Английский Биология География

Изменение убеждений. Паттерн изменения «субмодальных» убеждений

Каким образом религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Вот общая методика переориентации, идеологической обработки и/или "промывания мозгов", которая применяется в самых различных группах.

Кевин Хоган (Kevin Hogan), психолог, специалист в области невербальной коммуникации и языка тела

Каждый политик меньше всего заинтересован в том, чтобы у нас был широкий выбор возможностей и стилей поведения. Почему? Чем больше возможностей у нас есть, тем сложнее предсказать наши действия. Чем сложнее предсказать наши действия, тем меньше у него шансов убедить нас. Политик заинтересован в том, чтобы наше поведение было более предсказуемо. Человеку, знакомому с тонкостями убеждения, не составит труда применить свои знания и достичь поставленной цели, если он имеет дело с предсказуемыми людьми. К сожалению, многие люди, которые разбираются в процессе убеждения и умеют убеждать, не стремятся достичь взаимовыгодного результата.

Стремление переубедить человека, не считаясь с его ценностями и взглядами,- это «промывание мозгов». По мнению автора, «промывание мозгов» в таком понимании - неэтично почти всегда. Но не всегда. Как и «этику», «промывание мозгов» нужно оценивать в контексте индивидуальных ценностей каждого человека. Поэтому вы не должны считать, что я навязываю вам собственное мнение. Окончательное решение остается за вами. А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с общей методикой переориентации, идеологической обработки и/или «промывания мозгов», которая проводится в самых различных группах.

Каким образом правительства, группы, религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Я высоко ценю христианскую религию и с большим уважением отношусь к военному ведомству, именно поэтому я и предлагаю обратиться к примерам переориентации, взятым из этих областей. Хочу подчеркнуть, что моей целью не является подвергать критике какую-либо религию. Убеждения людей необходимо уважать, в противном случае общение окажется невозможным.

1. Осуществлять контроль за сознанием людей очень трудно, если люди находятся в привычном окружении. Для этого необходимо вывести человека из обычной обстановки на время или навсегда. Поступив на военную службу, человек проходит «базовую подготовку» и попадает в казармы. Это первый шаг к переориентации сознания новобранца. Очень скоро он усвоит новую систему ценностей, а пока он выходит из прошлого окружения и переходит в новое. Старый образ жизни, когда он возвращался с работы домой, очень быстро забудется. В новой среде - общинный уклад. И это неслучайно: таким образом новобранец быстрее усвоит новые ценности.

Если бы после каждого дня базовой подготовки он возвращался домой и обсуждал происшедшее с семьей и друзьями, процесс идеологической обработки длился бы вечно. Новобранец должен общаться только с военными. После базовой подготовки новобранца переводят подальше от дома и друзей. Его домом становится армия.

Новобранец, неспособный адаптироваться к новому окружению (редкий случай, но такое бывает), подлежит демобилизации. Человек, который отказывается работать в новом окружении, не станет хорошим солдатом, не будет подчиняться приказам и усваивать систему ценностей своего подразделения и военной иерархии. Такой человек опасен для армии.

Человек разочаровался в своей церкви и начинает поиски истины на стороне. Люди, ищущие истину, обычно идут в группу, в данном случае в церковь или иные религиозные организации.

Человек, который разочаровался в своей прежней группе и ищет новую, может стать жертвой манипуляции. В большинстве случаев переориентации («промывания мозгов») человеку говорят, чтобы он как можно чаще приходил в церковь, знакомился с новым вероучением (идеологическая обработка). Это необходимо, чтобы действовать в новом групповом окружении. У каждой церкви, секты или группы есть свой язык. Члены группы часто не имеют ни малейшего представления о том, что означают слова и понятия другой группы. (Например, если вы - не католик, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое «чистилище»? Если вы не баптист или представитель смежной конфессии, можете ли вы дать точное определение того, что такое «восторг» в понимании баптиста? Если вы - не мормон, можете ли вы объяснить, что такое «Небо небес»? Если вы не буддист или индуист, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое «дхарма»? Чаще всего люди не понимают языка других групп. Это второе свойство переориентации и идеологической обработки.)

2. Язык - это следующий связующий элемент между человеком и новой группой, в которую он попадает. Вернемся к нашему примеру с новобранцем в казарме. Здесь он не только приучается к новым условиям (подъем в одно и то же время каждый день, жизнь по распорядку, обед, ужин и отбой в одни и те же часы и т. д.), он осваивает новый язык людей, с которыми будет работать. Язык армии - это военные звания, специфические обозначения уже известных и новых профессий, аббревиатуры и т. д. Это полная трансформация. И она необходима. Когда новобранец говорит о своей новой среде со старыми друзьями, они не понимают его так, как раньше. Он меняется. Он - другой.

Оказавшись в другой группе или церкви, человек изучает язык этой группы. Чем больше времени он проводит в группе, тем быстрее он осваивает язык. Чем быстрее он осваивает язык, тем скорее он находит взаимопонимание с этими людьми. Когда он находит взаимопонимание с людьми, он начинает нравиться этим людям, и они нравятся ему. И наоборот, люди вне группы, которые не говорят на этом языке, не интересны новобранцу или новообращенному так, как его новые друзья. Люди вне группы чувствуют, что человек меняется. Им уже непросто общаться с ним. Он - другой.

3. Следующий логический шаг на пути вступления нового члена в группу - это отказ от прежних убеждений и ценностей («депрограммирование»). Это делается очень тонко. Отказ от прежних убеждений необходим для перехода на следующий уровень. Вот как это происходит.

В армии, где угроза физического или эмоционального наказания может быть приведена в исполнение, депрограммирование осуществляется очень быстро. Сержант, который руководит строевой подготовкой солдат, становится доминантной родительской фигурой для каждого новобранца. Его настоящая мать осталась дома. Сержант - это его новая «мать», нравится вам это или нет. Он может принимать произвольные решения и ждет от новобранцев полного подчинения каждому приказу. Теперь вы не можете самостоятельно решать, когда встать, когда лечь спать, когда пообедать и т. д. Старая установка снята. Тем самым готовится почва для новой программы. Армия угрожает наказанием, поэтому человек не может отказаться от выполнения приказов и идет на депрограммирование. Старые друзья - больше не друзья для него. Он здесь, они - там. Они никогда не придут в армию.

В другом групповом окружении (церковь или секта) угроза физического наказания, как правило, невелика (за некоторыми исключениями), в то время как угроза эмоционального наказания почти всегда очень высокая.

Один из наших друзей попал в религиозную группу, освоил ее язык и теперь постепенно подвергается депрограммированию. Человек приходит в группу не из-за каких-то определенных убеждений, а чтобы узнать что-то новое. Когда он узнает «истину», ему мягко и ненавязчиво дают понять, что старые друзья и близкие заблуждаются. Его убеждают в том, как много они теряют. Ему показывают, что некоторые из его прежних убеждений и ценностей расходятся с «истиной». Новообращенного обычно просят указать, где он поступал неправильно или был введен в заблуждение. От него требуют признать, что его прежние убеждения неверны. Это делается очень тонко. Самое главное то, что раньше он заблуждался, а теперь нашел «истину». Последняя и очень важная фаза депрограммирования - это отказ от взаимоотношений вне религиозной группы. Человеку не говорят, что нужно навсегда отказаться от общения с такими людьми. Ему просто дают понять, что жить бок о бок со «злом» или с теми, кто делает «зло», опасно, поэтому общение с людьми вне группы требует большой осторожности.

4. Следующий шаг - это заполнение образовавшихся пустот новыми убеждениями и ценностями, или «перепрограммирование».

У каждого из нас есть основные, базовые потребности. Каждому из нас нужна пища, одежда и жилье. Мы нуждаемся в безопасности. Мы нуждаемся в матери, реальной или воображаемой, т. е. в человеке, который заботится о нас и с которым мы связаны, независимо от того, чувствуем ли мы постоянную привязанность к нему. Когда человек расстается с матерью, супругом, близкими и/или друзьями, у него образуется пустое пространство, которое вскоре займет лидер новой группы либо ближайшие к человеку члены новой группы. Это нередко происходит уже на первой стадии.

Теперь на смену старым убеждениям приходят новые, на смену старым лидерам - другие. «Истина» сменяет «вымысел». «Хорошее поведение» вознаграждается, чтобы тем самым приучить нового члена к послушанию.

Новобранец видит в сержанте отца, в сослуживцах - людей, которые спасут ему жизнь в трудную минуту. Пока они будут лежать в окопах посреди пустыни, друзья и родные будут нежиться в теплой постели. Теперь сослуживцы - его новая семья, которая пришла на смену «старой». Армейский корпус заменил все прочие организации. Теперь лучший друг новобранца - это его сослуживец. Так должно быть, это необходимо для общей безопасности. К сожалению, уход человека со службы не меняет общей структуры его верований. Возвращение «на гражданку» становится тяжелым испытанием для бывших военных, поэтому они стараются оставаться в армии как можно дольше. Военный устав дает им ценностную ориентацию и заменяет все предыдущие ценностные доктрины.

Вернемся к примеру религиозной группы. Новичок все чаще встречается с членами общины. Происходит перепрограммирование: на смену старым ценностям и убеждениям приходит «истина». Уход от «истины» и возвращение к прошлому заслуживает самого большого наказания. Человеку внушают, что непростительно оставлять «истину» после того, как обрел ее. И он соглашается. Как правило, когда человек только вошел в новую группу, нет никакой необходимости применять к нему принуждение. «Истина» еще находится в стадии открытия, а не в стадии «разоблачения». Ценности и убеждения постепенно перестраиваются, и когда это происходит, очень трудно изменить их снова.

Sharing is caring!

0 shares

Убеждение - это совесть разума. Убеждение - это не начало, а венец всякого познания

Странное выражение. Кому и главное, зачем это понадобилось? Ну, вот убеждён человек, что бога нет, ну и фиг с ним. Пусть продолжает себе дальше жить тихо, спокойно. А то вечно находится кто-то, кто пытается кого-то в чём-то переубедить. Кстати тоже не понятно, зачем это делает тот второй, который хочет переубедить первого? Вы наверно слышали такое понятие как компромисс?

Компромисс (лат. compromissum) - в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.

Странное положение, не правда ли? Главное, что никто никого ни в чём не переубедил, и после спора всё равно каждый остался при своём мнении. Да и уступки эти самые, то же самое лицемерие, дабы попросту достичь желаемого результата. На самом же деле, компромисс - есть поражение. Догадались почему? Всё дело в том, что когда человек что-то делает против своей воли, ради так сказать «уступок», он делает это не от души, а значит не добросовестно и рано или поздно ему это надоест. Но если одному из собеседников действительно удаётся переубедить своего оппонента, вот тогда сотрудничество действительно будет успешным. А вот тут и возникают многие казусы. Допустим один прав, с точки зрения законов земных, и пытается переубедить товарища в его неправоте, ибо видит, что его воззрение нарушают эти законы. Ну, а если вдруг первый не прав, и ему удаётся переубедить своего товарища, тем самым подтолкнув его к нарушению законов? По-видимому, из-за таких множеств разных вариаций между людьми и начинают возникать споры, к сожалению зачастую приводящие к насилию. Будь то муж с женой, где каждый из них пытается переубедить друг друга, что именно он прав. Либо это происходит на работе, в магазине, в бизнесе и политике. И как же быть?

Всё же большинство людей подсознательно чувствуют, что одними земными законами тут не обходиться. Что есть нечто более высокое, мощное и справедливое. И чтобы мы не делали в своей жизни, всё равно именно Он влияет на каждое событие. Это подсознательное чувство и вынуждает каждого, в своё время человека, изменять свои убеждения. Конечно, находятся и такие, кто меняет шило на мыло, то есть меняет одни материалистические убеждения на другие. И дай бог, что бы не лучшие на худшие. Но люди уже достигшие более высоких уровней сознания, понимают, что самые правильные, самые полезные и самые лучшие убеждения это убеждённость в том, что Он существует, и всё в Его руках, и мы, если будем следовать Его законам, мы будем и счастливы и здоровы. И ничего дурного с нами не случится. Вот почему не стоит никого пока заставлять меняться, а лучше самому начать менять свои убеждения. Вспомните Серафима Саровского:

Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи

Что вполне можно перефразировать в:

Измени себя сам, и вокруг тебя изменяться тысячи

Вот и выходит, что в первую очередь, надо менять свои собственные неправильные убеждения на правильные, и только тогда ваше слово будет иметь силу , что позволит вам более успешно помогать другим людям, менять их собственные убеждения. Но помните, насильно, мил не будешь. И если вы видите, что человек не желает меняться, и тем более менять свои убеждения, то не тратьте на это время. Не мечите бисер… ну дальше впрочем, вы знаете.

Правда — не в большем количестве, а в большей убедительности

Почитайте жизнеописание таких великих Учителей как Будда и Христос. И вы заметите, что им не составляло никакого труда в момент поменять мировоззрение человека. Что равносильно изменению его убеждений. Ведь все люди, кто в них уверовал, кто им поверил и доверился, фактически сменили свои собственные убеждения на тот момент, на те, которые им предложили эти учителя человечества. Но не обольщайтесь, исказить можно любое учение тем самым можно влиять на людей внушая им ложные верования и убеждения. Вот мир и запутался. Каждый верит, во что хочет, где ложь, где правда уже сам чёрт не поймёт. И битва убеждений продолжается. Каждый пытается кого-то переубедить. И заметьте, чем громче они кричат, тем, более ложные убеждения там проповедуются. Ибо голос истины тих как шёпот.

Если говорить ещё короче, конкретно ответив на поставленный вопрос, то, сила вашего убеждения берётся от силы вашей духовности. От уровня вашего сознания. От мощи вашей психической энергии. И когда вы, общаясь с человеком, обращаетесь не к его низшему «я» , а к его душе , к его высшему «Я» то и мера вашего воздействия усиливается. Ибо, высшее «Я» любого человека знает Законы Всевышнего, и если вы ему их напомните, вы не зря проживёте эту жизнь.

Но не забывайте, зашоренные материалисты будут требовать доказательств, и смотрите не войдите с ними в спор, ибо никакой спор не рождает истины, не смотря на то, что нас кое-кто попытался в этом убедить. Вы можете себе представить чтобы, например Иисус с кем-то спорил? Или кому-то чего-то там доказывал? Вот и получается, что переубеждению подлежат лишь те люди, кто уже внутренне готов их сменить, но пока не знают на какие именно.

Вот они и ищут на просторах сети, среди знакомых, примеряют их убеждения к своим, анализируют, взвешивают, компилируют, и в итоге либо переходят на другую сторону либо наворачивают на свои бог весть что. Тут самое главное понять, что только два вида убеждений существует в нашем трёхмерном мире. Это правильные и неправильные. Убеждения, идущие от бога и убеждения, идущие от сатаны. Убеждения духовные и убеждения материальные. И если вы уже догадались, точно поняли и наверняка знаете, чьи убеждения могущественнее, и на чьей стороне правда, то я вас поздравляю! Вы на правильном пути.

Sharing is caring!

0 shares

Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович

Изменение убеждений

Изменение убеждений

Эта область психокоррекции «осколков» досоциального уровня, на деле, глобальная, прямо направлена на устранение всех тех, порой идиотских, правил и принципов. Их вы использовали в качестве костылей и подпорок своего неокрепшего Эго во время приобщения к реалиям общественных отношений, и которые теперь ну никак не позволят нам пройти далее, в мир фактов, логики и выгоды. Потому как полностью всему этому, почти научному, противоречат. Не все, но многие. Принципы эти (точнее - стоящие за ними убеждения) принято называть ограничивающими. Потому что они, не соответствуя логике жизни, буквально отворачивают вас от успеха, счастья и благополучия.

Самое любопытное здесь то, что эти нелогичные убеждения невозможно изменить логически. Ибо вера - это все о том, что за пределами логики. Но есть в нейропрограммировании масса психотехнологий (из коих приведу только две), позволяющих быстро и безболезненно либо и вовсе убрать все наши благоприобретенные благоглупости, либо, как минимум, заметно уменьшить их влияние, даровав взамен свободу. Свободу жить не так как надо, а, в общем-то, как стоит, а после и просто как хочется…

Из книги Каждую минуту рождается еще один покупатель автора Витале Джо

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Устойчивость убеждений «Мы слышим и принимаем только то, что уже наполовину знаем», - писал Генри Дэвид Торо. Исследования показывают, насколько прав быт поэт. В одном из экспериментов студентам, выступающим за и против смертной казни, предъявляли результаты двух

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

16. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ После работы со второй главой «Поиск автоматических мыслей», вы, скорее всего, определили несколько «горячих» мыслей, которые отражают некоторые из ваших глубинных убеждений. Глубинные убеждения уходят корнями в

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Роль убеждений Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Определение убеждений Попробуем теперь дать немного более точное определение тому, что такое убеждение. Во первых, убеждение не есть стратегия; оно не дает знать, «каким образом»; оно не является поведением. Убеждение - это обобщение какого-либо взаимоотношения между

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Воздействие убеждений Убеждения оказывают огромное влияние на нашу жизнь и, соответственно, на наши цели, поскольку во многом предопределяют повседневный опыт. Рассмотрим для примера такое убеждение: «Все вокруг хотят подложить мне свинью». Если вы действительно

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений Ты уже знаешь, что убеждения формируются во время очень сильных эмоций.Постарайся вспомнить максимальное количество ситуаций, связанных с деньгами, которые вызвали очень бурные эмоции

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Значение убеждений Для начала подумай, во что ты веришь. Это сложно или нет? Для многих весьма талантливых людей это оказывается невероятно сложным. Начать можно с простого хода: поставь себя на место ответственного лица и прими за него решения, которые считаешь

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Изменение убеждений Эта область психокоррекции «осколков» досоциального уровня, на деле, глобальная, прямо направлена на устранение всех тех, порой идиотских, правил и принципов. Их вы использовали в качестве костылей и подпорок своего неокрепшего Эго во время

Из книги автора

Власть убеждений Влияние убеждений на нашу жизнь огромно. Помимо того, они почти не поддаются воздействию обычной логики или рационального мышления. Абрахам Маслоу любил рассказывать старую историю о человеке, который лечился у психиатра. Герой нашей истории

Из книги автора

Проверка убеждений Прием проверки с помощью соединительных слов можно использовать и для укрепления наших убеждений, создавая «убеждения относительно убеждений». Они могут служить дополнительными оправданиями и придавать уверенность в том или ином

Из книги автора

Изменение убеждений естественным путем Задача всех паттернов «Фокусов языка», которые мы рассматривали до сих пор, – сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в самих себя. Они также могут помочь провести рефрейминг негативных

Из книги автора

Изменение убеждений и внутренние состояния Стадии естественного изменения убеждений являются иллюстрацией того, как наше внутреннее состояние оказывает существенное влияние на этот процесс. Внутренние состояния во многом являются «вместилищами» наших убеждений.

Из книги автора

Сцепление убеждений Конечная цель разнообразных паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы с помощью языковых средств помочь людям пройти через все стадии цикла изменения убеждений. Однако сам цикл как прием не требует обязательного использования языка. Можно

Из книги автора

Метаструктура убеждений В этой книге мы исследовали целый ряд измерений нашего опыта, которые находятся под воздействием убеждений и включены в процесс формирования и поддержания этих убеждений.Сенсорный опыт поставляет нам сырье, из которого мы строим свои «карты

Концепция

Мы не рождаемся с готовым набором убеждений, а сами формируем их. Мировоззрение вырабатывается со временем под влиянием размышлений, репрезентаций и подтверждений полученного опыта. Где же истоки убеждений? Как мы формируем их? Судя по всему, в жизненных переживаниях.

Но сами по себе переживания не порождают убеждений. Убеждения начинают складываться, когда мы впервые репрезентируем опыт, когда мы «размышляем» о нем, однако окончательно формируются они в более позднее время и на более высоком уровне, т. е. мета-уровне, когда мы укрепляемся в своих представлениях и репрезентациях. Именно подтверждение наших умозаключений превращает их в убеждения.

А когда умозаключение стало убеждением, оно начинает управлять нашим восприятием. Укоренившиеся представления становятся привычными, как бы застывают и перестают осознаваться. Став сложившимся миропониманием, убеждения оказываются неизменными картами, при помощи которых мы кодируем индивидуальные смыслы явлений. А тогда наши взгляды становятся фильтрами восприятия, и мы начинаем видеть их подтверждение повсюду. Так мы делаем свои убеждения самореализующимися, а в результате «во что верим, то и переживаем». В этом смысле убеждения функционируют как центральный стержень нашей психологической организации. Ричард Бэндлер (Вапс11ег, 1982) так описывает их огромное влияние и всепроникающую природу:

Формы нашего поведения организованы вокруг особых, в высшей степени устойчивых образований, называемых убеждениями. Убеждения имеют тенденцию становиться намного более универсальными и категоричными, чем понимание. Сформировавшись, они могут даже мешать чело-веку воспринимать противоречащие им факты или новые убеждения.

