Английский Биология География

История масонства. Масоны: тайное общество или же общество с тайнами

Масонство берет свои корни из с лияния традиций работы цеховых каменотесов и постулатов средневековых рыцарских орденов . Принцип образования тот же - замкнутое элитарное объединение людей с определенными целями и идеологией. Проследить точную дату появления этой идеологии невозможно из-за того, что масонство окружено тайнами, легендами и мистикой .

Доподлинно известно лишь то, что первая Великая ложа была основана в Англии в 1717 году.

Каменщики и строители (необязательно буквально каменщики - также и люди, которые участвуют в духовном построении вселенной, ученые, предприниматели, политики и религиозные деятели) наделяются в масонстве определенной моральной миссией. Эти люди объединяются в тайное братство, обязуются блюсти определенные правила и эзотерические ритуалы, участвовать в собраниях, дискуссиях и обсуждении насущных вопросов. Каких именно - решает ложа.

Вообще все, что касается непосредственной жизни масонов внутри сообщества, остается в строжайшей тайне. Однако свою принадлежность к масонам можно и не скрывать.

Таким образом, в масонство привлекаются люди образованные , не бедные и способные влиять на мировые процессы в области культуры, экономики, политики.

Символы масонства

Так как масонство является тайным учением, символов и инструментов иносказания у них очень много. Пожалуй, самый распространенный из них - это перекрещенные циркуль и угловая линейка . Единой их интерпретации не существует, как и не существует никаких масонских догм. Но зачастую это расшифровывается как обладание инструментами для точного замера и понимания своего положения и влияния на мир .

В масонстве используется большое количество символов в виде строительных материалов, инструментов, многие восходят к архитектурному искусству. Это отсылает к сравнению строительства зданий и строительства человека и общества.

Наиболее часто встречающиеся символы масонства:

  • Молоток;
  • Мастерок;
  • Транспортир;
  • Уровень;
  • Отвес;
  • Каменные плиты;
  • Фартук;
  • Перчатки;
  • Цветы акации;
  • «Лучезарная дельта» - пирамида с глазом внутри как символ бога.

Практически все масонские символы имеют древние аналоги в религиозных трактатах и легендах, но точную их интерпретацию узнать невозможно.

У масонов также существует свой невербальный язык - жесты и рукопожатия, которыми они общаются друг с другом и обмениваются тайными сигналами в публичных местах.

FAQ о масонстве

  • Так что вообще делают масоны?

Основная практическая деятельность масонских орденов - это благотворительность и участие в финансовых операциях, способных, по их мнению, изменить мир к лучшему. Все остальное относится к деятельности духовной - соблюдение принципов братства людей, проведение ритуалов, дискуссий, изучение философии и побочных наук.

  • Масоны - сектанты или нет?

Вопреки всем теориям, масоны - это не секта . По сути, они вообще не имеют отношения к религии, хотя основные символы и легенды перекликаются с христианством и иудаизмом. Это скорее эзотерически-философские объединения.

Стать масоном , если вы атеист, невозможно. Каждый член масонской ложи исповедует ту или иную религию, на свой выбор. Ложа не вмешивается в эту часть жизни, но любой из существующих образов бога называют лишь Великим Архитектором Вселенной. То есть, по части религии в масонстве плюрализм и демократия - каждый волен верить в то, что ему близко. Никаких дискуссий на тему религии не ведется принципиально.

Тут же можно сказать о том, что никаких «жидомасонов » не бывает - сообщество не состоит исключительно из евреев . По доступным данным, они даже не имеют численного преимущества.

  • Масоном может стать женщина?

Масонство делится на европейское и американское . Отличия двух направлений в том, какие правила соблюдают посетители ложи. Так в европейской традиции женщины могут войти в братство, в Америке это категорически невозможно.

Единственная женщина, которая пыталась познать тайны масонства и проникла в здание ложи в Кентукки, была поймана и продержана в плену месяц.

  • У масонов есть своя книга или заповеди?

Да, есть - это свод принципов и моральных законов сообщества, который называется ландмарками («разметками земли»). У масонов нет доминирующего класса, каждая ложа находится в самоуправлении, поэтому любые возникающие споры или разногласия регулируются именно через ландмарки.

Загвоздка в том, что их количество и содержание варьируется в каждой ложе. В европейских принято считать, что их 25 (сформулировал Альберт Маккей в 1856 году) или 40 (авторства Джорджа Оливера, 1863). Американцы пошли дальше и установили разное количество ландмарок в разных штатах. Так в ложах Нью-Джерси их 10, а в Кентукки аж 54.

  • Как выглядят масонские ложи?

О том, как они выглядят изнутри, мы знаем немного и лишь через кино - о достоверности судить нельзя. Но снаружи это ничем не примечательные здания, часто в европейском стиле. Разве что на фасаде может быть изображение символов масонства .

Особо отличилось разве что построенное в 1892 году здание масонской ложи в Чикаго . Это было здание высотой 22 этажа, которое считалось самым высоким в мире.

Ложа должна быть постоянной локацией , то есть, занимать какое-то строение. Они имеют иерархию , всякая новая сначала получает разрешение от вышестоящей и только после этого может считаться масонским храмом . Часто ложи могут отличаться друг от друга контингентом: есть те, в которых собираются люди определенной профессии, в некоторых - живущие неподалеку.

Для придания таинственности и некоей загадочности в ложах нет окон. Масонам привычнее проводить свои мероприятия в полумраке. Двери, стены и все свободное пространство в залах заседаний украшены всевозможной атрибутикой:

  1. Масонские флаги;
  2. Звезда Давида;
  3. Хоругви;
  4. Каббалистическая символика.

Стоит сказать, что зрелище не самое веселое, для новичка со слабыми нервами - настоящий шок.

В самых важных комнатах, предназначенных для высших масонских чинов, все пропитано роскошью. Они восседают за шикарным столом и на креслах, созданных искусным мастером. Полы покрыты дорогими коврами, сверкают золоченые рамы картин.

Ложа имеет отдельное помещение для масонской трапезы (агапы). В гардеробной каждый член братства может облачиться в специальные одежды, а с помощью парикмахера и гримера нанести необходимый грим и причесаться.

  • Масоны и иллюминаты - это одно и то же?

Нет, иллюминаты - это абсолютно секретное общество «просвещенных в тайны мира» с немецкими корнями. В отличие от масонов, члены сообщества иллюминатов не могут разглашать свою к ним принадлежность и официально иллюминатов не существует.

Масонство - одна из частей американской культуры . Попасть в это общество и задать вопросы самому довольно непросто. Но приехать в США и изучить вопрос на месте - почему бы и нет.

  • Каково разнообразие американских масонских лож?

Кроме розенкрейцеров, первым императором которых был Спенсер Льюис, существует множество других направлений и разветвлений масонства .

Все американские масоны горды своей страной, уверенно считают, что это «великая масонская сверхдержава ».

В Америке расположены штаб-квартиры многих обществ масонов таких разновидностей:

  1. Орден тамплиеров.
  2. Еврейские братства иудеев , в которые допускаются члены по национальному признаку, т. е., только евреи. Все их совещательные мероприятия проходят в строжайшей тайне.
  3. «Пилигримы сионизма » также относится к национальной еврейской организации.
  4. Орден «Бнай-Брит » - центр еврейских масонов. Его члены занимают самые ответственные должности во властных и бизнесовых структурах.

Масон Генри Форд признавал масонство, как прочную точку опоры для США. Главный критерий - они точно знают, чему должны учиться их дети.

  • Как построить карьеру через масонство?

Каким бы загадочным и не до конца изученным ни было масонское общество , в Америке пребывание в его рядах означает вероятность более успешной карьеры .

К масонам сохраняется противоречивое отношение, но их влияние на развитие общества достаточно велико. Лишь единицы приверженцев ордена стесняются таким членством. В основном, это те, кому пришлось стать масоном исключительно, чтобы сделать карьеру.

У большинства это вызывает гордость и ощущение нескрываемого превосходства. Например, представители такого вида масонства , как розенкрейцеры (в их обязанности входит пропаганда оккультной литературы), уверены, что обладают особой исключительностью и значимостью. Они несут высоко свое право обладания «великими тайнами».

Слово «масон» происходит от английского mason- «каменщик», «каменотес», и в таком виде оно было заимствовано другими европейскими языками, однако уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Правда, до недавнего времени, а если быть точным, до последней четверти 19-го века, в ходу было два термина - «франкмасон» («свободный каменщик», от англ. frank mason) и просто «масон».

Масоны — это члены нравственно-этическое движения, возникшего в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства.

Разница между ними в том, что если первым термином обозначали обычных каменщиков-рабочих (operating masons, как их называли в Англии), то вторым - каменщиков-мыслителей (speculating masons), которые были связаны с ремесленным цехом каменщиков чисто номинально. В последних чаще всего видели или «рыцарей-храмовников» (т. е. тамплиеров), скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, или группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть свои гуманитарно-филантропические цели от враждебно настроенного к ним правительства.

Действительно, изначально братство масонов представляло собой «гильдию свободных каменщиков», а сама история масонства восходит к XIV–XV векам, когда обычные каменщики и подрядчики, торгующие камнем, подобно другим собратьям-ремесленникам, решили создать свою организацию - так называемую гильдию, которая выступала бы, как сказали бы мы сегодня, в роли профсоюза, защищая интересы людей этой профессии. В этой гильдии, как и в любых других профессиональных цехах, объединявших собратьев по ремеслу, тоже существовала своя классификация или свои разряды, то есть каменщики делились на учеников, подмастерьев и мастеров.

Такое положение дел существовало до конца XVII века, когда гильдии каменщиков начали принимать в свои ряды людей со стороны, людей, которые по своей профессиональной принадлежности не являлись каменщиками, но которые, с точки зрения руководства, могли быть весьма полезными для гильдии. Нам не известно, ставили ли эти «ложи» перед собой какую-либо цель, но поскольку все встречи каменщиков всегда происходили в тавернах или трактирах, то можно предположить, что большинство новых членов вступало в гильдию из чувства товарищества и солидарности, столь свойственных «своей компании», проводящей досуг за кружкой эля.

Самые старые из дошедших до нас документов, рисующие положение английских строительных рабочих, относятся к середине XIV - началу XV века.

Это уставы артели, работавшей при церкви святого Петра в Йорке, составленные руководившим ее работами церковным капитулом. Из уставов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой ложе (lodge), заодно служившей для холостых рабочих и спальней; за порядком работы и поведением каменщиков следили старший мастер и надзиратели, высший же надзор оставался в руках представителя капитула - супервизора; вступая в артель, рабочие «приносили присягу над книгой» (очевидно, уставом), обязуясь подчиняться во всем капитулу и соблюдать принятый им устав.

В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели, но и саму артель.

Масонские ложи - братства - выделились из цехов (crafts) в качестве особого организма не сразу, а постепенно, с течением времени. Еще во второй половине XV века оба типа организации, судя по всему, ничем друг от друга не отличались (например, лондонский цех масонов так и назывался в документах того времени - «Святой цех и братство масонов»), и только позднее между ними стало проявляться качественное отличие. Так, если цехи занимались чисто ремесленными делами, то братство, как более сплоченная и дружная часть цеха, было хранителем моральных традиций цеха, духа общения и взаимопомощи. С другой стороны, члены братства могли уже и не быть членами цеха, а члены цеха необязательно являлись членами братства; в него мог вступить любой желающий, сделавший вступительный взнос и принесший в ложе присягу верности. После этого он получал звание «каменщика» (франкмасона), хотя, возможно, прежде ни разу в жизни не брал в руки кирку или заступ.

Самый же старый документ, описывающий процедуру принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица, датирован 3 нюня 1600 года и относится к Эдинбургской ложе. Как значится в протоколе, на собрании в качестве почетного гостя присутствовал сэр Джон Босуэл, лорд Очинлекский. Присутствие знати на собраниях шотландских каменщиков в ту пору было уже вполне заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу - как правило, в звании цехового мастера, - встречаются в документах XVII века сплошь и рядом. Правда, еще в конце столетия встречались ложи, состоящие из одних ремесленников (например, ложа в Глазго), но параллельно с ними существовали ложи вроде абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными каменщиками, а остальные - это дворяне, пасторы, коммерсанты и представители гуманитарных профессий.

Кроме знати, к каменщикам нередко примыкали представители интеллигенции и ученого мира, привлекаемые таинственной историей масонства и тайными знаниями, которыми те якобы владели, что в значительной мере разжигало их научную любознательность.

Согласно дошедшим до нас сведениям, для приема в общество новых членов требовалось присутствие, по крайней мере, 5 или 6 франкмасонов. «Эти собрания, - пишет английский исследователь масонства сэр Плот, - называются в некоторых местах ложами», а вступительные обряды состоят в сообщении тайных знаков, «посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они ни находились», и сопровождаются банкетами по установленному ритуалу. Вновь вступившие в братство члены по традиции дарили в день приема «братьям» перчатки, а взаимные обязанности членов заключались в помощи на случай старости, безработицы и болезни.

Описанные общества франкмасонов, всецело пропитанные духом старых ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим масонством, которое в значительной мере питалось философскими идеями социально-реформаторских движений XVII века, возглавляемых тайными и полутайными кружками ученых и утопистов, которые были столь типичны для той эпохи.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия - эпоху возникновения так называемых «великих лож». Самый же значительный шаг в создании организованного масонства был сделан 24 июня 1717 года (в день Ивана Купала), когда четыре гильдии каменщиков на очередной сходке в лондонском трактире «Гусь на вертеле» объединились и создали «самую большую в мире ложу». Первым главой этой объединенной гильдии был избран некто Энтони Сэйер, который через год передал свои полномочия вновь избранному, так как каждый год на эту должность выбирался новый глава. В 1721–1722 годах на эту должность был выбран Джон, герцог Монтегью, и уже одно это имя привлекло в ряды «свободных каменщиков» огромное количество новых членов. После того как герцог был утвержден в этой должности, бывший глава гильдии Дж. Пейн представил на обсуждение руководства документ с регламентом и струтегурой организации свободных каменщиков, однако документ так и не успели утвердить, а год спустя энергичный священник Джейкоб Андерсон, тоже входивший на правах члена в гильдию каменщиков, представил новый документ, который он составил на основании старого, основательно его переработав и дополнив, и, по сути дела, именно этот документ и стал «первой конституцией» ложи.

«После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 году восстания (якобитское восстание 1715 года, осуществленное сторонниками династии Стюартов) несколько лондонских лож решили сплотиться вокруг одного Великого мастера (гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Это были ложа «Гусь на вертеле», ложа «Короны», ложа «Яблони» и ложа «Виноградной кисти» (названия таверн, в которых они собирались)… Было решено устраивать ежегодные собрания всех четырех лож и каждые три месяца - собрания Великой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирателями…»

Упомянутый документ интересен тем, что в нем, в частности, утверждалось, будто масонство процветало еще в библейские времена, а кроме того, перечислялись обязанности масонов и устав ложи, который частично основывался на старых правилах приема в члены.

Самой же важной и интересной частью книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отражавшая современную культурную и политическую физиономию английского масонства. «Масон по самому положению своему, - гласит 1-й пункт «Обязанностей», - подчиняется законам морали и не может быть ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех - та всеобщая, объединяющая всех людей религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр, поможет ему связать узами искренней дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».

Тем же настроением проникнуты и параграфы о гражданских обязанностях масонов: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» (2-й пункт). В ложах запрещались всякие религиозные, национальные и политические споры: «Как масоны мы принадлежим лишь к упомянутой выше всеобщей религии и, заключая в своей среде людей всех языком, племен и наречий, объявляем себя врагами всякой политической распри» (6-й пункт). Под «всеми племенами» подразумевались, видимо, нации и народности, входившие в состав Британской империи, так как какой-то иной смысл это выражение в то время вряд ли могло иметь…

Что касается основных принципов масонства, то они излагались кратко и ясно в форме простого диалога:

« Вопрос. Сколько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

Ответ. Три: братство, верность и молчание.

Вопрос. Что означают они?

Ответ. Братскую любовь, помощь и верность в среде всех истинных масонов, ибо предписания эти даны были всем масонам при постройке Вавилонской башни и Иерусалимского храма…»

Неудивительно, что на вновь созданную масонскую организацию сразу же обратили внимание члены королевского дома: она, вероятно, интересовала их и с археологической, и с социальной точек зрения. Первым примкнул к масонству Теофиль Дезагюльэ, доктор права и придворный принца Уэльского, выбранный в 1719 году третьим по счету гроссмейстером Великой ложи. В 1721 году его примеру последовал доктор Стэкли, соблазненный, по его собственному признанию, надеждой открыть в масонстве пережитки античных мистерий. Все это говорит о том, что, с одной стороны, масонов уже в то время рассматривали как носителей великих тайн, своего рода новую разновидность «розенкрейцерских братьев», а с другой стороны, подозревали в них безбожников и политически опасных людей, за которыми нужен закамуфлированный надзор.

Как бы то ни было, но именно в это время в масонские общества начали активно вступать представители высшей знати: Дезагюльэ и его преемник Дж. Пейн были последними нетитулованными гроссмейстерами Великой ложи, за которыми последовали, на правах официальных Великих магистров, такие столпы английского общества, как герцог Монтэгью, герцог Уортен, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. Начиная с 1724 года в составе «великих надзирателей» уже не встречается лиц, носящих звание ниже сквайра (сельского дворянина и землевладельца).

Как видим, английское масонство, как и французское, тоже было «масонством прозелитов», включавшим представителей аристократических родов и членов королевской семьи. Но, в отличие от Франции, английские «наследники тамплиеров» не выступали против правящей династии, так как в Англии не было тех сословных и религиозных предрассудков, которые препятствовали бы носителям денежных капиталов участвовать в управлении страной. Единственным исключением был орден гормоголов(якобы основанный китайским императором и занесенный в Англию китайским мандарином), состоявший исключительно из приверженцев свергнутой династии Стюартов. Во главе его стоял герцог Уортен, известный в обществе повеса, ловелас, игрок и развратник.

В целом же английское масонство не ставило перед собой каких-то политических задач и, как пишет один очевидец, больше предавалось «ритуальным» пьяным оргиям.

Так или иначе, но масонское движение быстро набирало обороты. По выражению уже упоминавшегося нами Андерсона, «свободнорожденные британские нации, вкушая после внешних и внутренних войн сладкие плоды мира и свободы, проявили счастливую склонность к масонству во всех видах, и запустевшие было лондонские ложи наполнились новой жизнью».

Из Англии масонство быстро перекинулось в другие страны и распространилось по всей Европе, во многом благодаря тому, что члены английской ложи часто посещали другие страны, так сказать, для обмена опытом и с каждым наездом создавали там все новые и новые организации. В силу этого волна масонства накрыла Европу со скоростью снежной лавины.

Так, в 1728 году появилась масонская ложа (по английскому образцу) в Мадриде, в 1729 гаду - в Гибралтаре, в 1732-м - в Париже, далее - в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. К 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных филиалов уже достигло 13. Были образованы английские ложи и вне Европы (в азиатских и американских колониях): в Филадельфии (1730), на о. Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. д. По примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и представители местной знати, плененные идеей масонства.


Древние ритуалы, красочные фартуки, скрытые рукопожатия и непонятные пароли. История масонства для многих - загадка, заключенная в один секрет за другим. Но для примерно шести миллионов членов организации, распространенной по всему миру, это не так.

Вопреки распространенному мнению, члены старейшей братской организации в мире не контролируют мировые правительства и глобальную банковскую систему. Братство, названное «тайным» обществом, далеко не таково.

Эзотерическая традиция

История масонов не имеет конкретной даты появления. Это древняя эзотерическая традиция самопознания и самосовершенствования, которая выдержала испытание временем. В своем нынешнем виде масонство датируется образованием первой Великой Ложи Англии в таверне в 1717 году, а до этого – средневековыми гильдиями каменщиков. Если проследить происхождение масонской символики еще дальше, оно простирается вплоть до римских школ мистерий, учений катаров, каббалы, мистерий Осириана Древнего Египта, шумеров, финикийцев и сократовских мыслителей Древней Греции.

Самая старая запись масонства, известная как рукопись Регия, датируется примерно 1390 годом. Однако содержание этого документа показывает, что масонство существовало долгое время до его составления. В Средние века все масоны были строителями великих европейских соборов и других подобных сооружений того времени в готическом стиле архитектуры.

От оперативного к умозрительному

Согласно истории, оперативные масоны спроектировали здания, добыли камень из карьеров и заложили его в стены. Они установили арки, колонны и опоры. Уложили полы и построили крыши. Вырезали украшения, изготавливали и устанавливали витражи и создавали скульптуры. Их работа требовала высокой квалификации и гениальности, а также больших знаний в области механики и геометрии. Представители ордена были великими художниками средневековья.

Масоны организовались в ложи. Они встречались во временных зданиях, прикрепленных к незавершенному сооружению. Ложей управлял Мастер, которому помогали Стражи. Секретарь записывал все действия в ложе, а Казначей распределял средства для помощи раненым, больным или пострадавшим Мастерам Масонам, их вдовам и сиротам. Такие ложи были предвестниками современной системы ордена.

Укрепление братства

В истории масонов указано, что в течение шестнадцатого и семнадцатого веков социальные условия пережили революцию и привели к упадку оперативного братства. Чтобы увеличить их число, масоны начали принимать неоперативных членов. Господа без намерения становиться строителями присоединились к масонским ложам в социальных целях и из любопытства к древним обычаям ремесла.

На картинах и фото масоны всегда предстают в официальном облачении. Так как организация не публичная, члены ордена не раскрывают полного значения каждого атрибута одежды.

24 июня 1717 года по крайней мере четыре старых ложи Лондона и Вестминстера встретились в столице Великобритании и организовали Великую Ложу. Спекулятивное масонство (то есть масонство в моральном и символическом смысле, в отличие от оперативного) родилось таким образом. Была внедрена современная трехуровневая система обучения.

Современные строители разума, тела и души

История возникновения масонов говорит о том, что средневековые каменщики отбирали необработанные камни, вырубленные из карьеров, чтобы построить невероятные здания. Современные представители совершенствуют свой ум и дух в личном превращении из символической грубой глыбы (сырого камня) в идеальный отделанный (строительный блок).

Уроки передаются в три отдельных этапа, или степени:

  • 1-я – поступивший ученик.
  • 2-я – товарищество.
  • 3-я – становление мастером.

Каждая степень представляет собой прогресс в нравственном и духовном воспитании и в самопознании. Третья ступень учит физической смерти и духовному возрождению через историю Хирама Абифа, мастера-строителя Храма царя Соломона и центральной фигуры масонского образования.

Храм царя Соломона, построенный в 970 году до нашей эры, считался величайшим сооружением, когда-либо возведенным, и земным символом сотворения человека под руководством Бога. Братство использует Храм как символ человека, который должен стремиться создать надстройку для себя, совершенную во всех частях – разуме, теле и душе.

К вопросу о религии

Согласно истории возникновения масонов, эта организация признает существование высшего существа, и новые члены обязаны исповедовать ​​веру. Помимо этого, братство не имеет религиозных требований или догм, и при этом оно не учит конкретным религиозным убеждениям:

  1. Масонство не является религией и не заменяет ее. Оно требует от своих членов веры в высшее существо как часть обязанности каждого ответственного взрослого, но не защищает никакой религиозной веры или практики.
  2. Атеисты не могут быть масонами.
  3. Церемонии включают в себя молитвы как традиционные, так и современные, чтобы подтвердить зависимость каждого человека от его высшего существа и искать божественного руководства.
  4. Масонство открыто для людей разных вероисповеданий, но религия не может обсуждаться на масонских собраниях.

Здесь отсутствуют основные элементы религии:

  1. У масонства нет догмы или богословия, нет желания или средств для обеспечения религиозной ортодоксальности.
  2. Оно не предлагает никаких таинств.
  3. Оно не претендует на спасение делами, тайными знаниями или любыми другими способами.
  4. Секреты братства связаны со способами распознавания, а не со средствами спасения.

Значение масонов в религии не отмечается. Старшие представители полностью следят за соблюдением установленных правил по поддержанию нейтралитета в социальных и духовных вопросах.

Секреты масонства

Тайные истории масонов отмечают, что главным секретом являются знаки признания как физического, так и устного, которые представители лож всего мира используют для доказательства и признания друг друга.

Ритуал гласит, что своеобразное рукопожатие представителя - это «некая дружеская или братская хватка, посредством которой один член ордена может узнать другого в темноте, как при свете».

Это довольно просто. Пожав друг другу руки различными способами, представитель ордена идентифицирует другого масона - человека, с которым у него есть общие связи, и уровень обучения, им достигнутый. Однако никто об этом из представителей палат открыто не говорит. Тайные истории масонов при этом только привлекают новых любителей заговоров. Но большая часть рассказов не больше, чем мифы и вымыслы.

Масонские способы распознавания - рукопожатия и пароли — легко найти в интернете. Но простой поиск в Google не позволит пройти защиту этой вечной организации. Знать признаки распознавания – физические секреты – не значит знать об ордене все.

Основная цель братства

Что такое масоны по определению истории? Это переживание сердца, разума и души, и ни один человек не может претендовать на чужие убеждения подобного рода. В то время как цель и значение ордена трудно определить из-за личной природы Ремесла, простой ответ найден на страницах братского ритуала.

Цель масонства устанавливается во время открытия Ложи, в обмене между двумя главными офицерами, известными как Досточтимый Мастер и Старший Страж.

Основными должностными лицами масонской ложи являются:

  1. Досточтимый мастер (ответственный).
  2. Старший надзиратель (второй ответственный).
  3. Младший надзиратель (третий ответственный).

Среди других должностных лиц:

  1. Секретарь.
  2. Казначей.
  3. Старший диакон.
  4. Младший диакон.
  5. Капеллан.
  6. Тайлер.
  7. Маршалл.

Как говорят сами члены братства, они здесь, чтобы научиться подавлять свои страсти и совершенствовать себя в масонстве. Вот ясный ответ, что такое масонство и чем занимаются состоящие в нем люди. Стоит отметить, что ложи могут по разному трактовать свои цели. В результате ответ на вопрос, что такое масоны по определению истории, будет уже более размытым. Связано это с разными сроками образования филиалов и влиянием местной культуры на них.

Известные личности

За весь период существования ордена в него вступали и выдающиеся личности. Отзывы о масонах встречаются и сегодня. Информация, содержащаяся в учении, существует уже много веков, некоторые из рукописей насчитывают более 2 тыс. лет. Они использовались такими великими умами, как Пифагор, Лао Цзы, Платон и Аристотель.

В более поздние времена масонские символы оказали влияние на таких деятелей, как Джордж Вашингтон, Базз Олдрин, Шугар Рэй Робинсон, Теодор Рузвельт, Ицхак Рабин, Уинстон Черчилль, Джесси Джексон и Билли Грэм. Уолт Дисней, капитан Джеймс Кук, Льюис и Кларк, Марк Твен, Оскар Уайльд, Вольфганг Моцарт, Пэт Мияги Морита и Шакил О’Нил – все они приняли участие в масонском обучении. Им были представлены такие символы, как карандаш, квадрат, круг, улей, уровень, зубило, череп и скрещенные кости, а также меч. Каждая из эмблем несла свое значение.

Личное занятие каждого

Организация масонов является глубоко личным занятием и означает нечто особенное для каждого из его практиков. Это обязательство человека следовать проверенной временем системе обучения для улучшения ума, тела и души.

Масонство - это наука, философия, искусство и универсальное знание, которое обеспечивает понимание того, как человек вписывается во вселенную, и как вселенная вписывается в него. Благодаря этому знанию масоны узнают себя и свою функцию в существовании и улучшают его для лучшего положения в жизни.

Появление лож в России

С каждым веком орден расширялся. История масонов в России началась в начале XVIII века. Согласно легенде, Петр Великий был первым масоном в России, хотя это утверждение достаточно часто оспаривается. Наверняка позже к нему присоединились и другие известные русские: от великого поэта Александра Пушкина до главы Временного правительства 1917 года Александра Керенского. Масонские ложи в русской истории имели неоднозначную репутацию и были запрещены несколько раз.

Английское происхождение

Началась история масонов в России в 1731 году, когда Магистр Великой Ложи Англии лорд Лоуэлл назначил капитана Джона Филлипса Великим Магистром России, который впоследствии проповедовал среди небольшого круга иностранцев на службе Российской империи. По сути, в России ложа была необходима для размещения местных английских купцов, которые также были масонами и требовали, чтобы «центр» позволял им проводить официальные масонские собрания.

Русская знать вступила в братство только в 1740–1750-х, и в этот период масонство было, скорее, модой, чем призванием. Члены первой русской ложи, которую возглавлял граф Роман Воронцов, были аристократами с важными историческими фамилиями: Сумароков, Головин, Голицын.

К началу царствования Екатерины Великой масонство было уже настолько популярно среди элиты, что начало привлекать пристальное внимание правительства. Причиной было не только то, что Петр III – муж Екатерины, которого она свергла, чтобы захватить власть – был активным покровителем масонов. Проблема масонства в стране заключалась главным образом в том факте, что русскими ложами управляли иностранные Великие ложи. А это царские власти рассматривали как опасность.

Пьянство и просвещение

Масонские собрания в России в 1750–1760 году функционировали в соответствии с хартией «Строгое соблюдение», разработанной немецким орденом тамплиеров. Сборы напоминали костюмированные представления: одетые в железо, украшенные перьями братья собирались, чтобы обсудить масонские проблемы. Политические дебаты и дискуссии были запрещены на таких собраниях. Затем, во время «агапе» (дружеский ужин, идущий за дискуссией), они обычно сильно напивались.

Такие «рыцарские» собрания были популярны среди русских дворян, которые в XVIII веке все служили в армии. Они имели мало общего с настоящим масонством, однако О. Пржславский писал, что «когда в кругу чиновников выбор кандидатов на вакантную должность зависел от каменщика, и если один кандидат был масоном, то независимо от критериев отбора, выбранный кандидат всегда был членом братства».

Вскоре Елагин разочаровался в хартии «Строгое соблюдение», и в начале 1770-х он получил лицензию Великой Ложи Англии на создание ложи ордена в России. В то же время немецкий барон Георг фон Рейхель также стал основателем масонов в Санкт-Петербурге, ложа которых функционировала по шведской системе Циннендорф.

В то время как Елагин в основном занимался мистическим поиском «тайны» ордена, приверженцы системы Циннендорфа стремились только к самосовершенствованию. Несмотря на большое количество лож (только в Москве их было 18 в XVIII веке), русских масонов было не так много. В ложе Елагина было всего 400 человек, но в 1776 году две группы объединились, хотя между ними продолжалось противоречие.

Битва между Елагином и Рейхелем велась в Санкт-Петербурге, но к концу 1770-х московские ложи стали оказывать большее влияние. Издатель Николай Новиков сыграл важнейшую роль в этот период. Он был частью делегации русских масонов на историческом Вильгельмсбадском масонском съезде 1782 года, в котором Россия была признана отдельной масонской провинцией.

Тюрьма как цена за просветление

После съезда началась серьезная работа. Теперь цель состояла в том, чтобы просвещать людей и в более широком смысле развивать вкус общественности. Николай Новиков начал издавать книги в 1770-х, а в 1780 году он открыл первую в Москве публичную библиотеку, собрав средства у известных каменщиков, чтобы основать стенды для печати и книг по всей России.

Он издал учебники для начинающих и западную классическую литературу. В 1788 году учредитель опубликовал до 40 процентов всех русских книг и журналов, среди которых была масонская литература. Но внимание властей привлекла не она, а тот факт, что журналы Новикова освещали события Революционной войны в Северной Америке.

Журналы были проверены московским митрополитом Платоном II, который обнаружил только шесть «разрушительных» вопросов и сказал о Новикове, что молит Бога, чтобы христиане во всем мире могли быть такими же.

Секреты масонов не давали политикам покоя. Гонения не прекратились. В 1791 году пресса была закрыта. Новикова осудили, когда в его имении была обнаружена секретная печатная машина. Год спустя он получил 15-летний срок тюремного заключения в качестве государственного преступника. Другие важные масоны были наказаны внутренним изгнанием.

С этого времени масонство в России было в основном запрещено. Четыре года спустя новый российский император Павел I помиловал Новикова и его коллег. Учредитель не вернулся к своей прежней книгоиздательской деятельности и провел последние годы своей жизни в своем имении в Авдотьино, до своей кончины в 1818 году.

Кстати, когда в 1812 году армия Наполеона вошла в Россию, имение Новикова осталось нетронутым, потому что многие французские офицеры были масонами. То же самое произошло в Больших Вяземах, в подмосковном особняке Голицыных. Стены были украшены изображениями яблок и акации, знаменитых масонских символов. Голицыны были известны в Европе как выдающиеся каменщики.

Глоток свободы

Хотя император Павел симпатизировал масонству, он не снял запрет и не принял звание Великого Магистра России. Он предпочел стать Великим Магистром Мальтийских Рыцарей. Масонство возобновилось во время правления его сына Александра I. Либеральный характер первых лет его правления способствовал развитию – были открыты новые ложи, и увеличилось количество каменщиков. Среди них были великий князь Константин Павлович, дядя поэта Александра Пушкина Василий Львович, известный государственный деятель Михаил Сперанский, генерал Михаил Кутузов и многие другие.

К концу своего правления Александр становился все более консервативным и подозрительным. Слухи и факты о тайных обществах волновали императора, и в 1822 году он опубликовал указ «О разрушении масонских лож и всех тайных обществ».

Очарование тайны

Масонские и подобные ложи снова начали открываться в России во время заката империи. В начале XX века было много лож, чьи уставы и правила противоречили друг другу. Во всяком случае, они не оказали большого влияния на политическую жизнь страны.

Несмотря на то что многие члены Временного правительства были масонами, жесткие политические условия дискуссий начала XX века были заглушены более серьезными проблемами. По словам Евгения Пчелова, эксперта по истории и генеалогии Романовых, «думать, что за Февральской революцией стоял масонский заговор, является преувеличением и теорией заговора».

Пчелов считает, что легенда о том, что Петр Великий был масоном, может быть охарактеризована таким же образом.

Нет документов, нет доказательств, подтверждающих это, и это абсолютно невозможно: легенда гласит, что царь присоединился к масонам во время своего визита Великого посольства в Европу (1697–1698) до официального образования масонства в 1717 году.

В каждую эпоху истории «каменщиков» мы сталкиваемся с мифами и загадками, касающимися масонства, которое привлекало богатых и знатных русских. Можно только задаться вопросом, как выглядит будущее масонства сейчас в России. Оно возродилось в России в 1990 году, когда Георгий Дергачев стал членом ордена.

В 1991 году в соответствии с лицензией Grand Orient de France в Москве была основана первая масонская ложа. Великая Ложа России была создана в 1995 году и с тех пор открыла почти 50 мест встреч. Действующим гроссмейстером России является политик Андрей Богданов, который в 2008 году баллотировался на пост президента страны.

Главные знаки

Символику масонов можно проследить до начала появления ордена, и она отражает верования и традиции Братства. В представленном ниже списке будет рассмотрена история и значения некоторых наиболее важных для представителей этой организации знаков.

1. Циркуль и угол

Согласно масонскому значению, как циркуль, так и угольник являются инструментами архитектора и используются в ритуале ордена в качестве эмблем для преподавания символических уроков. Их часто можно увидеть с буквой G в середине, которая обозначает геометрию, науку. Она помогает разгадать тайны и чудеса природы.

Древняя традиция гласит, что буква G, помещенная в центре символа, представляет Бога и геометрию. Вера в Бога является основным требованием для того, чтобы стать масоном. Ни один атеист не может быть членом этого старейшего, крупнейшего и наиболее широко признанного братского сообщества в мире.

Циркуль (чтобы нарисовать круги), представляет царство духовной вечности. Это символ определяющего и ограничивающего принципа, а также бесконечных границ.

Угол измеряет квадрат, символ земли и царство материала. Квадрат учит нас согласовывать наши действия со всем человечеством, также является эмблемой Мастера Ложи, потому что считается надлежащей масонской эмблемой его должности. Наугольник также представляет справедливость, баланс, стабильность, давая основание для строительства.

Вместе циркуль и наугольник представляют собой слияние материи и духа и слияние земных и духовных обязанностей. Как измерительные инструменты, они представляют собой суждение и проницательность.

2. Фартук из овчины

Суть масонов заключается и в их церемониальной одежде. Это самая знаковая символическая эмблема ордена. Говорят, что он более благороден, чем римский орел или золотое руно. Масонский фартук буквально - знак масона, который он нес с собой в следующее существование. Прославленный в поэзии и прозе фартук из овечьей шкуры является первоначальным даром масонства кандидату, а в конце паломничества он помещается на его останки и хоронится с телом в могиле.

Это восходит к старым временам, когда каменщики носили длинный фартук из толстой кожи, чтобы защитить себя от осколков. Как часть защитной одежды, передник символизирует тяжелую работу и в то же время помогает создать и поддерживать прочную связь принадлежности к одному братству.

Говорят, что фартук символизирует «чистое сердце», перчатки - «чистые руки». Обе вещи связаны с очищением, которое в масонстве всегда символизировалось омовением, предшествовавшим древним посвящениям в учения и тайны.

3. Перчатки

Все масоны в мире носят этот атрибут, который является знаком. Перчатки символизируют «Работу рук». Этот предмет одежды, выданный кандидату, предназначен для того, чтобы научить его тому, что действия каменщика должны быть такими же чистыми и безупречными, как и перчатки, которые ему сейчас дают. В Европе их выдают кандидатам вместе с фартуком. Тот же обычай ранее преобладал в Англии. Сейчас (в Европе и Америке) перчатки не участвуют в церемонии, но братья носят часть масонской одежды. Традиция перчаток очень старая. В Средние века рабочие носили перчатки, чтобы защитить свои руки от последствий работы.

4. Храм Соломона

Он представляет собой храм человечества, знаний и совершенствования. Символ цели и союз масонства. Это путь к божественному. Многие считают, что философия напрямую связана с прошлым, настоящим и будущим масонства и с храмом царя Соломона. Храмовое поклонение считается прогрессом на пути к духовному возвышению. Существует разница между материальным и духовным храмом, который должен быть построен в нашем сердце и считаться местом обитания Бога.

5. Всевидящее Око (Око Провидения)

Что означает «масон», может рассказать и этот мощный символ, который использовался в течение сотен лет, если не дольше. Некоторые ученые прослеживают его историю до древнего Египта и Ока Гора. Символ был важным христианским знаком, который часто можно найти на витражах церквей.

В Соединенных Штатах Око Провидения часто ассоциируется с заговорами, Иллюминатами, Ватиканом и масонами, которые начали публично использовать символ в 1797 году. Всевидящее Око – напоминание о том, что мысли и поступки человечества всегда контролируются Богом (которого в масонстве называют Великим Архитектором Вселенной).

6. Ашлар

Кто такие масоны и чем они занимаются, вопрос интересный для многих. Как говорят сами представители ордена, достаточно понять суть этого знака, и тогда многие вопросы исчезнут. Ашлар грубый и идеальный - это не просто два куска камня, а четкое представление о том, что у людей есть и кем они надеются стать. Знаки символизируют моральную и духовную жизнь человека.

Ашлар – очень красивый символ. Грубые, неотесанные и совершенные в обработке камни имеют такое же отношение друг к другу, как невежество к знанию, смерть к жизни и свет к тьме. Необработанный натуральный камень является символом естественного состояния невежества людей. Ашлар – сочетание неотесанного и идеального (полированного и гладкого), готового к строительству камня. Это символ состояния совершенства, достигнутого с помощью образования.

В масонстве это означает, что с помощью образования и приобретения знаний человек, начинающий как Грубый (несовершенный камень), улучшает состояние своего духовного и нравственного существа и становится подобным Совершенному. Он делает окончательный шаг в Великую Ложу Выше. Он может создать себе репутацию мудрого советника, столпа силы и стабильности, Совершенного ашлара, на котором молодые масоны могут проверить правильность и ценность собственного вклада в братский орден.

7. Труд

Каждый член ордена имеет свои обязанности. Правила масонов обязательны к соблюдению. Этот символ считается лучшим доказательством преданности к братству. Труд не наказание, а необходимость и благородство, которые создают лучшее общество. Это также причина, по которой масоны носят различные символы, представляющие собой инструменты.

Работая, человек проявляет уважение и признательность к Богу. Хорошее выполнение поставленных задач – высшая обязанность человека, а труд должен приносить величайшее счастье и внутреннее удовлетворение. Для масонов труд – это поклонение.

8. Уровень

Один из рабочих инструментов при строительстве. Это символ равенства всех людей перед Богом. Уровень измеряет ровность поверхностей. Это напоминает масонам, что все они живут своей жизнью на уровне времени.

9. Пылающая Звезда

Пылающая Звезда в Ложах представляет Сириуса, Анубиса или Меркурия, Хранителя и Направляющего Душ. Современные масоны часто устанавливают этот знак. В основном он размещается у входа в палаты собрания.

Представители ордена говорят, что Пылающая Звезда в центре является символом Божественного Провидения и памятной звезды, которая направляла мудрецов Востока к месту Рождества нашего мессии. Слово Prudentia (с латыни «мудрость») в своем первоначальном и полном значении обозначало предвидение. Соответственно, Пылающая Звезда считается эмблемой Всеведения, или Всевидящим Глазом, который для египетских Посвященных был эмблемой Осириса.

10. Свет

История масонов в мире отмечает, что этот символ везде сопровождал представителей братства. Сегодня при учении на него также делается большой акцент. Свет - важный символ масонов, представляющий истину и знание. Когда кандидат проходит посвящение и понимает истины масонства, он считается просвещенным. Хотя многие древние цивилизации поклонялись Солнцу, для масонов свет не материал, а представление знания. Термин ведет к санскритскому понятию, что означает «сияние».

11. Кедр

Это символ вечности. Кедр – это долговечное и мощное дерево, достигающее 40 м в высоту. Дерево с Ливанских гор (cedrus libani, кедр Ливана) считается национальным символом этой страны. Знак расположен на ливанском флаге, также известном как «кедровая земля». Фото масонского символа можно найти на многих официальных ресурсах ордена.

Этот кедр использовался для строительства Иерусалимского Храма и Ковчега Завета. Дерево часто упоминается в библии и встречается в масонских легендах.

12. Акация

Для масонов акация является символом бессмертия души. По своей природе это священное растение напоминает человеку о том, что все люди должны стремиться идти по лучшему духовному пути внутри нас. Духовность как эманация (распространение) от Великого Архитектора Вселенной, и в этом понимании она никогда не умрет. Акация играет важную роль в ритуале масонства, также растение является символом невинности.

- Для начала задам наивный, но главный вопрос, который терзает всех: кто такие масоны и чем они занимаются?

Масоны - это вполне обычные люди разных возрастов и профессий, которые вступили в братство с древней историей и красивыми ритуалами, чтобы пару раз в месяц собираться для обсуждения докладов на философские и прочие гуманитарные темы, а также заниматься совместными проектами в областях книгоиздания, благотворительности, ну и просто проводить время в обществе друг друга, наслаждаясь дружеским общением. Для вступления в ложу они прошли старинный ритуал посвящения, разработанный еще в начале XVIII века и с тех пор практически не менявшийся.

Главное занятие в ложах - обучение мыслить символами, осмыслять символы разных традиций, проникать в их смыслы и искать символические ключи в себе самих.

Когда масонство начало демонизироваться обществом? Откуда возникли легенды про связь масонства с эзотерикой, сатанизмом и мировым заговором?

Это всё очень разные вещи. Эзотерика - это вообще любые символы, учения, знания, виды деятельности, которые одна группа людей практикует или изучает в тайне от других групп людей. Оккультизм - это старинные тайные науки вроде алхимии и астрологии, или практики вроде спиритизма. Сатанизм - это вообще черт знает что, все называют этим словом разное. Но предположим, что это религиозное поклонение черту. Мировой заговор - это такая религия нашего времени, когда люди утратили веру в богов старинных церквей и стали верить в то, что миром управляют не боги, а такие же люди, как они сами, но только очень богатые и злые.

Масонство ко всему этому не относится никак, но в него всегда вступали люди, интересующиеся религией и оккультизмом, собиравшиеся за закрытыми дверями (то есть «эзотерически»), вот их постоянно и подозревают в подготовке каких-то заговоров.

Любое правительство ненавидит, когда люди без его контроля собираются между собой и не отчитываются, что они там обсуждают. Никакая официальная церковь не любит, когда люди перестают нести в нее деньги и начинают обсуждать религиозные вопросы в своем закрытом клубе.

Поэтому испокон веков официальная пропаганда большинства стран работала против масонства, и до сих пор последствия этого доминируют в информационной сфере.

- Как вы сами относитесь к эзотерике?

Как к своеобразному мировоззрению, одному из путей развития человеческой мысли и нравственности. Ведь в обычном бытовом понимании эзотерика - это изучение тайн природы и человеческой души силами узкой группы заинтересованных соратников, которые не стремятся делать свои увлечения достоянием широкой общественности. Мне такая эзотерика близка и интересна. К старинным оккультным наукам и практикам я отношусь скорее как современный человек - с почтением, как к этапам в познании людьми мира и самих себя, но без особой веры в их истинность и действенность. Мне в этом плане ближе современная наука.


В конце концов, алхимия - это просто средневековая химия, а посвятительный ролевой ритуал с испытаниями водой и огнем - это просто средневековая психотерапия с расстановками и шоковыми элементами.

По специальности я историк, и более всего я в современности ценю ее преемственность относительно прошлого, логичность и знание своих истоков. Поэтому любить науку и не любить эзотерику, почитать религию и презирать эзотерику странно и глупо, ведь всё это - этапы формирования человеческого мировоззрения, элементы его сложной духовной жизни.

- Как можно вступить в масонскую организацию? Какие существуют ограничения?

В наше время вступить в масонство и легко, и сложно одновременно. Практически все масонские организации имеют сайты в интернете, куда можно отправить заявку с указанием номера телефона.

Стать масоном в большинстве послушаний может любой человек старше 21 года, который верит в Бога и бессмертие души, стремится к духовному росту и готов тратить на организацию время (1–2 вечера в месяц) и деньги (взносы от 3 до 10 тысяч в год).

Критерии могут различаться. В России женщин принимают только в три масонские организации из восьми существующих. В две из восьми принимают неверующих. Но в целом после ознакомления с сайтами разных лож каждый может найти себе то, что подходит больше всего.

- В какие именно ложи может вступить женщина, желающая стать масоном?

Это Великая символическая ложа России устава Мемфиса-Мицраима, орден «Право человека» и ложи Великого Востока Франции. А в группу Великой женской ложи Франции принимают только женщин. Критерии приема остаются везде теми же, что и для мужчин.

- Нет ли снисходительного отношения к женщинам даже в смешанных ложах?

Нет, они совершенно равноправны, занимают такие же офицерские посты, как мужчины, наравне с мужчинами занимаются всеми видами деятельности. Говорят, что атмосфера в смешанных ложах гармоничнее и спокойнее, чем в ложах «однополых», и я сам могу это подтвердить.


- Не порицает ли братство романтические отношения между членами смешанной ложи? Или таких случаев не было?

В принципе это не поощряется, потому что ложа - не клуб знакомств, а место духовного поиска. Но люди есть люди, причем их свобода является обязательным условием приема: человек должен несколько раз во время ритуала посвящения подтвердить, что действует по своей доброй воле и без принуждения. Ну а как принять свободного человека и начинать его ограничивать в личной жизни? Поэтому, конечно, пары и образуются, и распадаются, и бывает, что масоны приводят в ложу за собой спутников или спутниц жизни. По неписаным законам, рекомендуется их разводить по разным ложам, чтобы личные отношения не мешали братско-сестринским. Но на деле это соблюдается редко, разве что при распаде пар такое бывает чаще.

- За что могут изгнать из масонского общества?

Сразу исключаются все осужденные по уголовным статьям обычным судом. Отчисляются за постоянную неуплату взносов и отсутствие в ложе без уважительных причин в течение долгого времени. В случае серьезных нарушений масонских законов: разглашение имен других масонов, внесение раздоров в ложу, финансовая нечистоплотность и т. п. - собирают особый масонский суд чести из авторитетных братьев и/или сестер и тоже могут принять решение об изгнании.

- Имеет ли для братства значение род деятельности будущего масона?

Никакого. В масонство принимают представителей всех профессий и образов жизни. Главное - соответствие масонским критериям отбора кандидатов и согласие всех членов ложи принять его или ее к себе в компанию.

Как вы считаете - почему вокруг масонства до сих пор полно предрассудков и неверных суждений, хотя информация находится в открытом доступе, и немало масонов открыто к общению?

Известно пушкинское выражение: «Мы ленивы и нелюбопытны». Это действительно так. Люди не любят, когда им ломают стереотипы. Им неинтересно узнавать новое. Если кто-то увлекается темой масонства (да и любой другой темой), он узнает реальное положение вещей. В наше время это дело пяти минут. Ну а если это человеку не важно, не нужно, не интересно, то какая ему разница? Как говорил Сет из «От заката до рассвета»: «Да живи ты двести лет - или сдохни завтра. Мне пофигу».

- Правда ли, что главная тайна масонства состоит в том, что никакой тайны нет?

Это всегда было так. Первые публикации в открытой печати масонских ритуалов появились в первые же годы существования масонства в Англии. Сейчас любой, даже некогда самый тайный, масонский текст можно за пару кликов найти в интернете. Но примечательно, что вообще само представление о том, что масонство хранит какие-то «тайны», создали не масоны, а антимасонские пропагандисты. Сами масоны про это никогда не говорили, но подчеркивали, что пускают к себе только тех, кого считают подходящими лично им. То есть масонство - не тайное, а просто закрытое общество.

Снаружи закрытость, конечно, воспринимается со злобой и провоцирует на мысли о тайнах. Тайна подразумевает какой-то контент: недоступные другим знания, умения, сведения. Но в масонстве этого нет.

Есть уникальный способ нравственного совершенствования: старинный способ развития души и ума, ну, как физзарядка развивает тело. Однако узнать его можно только в процессе масонской работы, следовательно, проникнуть в эту тайну (если считать этот метод тайной) можно, только став настоящим масоном, то есть по законному праву, а «выкрасть» эту тайну невозможно, потому что она нигде не записана и не поддается описанию вообще. Ее можно только прожить. Официально масонской тайной считаются опознавательные знаки и пароли, но они уже тоже сотни раз обнародовались в прессе.


- Какую литературу о масонстве вы посоветовали бы?

Те, кому интересна тема масонства, могут купить или скачать бесплатно мои книги «Коса и камень» и «Масоны ответят», которые легко найти в сетевых библиотеках и магазинах. Я старался написать именно курс «ликбеза» для тех, кто хотел бы начать знакомство с темой, чтобы потом обратиться к более серьезной литературе. Впрочем, она в основном посвящена истории масонства (труды А.И. Серкова, Ю.Е. Кондакова, Р.Ф. Гоулда, А.Э. Уэйта и др.), а по философии, современной структуре, социальной роли масонства прочесть почти нечего. Можно порекомендовать лекционные курсы покойного Л.А. Мациха, обзорные сочинения по масонству Т. Дедопулоса, К. Макналти, Дж. Ридли, Т. Соколовской, Д. Смита и других. Ко мне еще можно зайти на страницу , чтобы в реальном времени задать любой вопрос и получить на него ответ.

Какова ситуация масонства в современной России? Сколько в настоящий момент действующих лож на территории РФ?

Масонству в современной России вот уже 25 лет, первая ложа после длительного перерыва была учреждена еще при СССР, в апреле 1991 года в Париже, а в России она впервые провела работы во время августовского путча, 20 августа 1991-го. С тех пор российское масонство развивалось довольно бурно, при этом охватывая довольно малое количество участников.

Численность российских лож была всегда невелика, но при этом к настоящему моменту в стране представлены все имеющиеся в мире типы масонства - организации всех мировых масонских союзов всех видов.

В стране есть четыре самостоятельные независимые организации, на равных сотрудничающие с организациями масонов других стран: Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий Восток народов России и Великая символическая ложа России и союзных стран, а также есть четыре местных отделения иностранных союзов: две ложи Великого Востока Франции, одна ложа Великой ложи Франции, одна ложа Международного смешанного масонского ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции, ожидающая открытия собственной ложи в России. Во всех послушаниях вместе при этом насчитывается не более тысячи человек.

Масонские группы в России, как и во всем мире, не обязательно дружат между собой и уж в любом случае не являются чем-то единым: это независимые отдельные организации, которые между собой либо дружат и ходят друг к другу на собрания, либо игнорируют друг друга, либо враждуют, - всё как у всех.

- Чем принципиально отличается нынешнее масонство от масонства, предположим, века девятнадцатого?

Принципиально - ничем. Те же ритуалы, те же облачения, архаичный язык, абсолютно те же нравственные основы братства, те же символы, те же виды деятельности, что и раньше, и всегда.

Меняются только внешние формы: свои доклады масоны в наше время зачитывают в ложе не с рукописи, а с планшета, отапливают свои храмы не жаровнями с углями, а газом и водой, а свечи у них теперь довольно часто электрические.

Фартуки им вышивают не жены вручную долгими ночами, а немецкие программируемые станки на китайской фабрике.

- Нужно ли масонам сохранять анонимность вне братства? Или это не является обязательным условием?

Нет, не нужно. Каждый масон имеет полное право рассказывать о своем членстве в братстве кому угодно. Но при этом ему строго запрещено раскрывать членство других людей без их согласия. Ну и поскольку любое публичное выступление масона воспринимается зрителями и читателями как выступление от имени масонства, желательно заранее уведомлять руководство ложи о таких выступлениях, если масону предлагают где-то выступить, хотя в любом случае никакой масон не имеет права говорить от имени всего братства в целом, но только высказывать свое личное мнение - это тоже старинный и строгий закон.

Как реагируют люди, когда узнают, что перед ними масон? Ведь для большинства масонство - это что-то сказочное и даже дьявольское, они представляют скорее подвалы с горящими свечами и жертвоприношениями, нежели благотворительную организацию.

Я очень давно не встречал людей, которые не знали бы меня заочно заранее, поэтому мне трудно судить о подобной реакции. Но помню, что раньше это вызывало недоверие или иронию. Люди, сколько ни пиши и ни говори о масонстве, все равно думают, что это нечто пыльное, старинное, из прошлых веков, в наше время не существующее или существующее, но «не настоящее», «ряженое». А между тем масонство каким было, таким и осталось, да и контингент в нем существенно не поменялся со временем. Враждебности, страха я никогда не видел в реале, - только на форумах и в соцсетях, но там вообще чего только не бывает.


Тут несколько факторов. Работа, связанная с круглосуточным присутствием в интернете и ежедневная возможность переключаться с нее на другие занятия, но тоже в Сети. Высокая скорость печати. Но главное, конечно, - природная склонность объяснять, отвечать на вопросы, делиться всем, что знаю или узнаю. Я, по всем признакам, должен был стать вузовским преподавателем, даже проработал им три года, но были девяностые, не сложилось. Ну а масонство знаменито тем, в частности, что способствует выявлению в любом человеке именно того дара, которым он может быть полезен братству. Я стал с возрастом неплохим популяризатором, вот и пользуюсь.

- Как можно вычислить масона? Есть ли у вас особый культурный код, свои фишки вне храма?

Большинство масонов в наше время гордятся своим членством в ложах, ну или им это просто прикольно.

Поэтому обычно не нужно никого «вычислять»: масоны очень часто носят в обычной жизни перстни, значки, галстуки, броши с легко узнаваемой масонской символикой.

Между собой, конечно, они обмениваются какими-то словечками и фразами для внутреннего употребления: цитатами из ритуала, сравнениями и примерами из жизни ложи, у них есть свои особые анекдоты, - ну как у любой социальной профессиональной группы, как у программистов, толкиенистов, врачей или геймеров.

Кстати, о храме: может ли посторонний человек каким-то образом распознать масонский храм? Насколько я понимаю, его цель - оставаться незаметным.

В России нет пока еще домов, которые строились бы как масонские храмы. Российские ложи собираются в арендованных помещениях, которые перестраиваются из подвалов, актовых залов, - а чаще они просто арендуют залы в гостиницах для проведения собраний, куда привозят свое оборудование в баулах и коробках, а потом увозят обратно. Поэтому отличить масонский храм от других помещений нельзя. Но если и когда в стране будут строиться особые масонские храмы, как в Европе и Америке, то тогда, как и там, по ним будут наверняка водить экскурсии для всех желающих. Масонский храм сам по себе не является тайной. В России адреса храмов не афишируют и сообщают только своим исключительно по причине неоднозначного отношения к масонству в обществе.

Много ли людей вступает в ложу исключительно из любопытства (что, насколько я знаю, строго запрещено)? Как быстро их разоблачают?

Некоторый процент таких людей определенно есть. Современный человек с парой извилин уже к 20 годам отлично умеет маскировать свои настоящие мысли, проходить собеседования при поступлении в вузы, при найме на работу, говорить то, что от него хотят слышать, - ну, и в результате человеческий фактор приводит к тому, что проводящие предварительные собеседования Мастера могут допустить к приему того, кто их вот так сумел обвести вокруг пальца. Но это не принесет такому человеку пользы. Он уже через пару собраний удовлетворит свое любопытство и уйдет, потому что масонство - это в основном скучно. Если не интересоваться им.

Уйти из ложи просто: достаточно написать заявление на имя ее руководителя. Отсев в течение первого года после приема обычно составляет около трети.

Сюда входят и «ведомые единым духом любопытства» (это действительно фраза из ритуала), и те, кто хотел править миром или научиться делать золото - и жестоко обломался, и не готовые платить за возможность обсуждать по выходным символику соборов или «пифагоровы штаны», и не желающие связывать себя обязательством ходить на собрания раз в месяц, и не увидевшие среди членов ложи президентов корпораций или депутатов Думы (хотя их предупреждали, что и не увидят), и так далее. Главная причина отсева - нереализованные ожидания, поэтому во время собеседований перед приемом кандидату важнее всего максимально честно и подробно обсудить с пришедшим к нему масоном всё, что он хотел бы узнать о братстве заранее. Просто чтобы никому не огорчаться потом.

Понятно, что каждый человек переживает разный опыт и развивается по-своему, но все же - что в широком смысле приобретет тот, кто решит вступить в масонскую ложу?

В наше время уже фактически завершен процесс атомизации общества, в первую очередь, из-за цифровой технологической революции и слома идеологических систем, которые все превратились в пародии на себя.

Либеральная демократия, социализм, фашизм, монархизм, анархизм, традиционная семья, традиционные церкви, профсоюзы, массовая культура, - они для современного человека уже все протухли, не работают, ничего не значат, распродались и превратились в свои противоположности, то есть перестали отличаться одна от другой.

