-психолога МБДОУ №7 «Мечта»
Педагог-психолог МБДОУ д/с №7 «Мечта» - Еременко Ирина Васильевна.
Общий стаж - 23 года.
Стаж в должности педагога-психолога 15 лет.
Образование - Высшее.
В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.
Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.
1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых). Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.
2) Документы и методические материалы психолога:
Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
Журналы учета работы психолога.
Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.
Задачи деятельности психолога в ДОУ:
1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Вся работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе «, определяющей рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией и функциональными обязанностями.
4) Знакомство с направлениями и методами работы психолога.
Основные направления работы психолога ДОУ:
Психологическое просвещение. Цель - приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.
Психологическая профилактика. Цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.
Психологическая диагностика. Цель - изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.
Психологическая коррекция. Цель - устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.
Психологическое консультирование. Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
Аналитическая деятельность. Цель - научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.
5) Планирование работы педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана. Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами детского сада, и представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.
В плане на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы.
Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность).
Типичные проблемы детей дошкольного возраста, которые решает психолог:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
5. Готовность ребёнка к школе.
Одно из основных направлений работы психолога ДОУ - психологическая диагностика. Основными задачами диагностики дошкольников являются:
Изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
Выявление и определение психологической готовности детей к школе;
Выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;
Выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
Определение социального статуса ребенка в детском коллективе и др.
В результате проведения обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углублённая диагностика с целью выявления причин отклонений. При этом, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его возрастным нормам. Обычно занятия проходят в кабинете психолога, где детям предлагаются задания, которые выглядят для детей как игра. По итогам диагностики, психолог ДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от того, что необходимо конкретному ребенку).
В процессе прохождения практики, мною была изучена не только деятельность педагога-психолога ДОУ, но и проведены самостоятельные работы. Для проведения самостоятельной деятельности я была прикреплена к подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели». Список детей подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели»:
1 Данил Б.
2 Андрей Д.
5 Кирилл С.
6 Артем К.
8 Вадим Ш.
9 Алена Ю.
В ходе практики, мною были проведены наблюдения за детьми, в целях оценки их личностного поведения в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях, мною фиксировались их действия, высказывания, оценивалась степень выраженности отношения к окружающим в различных видах деятельности. Знание особенностей личностного поведения детей помогает прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может сложиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка.
На основе наблюдения за детьми, а также основываясь на медицинских и анкетных данных, мною составлена психологическая характеристика ребенка на Артема К.
По результатам наблюдения мною также был выделен ребенок (Андрей Д.), нуждающийся в психологической коррекции эмоционально-личностной сферы. При беседе с ним выявлен пониженный интерес к окружающей действительности, ребенку скучно со сверстниками. При этом, показатели умственного развития у ребенка выше среднего. Выявлено, что в семье ребенка активно обучают и стремятся подчеркнуть его уникальность, намекая на, то что он «не такой как все».
Мною сделан вывод о том, что для решения проблемы необходимо проведение консультационных бесед с родителями и привлечение ребенка к групповым занятиям с психологом для повышения интереса к общению со сверстниками. В табл. 3 представлен отчет о проведении консультации с его родителями.
Таблица 3 - Отчет о консультациях с родителями ребенка
По итогам диагностики, мною составлено и проведено коррекционно-развивающее занятие «Прогулка в зимний лес», задача которого психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы, а также развитие познавательных процессов, речи, мышления, воображения, стимуляция внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Одно из важнейших мест в деятельности педагога-психолога нашего ДОУ занимает психологическая подготовка детей к школе. Основной целью психологического обследования ребенка готовности в школу является распознавание его индивидуальных особенностей.
В соответствии с планом практики, под руководством психолога, мною подготовлено и самостоятельно проведено психологическое обследование детей подготовительной группы на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Данная методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.
Процедура обследования: перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Диагностика проводилась мной в групповом формате. Я рассадила детей за столами, разложила перед ними все необходимое и дала инструкцию. Дети внимательно слушали задание, выполняли его увлеченно, при срисовывании очень старались. Некоторые дети общались между собой, другие пытались «подглядеть» у соседа.
Результаты диагностики детей подготовительной группы «Любознательные мечтатели» на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, показали следующее: высокий уровень - 4 человека - 40%, средний уровень - 6 человек - 60%, низкий уровень не показал ни один ребенок.
Данные исследования говорить о том, что у детей умение ориентироваться на образец и скопировать его, в основном сформировано хорошо (наблюдаются негрубые неточности при копировании рисунка). Уровень развития произвольного внимания и сформированность пространственного восприятия у детей находится, в основном на среднем уровне. Мелкая моторика развита достаточно.
Анализ диагностики дает возможность более эффективно организовать и координировать работу воспитателя в группе, а также педагогу-психологу проводить развивающие занятия. По итогам обследования, для работы с детьми показавшими средние результаты, предложена коррекционно-развивающая программа «Дорога в школу».
По итогам диагностики, на родительском собрании, была проведена беседа с родителями детей, где указывались что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.
Таким образом, главная задача педагогического коллектива и психолога ДОУ состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач.