Английский Биология География

Модернизация Японии в XIX- начале XX вв. Особенности модернизации японии В чем состояло своеобразие японской модернизации

Тема урока: Япония на пути модернизации: восточная мораль – западная техника.

Цели урока:

Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века;

Выяснить причины и значение революции Мэйдзи (1867-1868 гг.);

Раскрыть сущность реформ 60-70 гг. и Конституции 1889 г.;

Определить причины агрессивной внешней политики Японии;

Продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события, работать с исторической картой;

Развивать понятийный аппарат учащихся;

Способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных культур.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Приветствие на японском языке: «кон-ни и-ва» (добрый день)

Садитесь, до-дзю (пожалуйста). Как думаете, на каком языке я к вам обратилась?

Какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку?

2. Водная беседа

Мы изучили события, имевшие место в 19 веке в странах Европы, Северной и Латинской Америки.

Ребята, скажите, что общего было в развитии стран Европы и США?(модернизация экономики, расширение влияния на другие страны и их завоевание)

Какое место в данных событиях занимали страны Латинской Америки? (они были мало развитые, в них проходили национально-освободительные движения против Испании и Португалии, усиливается влияние США)

А сегодня начнем рассматривать особенности развития стран Азии.

- Вспомните, какие наиболее крупные государства существовали на Востоке к началу 19 века ? (Индия, Китай, Япония)

- Как считаете, государства Азии в экономическом плане были более развиты, чем государства Запада или нет? Почему?

- Как думаете, смогут ли государства Востока сохранить свое положение в неизменном виде? Почему? ( западные страны нуждались в рынках и расширении своего влияния и постараются подчинить себе более слабые восточные страны)

(на фоне музыки) Среди азиатских стран особое место занимало одно государство, вы сейчас слышите музыку данной страны, которое в своем развитии к концу 19 века приблизилось к развитым странам Европы. О каком государстве идет речь?

1. Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)

- Как называется процесс усовершенствования , внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации»

Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)

- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации :

II . Основная часть. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.

1. Особенности географического положения

- Каковы особенности географического положения Японии? (работа по карте: учебник, слайд)

Как вы видите на карте мира, Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

2. Особенности развития Японии до сер 19 века.

С XII века в Японии установился сёгунат.

-Что означает сёгунат? (Сёгунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии, при которой император был верховным правителем лишь номинально, а власть реально принадлежала по наследству главе крупного феодального клана).

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт - Нагасаки.

- Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

(Низкие темпы экономического развития; Международное положение страны было нестабильным. Военно-техническая отсталость страны.)

До середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев и развивалась в соответствии с традициями, которые сохранились со времен Средневековья.

США и европейские государства все пристальнее стали поглядывать на Дальний Восток.

3. Познакомить с насильственным открытием Японии

- Подумайте, почему США была заинтересована в проникновении в Японию?

Работа с документом с.249 – каковы причины открытия Японии

(У Японии было важное стратегическое положение : 1. Страна представляла интерес для США как перевалочная база американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана;

2. Япония была удобным плацдармом для укрепления американских позиций на дальнем востоке).

В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри, который передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами. Перри требовал от японцев уступок, угрожая интервенцией. 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор «О мире и дружбе», произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце 19 века превратилась в полуколонию.

В 1855 году подписан первый русско-японский договор, по которому к России отходили Курильские острова севернее острова Итуруп, а Сахалин оставался в совместном владении.

Вскоре подобные договора были подписаны и с другими европейскими странами (Англия, Франция, Голландия и др.), предоставившие им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности.

4. Определить последствия открытия Японии. «Открытие» Японии имело важные последствия. Прочитать учебник С.244 и определить последствия открытия Японии

(ухудшение положения: рост затрат на вооружение, рост налогов, подрыв национального производство за счет притока иностранных фабричных товаров, вывоз золота, что подрывало финансы.

Т. О., торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары, что подорвало национальное производство. Появилось понимание того, что за годы изоляции Япония отстала в техническом отношении от стран Запада и что необходима модернизация

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.»

- Кого считали виновным в ухудшении положения? (сегуна)

Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию в 1868г породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора. Японцы быстро и организованно перестроились, взяв собственную судьбу в свои руки. Оппозицию сёгуну возглавили местные князья. В поисках альтернативы власти сёгуна они обратились к императору Муцухито. В 1868 г. в Японии произошел военный переворот (революция), в ходе которого императорская власть была восстановлена. 15-летний император Муцихито встал во главе страны.

- Как вы думаете, почему сёгунат и его коалиция потерпели поражение?

5. Рассмотреть содержание реформ Мэйдзи.

Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» - «просвещенное правление». 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

- В чем суть программы? о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Император Муцухито соглашался с японской пословицей: «Когда у слепых и поводырь слепой, они падают в яму». Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй » («богатая страна, сильная армия »). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана « », которая, побывав в 15 странах, привезла на родину бесценную информацию о современных принципах общества. Весь период эпохи «Мейдзи» проходил под лозунгами: «Японский дух, европейское знание», «Учить других всегда почетно, учиться у других – никогда не стыдно». Начинается «Вестернизации» Японии. Вестернизация - заимствование Японией у западноевропейских государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета (национальные традиции, обычаи, корпоративность)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко и вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки!

Вправо, влево голова - раз и два, раз и два.

Улыбнулися друг другу, наклонилися слегка.

А теперь назад прогнулись, распрямились, покачались…

И за парту опустились, и работать продолжаем.

Новое правительство проводит ряд реформ. Учащиеся записывают реформы в тетрадь и характеризуют их значение, используя материал учебника с 244-245.

Название реформы

Основные мероприятия

Значение реформ

Аграрная реформа (1872-1873)

Закрепление частной собственности на землю, разрешение на её куплю-продажу

Появление безземельных крестьян, обеспечивших создание класса наёмных рабочих, сохранение помещичьего землевладения

Военная реформа (1872)

Ликвидация сословия самураев, создание регулярной армии

Образование преданной правительству дисциплинированной армии, культивировался дух самурайства - «кодекс бусидо»

Административно-территориальная реформа (1871)

Отмена княжеств, введение деления на 72 префектуры

Ликвидация раздробленности, введение единой системы управления разными частями государства.

Финансовая реформа (1868)

Заменили старые монеты на единую - иену

Способствовали расширению внутреннего рынка, развитию торговли и промышленности, образованию банков

Реформа образования (1872)

По европейскому (французскому) образцу было основано 5,5 тыс. начальных школ и 8 университетов

Начальное образование стало обязательным, доступным для женщин; к 1914 г. японцы считались одними из самых образованных людей в мире

Судебная реформа (1872)

Введение общих судов европейского типа и законов для всей страны

Преодоление раздробленности, император имел право утверждать и издавать законы; равенство граждан перед судом, дальнейшая централизация государства

Реформы Мейдзи были направлены на преодоление феодальной отсталости Японии, ускорения развития капиталистических отношений, наращивания промышленного производства. Реформы вывели Японию из международной изоляции, приобщили к мировой экономики.

- Каковы последствия этих реформ?( развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны).

6
. Конституция 1889 г.

Наряду с изменениями в экономике происходили и изменения в политической жизни. Стали возникать профсоюзы, возникло организованное рабочее движение, формируется либеральное движение. В 1880 г. либералы создали Лигу учреждения парламента. Император отправил в Европу для изучения опыта западных стран

специальную делегацию, которая должна была выбрать наиболее подходящий для японских традиций вариант государственного устройства. Первая японская конституция была утверждена императором в 1889 г. она наделяла императора широкими правами. Он был объявлен «священной и неприкосновенной особой». Имел право объявлять и заключать мир, утверждать законы, созывать и распускать парламент, ему подчинялись все должностные лица в государстве, являлся главнокомандующим армией и флотом.

Конституция предусматривала создание 2-палатного парламента. Верхняя – палата пэров, состояла из членов императорской семьи и назначенных императором сановников. Депутаты нижней палаты избирались. Право голоса получили мужчины старше 25 лет, выплачивавшие налог не менее 15 иен. Право голоса получил 1% населения. Депутаты имели право обсуждать правительственные законопректы, сами принимать законы права не имели. Правительство было ответственно только перед императором. В конституции провозглашались основные гражданские права.

7. Познакомить с особенностями развития Японии к началу XX в. : Работа с учебником с.245-246 и источниками

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Оборудование для этих заводов закупалось за рубежом. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

Правительство стремилось придать отношениям между буржуазией и рабочими характер семейных уз. Капиталист, утверждали чиновники, является главой семьи, а рабочие – ее членами. Эти отношения отвечали традиционным представлениям простых японцев о необходимости много работать и во всем повиноваться хозяину. На заводах использовались телесные наказания.

О чем говорят следующие данные?

Производство чугуна увеличилось в почти в 6 раз, стали в 69 раз.

Добыча каменного угля увеличилась в 8,8 раз.

Внешняя торговля увеличилась более чем в 20 раз.

Промышленный капитал увеличился в 36 раз, а банковский в 2 раза.

Т.о., в 90-е гг., в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Использовались западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.

8. Внешняя политика Японии.

На границе столетий в Японии родилась идея паназиатства, которая утверждала: «Азия для азиатов». Сторонники этой идеи убеждали, что лишь благодаря объединению с помощью Японии Азия сможет противостоять Западу. А для этого необходимо распространить на азиатские народы власть японского императора. После 1868 г. воинственный самурайский дух не мог реализоваться внутри страны. Поэтому его воплощением стала агрессивная политика Японии.

Историческая справка. (при наличии времени) Из статьи русского исследователя Г. Востокова, опубликованная в 1904 г. «При появлении в 1850-х гг. американо-европейских эскадр они (японцы) должны были признать своё бессилие. Чувство национальной гордости, глубоко уязвленное сознанием превосходства европейцев, однако, не смирилось, и со свойственными им настойчивостью и стремительностью японцы задались целью овладеть этим превосходством, которое, в их представлениях, сводится к техническому прогрессу и к военным усовершенствованиям, и не только овладеть, но и превзойти. И вот они в тридцать лет совершили в своей стране переворот, в сравнении с которым наши шумные европейские революции представляются топтанием на одном месте. Если в этом перевороте японцами руководило чувство национального достоинства, то национальная гордость стала увлекать их дальше. Утвердившись в мысли, что они сравнились с европейцами в культуре, японцы не удовлетворились сознанием такого равенства и стали мечтать об исключительном признании своего народа в истории человечества.

1) Основные направления внешней экспансии: (работа с картой)

Японо-корейская война – 1876, 1894, 1910гг .

Японо-китайская война – 1894-1895гг. Русско-японская война – 1904-1905гг. Территориальные приобретения:

1895г. – о. Тайвань. 1905г. – Южный Сахалин, п-ов Ляодун.

1910г. – Корея.

После русско-японской войны, Япония приобрела международный статус сильной державы, с которой нужно было теперь считаться.

9. Познакомить с изменениями в образе жизни (сообщение ученика)

III . Закрепление.

Итак, ребята, мы закончили изучение темы. Нам необходимо сделать обобщающий вывод.

1. Вернемся к нашей проблеме: Как небольшое островное государство Япония смогло избежать участи стать зависимой (колониальной) страной?

2. Согласны ли с высказыванием Джеймс Фаллоус «Глядя на Солнце». «Япония в эру Мэйдзи была уникальной в своей систематической попытке научится всему тому, что достиг остальной мир к этому времени, и применить это как можно быстрее в Японии… Чтобы избежать иностранного доминирования, японское руководство начало натиск систематического изучения достижений остального мира».

2. Выберите из списка: факторы, которые способствовали развитию Японии во второй половине XIX - начале XX века;

последствия для Японии в результате быстрого экономического развития.

1. Насильственное «открытие» Японии.

2. Правление сегунов из рода Токугава.

3. Проведение реформ императором Мэйдзи.

4. Господство самураев.

5. Принятие Конституции 1889 г.

6. Модернизация Японии.

7. Национальные традиции, семейственность, корпоративность.

8. Заимствование европейских знаний, достижений науки и техники.

9. Появление монополистических объединений – концернов – дзайбацу.

10. Чайная церемония.

11. Создание образцовых предприятий

11. Подписание союзных договоров с европейскими государствами.

12. Сохранение феодальных отношений.

13. Ведущая роль государства в индустриализации страны.

14. Независимость от европейских стран.

15. Сохранение помещичьего землевладения.

16. Агрессивная внешняя политика.

17. Международный статус сильной державы.

Ответ учащихся: в результате насильственного «открытия» Японии, проведения реформ императором Муцухито, принятие новой Конституции, заимствование у европейских стран новейших достижений науки и техники, а также ведущей роли государства в индустриализации страны, при сохранении национальных традиций и корпоративности, позволили Японии осуществить модернизацию промышленности, которая привела к появлению монополистических объединений-дзайбацу, подписанию союзных договоров с европейскими государствами. Это дало возможность Японии проводить агрессивную внешнюю политику и в начале ХХ века получить международный статус сильной державы.

IV . Подведение итогов урока. Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет, она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

Рефлексия:

Я узнал….

Я понял…

Я удивлен…

Мне трудно понять…

V . Домашнее задание.

Параграф 27, термины выучить, заполнить таблицу

ТЕСТ- Контроль

1. До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

2. С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

3. Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

4. Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

5. Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

6. Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон.XIX –начале ХХ века:

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

З
а этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

Что же способствовало такому быстрому подъёму страны?

Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры

Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?

Отрывок из к/ф «Последний самурай» (2-3 мин

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

5.

Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

Решительные реформы императора Муцухито.

Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам,трудолюбие.

Использование западного опыта, техники и технологий.

Национальные традиции, корпоративность.

Ведущая роль государства в индустриализации страны.

Использование мировых достижений науки и техники.

Введение единой денежной единицы – иены, создание банковской системы.

Появление монополистических объединений – концернов –дзайбацу.

Создание образцовых предприятий (текстиль, спички, стекло, цемент, пиво и др.)

Независимость от европейских стран.

Пересмотр неравноправных торговых соглашений.

Вследствие проведения реформ и быстрого экономического роста, Япония превратилась в передовое государство Азии .

Слова учителя:

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

ТЕСТ.

    Причины искусственной изоляции Японии.
    а) распространение христианства;
    б) увеличение численности европейцев в Японии;
    в) усиление положения буржуазии.

    Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
    а) решительные реформы, использование западного опыта;
    б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

    Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
    а) США;
    б) Россия;
    в) Франция.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

Направление реформ

Содержание реформы

Значение реформы

Управление государством

Общественные отношения

Экономические реформы

Реформы образования

Выступления учащихся и обсуждение вопроса: «Насколько удачно прошла модернизация в Японии и почему?»

) Представление работы учениками.

После Карта – слайд № 53,

Задание к карте:

1. покажите на карте основные направления внешней политики Японии. 2. Какие территории были присоединены к Японии. (слайд № 5 4 )

Осмысление и систематизация полученных знаний.

    Давайте ответим на ключевые вопросы урока (раздать «Страничку ученика»: тема, цель. план урока, краткое содержание нового материала, вывод, д/з) 1.Что означает выражение "Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ? 2.Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

3. Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века.

ТЕСТ- Контроль

После теста ученики обмениваются работами для быстрой проверки и оценивания.

    До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

    С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

    Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

    Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

    Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

    Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон. XIX –начале ХХ века:

А)Корея, б) Китай, в)Индия, г)п-ов Ляодун, д) о.Сахалин, е) о. Хонсю, и) о.Тайвань, ж) Маньчжурия, з) Монголия.

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

Д) Своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

ВЫВОД учителя: Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

    Я узнал…. и оцениваю свои знания на …. балов.

    Я понял…

    Я удивлен…

    Мне трудно понять…

столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений - это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель

«Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. достиг уровня ведущих европейских держав. В чем же заключается разгадка этого исключительного явления? Во-первых, даже в период «закрытия» страны власть не отторгала все иноземное. Напротив, привыкнув перенимать все полезное для собственного развития, государство продолжало следовать этой традиции. Воспитанная веками склонность к полезным заимствованиям извне привела к тому, что в Японии еще после «первого закрытия» (в XVII в.) продолжались контакты с голландцами. От них в страну поступали достижения западной науки и техники.

Во-вторых, островное положение Японии придавало особую роль торговле и мореплаванию. И хотя купцы принадлежали к самому низшему сословию, в их услугах нуждались могущественные князья, которые предоставляли своим городам и торговому люду льготы. Торговля и мореплавание были частным предпринимательством (государство этим не занималось). Именно через торговцев осуществлялись связи с внешним миром. Это поддерживали князья. Таким образом, японские торговцы и покровительствующие им князья способствовали развитию частнопредпринимательской деятельности.

В-третьих, в Японии власть находилась в руках военных (система сёгуната). Функции чиновников в стране выполняли самураи, верные рыцарскому кодексу чести (бусидо). В Японии не сложилось государство со всеобъемлющим контролем над населением. В результате после революции Мэйдзи молодое государство не было обременено непосильным грузом традиций и бюрократизма со свойственными последнему косностью и коррупцией. Это открывало путь для полезных заимствований, включая и европейскую модель конституционной монархии.

