Английский Биология География

Мальчик звезда о чем эта сказка. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней на примере сказки мальчик-звезда

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней на примере сказки Мальчик-звезда»

Проблему соотношения внешней и внутренней красоты О.Уайльд рассматривает во многих своих сказках под разными ракурсами. По его мнению, «основой нравственности является эстетическое чувство» . Сказка «Мальчик-звезда» интересна тем, что писатель последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является коллизия красоты и уродства в своих двух ипостасях: внешнем и внутреннем содержании. В начале сказки Мальчик - звезда предстает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья»..

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику:

«… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» .

Красота, которая давала беспредельную власть, принесла ему лишь зло. Он вырос жестоким и себялюбивым. Душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - черты духовного уродства, отражаются на лице и делают его уродом внешне: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» .

Равновесие достигнуто: его внутренний мир соответствует внешнему. Отвращение к собственной безобразной внешности становится толчком к исправлению, к душевному очищению. После искупления грехов, красота возвращается к нему.

В сказке «Мальчик-звезда» наиболее ярко показано соотношение внутренней и внешней красоты. Внешне Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен. В наказание у него забирают самое ценное - красоту. Но, стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как и его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По мнению Т. Кривиной «Центральной идеей сказок О. Уайльда является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией О.Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится и Карлик и Соловей, а жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее: некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Принимая эстетическую формулу Китса о том, что красота есть единственная истина, О.Уайльд в своих сказках подчеркивает, что красота внешняя непременно должна соответствовать красоте внутренней. И он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия» .

Тема несостоятельности эстетического отношения к жизни без опоры в этическом, красной нитью проходит в сказке «Мальчик-Звезда».

Следует отметить, что развитие идеи всегда приводит в произведениях О.Уайльда к восстановлению прав этики. Мышление у писателя приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов и оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.

Следует помнить, что О.Уайльд - крупнейшая фигура европейского декаданса. В стиле своей жизни, в своем облике он эпатажно выразил идеи и настроения своего времен.

Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он всю свою жизнь противостоял миру всего официального. Противостоял общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия О.Уайльд видел в Искусстве. Это слово он писал с заглавной буквы. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, оно являлось для писателя «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

1. Сказки О.Уайльда многоплановы и в них поднимается множество проблем. Основными из них являются:

Проблема самопожертвования. Суть этой проблемы в том, что чем выше жертва героев, тем ниже и безобразнее внешняя действительность, в которой эта жертва оказывается непринятой;

Проблема соотношения героев и окружающего мира. Суть этой проблемы в том, что часто внутренний мир героев - мир прекрасных иллюзий не всегда может найти понимание в окружающем, реальном мире;

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней. Суть проблемы в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

2. В сказках нет глубокого художественного исследования социальных проблем того времени.

3. Сказки О.Уайльда представляют собой и наиболее органическое воплощение эстетичных идей писателя, и наиболее категоричное их возражение.

4. Главной ценностью текста О.Уайльд считает не истинность мысли, а остроту её выражения, игру слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.

Уайльд О., сказка "Звездный мальчик"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Звездный мальчик" и их характеристика

  1. Звездный мальчик. Очень красивый. самовлюбленный, жестокий, равнодушный эгоист. Был наказан, раскаялся, и стал добрым, отзывчивым, благородным.
  2. Лесоруб и его жена. Приемные родители мальчика, подобрали его в снегу. Добрые и радушные.
  3. Нищенка-Королева. Мать мальчика. Несчастная, бедная, добрая.
  4. Прокаженный-Король. Отец мальчика. Умный, хитрый, благородный.
  5. Волшебник. Злой, жадный, коварный, жестокий.
План пересказа сказки "Звездный мальчик"
  1. Лесорубы в лесу
  2. Страшный мороз
  3. Упавшая звезда
  4. Найденный младенец
  5. Добрый лесоруб
  6. Жена лесоруба
  7. Очень красивый мальчик
  8. Жестокость мальчика
  9. Наказание мальчика
  10. Поиски матери
  11. У ворот города
  12. У волшебника
  13. Первая золотая монета
  14. Вторая золотая монета
  15. Третья золотая монета
  16. Возвращение красоты
  17. Король и королева
  18. Недолгая жизнь.
Кратчайшее содержание сказки "Звездный мальчик" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Однажды в лесу лесоруб нашел завернутого в плащ младенца и принес его домой.
  2. Мальчик вырос очень красивым, но жестоким, и однажды прогнал свою собственную мать-нищенку.
  3. Мальчик стал уродливым, раскаялся и долго искал свою мать.
  4. Волшебник заставил мальчика искать в лесу золотые монеты.
  5. Мальчик отдавал монеты прокаженному и снова стал красивым.
  6. Мать и отец простили его и мальчик стал королем.
Главная мысль сказки "Звездный мальчик"
Красота человека не в его внешности, а в поступках которые он совершает.