С точки зрения структуры убеждения представляют собой мета-уровневый феномен, возникший на основе наших представлений, репрезентаций и состояний. Это означает, что, хотя мы можем примерять различные представления и предположения, касающиеся самих себя, убеждение не возникает, пока мы не подтвердим, не закрепим и не сочтем ценным тот или иной взгляд на вещи. Для того чтобы сформировать убеждение, мы должны сказать «да» представлению или суждению. Это происходит на более высоком «логическом уровне», нежели тот, на котором мы репрезентируем информацию. Мы можем репрезентировать многие явления и обдумывать многие умозаключения, в которые мы не верим. Чтобы поверить, необходимо обрести состояние убежденности в отношении какого-либо эмпирически или умозрительно полученного представления, признать его ценность и, таким образом, сделать его для себя реальным, значимым и истинным. Чтобы представление формулировалось и переживалось как убеждение, нужен мета-переход. Поэтому наши убеждения - это не что иное, как мета- состояние по поводу репрезентаций.

В отличие от убеждения сомнение содержит одновременно и подтверждение, и опровержение мысли. Взамен первоначальному «нет!» уже в следующее мгновение приходит «да!». Мы мечемся между двумя крайностями: «Да, именно так... впрочем, нет, не совсем». Сомнение - это двойственное фреймирование мысли, не дающее нам твердой уверенности. Может, да, а может, и нет. Если сравнить сомнение с отрицанием, то последнее отличается решительным «нет!» тому или иному убеждению или представлению. «Нет, этого не может быть, не верю». Из этих примеров явствует, что убеждение, сомнение и отрицание со структурной точки зрения имеют сложный состав, включающий мета-уровни.

А теперь зададимся вопросом: можем ли мы изменять убеж-дения? Еще как можем! По этому поводу Бэндлер (ВапсИег, 1985) заметил: «Изменять убеждения людей довольнд просто, если только вы заручились их согласием» (курсив наш).

Первый описываемый нами паттерн - паттерн ускоренного изменения убеждений - дает возможность влиять на их структуру. Эту технологию нельзя назвать особенно полезной или действенной, тем не менее иногда она позволяет добиться результатов. Лично я этот паттерн больше не использую и не рекомендую другим. И все же, поскольку он был первым экспресс-паттерном НЛП, я включил его в эту главу в качестве исторической справки. Паттерн изменения убеждений Дилтса с пространственным якорением и целым музеем старых взглядов намного более результативен и даже превосходит паттерн мета-подтверждения и мета-отрицания. Кроме того, вы можете использовать в процессе изменения убеждений вопросы, связанные с линиями мышления. Это поможет изменять, обновлять и прояснять те убеждения по поводу нашего «я», которые бесполезны или мешают нам. Обращайтесь к паттернам изменения убеждений всякий раз, когда хотите сделать взгляды, особенно на собственное «я», другими.

Подготовка к изменению «субмодальных» убеждений

1.Выявите ограничивающее убеждение, которое вы хотели бы изменить.

Какое из ваших убеждений ограничивает вас?

Каковы ваши убеждения относительно себя, денег, успеха, здоровья, фитнеса, ответственности, обратной связи и т. д.?

2.Выявите свои мета-ограничивающие убеждения.

Каковы ваши убеждения по поводу этого убеждения?

Сделайте шаг назад от убеждения первого уровня и определите, придаете ли вы ему такой смысл, который нельзя назвать позитивным или экологичным?

3.Обратите внимание на репрезентации вашего убеждения.

Как вы репрезентируете свое убеждение?

Как выглядит фильм, проигрываемый в вашем сознании на первичном уровне?

Какими кинематографическими характеристиками обладает этот фильм?

Какой язык вы используете в сценарии этого фильма?

4.Определите репрезентации ваших сомнений.

В чем вы сомневаетесь?

В чем заключаются колебания между двумя полюсами, когда вы размышляете о предмете ваших сомнений?

Откуда вы знаете, что испытываете сомнение, неопределенность и неуверенность?

Какова кинестетика вашего сомнения, его кинематографические характеристики и внутренняя структура?

5.Противопоставьте репрезентациям сомнения репрезентации убеждения.

Как различаются по своей структуре эти два набора репрезентаций?