В-четвертых, Япония в силу скудных природных ресурсов была менее привлекательна для колонизаторов, чем Китай или Индия. Позиции европейских государств в экономике Японии были менее сильны, чем в указанных странах. Поэтому преобразования в стране, ломка традиционной структуры осуществлялись не колонизаторами, а молодым государством, взявшим за образец европейские страны. При этом не следует забывать, что молодое государство не опиралось на старые традиции, так как в прошлом им управляли сегуны. Вернувшийся к власти император (не случайно эти события еще называются «реставрация Мэйдзи») был ориентирован на разрыв со старой государственностью, на заимствования с Запада. Главными функциями японского государства стали функции политические, т. е. осуществление той политики, в которой были заинтересованы господствующие классы и социальные слои новой Японии.

В-пятых, агрессивная внешняя политика Японии требовала активной модернизации экономики и общества. В дальнейшем Япония демонстрировала не только свои экономические успехи, но и старую, чуть ли не средневековую по жестокости воинскую традицию, нормы которой предусматривали безжалостное уничтожение не только побежденных воинов, но и гражданского населения в завоеванных странах».

Заключительная часть урока может оказаться сложной для части школьников, поэтому обобщение учителя рекомендуем сопровождать записью на классной доске или в тетрадях по истории. На следующем уроке учащиеся будут сравнивать Японию и Китай в конце XIX в.

ТЕСТ. 1. Причины искусственной изоляции Японии. а) распространение христианства; б) увеличение численности европейцев в Японии; в) усиление положения буржуазии.

2. Почему Япония вошла в число передовых стран мира? а) решительные реформы, б) использование западного опыта; в) сёгун Токугаво Кэйк отказался от власти.

3. Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией? а) США; б) Россия;

в) Франция.

Рефлексия.

Название государства отображено на флаге Японии: красный диск в центре полотнища означает утреннее солнце. По красоте природы Япония занимает одно из первых мест в мире (слайды природы и архитектуры, гора Фудзияма, императорский дворец и т.д.). Тут жара сменяется морозами, а горячее солнце – падающим снегом. Япония – это страна диковин и уникальной культуры. Всем известны японские самураи – воины-рыцари, искусство икебана, цветение сакуры, чайные церемонии, необычный и захватывающий театр кабуки, смешные макаки, которые любят погреться в горячих источниках. Япония – родина карате, ниндзей, и борьбы сумо.

Однако с начала 17 ст. почти на 250 лет Япония стала закрытой страной и избегала всевозможных контактов с Европой под страхом смертной казни.

Ключевые вопросы урока (слайд №36 + раздаточный материал)

    Что означает выражение"Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ?

    Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

    Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века;

(вопросы лежат на партах, чтобы ученики в любой момент смогли их прочитать)

С помощью таблицы определите, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Территория

Население, млн.

Азия

950

Европа

290

Россия

130

Африка

110

Северная Америка

81

Латинская Америка

64

Австралия и Океания

Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В данных странах господствовали черты традиционного общества.

- Каковы главные черты традиционного общества? (следование традициям, почитание старших ит.д.)

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 147

Вопрос. Вспомните, почему в 1630-е гг. произошло «закрытие» Японии и что оно означало. Какие ещё страны Азии в эпоху Нового времени пошли по этому пути?

Миссионеры из стран Европы проповедовали в Японии христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.

В 30-х годах XVII века правительство приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 148

Вопрос. Какими оказались итоги политики «самоизоляции» для населения и экономики Японии? Почему в середине XIX в. власти уже не могли держать Японию «закрытой» для европейцев и американцев?

После заключения неравноправных договоров с иностранными державами порты Японии были открыты для ввоза иностранных товаров. Наплыв европейских товаров привел ее к экономическому кризису. В результате увеличивались поборы с крестьян, натуральный налог заменялся на денежный. Все это вело к ухудшению положения крестьянства.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 149

Вопрос. Как вы думаете, почему ведущие индустриальные страны мира поддерживали режим сёгуна, олицетворявшего феодальные порядки?

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Япония оставалась феодальным государством.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 150

Вопрос. Проанализируйте реформы в разных сферах жизни страны и объясните, как они обеспечили компромисс между сторонниками традиционного общества и приверженцами модернизации Японии.

Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать.