Чему учит сказка "Звездный мальчик"
Сказка учит не гордиться своей внешностью, не обижать слабых и бедных, не считать себя выше других людей. Учит не быть жестоким с животными. Учит любить и уважать своих родителей. Учит исправлять свои ошибки. Учит помогать нуждающимся, учит делиться последним. Учит быть справедливым.

Отзыв на сказку "Звездный мальчик"
Мне понравилась эта сказка и особенно то, каким стал мальчик после превращения его в лягушку-змею. Ведь сперва это был просто ужасный мальчик, с которым я бы никогда не стала общаться, даже не смотря на его красоту, потому что в душе он был уродлив. Но когда он понял свои ошибки и раскаялся, звездный мальчик стал совсем другим человеком. Он стал добрым, и доброта снова сделала его красивым. А еще он заслужил уважение окружающих.

Пословицы к сказке "Звездный мальчик"
Красота до вечера, а доброта навек.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Умел согрешить, умей покаяться.
Кто мать и отца почитает, тот вовек не погибает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Звездный мальчик"
Однажды в страшный мороз, два лесоруба возвращались домой из леса. Она несли вязанки дров, проваливались в глубокий снег, видели, как замерз водопад. Птицы и звери, все страдали от страшного мороза, и только совам такая погода нравилась, несмотря на то, что их крылья совсем обледенели.
Лесорубы боялись, что не дойдут до родной деревни, поэтому очень обрадовались, когда наконец вышли из леса и увидели вдали свои дома. Но тут же они помрачнели, ведь они были очень бедными и особо радоваться им было не чему.
И вдруг они увидели, как с неба упала звезда. Место падения было совсем рядом, возле старой овчарни, и лесорубы побежали туда, надеясь найти золото. Один из них нашел что-то завернутое в дорогой плащ, расшитый золотом. Но это оказалось не золото. Это был ребенок.
Второй лесоруб сказал товарищу оставить ребенка на морозе, потому что кормить его им было не на что. Но первый не согласился и понес ребенка домой. Второй стал просить у него отдать ему дорогой плащ, но первый сказал, что этот плащ маленького мальчика.
И вот принес лесоруб младенца домой, а его жена очень расстроилась. У них и так было много детей, а тут чужой младенец. Жена стала ругать лесоруба, а тот не стал переступать порог дома, говоря про ее черствое сердце. Вскоре жена успокоилась и даже попросила прощения у мужа. Тогда он вошел в дом с младенцем.
Мальчик стал расти вместе с детьми лесоруба.
Очень скоро он стал красавцем, с золотыми волосами и бледной кожей. И все дети его слушали и играли с ним.
А мальчик стал так гордится собственной красотой, что его сердце стало злым. Он всех ругал, обижал, никого не слушал. Он кидал камни в нищих и больных, убивал птиц и белок, вытыкал глаза кротам. И все время любовался собственным отражением.
Когда его родители пытались пристыдить его, когда священник давал ему советы быть милосерднее, Звездный мальчик только усмехался.
И вот однажды, он увидел совсем безобразную нищенку и стал кидать в нее камни. Нищенка обернулась и с ужасом посмотрела на мальчика. Лесоруб стал ругать сына, говоря, что не так поступал с ним, когда нашел его в лесу. Нищенка услышала эти слова и потеряла сознание.
Когда она очнулась, она спросила лесоруба, правду ли он говорил про мальчика, что нашел его в лесу. И лесоруб подтвердил свои слова. Тогда женщина спросила, не было ли рядом с мальчиком плаща, и лесоруб снова кивнул. Тогда нищенка сказала, что она мать мальчика, которого украли у нее разбойники, и которого она искала долгие годы.
Но звездный мальчик отказывался верить нищенке. Он считал, что он сын звезды, а не простой женщины. Поэтому он стал ругать женщину, говоря, что она омерзительна ему, и что ему проще поцеловать гадюку или жабу, чем эту женщину.
И женщина с горьким плачем ушла в лес.
А мальчик побежал играть с товарищами. Но те вдруг отвернулись от него, крича, что никогда не видели такого урода. Звездный мальчик ничего не понял, и пошел посмотреть на свое отражение в водоеме. Он увидел, что лицом стал похож на жабу, а тело покрылось чешуей, как у гадюки. Мальчик заплакал, поняв, что таково наказание за его грех.
Маленькая дочь лесоруба пыталась утешить его, говоря, что она все равно будет с ним играть, но Звездный мальчик решил найти свою мать и вымолить у нее прощение. Он убежал в лес.
Долго мальчик бродил по лесу, спрашивая животных о своей матери. Но крот отвечал, что мальчик выколол ему глаза и он ничего не видит, Коноплянка отвечала, что он подрезал ей крылья, а Белочка говорила, что он убил ее маму.
И никто не хотел помочь Звездному мальчику.
Прошло три года. Звездный мальчик все бродил по свету и искал мать. В селениях над ним смеялись и кидали в него камни, но мальчик не успокаивался.

И вот он подошел к воротам большого города. Но воины отказались пропустить его. Мальчик плакал и умолял их, говоря, что ищет свою мать, чтобы попросить у нее прощения, но воины были непреклонны.
И тут Некто в кольчуге с золотыми цветами подошел к воротам и спросил воинов, кого они не пускают в город. Те указали на мальчика и Некто сказал, что это мерзкое создание нужно продать в рабство за чашу вина. И проходивший мимо жуткий старик согласился купить Звездного мальчика за эту цену.
Этот старик был могучий волшебник, который привел мальчика в свой дом, посадил в темницу и накормил куском хлеба и глотком воды. На следующий день он сказал мальчику, что в лесу возле этого города, спрятаны три монеты, которые мальчик должен отыскать для него. И послал Мальчика в лес за монетой из белого золота, угрожая, если тот не добудет монету к вечеру, жестоко его избить плетьми.
Мальчик пошел в лес и целый день бродил среди деревьев, но ничего не нашел. Уже под вечер он вдруг заметил зайчика, который попал в силок и выпустил его. Зайчонок спросил, чем он может отблагодарить мальчика и тот рассказал про монету из белого золота.
Тогда зайчонок отвел его к дубу и в его дупле мальчик нашел нужную монету.
Он поблагодарил зайчонка и побежал в город. Но у ворот его остановил прокаженный, который стал умолять мальчика подать ему милостыню, чтобы он не умер с голода.
У мальчика ничего не было кроме монеты из белого золота и он отдал ее прокаженному.
Волшебник жестоко избил мальчика, когда тот вернулся без монеты. И на следующий день отправил его искать монету из желтого золота.
И снова мальчик весь день бродил по лесу, встретил Зайчонка и тот помог ему отыскать монету на дне небольшого озера. Мальчик снова поблагодарил зайчонка и побежал в город.
И снова прокаженный стал просить у него милостыню, говоря, что иначе умрет. И снова мальчик отдал ему монету.
Волшебник еще сильнее избил мальчика и велел ему найти монету из красного золота.
Мальчик вновь отправился в лес и, проблуждав целый день, сел и заплакал. Прибежал зайчонок и узнав, почему тот плачет, показал ему в пещере монету из красного золота.
И мальчик пошел к городу, а у ворот его ждал нищий. Нищий стал сразу просить отдать ему монету из красного золота, потому что иначе он умрет. И мальчик отдал ему монету.
И когда он стал проходить в ворота, воины поклонились ему, говоря, что он очень красив. И горожане восхищались мальчиком, а тот считал, что они смеются над ним.
Когда же священники вышли и стали называть его прекрасным господином, мальчик не выдержал и стал плакать, говоря, что его вид мерзок. Но тут Некто в доспехах с золотыми цветами показал мальчику свой щит и тот увидел в отражении, что вновь стал красивым, как прежде.
А все кланялись ему и говорили, что давно было сделано пророчество, что в этот день в город придет тот, кто будет им править. И мальчику стали предлагать корону и скипетр.
Но мальчик сказал, что недостоин этого, ведь он жестоко обидел свою мать. И он повернулся к воротам. Но вдруг мальчик увидел свою мать-нищенку и бросился к ней.
Он упал в грязь возле ее ног и оросил раны на ногах женщины слезами. Он стал умолять ее простить его. Он просил ее принять его.
Но нищенка молчала.
Тогда мальчик обратился к прокаженному, который стоял рядом, и принялся умолять его, оказать влияние на его мать, ведь мальчик трижды помогал прокаженному.
Но и тот хранил молчание. И мальчик снова стал просить мать принять его и увести в их бор.
И тогда мать сказала ему "Встань!", а прокаженный повторил его слова.
Мальчик поднял голову и увидел, что перед ним стоят король и королева. Они обняли мальчика и осыпали его поцелуями, потом повели во дворец и сделали властелином этого города.
И правил мальчик справедливо. Он изгнал волшебника, наградил Лесоруба, а его сыновьям дал престижные должности. Он был милостив к нищим, помогал больным и запретил жестокое отношение к животным и птицам.
Но правил звездный мальчик недолго. Через три года он умер.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Звездный мальчик"

Белова Полина

Перебирая множество произведений для данной темы, было трудно найти подходящее. Мне вспомнился недавно прочитанный рассказ Оскара Уайльда «Звёздный мальчик», и как оказалось, он идеально подходит для этого сочинения.

Этот рассказ-сказка поразил меня своей реалистичностью передачи чувств и развитием отношений между героями рассказа. Эта сказка трагична. Она поднимает на поверхность вопросы доброты и эгоистичности, отношений между родными людьми, любви и унижения и ещё много вопросов, которые мы так часто можем встретить, смотря на детей подросткового возраста.

Герои этого рассказа всё время оказываются перед сложным и решающим выбором: добрый дровосек, нашедший Звёздного мальчика, решает - оставить его погибать или забрать в свою семью. Жена доброго дровосека также становится перед выбором любви и заботы об этом ребёнке. Сам Звёздный мальчик постоянно находится в очень трудных для него ситуациях, перед выбором жестокости или любви и заботы об окружающем его мире: о животных и даже о людях.

Образы этой сказки очень интересны, значительны и символичны: дремучий, тёмный, и с виду не очень дружелюбный лес, в котором сначала идёт узенькая тропинка в редкую рощу, но затем эта «роща» становится самым главным местом во всём рассказе. Именно в самой глуши леса посреди ночи упала золотая звёздочка, которую дровосек и заметил. Там, где она упала, он нашел и самого главного героя - Звёздного мальчика, и после этого он подарил ему приют и любовь. Вокруг этого ребёнка и вертится весь сюжет и весь мир, к которому он относился просто ужасно. Мальчика раздражало буквально всё: животные, над которыми он жестоко издевался, а особенно люди. Ему было абсолютно всё равно, над кем он насмехается и кому говорит грубые слова: пожилому человеку или маленькому ребёнку. Мне кажется, он стал таким бессердечным благодаря компании мальчишек, с которыми он общался и которые могли с радостью подставить его. И «звёздный» мальчик этого не понимал!

Его глаза открылись только тогда, когда он сам понял, что «прогнил» насквозь, его поведение, поступки за всё это время только причиняли ему моральную боль. Он резко изменил своё отношение к жизни, поменял взгляды после грубейшего поступка в отношении своей матери - нищенки, оскорбив её. Его самовлюбленность и «звёздность» оборачиваются ему уродством и душевным, и реальным, приводят к переосмыслению своих поступков и мыслей. Теперь он готов идти хоть на край света в поисках родной матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Мальчик испытывает страх, унижение, физическую боль, те чувства, которые сам когда-то причинял другим. И пройдя сквозь все муки, он становится добрым и

отзывчивым человеком, получает прощение от своей матери, начинает жить в кругу любящих его людей, в семье.

Люди, увидев в нем красоту и благородство, избирают его своим принцем. Он платит им справедливостью и добротой.

Эта сказка заставляет нас задуматься, о том, что добро и зло всегда идут по жизни рядом, и что надо научиться находить правильный выбор. Добро должно жить в душе у каждого и может сделать любого человека прекрасным.

Сочинение по рассказу Оскара Уайльда «Звёздный мальчик»

Главного героя сказки «Мальчик-звезда» нашли в зимнем лесу два бедных лесоруба. Они несли хворост в селение, когда с неба упала звезда. Лесорубам показалось, что звезда упала где-то рядом, и они решили отыскать ее. Но вместо упавшей звезды они нашли богатый плащ, в который был завернут младенец.

Один из лесорубов взял найденного ребенка в свою семью. Мальчик-звезда рос необычайно красивым. Своей внешностью он резко отличался от местных ребятишек. И насколько он был красив, настолько же он был самолюбивым и злобным. От его нападок страдали звери и птицы, а в нищих он швырял камнями.

Когда мальчику исполнилось десять лет, в селение, где он жил в семье лесоруба, пришла нищенка. Услышав историю мальчика-звезды, она сказала, что это ее сын. Но злой мальчишка не захотел признать свою мать и выгнал ее из селения.

С того момента он стал безобразным, как жаба, и все жители отвернулись от него. Мальчик-звезда понял, что он напрасно обидел свою мать, и отправился на ее поиски. Три года он безуспешно искал ту нищенку, пока не пришел к большому городу. Но стражники у ворот не хотели пускать уродливого оборванца в город. Они продали его в рабство злому старику. Старик, который был колдуном, заставил мальчика-звезду искать в местном лесу три монеты. Одна монета была из белого золота, вторая – из желтого золота, а третья – из красного.

В первый день мальчик-звезда искал монету из белого золота, но не смог ее найти. Но на обратной дороге он помог зайчонку выбраться из силков, и тот показал ему, где лежит эта монета. У ворот города мальчика окликнул больной нищий старик, который стал просить у мальчика милостыню. Мальчик-звезда сжалился над ним и отдал найденную монету. Злой колдун побил его за то, что мальчик вернулся с пустыми руками.

На следующий день колдун послал своего маленького раба искать монету из желтого золота. С помощью того же зайчонка мальчик нашел монету, но снова отдал ее нищему у ворот города. В наказание за это злой колдун оставил его без воды и пищи.

На третий день колдун отправил мальчика искать монету из красного золота. Он пригрозил, что убьет мальчика, если тот вернется с пустыми руками. Мальчик-звезда с помощью зайчонка нашел монету из красного золота, но у ворот города к нему обратился тот самый нищий. Он просил отдать монету ему, иначе ему грозила гибель. Мальчик-звезда, понимая, что ему самому тоже грозит смерть, решил, что нищему монета нужнее и отдал ее.

Но когда мальчик проходил городские ворота, стражники неожиданно стали ему кланяться и называть господином. Посмотрев на свое отражение в металлическом щите одного из стражников, мальчик-звезда увидел, что к нему вернулась его прежняя красота.

От жителей города он услышал пророчество, в котором говорилось, что в этот день в город войдет его настоящий правитель. И люди предложили мальчику-звезде стать их правителем. Но он стал отказываться, потому что все еще надеялся найти свою мать.

В какой-то момент мальчик-звезда увидел в толпе того самого нищего, которому он отдавал монеты, а рядом стояла его мать, которую он прогнал из селения лесорубов. Мальчик-звезда попросил прощения у матери, и к удивлению присутствующих людей, нищий и нищенка превратились в короля и королеву. Это были родители мальчика-звезды. Мальчик-звезда стал править городом и прогнал злого волшебника.

Семью лесоруба, в которой он воспитывался, герой сказки одарил богатыми подарками, а детей лесоруба назначил придворными. Мальчик-звезда был хорошим правителем, он заботился о бедных, слабых и убогих и не позволял жестко обращаться со зверями и птицами.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Мальчик-звезда» заключается в том, нездоровый эгоизм, чрезмерная самовлюбленность никому не делают чести. Не следует делать и того, чего себе не желаешь. Мальчик-звезда рос жестоким и эгоистичным, влюбленным только в свою красоту. Когда он прогнал свою мать, то его постигла кара – он лишился своей красоты и люди отвернулись от него.

Сказка О.Уайльда учит быть добрым и милосердным по отношению к бедным, слабым и больным людям. Мальчик-звезда пожалел нищего старика, отдал ему монеты, и былая красота вернулась к нему.

В сказке «Мальчик-звезда» мне понравился лесоруб, который нашел в лесу мальчика-звезду. Бедный лесоруб взял найденного ребенка на воспитание, хотя ему и своих детей нечем было кормить. Жена лесоруба была против того, чтобы принимать ребенка в семью, но лесоруб сумел уговорить ее.

Какие пословицы подходят к сказке «Мальчик-звезда»?

Себялюб одному себе люб.
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
За добро добром платят.

Истинная красота человека.

Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели:

Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.

Оборудование: презентация (портрет писателя, обложки его книг, иллюстрации к сказке Ники Гольц), вырезанные звёздочки.

Есть много людей с красивой внешностью,

которым, однако, нечем похвастаться внутри.

Джеймс Фенимор Купер.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Выявление первичного восприятия сказки.

Понравилась ли вам сказка?

Что вам больше всего запомнилось?

Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

III . Актуализация знаний:

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!»

А что значит красивый ?

Словарная работа. Выяснение значений слова красивый .