Каковы принципиальные отличия кинематографических характеристик убеждения?

6.Протестируйте кинематографические характеристики одну за другой.

Когда вы тестируете кинематографические характеристики одну за другой, изменение каких из них оказывает самое сильное влияние на ваше убеждение или сомнение, а какие преображают их кардинально?

7.Сформулируйте новое, более позитивное убеждение, которого вы хотели бы придерживаться.

Какое убеждение вы хотели бы приобрести взамен того, ко-торое вас ограничивает?

Сформулировали ли вы его в позитивных терминах как процесс или способность?

Похоже ли оно на суждения такого типа: «Я могу научиться позитивно принимать критику» или «Я способен к быстрому и эффективному обучению»?

Каково это новое убеждение, хорошо ли оно сформировано?

8.Проверьте новое убеждение на экологию.

Адекватно ли ваше новое убеждение всем аспектам вашей жизни и совместимо ли оно с ними?

Полностью ли вы гармонизированы с этим убеждением?

Возражают ли против него какие-либо части вашего «я»?

Изменение убеждений

Теперь, проделав подготовительную работу, вы готовы трансформировать старое, ограничивающее убеждение в новое, развивающее вас.

1.Превратите ограничивающее убеждение в сомнение.

Для начала получите доступ к ограничивающему убеждению - пусть его кинематографические характеристики постепенно сменят свое кодирование на то, которое характерно для сомнения.

2.Переключайте старое, ограничивающее убеждение туда и обратно между убеждением и сомнением.

Что вы чувствуете, когда переключаетесь между тем, в чем убеждены, и тем, в чем сомневаетесь?

Продолжайте переключаться между убеждением и сомнением. Когда вы научитесь делать это легко, начните переключаться все быстрее и быстрее. Продолжайте, пока вы не почувствуете дезориентацию, головокружение и замешательство. Получилось?

3.Замените старое убеждение новым, позитивным.

А теперь приглушите все кинематографические характеристики вашего старого ментального фильма - так, чтобы перестать видеть, слышать или чувствовать содержание этого убеждения.

Очистив свой экран, поместите туда новое, позитивное убеждение, а затем усильте все репрезентации и характеристики этого фильма. Переключите его на кодирование твердого убеждения, а затем опять на сомнение и еще несколько раз туда и обратно.

4.Остановитесь в тот момент, когда новое содержание закодировано как убеждение.

Во время последнего переключения усильте кинематографические характеристики нового содержания так, чтобы оно стало вашим твердым убеждением. Затем сделайте их еще ярче, чтобы сформировать убедительную репрезентацию. Остановитесь и впитайте ее; прочувствуйте, как она выглядит, звучит и ощущается вами. Произведите ее подстройку под будущее.

5. Протестируйте новое убеждение.

Прервите состояние. Подумайте о предмете своего старого убеждения. Что при этом происходит?

Наверняка, вы сталкивались с голосами, твердящими, что вы на это на способны, ничего не получится, ваша жизнь уныла и тяжела и всегда будет такой. Эти голоса звучат не вовне, а внутри нас, и это говорят наши убеждения. Невозможно в значительно степени изменить свою жизнь, не меняя мешающих, сковывающих, тормозящих убеждений. Сегодня я хочу поговорить о методе смены старых убеждений на новые – такие, с которыми вы сможете добиться желаемого в любой сфере жизни.

Мы воспринимаем окружающий мир через призму своих убеждений. Если человек А живет с установкой «денег становится все меньше, и мир катится в тартарары», а человек Б убежден, что «заработать можно на чем угодно», эти двое будут воспринимать одну и ту же информацию совершенно по-разному. В сообщениях о положении дел на финансовых рынках, новостях об изменениях в налогообложении и об уровне безработицы в стране каждый из них будет находить подтверждения своим убеждениям. Человек А каждый день делает вывод, что жизнь становится хуже, ничто от него не зависит и бесполезно даже пытаться. Человек Б складывает в свою копилочку все новые способы извлечения прибыли и улучшения благосостояния.

Изменить мир невозможно. Нет, не так – изменить огромный, густонаселенный и неповоротливый мир гораздо сложнее, чем изменить себя. Поэтому, если вам не нравится мир, в котором вы живете и жизнь, которую вы в нем имеете, измените свои убеждения об этом мире, и вы увидите его совсем с другой стороны.