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. Какие уроки, по вашему мнению, стоило извлечь из японского опыта модернизации другим странам Азии, заинтересованным в равноправном сотрудничестве с ведущими государствами Европы и США?

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством. Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Япония избежала крупных социальных конфликтов. Сложился особый тип трудовых отношений: работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. По карте (с. 153) опишите геополитическое положение Японии в конце XIX - начале XX в. и объясните, почему её внешняя политика носила колониальный характер.

Ограниченность сырьевых ресурсов побуждала Японию к завоеваниям.

Вопросы и задания к параграфу стр. 154

Вопрос 1. Почему из всех стран Азии именно Японии на рубеже ХIХ-ХХ вв. уда-ЦД лось добиться значительных результатов в модернизации общества и индустриализации?

Во-первых, государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии.

Во-вторых, Япония прибегает к государственной таможенной политике для защиты отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов (наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям.

Вопрос 2. Почему Японии, в отличие, например, от Испании и Италии, удалось избежать крупных социальных конфликтов во время глубоких политических реформ и социально-экономических преобразований?

Японии удалось избежать социальных конфликтов, потому что работодатели и рабочие рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

Раздел «Документы»

Вопрос 1. От имени каких слоёв японского общества были сформулированы требования к сёгуну? Что послужило причиной их предъявления реальному главе государства?

Требования к сегуну сформулированы от имени коалиционных сил, враждебных сегунату. Недовольство самураев, торговцев, ремесленников и крестьян поднимает восстание против сегуна.

Вопрос 2. Своими словами кратко сформулируйте четыре важнейших требования, предъявленных в данном документе. Какой в результате их выполнения должна была стать Япония?

Основные требования: изгнание иностранцев, отстранение от власти сегуна и создание сильной централизованной и независимой империи.

Вопросы и задания к разделу стр.155

Вопрос 1. Социально-экономическое и политическое развитие стран, о которых шла речь в главе, оцените по следующим критериям:

Время завершения промышленного переворота.

Темпы индустриализации страны во второй половине XIX - начале XX в.

Ведущие отрасли промышленности в национальной экономике.

Феодальные пережитки.

Внутренние проблемы, осложнявшие развитие страны, препятствовавшие её самостоятельной внешней политикё.

Преобладающий тип трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками.

Состояние рабочего и профсоюзного движения.

2. Почему только отдельные страны смогли осуществить требования модернизации промышленности и социальные реформы, сохранить или обрести влияние на мировое развитие в начале XX в.

Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX - начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни. Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития.

Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок.

Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX - начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 г. избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

Тема: МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX вв.

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА

ГЛАВА II

ГЛАВА III

1. Первые шаги реформирования

государственно-административной системы

2. Образование институтов местного самоуправления

3. Реформа сословной системы

4. Военная реформа. Создание регулярной армии

5. Создание полицейского аппарата

6. Судебно-правовая реформа

2. Реформы 1880-х годов

2.1. Аграрные реформы 1871-1873 гг.

2.2. Капитализация самурайских пенсий

2.3. Начальный период индустриализации Японии

2.4. Реформа образования

3. Реорганизация государственного аппарата страны

Конституция Мейдзи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс перехода страны от феодального общества к капиталистическому, который также называют процессом модернизации общества, в разных странах проходил неодинаково. В некоторых странах Европы этот процесс занял столетия. На Востоке, где все социальные и политические процессы не укладываются в рамки европейских научных схем, подобного рода процессы весьма отличались от европейских, и в наиболее яркой форме их можно проследить на примере Японии второй половины ХIX века.

Как отмечал известный американский японовед Э. Рейсшауэр (Гарвардский университет), Япония вступила на путь модернизации в период Мэйдзи, находясь уже на достаточно высоком уровне развития. К тому же в преобразованиях важную роль сыграла поддержка государства, которое сделало модернизацию приоритетом своей политики. Заимствование западных методов индустриализации привело к значительному сокращению сроков перехода японского общества от феодального состояния к современному. В то же время, такое сокращение сроков привело и к осложнениям в обществе, которые можно объяснить тем, что в процессе осуществления модернизации, внедряемые в японские традиционные структуры современные технологии, политические, экономические и другие нововведения не всегда согласовывались с уровнем развития данного общества.