Поэтому люди с минимумом работающих извилин в этот кризисный переходный период испытывают одиночество, тревогу, страх и очень нуждаются в семье, соратниках, единомышленниках, хотя не обязательно признаются себе в этом. Современный молодежный хипстерский идеал - нелюдимый, истеричный, «странный» и очень милый аутист - это же типичное проявление коллективного бессознательного, страха людей и потребности в людях. А идеал гопника - это его «банда», его «мамка и батя». В период позднего Средневековья, в эру тогдашнего технологического и общественного кризиса, эти образы были теми же самыми - христианский отшельник и вечно пьяный наемник.

Это я к чему? К тому, что именно тогда сложились ремесленные корпорации в том виде, в котором они смогли стать настоящей опорой для своих членов, служа центрами материальной и моральной поддержки им самим и их родственникам. Они избавили ремесленников и шире - вообще средний класс, тесно к ним примыкавший, - от окружавших опасностей. Когда в эти ремесленные гильдии в поисках такой же поддержки стали вступать купцы и интеллигенция, и появилось масонство, каким мы его знаем.

И в наши дни оно выполняет ту же самую функцию: оно предоставляет человеку круг единомышленников со сходными идеалами, интересами, уровнем культуры, и эти люди могут и будут оказывать помощь в духовном и интеллектуальном развитии, по-дружески поддерживать, помогать в делах - того же ожидая и в ответ. И все вместе они могут делать что-то радующее и их самих, и других (что тоже радует их самих). В наше время эта первичная задача масонства, по-моему, гораздо важнее обучения религиозным и эзотерическим мировым традициям, что тоже входит в его функции, но в наши дни уже вполне посильно человеку и без вступления куда-либо.

Мы уже рассказывали на страницах портала про тайное общество . В данной статье мы расскажем о том, кто такие масоны и как они появились.

Масонство - одно из самых известных идеологических движений в истории Европы, окруженное множеством легенд, преданий, вымыслов и слухов. Официальной датой его возникновения считается 24 июня 1717 года, когда в одной из таверн Лондона под названием «Гусь и вертел» была образована первая масонская ложа, а спустя несколько десятилетий тайная организация распространилась по всему континенту.

Исторические корни происхождения братства

Само слово «масон» происходит от старофранцузского слова «masson» и дословно переводится, как «вольный каменщик». Большинство исследователей по всему миру уверено, что история возникновения масонства связана ремесленными гильдиями, появившимися впервые в 12 столетии в Англии. Уже к 15 веку цеховое движение имело большое значение в развитии городов: его представители избирались в местные органы самоуправления, а впоследствии стали избираться в государственный законодательный орган.

Строительная гильдия не считалась самой влиятельной среди прочих в средневековой Англии, а ее первое упоминание в исторических источниках относится к концу 14 столетия. Однако уже во второй половине 15 века цех каменщиков имел собственный герб, а его представители получили широкие права и привилегии.

Они, единственные из податного населения, имели право беспрепятственное передвигаться по территории страны, когда остальные слои общества, облагаемые налогами, обязаны были соблюдать закон об оседлости. Подобная привилегия была обусловлена необходимостью строительных гильдий время от времени переезжать из одного города в другой, чтобы возводить новые дома и здания. Отсюда и пошло название «вольные каменщики».

Жизнь строительных рабочих определялась уставом, соблюдение которого было обязательным. Периодически представители гильдии собирались на собрания в помещении, отведенном для этих целей, которое называлось Lodge, то есть ложа. Впоследствии ложей стала называться и вся артель каменщиков.

Строители объединялись в братства, главной целью которых была помощь наиболее нуждающимся его членам, а также установление тесных связей и сотрудничество с соседними аналогичными организациями. Каменщики часто использовали различные пароли, тайные знаки и символы, по которым легко могли узнать члена братства и попросить о помощи при необходимости.

Однако с 16 века деятельность ремесленных братств приходит в упадок, многие из них прекращают существование. Только вольные каменщики продолжали верно хранить свои обычаи и традиции, но в члены братства теперь принимались не только строители, но и представители других слоев общества: священнослужители, торговцы, учителя, писатели и аристократы. Именно «сторонние каменщики» вдохнули в масонство новую жизнь, привнесли новые идеи и задачи.

Идеология Ордена вольных каменщиков

Основным документом, где излагается подробно история масонского движения, а также его основные цели, считается «Книга конституций», написанная в 1723 году Джеймсом Андерсоном - священником одной из лондонских церквей, основоположником символического масонства. В труде религиозного деятеля основной целью ордена провозглашается самосовершенствование и духовный рост, поиск истины и человеколюбие, а также желание сделать мир лучше.

К желающему вступить в ряды масонов предъявлялись серьезные требования:

Только представители мужского пола;

Вера в единого Бога-Творца;

Достижение совершеннолетнего возраста. Обычно в члены принимали по достижению 21 года;

Хорошая репутация и отсутствие правонарушений;

Решение о приеме кандидата принималось общим тайным голосованием. Члены братства, голосующие за прием в орден нового масона, кидали в чашу белые шары, а те, кто был против - черные. Традиционно, чтобы отклонить прошение достаточно было одного или трех черных шаров.

«Вольные каменщики» не создавали свою религию. Главным требованием к каждому кандидату в масоны было его верование в единого Бога-Строителя (его называют - Великий Архитектор Вселенной). Однако для каждого члена братства выбор вероисповедания был делом добровольным, главное, чтобы он придерживался принципов единобожия.

В ордене существует три степени:

Ученик. Давалась новичку, прошедшему обряд посвящения. На этом этапе он должен был заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, бороться с собственными недостатками и совершать благие поступки.

Подмастерье. Члену братства предписывалось активно познавать окружающий мир и его законы, и как разум человека воспринимает реальность.

Мастер масон. Самая ответственная и сложная степень. Полностью посвящена бытию человека и смерти.

Организационной единицей масонов во всем мире являлась, и остается по сей день, ложа. В ее состав традиционно входило 40-50 членов. Организация имела свой устав, правила, владела имуществом и казной. В каждой стране деятельность территориальных единиц регулировала Великая ложа во главе с великим мастером. Однако все его указы и распоряжения носили исключительно рекомендательный характер.

История масонского ордена в России

В нашей стране возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком.

Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе.

Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов.

Пройдет чуть меньше столетия, прежде чем начнется возрождение деятельности тайных братств. Импульсом для их появления послужил известный манифест от 17 октября 1905 года императора Николая Второго, даровавший русскому народу многочисленные права, среди которых свобода создания общественных организаций, не преследующих цели подорвать основы государственного строя. Деятельность масонских лож сосредоточилась в Петербурге и Москве. Самыми известными и многочисленными на то время считались «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея».

Масоны и русская революция


Одна из самых спорных тем среди российских и зарубежных историков: какова роль тайного ордена в подготовке и свержении самодержавия в России. В 1931 году в столице Франции свет увидела книга историка-эмигранта С.П. Мельгунова, которая сразу же стала сенсацией. Ученый в своем труде приводил весомые доказательства, что именно русские ложи при поддержке иностранных масонских организаций подготовили и организовали Февральскую революцию в 1917 году, главным итогом которой стало отречение царя и установление демократического строя.

Главный довод в пользу этой версии, что накануне страшных событий, в русском масонстве активно пропагандировалась идея военного заговора, главной целью которого было устранение, в том числе и физическое, Николая Второго. Еще одно весомое доказательство, что после отречения императора от престола, в образовавшемся Временном правительстве почти половина министров принадлежала к Ордену вольных каменщиков, в том числе, и председатель нового органа - А.Ф. Керенский.

В любом случае, русское масонство, какова бы ни была его роль в организации Февральской революции, потерпело поражение в борьбе за власть и право создать новый порядок.

Масонство в современной России


С установлением власти партии большевиков Орден вольных каменщиков прекратил свое существование. Однако после распада , при поддержке французской ложи, уже в 1991 году было возрождено первое на постсоветском пространстве российское братство масонов.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 400 масонов. Требования к кандидатам и правила вступления в ложу остаются прежними, однако теперь достаточно отправить письмо с прошением по электронной почте верховному мастеру. Ряды вольных каменщиков в основном пополняют представители интеллигенции, военные, журналисты и предприниматели.

Большинство ритуалов и знаков тайного общества сохранились по сей день. Один из них - это неразглашение имен братьев, а потому доподлинно неизвестно, кто из публичных людей сейчас поддерживает движение. Однако основная цель масонов, как и 300 лет назад, это духовное самосовершенствование, познание мира и собственного Я, морально-философские искания.

Ложи, действующие в российских городах, полностью лояльны к властям, а потому никогда не поднимают на собраниях политические и религиозные темы. Их главная задача - помочь человеку стать лучше, чем он был, помочь найти смысл в жизни.

Фото из сети Интернет