  • другие могут, а у меня недостаточно сил, средств, талантов, времени
  • жизнь должна быть трудной, мир враждебен
  • за успех всегда приходится расплачиваться
  • это невозможно

Это – лишь малая толика ограничивающих убеждений, которые широко распространены в умах населения планеты. Тех, кто чего-то добивается в жизни, принято считать исключениями, счастливчиками, чуть ли не полубогами. Успех – не для всех, только единицы могут достичь таких высот. К сожалению, это убеждение стало правдой, потому что мы впустили его в свое подсознание, пропитали этим свои мысли и повсюду находим тому подтверждения. А вы возьмите и поменяйте убеждение! На спор, ради интереса, в формате игры – все равно вам нечего терять, кроме опостылевшего жизненного уклада. Как это сделать?

Повторенье – мать ученья

Убеждения «живут» глубоко в подсознании. Часть из них попадает туда в детстве, когда завеса сознания поднята, и буквально любая информация откладывается сразу в глубинные слои, в наше ядро. Для того чтобы какая-то фраза стала убеждением, требуются множественные повторения. Если родитель или другой близкий человек ежедневно повторяет ребенку что-то типа «наслаждайся, пока маленький, взрослая жизнь – не сахар, а тяжелая борьба», эта установка проникает в детское сознание и остается там навсегда, если ничего с ней не делать.

Как еще можно «подцепить» убеждения? От людей, чей авторитет в ваших глазах очень высок. Ваше сознание трепещет перед властной фигурой и отказывается оспаривать утверждения, и они снова проникают в подсознание. Массовость убеждения – еще одна группа риска. Если вы все время слышите от разных людей, что денег нет, что мужики-козлы или что мечты не сбываются, в какой-то момент сознание теряет бдительность и – бам! – вы тоже стали в это верить.

Только факты

Второй аспект формирования убеждения – его подкрепленность фактами. Во взрослом возрасте мы уже не воспринимаем ничего на веру, все должно быть логически обосновано, продемонстрировано доказательствами. Это может быть ваш личный или опыт других людей, информация из авторитетных для вас источников, ваши наблюдения и научные факты. Преодолеть стену сознания нельзя просто так, оно неусыпно охраняет вход в подсознание, и, поскольку сознание отвечает за логику, пропуском для него будут рациональные факты и доказательства.

Как изменить убеждения

Теперь, зная, как формируется убеждение, мы понимаем, что нам нужно – факты для ослабления контроля сознания и многократное повторение для «записи» нового убеждения в подсознание. Если вам интересно, существует отдельная и весьма обширная ветвь , которая специализируется на «перепрошивке» или перепрограммировании сознания. Экспериментируя в этой сфере, можно сделать практически что угодно, даже прописать себе абсолютно новую личность. Наш сегодняшний метод менее радикален, мы работаем только с убеждениями.

  1. Выберите убеждение, которое вы хотите изменить. Например, «мои возможности ограничены, я многого не могу».
  2. Сформулируйте новое убеждение. Оно должно быть противоположно первому убеждению, не содержать слова «нет» и приставок «не» и быть по возможности кратким. Например, «я могу все, и я делаю очень многое».
  3. Сделайте домашнюю работу. Соберите доказательную базу для второго утверждения – любые релевантные и убедительные факты, которые сможете найти. Например, изучите биографии знакомых и незнакомых вам , у которых на старте было даже меньше ресурсов, чем у вас. Больные, парализованные, нищие, безграмотные будущие бизнесмены, успешные артисты, ученые и т.д. Вы – человек. Они – люди. То, что верно для них, верно и для вас. Регулярно ищите новые подтверждения своей теории – нового убеждения, чтобы сознание приняло ее.
  4. Теперь нужно внести новое убеждение в подсознание. Делать это нужно в минуты, когда контроль сознания ослабевает – во время , прямо перед погружением в сон, когда вы очень сильно утомлены, когда вы только что проснулись. Я бы посоветовала записать, как вы говорите новое убеждение своим голосом на любой цифровой носитель и многократно прослушивать его в вышеуказанные моменты.

Время вытеснения старого убеждения новым зависит от вас и вашего усердия. У кого-то на это могут уйти месяцы, у кого-то – недели. Как сильно вы хотите изменить свои убеждения?