Английский Биология География

Комбинаторные изменения звуков. Позиционные изменения согласных звуков Виды позиционных изменений звуков

Лекция 4

Позиционные изменения в области гласных звуков.

Редукция 1 и 2 степени

План

1. Позиционная мена звуков.

3. Редукция 1 степени.

4. Редукция 2 степени.

1. Позиционная мена звуков.

Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове. Изменение гласных звуков в зависимости от ударного и безударного положения называется позиционной меной гласных.

Позиционная мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной. При перекрещивающейся мене образуются ряды, имеющие общий член или несколько членов. Гласные а, о после твердых согласных, различающиеся под ударением, в первом предударном совпадают в звуке [^], а во втором предударном и заударном слогах — в звуке [ъ]: садовод — сады — сад — по саду: [съд^вот] — [с^ды] — [сат] — [по саду].

Безударные гласные а, о, э после мягких согласных также образуют перекрещивающиеся ряды: пятачок — пяти — пять — на пять: [п`ьт^ч`ок] — [п`иэт`и] —[п`ат`] — [на п`ьт`]. Параллельная мена характерна для гласных и, ы, у. У этих гласных в безударном положении не изменяется качество звучания, оно лишь несколько ослабляется: литье — лить — вылить: [л`ит`jо] — [л`ит`] — [выл`ит`].

2. Позиционные изменения в области гласных звуков.

Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. При количественной редукции звук просто становится короче.

Так, в примерах типа с[у] хость, с [у] хой, с[у] став, с[у] ставной – подобное качество выделенных гласных сохраняется и в первом, и во втором предударных слогах.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. При качественной редукции — звук меняется по звучанию Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним: с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и сΛма – с другой (сΛма пΛймала сΛма). Ср. также: вол – вал, но вΛлы, дом, стол, но дΛма,стΛлы.

3. Редукция первой степени.

Прислушаемся к собственной речи.

Произнесите слово кафе . В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный редуцированный звук, обозначаемый транскрипционным знаком крышечка — [Λ].

Таким образом, слова ォкафеサ, ォокноサ, ォэтажサ произносятся как [кΛфЭ], [ΛкнО], [ΛтАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит.

Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название ォ[ы], близкое к [э]サ, или ォ[ы], склонное к [э]サ — [ыэ]. А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук ォ[и], близкое к [э]サ, или ォ[и], склонное к [э]サ — [иэ]: слова ォпетухサ, ォсвятойサ, ォпирогサ мы произносим как [п"иэтУх], [св"иэтОi], [п"иэрОк].

4. Редукция второй степени.

Что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах?

После твёрдых согласных появляется неясный редуцированный звук ォеръサ — [ъ]. В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением.

Итак, такие слова, как ォкараванサ, ォпомидорサ, ォкуклаサ произносятся [кър^вАн], [пъм"иэдОр], [кУклъ].

С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в редуцированный звук ォерьサ — [ь]: пишем ォбеличийサ, ォпирамидаサ, ォпереводサ, а говорим [б"Эл"ьчьi], [п"ьр^м"Идъ], [п"ьр"иэвОт].

Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова.

Достаточно непросто произнести первым звуком в слове редуцированные согласные, обозначаемые транскрипционными знаками [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: ォапельсинサ — [^п"иэл"с"Ин], ォИспытатьサ — [иэспытАт"].

Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции — меняется лишь его долгота: в словах ォкурицаサ, ォукуситьサ, ォпарусサ везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [у]: [кУр"ьцъ], [укус"Ит"], [пАрус].

Таблица гласных звуков в редукции 1 и 2 степени

Редукция 1 степени

Редукция 2 степени

Основной звук

После твердых согласных

После мягких согласных

После твердых согласных

После мягких согласных

[а]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[о]

[ъ]

[э]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[у]

[у]

[у]

[у]

[у]

[ы]

[ыэ]

[ъ]

[и]

[иэ]

[ь]

5. Аккомодация гласных согласным.

Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Есть два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего.

Например, в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего.