Красивый 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (например, «красивый цветок»);

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный(например, «красивый поступок»);

3) привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (например, «красивые слова»).

Цель урока.

Сказка Оскара Уайльда «Мальчик –звезда» необычна тем, что помогает решить сложный философский вопрос: в чём заключается подлинная красота человека, ответ на который мы и постараемся найти к концу нашего урока

I V . Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

1. Работа с текстом произведения. (Краткий пересказ текста по иллюстрациям сказки Ники Гольц).

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание.

При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?

В какую семью попадает мальчик?

Каким вырос Мальчик- звезда?

Работа над понятием о литературном портрете.

Литературный портрет – словесное изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

Какова внешность персонажа?

Мальчик красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; он строен; высок, как цветок.

Один из приёмов, которые использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика - сравнение с цветами.

Как вы думаете, почему?

Знакомство с легендами о происхождении нарцисса, розы и фиалки.

О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческий миф.

У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». Увидев в воде собственное отражение, юноша влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.

Одна греческая легенда рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза. С давних времен и по сегодняшний день роза всегда считалась и остается непревзойденной царицей цветов, воплощением красоты и величия, символом совершенства.

По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Цветоводы, очарованные красотой цветка, отмечают его капризный нрав.

Почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя?

Нарцисс напоминает о самовлюблённости; роза о красоте, но колкой, непреступной; фиалка о капризности.

Красота - это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по- разному.

Что принесла красота Мальчику-звезде?

Как вы считаете, какой эпизод в сказке главный?

Каким вы представляете себе в этой ситуации Мальчика- звезду, красивым или некрасивым?

Назовите ситуации, в которых Мальчик - звезда был некрасивым :

презирал сверстников и помыкал ими: все они низкого происхождения в то время как он – знатного рода;

не испытывал сострадания к беднякам или слепым; швырял камнями в прокаженного;

совершал жестокие поступки:

он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота;

подрезал крылья коноплянке;

убил маму белочки;

издевался над всеми, кто был жалок и безобразен.

Работа над характеристикой персонажа.

Соответствует ли внешняя красота внутреннему миру мальчика?

Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: «Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя».

Каково было решение Мальчика- звезды?

Странствия главного героя.

Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?

Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогают Мальчику-звезде?

Встреча с волшебником.

Начал ли меняться внутренний мир Мальчика-звезды?

Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?

Почему Мальчик-звезда отдал монеты прокажённому?

Мальчик сжалился над ним. Синонимами слова «жалость» будут являться «сострадание» и «сочувствие».

Когда к Мальчику-звезде вместе с внутренней красотой вернулась внешняя?

Как стал править и жить мальчик-звезда?

Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно.

«И был он справедлив и милосерден ко всем».

Сформулируйте основную мысль сказки О. Уайльда.

Обратимся к эпиграфу - высказыванию американского писателя Джеймса Фенимора Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».

Как вы его понимаете? Сравните вашу формулировку основной мысли сказки с этим высказыванием.

В чем они совпадают, чем отличаются?

Что такое подлинная красота человека?

Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты.

Какие выводы вы сделали для себя на уроке?

Истинная красота невозможна без доброты, сострадания, любви к людям, без глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

Самое главное доброта, а не внешний вид.

Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

Добро всегда побеждает зло.

Человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне.

IV . Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

Учащиеся пишут выводы, продолжая предложенные учителем фразы.

Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о

Но он прощает его, потому что …

V . Самопознание.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.

Возьмите карандаш и подчеркните в предложенном вам списке, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились.

Честность, аккуратность, доброта, лживость, ответственность, решительность, активность, жадность, уравновешенность, организованность, доброжелательность, злость, отзывчивость, трусость, равнодушие, справедливость, упрямство, дружелюбие, обидчивость, враждебность, грубость, вежливость.

А как можно избавиться от отрицательных качеств?

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить:

Злость - Лень - Лживость -

Жадность - Трусость - Упрямство -

Равнодушие - Грубость - Враждебность -

Давайте, ребята, попробуем сформулировать так называемый кодекс красивого человека.

Красивый человек

добр по отношению к окружающим;

умеет радоваться радостям других людей;

уважителен по отношению к старшим;

любит людей, мир и все, что в нем;

ценит дружбу;

видит красоту природы;

сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь;

способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.

VI . Итог урока.

О чём заставила задуматься сказка?

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.

Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

VII . Рефлексия. Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки

и напишите на них своё желание.

VIII . Домашнее задание. Составить викторину по сказке О. Уайльда.