Например, в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Даже с гласными, стоящими под ударением, происходят превращения. Это случается тогда, когда перед или после ударного гласного стоит мягкий согласный. Тогда со стороны этого согласного над буквой ставится точечка. Такие гласные называются «продвинутыми». Например, слово «белый» в транскрипции изображается как [б".Элъi], а слово «пористый» — [пО.р"ьстъi]. Слово же «капель« выглядит так: [к^п".Э.л"].

Это явление называется аккомодацией гласных согласным . Точки эти показывают изменение гласного при произношении. При прогрессивной аккомодации (это когда мягкий согласный предшествует гласному и влияет на него) гласный становится ближе к переднерядным, а в речи более высоким; тогда точка ставится слева от гласного. При регрессивной аккомодации (мягкий согласный влияет на предшествующий гласный) гласный звук произносится с большим напряжением, хотя мы этого часто и не замечаем:). Это обозначается в транскрипции точкой справа над гласным.

Выводы по лекции (делают студенты).

Литература:

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. – М., 2010.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика. – М.: Мир и Образование, 2011.

Позиционные изменения гласных звуков зависят от положения гласного относительно ударения:

  • а) под ударением полностью отсутствует редукция, но возможна аккомодация - влияние соседних мягких согласных;
  • б) в безударном положении обязательна редукция, аккомодация же ослаблена, а точнее предусмотрена самой редукцией.

Редукция

Редукция (лат. reductio - ‘отодвигание назад’) - это ослабление звучания гласных, которое может сказываться как на их длительности, так и на качестве артикуляции, т.е. возможны изменение ряда, подъема и утрата лабиализации. Редукция бывает двух типов: количественной и качественной.

Количественная редукция приводит к сокращению длительности гласного звука. В современном русском литературном языке количественная редукция в самом общем виде выражается «формулой Потебни» - схемой ритмической структуры фонетического слова:

где цифрами обозначена условная длительность: 3 - ударного гласного; 2 - первого предударного; 1 - всех остальных безударных гласных в составе фонетического слова.

Только количественной редукции подвергаются безударные гласные [у] и [ы], а также условимся считать, что и гласный [и], по крайней мере в полном стиле русского литературного произношения, связанного со старшей орфоэпической нормой.

С количественной теснейшим образом связана качественная редукция, при которой в безударном положении оказывается гораздо меньшее число звуков, причем уже иного качества, нежели в ударном. Если звукотипы [и], | ы ] и [у] не меняют своего качества (ряда, подъема и лабиализации) в безударном положении, то звукотипы [а], [о], [е]/[э] меняют (обратите внимание на серую заливку гласных звукотипов в табл. 1.5).

В редукции важна ее степень: первая степень редукции характеризует гласные первого предударного слога, вторая степень - все остальные. Однако первая степень редукции может обнаруживаться и в тех позициях относительно ударения, где по общему правилу должна быть вторая: в неприкрытом втором предударном (и далее) слоге, а также в заударном открытом слоге перед фразовой (длительной) паузой.

Кроме того, качественная редукция по-разному осуществляется после твердых и после мягких согласных, а также в абсолютном начале слова и после твердых шипящих и [ц]. Полная схема качественной редукции русских гласных представлена в табл. 1.7.

Наиболее наглядно представить редукцию можно на примере одной и той же морфемы, содержащей гласные звукотипы [а], [о], [е]/[э] и оказывающейся в разных позициях относительно ударения:

1) после твердых согласных всех типов:

сад [сат] -» сады [са ъ ды] -» садовод [съда ъ вбт], по саду [по съду];

жар [жар| -+жара |жа ъ ра| -» жарковато |жърка ь ватъ], выжарить |выжърит’|;

шаг [шак] -» шаги [ша ъ г’й] -» шаговой [шъга ь вби], вышагать [вышъгьт ];

царство [царствъ] -> цари [ца ь р’й] -> царедворец [църЧг"двбр’ьц];

воды [воды] -> вода [ва ъ да] -> водовоз [въда ъ вбс], по воду [по въду];

декалитр [дэкаЧлйтр] -> декан [ды{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}кан| -» деканат [дъка ь нат];

жесть [жэс’т’] -» жесток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}сток] ->жестокосердый [жъстъка ь с’ердыи];

шест [шэст] -> шесток [шы:, стбк] шестовой [шъста"вби], на шест [на шъст];

цепь |цэп’ | -» цепочка |цы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}поч’къ) -> цеповой |цъпа ъ вои], по цепи [по цъп’и|;

2) после твердых шипящих и [ц] (во всех случаях для [о]):

жёлт [жолт] -» желток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}лток] -> желтизна [жълт’изна], изжелта [йжълтъ]; топот [шонът] -> шептать [шы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}птат’] -> шепоток [шъпаъток], вышептать [вышъпты’];

перцовый [п’и е рцовыи] ->лицевой [л’ицы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}вби| -> глянцевый [гл’анцъвыи];

3) |а| после твердых шипящих и [ц] в первом предударном изменяется в [ы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}] лишь в отдельных словах и словоформах:

жаль [жал’] -» жалеть [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}л’ет"];лошадка [ла ь шаткъ] ->лошадей [лъшыэд’ёи]; овсяный [аъфс’аныи] -> ржаной [ржы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}нби];

4) после мягких согласных всех типов:

пять In’aT’] -» пяти |п’и е т’й] пятачок [п, ьта ъ ч, бк], за пять [за п’ьт’];

тёмный [т’бмныи] -> темно [т’и с мнб] -> темнота [т’ьмна ъ та], затемно [зат’ьмнъ]; лес [л’ёс] ->леса [л"Щ"са] -> лесовоз [л’ьса ъ вос], по лесу [по л’ьсу];

Схема качественной редукции гласных

Таблица 1.7

1. После твердых согласных

Слог относительно ударения

Первый предударный

Заударный

Условная длительность (по «формуле Потебни»)

Степень редукции

Позиционная корректировка (первая степень редукции и условная длительность 2)

В неприкрытом слоге (после гласных и в абсолютном начале слова)

В конечном открытом слоге перед фразовой паузой (конечное продление)

  • -направление качественных изменений после гласных и твердых согласных всех типов
  • -----направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] во всех словах

Направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] в ограниченном количестве слов

5) в неприкрытом предударном слоге (независимо от его удаленности от ударения):

округ [ окрук] -> окружной [а ъ кружнои], но: в окружном [в ъкружном];

этика [эт’икъ] -> этичный | и е т’йч? ныи]; этаж [и е таш ] -> этажи [ и с та ь жы |, на этаже [нъ и е та ъ жэ], но: в этаж [в ьРгаш], с этажа [с ъта ъ жа];

6) в открытом заударном слоге перед фразовой паузой происходит так называемое конечное продление, ср.:

Мама спит [мамъ сп’йт//], но: Спит мама [сп’йт мама ъ //];

Катя спит [кат’ъ сп’йт//], но: Спит Катя [сп’йт кат’а//];

К маме иди [к м ам’ь ид’й//], но: Иди к маме [ид’й к м ам’и е //];

Саша идёт [сашъ ид’бт//], но: Идёт Саша [ид оц саша ъ //];

К Саше иди [к сашъ ид’й//], но: Иди к Саше [ид’й к сашы э //];

Птица летит к птице [пт’йцъ л’и с Т’йт к пт’йцы 3 //] и: К птице летит птица [к пт’йцъ л’и е т’йт пт’йца ъ //];

Всё реже и реже [фс’о р’ежъ и р’ёжы 3 //].

Возникает вопрос: при наличии в фонетической системе русского языка качественно редуцированных [и е ] и [ы э ] как отличать их при практическом транскрибировании от количественно редуцированных (т.е. просто безударных) «чистых» [и] и [ы]? Самый простой выход из ситуации - прибегать всякий раз к помощи орфографии. Если в орфографической записи на месте звукотипа [ы] стоят буквы ы или и (последняя при этом не обозначает мягкости предшествующего согласного), а на месте звуко- типа [и] - буква и, то в транскрипции будет [ы] (после твердого согласного) и [и] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Если же в орфографической записи на месте этих звукотипов стоят другие буквы, то выбираем для транскрипции [ы э ] (после твердого согласного) или [и с ] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Например:

в Крыму | ф крыму |, цыган [ цыган |, циферблат 111ыф’и с рблат |, живот | жывот |, широта [шыра ъ та],лиса [л’иса], щипать [ш’ипат’], число [число], игра [игра] но:

в цепи [ф цьРп’й], двадцати [двъцьРт’й], шести [шьРс’т’й], жалеть [жы э л’ет’], желток [жы э лток], леса [л’и е са], мясной [м’и е снои], щека [ш’и е ка], чего [ч’и е во], экономика [и е ка ь ном’икъ].

Из табл. 1.7 и приведенных примеров видно, что звук [ь] (редуцированный второй степени переднего ряда) встречается только после мягких согласных. Звук [ъ| (редуцированный второй степени непереднего ряда) может появляться не только после твердых согласных, но также после мягких - в заударной позиции, обычно там, где пишется буква я (в таких случаях необходимо прибегать к подсказке орфографии): в чистом поле [ф ч’йстъм пбл’ь], но с поля [с пол’ъ]. В именительном-винителыюм падеже хоть и пишется в окончании е, звучит скорее [ъ], чем [ь], что хорошо видно при конечном продлении этого звука: Выйду в поле [выйду ф пбл’а//| - на конце представлен звук гораздо ближе к [а], чем к [и с ]. Кроме того, звук [а] («а переднее») в единичных случаях встречается и в первом предударном слоге, в основном в предлоге для, ср.: для вас [д*л’л’а вас]; во втором предударном и далее звучит скорее [ъ], чем [ь]: для меня [д*л’л’ъ м’и е н’а]. В некоторых заимствованных словах также возможно [а] в первом предударном после неслогового [и]: гильотина [г’ил’иат’йнъ], йотация [иатацыиъ] и др.

По поводу качества гласного в первом предударном слоге после твердых (но не шипящих и [ц]) среди фонетистов существуют некоторые разногласия, поскольку, кроме [а ъ ] (или просто ослабленного [а]), тут часто фиксируется произношение более заднего гласного [а]. Это связано либо с индивидуальными особенностями говорящего, либо с позицией перед велярным согласным и [л], которые в результате аккомодации несколько оттягивают язык назад: [плка], [нлга], [длла] и пр. Подобного рода аккомодацией при транскрибировании можно пренебречь и обозначать в таких случаях только [а ъ ]. Вероятно, у многих студентов в данной позиции звучит [ъ], однако такое произношение нельзя признать литературным, за исключением нескольких случаев, характерных для старомосковского произношения:

а) произношение союза (не союзного слова!) что с ъ любой позиции:

Я знаю, что ты придёшь [иа ъ знаиу/ чтъ ты пр’ид’бш//] или чаще - с безударным [ о], на которое не распространяется качественная редукция: [...что ты пр’идош//],

но если что - союзное слово, то на него падает ударение: Я не слышу, что ты говоришь Ца н’и с слышу/ что ты гьва ъ р’йш//].

б) аналогичное произношение союза или частицы хоть :

Приходи хоть к нам [пр’иха ъ д’й хът’ к нам//] или более новое [...хот’ к нам//]; Паша придёт, хоть он и не знает [пашъ пр’ид’бт/ хът’ он ы н’и с знаиьт//] или более новое [...хот’ он... |.

Для старомосковского произношения характерно сильное растягивание гласного в первом предударном слоге (т.е. фактически отсутствие количественной редукции), часто за счет еще более сильной, практически до нуля, редукции второго предударного: молоко [млакб], подожди [пдажд’й] и т.п. Такое произношение считается сейчас или просторечным, или специфическим для женской речи.

Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (шок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:

Перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

Перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .

В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее (отпить) и нормативное ), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

В конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

Перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

Для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва) , [пLлз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .

К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

- по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух) , [по́тп`ис`] (подпись) , [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; (отбить) , [про́з`бъ] (просьба) , [гд`э́ду] (к деду) – озвончение;

- по твёрдости-мягкости . В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик) , [рLс`т`и́] (расти) . Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.

- по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.

Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:

Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку.

(Д.Мамин-Сибиряк)

12. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и́], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

13. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, коробка, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

14. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:

Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила…

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. Например, в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь (ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа (ср. лит . оспа), белорусск. яна (ср. русск. она)); в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного (русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand ).

Примером позиционных изменений гласных является редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»).

Редукция – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге.

Редукция может быть количественной и качественной.

При количественной редукции гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные верхнего подъема (и, ы, у ): ми¢р -мири¢ть -миро¢вой.

При качественной редукции происходит изменение характерных качественных признаков звука.

Качественная редукция гласных после твердых согласных

Качественная редукция гласных после мягких согласных

Упражнения

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции?

Теплым солнцем весенним согрета,

Пробудившись от долгого сна,

Молодою листвою одета,

Как легка и нарядна она!

(Н. Белоусов)

2. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: а) прогрессивную и регрессивную, б) полную или частичную (по глухости – звонкости, твердости – мягкости), в) контактную или дистактную: резко, редко, подход, с жалостью, отбросил, как будто, вставать, езжу, уставший, сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, без жира, вторник.

3. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, мести, вести, горсть (ср. гъртть), флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр капость (ср. пакость), укр. бгати - «комкать, мять» (из гьбати), укр. жеврети - «тлеть» (ср. старосл. жервие), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

4. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

5. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

6. Выделите все комбинаторные изменения в тексте. Затранскрибируйте текст. Найдите слово, в котором имеет место позиционное изменение согласного.

Нет ребят на свете

Доблестней, чем вы,

Юноши и дети

С берегов Невы.

Я встречал вас в школах,

В цирках и садах,

На катках веселых,

В дачных поездах.

(С. Маршак)

7. В данных пословицах, поговорках и загадках выделите все случаи изменений согласных звуков.

Свой глаз – алмаз. Всему свое время. Где снег, там и след. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Лучше поздно, чем никогда. Сердце сердцу весть подает. Гора с горою не сходится. Учиться всегда пригодится. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота - чистота; леса - лиса; милок - мелок; дров - дроф; кот - код; столб - столп.

9. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, найдите в тексте все случаи позиционных изменений гласных. Затранскрибируйте текст.

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Исаковский)

10. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, неизвестно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили:

Немедленно впустить! (М. Булгаков)

11. Затранскрибируйте приведенные ниже немецкие слова и укажите, какое позиционное изменение согласных наблю­дается в них: Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

12. Определите характер звуковых изменений в следую­щих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb).

13. В приведенных ниже немецких словах выделите слу­чаи фонетического чередования согласных : Schreiben - schrieb, loben - Lob, lesen - las, bringen - brachte.

14. Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немец­ком языке.

1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch?

15. Сравните произношение английских слов: cap и cab, set и said, leaf и leave, white и wide. Какая характерная для русского языка закономерность произношения конечных со­гласных отсутствует в английском языке?

16. От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет?

17. Отсутствие какого характерного для русского языка изменения согласных определяет произношение следующих английских слов и сочетаний слов? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возни­кают эти ошибки?

Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

18. Сравните русское произношение заимствованных из английского и немецкого языков слов с произношением соответствующих английских и немецких слов. В чем проявилось действие субституции? Найдите примеры звуковых изменений, характерных для рус­ского языка и чуждых английскому.

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), во­лейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding);

б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardi­ne), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel);

в) десант (descente), ансамбль (ensemble), монтаж (montage), монтер (monteur).

Понятие фонемы

Фонема (от греч . phōnēma – «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Фонемы характеризуются определенными фонологическими признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными . Например, фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны. Например, в русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк), в немецком, английском языках - долгота / краткость гласных (нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ . be (быть) – bee (пчела)), во французском языке – открытость / закрытость звука (le sol (почва) – le saule (ива)).

Фонемы, отличающиеся только одним дифференциальным признаком, получили название коррелятивных : з / з`, з / с, г / к.

Количество фонем и их состав в разных языках различны. . В русском языке выделяют 5 гласных фонем и 34 согласные фонемы; в немецком языке – 18 согласных фонем и 15 гласных, в английском – 24 согласных и 13 гласных, во французском – 17 согласных и 18 гласных.

Дифференциальные признаки фонем определяются по сильной позиции фонемы в слове.

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция – это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными (ср . [т]ом – [д]ом), сонорными согласными (ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] – бра[т¢]) и перед всеми гласными, кроме е (ср. [н]ос – [н¢]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позици перед заднеязычными (ср . го[р]ка – го[р¢]ко) и губными (ср . ко[рм¢]е - тю[р¢м¢]е). Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем: сома – сама (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad – Rat ). Ср . в английском языке: bed – bet – конец слова является сильной позицией, в которой противопоставлены звонкие и глухие согласные.

Упражнения

1. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов: ос – ось, сад - сядь, нить – ныть, шест – шесть, лез – лезь, жар – жарь, мол – мёл, крыт – крыть, трус – (не) трусь.

2. Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы, а какие с разных: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, елка, утро, это.

3. Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad; piece - cheese; kill - meat.

4. Приведенные слова сгруппируйте попарно; а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, road, broad, time, brick, praise, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, Btihne, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde, Auge, Bild.

Франц. étape, méche, date, mode, femme, pére, pain, pomme, trappe, messe, dame, tache, pont, mére, fumer, méchant, fond, faim, rame.

5. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем?

Kamm (kam) гребень - Kam (ka:m) пришел; Kann (kan) могу - Kahn (ka:n) лодка; Bahnen (ba:nen) пролагать путь - Bannen (banen) изгонять; Wir (vi:r) мы - Wirк (vir) спутанный; In (in) в – Ihn (i:n) его; Riff (rif) риф– Rief (ri:f) звал; Bett (bet) кровать – beet (be:t) грядка; Mitte (mite) середина – Miete (mi:te) квартплата.

6. Какие фонемы различаются в следующих немецких словах: а) der Wolf – die Wölfe, der Hof – die Höfe, der Hut – die Hüte, die Maus – Maüse; б) der Band – die Bank, finden – der Finger.

7. Назовите фонемы в следующих английских словах: man, ten, tea, time, six, five, city, she, hat, page.

8. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man- men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

9. Какие фонемы различаются в следующих французских словах: а) fou – vous, chat – jean; б) lit – les – lait – la, du – nu – tu?

10. Какие противопоставления в системе гласных фонем характерны для французского языка и чужды русскому?

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – это наука, изучающая слово и словарный состав языка.

Слово – единица, работающая на всех языковых уровнях. Разносторонность, многоаспектность слова, большое разнообразие слов и в пределах одного языка, и при сравнении разных языков объясняют сложность научного истолкования этого понятия. Единого определения слова не существует.

Выступая на разных уровнях как фонетическая, грамматическая или лексическая единица, слово проявляет следующие признаки, характеризующие его как особую языковую единицу.

В фонетическом аспекте для слова характерны: а) фонетическая оформленность (признаки начала и конца слова); б) одноударность (наличие в большинстве самостоятельных слов одного основного ударения); в) непроницаемость (невозможность вставить в середину слова другое слово).

С грамматической точки зрения - а) целостность и единооформленность (слова изменяются как единая единица); б) лексико-грамматическая отнесенность слова (принадлежность к какой-нибудь части речи);

С точки зрения семантики: а) наличие лексического значения; б) номинативность (способность называть предметы, признаки, действия); в) воспроизводимость (слова постоянно существуют в языке и только воспроизводятся в момент речи, а не создаются заново, как словосочетание).