Характерной чертой японской модернизации в эпоху Мэйдзи являлось осуществление ее через посредство элиты нации. Население само непосредственно не сталкивалось с представителями западной цивилизации и получало новые знания и информацию, переведенную на японский язык. Поэтому быстрый поворот общества в сторону Запада, европеизация общества, не порождали в японском сознании чувства отторжения, а, кроме того, некоторые западные концепции (позитивизм, например) были близки японским традиционным воззрениям. Вообще надо сказать, что именно прагматизм японцев позволил им столь успешно ответить на вызов Запада и провести достаточно эффективные реформы в сравнительно короткие сроки, в отличие, скажем, от Китая. И в японском и в китайском случаях важнейшую роль сыграли социально-психологические причины, имеющие глубокие исторические корни, как, например, отношение национального сознания к внешнему миру. Китай, на протяжении всей своей длительной истории, исполнял роль донора культурных достижений для окружающих его стран. Поэтому-то китайцы долгое время не могли смириться с мыслью о наличии других, отличных от их собственных, культурных ценностей вовне и необходимости чему-то учиться у других народов. Например, неприятие естественной для европейца мысли о равноуровневом положении посольских представительств с главой государства, в котором эти представительства представлены, явилось одной из причин третьей опиумной войны.

Японцы же на протяжении истории заимствовали культурные достижения извне (большей частью из того же Китая), и потому смогли быстро переориентироваться на новый их источник, сохранив при этом свою национальную самобытность.

I ГЛАВА

Переход от феодализма к капитализму в Японии, в отличие от стран Запада, прошел довольно быстро и, можно сказать, достаточно безболезненно. Объяснить это можно совпадением во времени, как минимум, двух факторов: кризиса феодальной политической системы внутри страны и давления на Японию со стороны Запада. Причем, кризис носил всеобъемлющий характер, т.е. затрагивал все стороны политической и экономической жизни страны (системный кризис).

Сложившаяся в Японии еще в XII веке, исторически уникальная по своему характеру система сёгуната на рубеже XVIII-XIX веков приближалась к своему концу. С начала XVII века, когда Токугава Иэясу (1542-1616 гг.) утвердил господство своего дома над большей частью Японии, в стране был установлен последний в истории Японии сёгунат .

С начала XVII века токугавские правители стали проводить политику изоляции страны от внешнего мира.

После 1640 г. иностранцам вообще был запрещен всякий въезд в страну, а также внешняя торговля. Исключение было сделано лишь голландским (за помощь в борьбе с португальцами) и китайским торговцам, которые могли торговать исключительно через небольшую факторию на островке Дэдзима в г. Нагасаки. Для полнейшей изоляции, в 1637 г. под страхом смерти для всех жителей страны был запрещен выезд из страны, а также было запрещено строить большие суда, способные совершать дальние плавания.

Причины проведения сёгунатом политики "закрытия Японии" можно объяснить тем, что посредством такого политического курса сёгунат пытался предотвратить угрозу потери политической независимости страны.

Другим важным фактором, вызвавшим закрытия страны, было быстрое и довольно эффективное распространения христианства в Японии. Впрочем, необходимо заметить, что "закрытия страны" имело место не только в Японии, что достаточно известно, но также и в Китае и Корее. Такая политика была естественной реакцией стран конфуцианской морали на вторжение новой для Востока, совершенно иной по своей сути религии - христианства.

Однако к началу XIX века политическая система сёгуната стала тормозом для дальнейшего развития общества.

В стране складывались как внутренние (системный кризис сёгуната), так и внешние (стремление стран Запада к открытию Японии, вызванное, прежде всего, потребностью мирового флота в промежуточных базах снабжения) предпосылки, которые, в конечном счете, привели феодальную систему сёгуната к краху.

К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Эти события породили волну анти-западных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императора. Анти-западное и проимператорское движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями.

В 1867 - 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены и началась эпоха Мэйдзи.

ГЛАВА II

Эпоха Мэйдзи (яп. мэйдзи дзидай ) - период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито). Император Муцухитовзял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство» (Мэй - свет, знание; дзи - правление). И действительно, этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.

После падения режима Токугава появились возможности по превращению Японии из отсталой феодальной монархии в продвинутую и построенную по европейским образцам державу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан.

Муцухито (1852-1912), первый после свержения сёгуната император Японии. В годы его «просветлённого правления» были отменены все привилегии сословия самураев.

Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия .

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кадзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку , образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т. д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

В Японии на протяжении последних ста с лишним лет идет процесс глубокой трансформации всех сфер жизни общества, отражающий объективную историческую тенденцию модернизации и интернационализации экономики, политики, науки, культуры, что сближает народы различных стран, содействует их сотрудничеству и взаимопониманию. В результате формируется новый облик страны, который органично соединяет в себе традиционные элементы и западные инновации. Эти процессы обусловлены набором эндогенных и экзогенных факторов. Начало этому процессу положила реставрация Мэйдзи (Мэйдзи исин), когда после более чем двухсотлетней изоляции начались активные контакты со странами Запада. С этого времени ведет отсчет крупномасштабная модернизация, принявшая форму вестернизации, точнее европеизации. Способность японского общества на протяжении всей его истории перестраиваться помогает понять суть процесса модернизации.

При преобразовании традиционного общества в западное речь, естественно, идет об интенсивном, одностороннем межнациональном переносе социально-экономических, политических и социокультурных ценностей. В этом случае модернизация происходит под влиянием экзогенных факторов и идет достаточно быстро. Перенос ценностей может иметь место как в условиях зависимости того или иного модернизирующегося государства, так и при сохранении весьма широкой политической и экономической его самостоятельности. Не только в мэйдзийской Японии, но и в первые десятилетия после поражения во второй мировой войне, «модернизированный» и «западный» являлись синонимами - японское общество считалось отсталым, а западное - передовым. Только по мере достижения высокого уровня экономического развития такие воззрения потеряли силу.

На характер модернизации Японии большое влияние оказала высокая адаптивная способность населения, т.е. усвоение им различных элементов других цивилизаций, прежде всего индийской и китайской, более того, превращение их в компонент своих национальных ценностей. В настоящее время трудно разобраться, что в японском обществе самобытно, а что заимствовано, поскольку все соединилось в единый сплав. Образование такого сплава связано с мировосприятием японцев, в основе которого, как и в других восточных обществах, лежит традиция. Для Японии характерен эволюционный процесс трансформации традиций. Новые элементы обычно добавлялись к старой структуре, не разрушая ее, часто сосуществуя с ней, иногда сливаясь. Постепенно эти элементы, видоизменявшиеся по мере приспособления к старой структуре, вызывали перестройку всей системы. Иногда этот процесс шел настолько бурно, что порождал обманчивое впечатление, будто японцы разрушают свои традиции. Преобразования в японском обществе, даже самые серьезные, происходили без сокрушительных социальных взрывов, путем реформ, без революций, путем эволюции. Решение проблем (противоречий) путем компромиссов - явление характерное для Японии, где, как правило, выбирают золотую середину между разрушением и созиданием. Такой подход базируется на одном из основополагающих принципов мировосприятия японцев - понятии гармонии «ва». Для реставрации Мэйдзи, в частности, был свойственен компромисс между консервативными силами и сторонниками обновления. Первые проявили склонность к изменению положения в обществе, вторые - к сохранению и поддержанию традиции. Значительная часть представителей торгово-промышленного капитала, выходцев из феодальных кланов, оказалась вполне готовой адаптироваться к требованиям новой эпохи. Тем не менее, сами реформы на поворотных этапах исторического развития Японии имели поистине революционный характер.

Прагматизм японцев давал им большие возможности воспринимать все нововведения, которые они считали нужными, старательно избегая возможные катаклизмы, не поступаясь традиционными ценностями. Это одна из причин, почему Япония сумела успешно ответить на вызов Запада. Японский опыт свидетельствует о том, что ни одна культура, даже такая мощная, как западная, не может быть универсальным образцом для подражания, и в то же время ни одна культура не развивается абсолютно независимо, как бы в вакууме.

Восприятие западных взглядов проходило в острой борьбе, по формуле японский дух - западная техника (вакон-ёсай). Вакон олицетворял традиционную культуру. Это понятие отражало мировозренческий аспект, связанный с духовными ценностями японцев. Ёсай означал универсальную европейскую цивилизацию. Правительство понимало, что, только усвоив достижения западной науки и техники, оно сможет отстоять независимость страны и таким образом свои привилегии. Но усвоение западных достижений несло с собой опасность разрушения всей старой системы. Отсюда появление лозунга «изгнание варваров», который можно рассматривать, как проявление начальной стадии национализма.

Реставрация императорской власти была вполне логичным итогом борьбы националистических сил страны с уже изжившим себя тоталитарным феодальным режимом сёгуната, борьбы против угрозы потери национальной независимости. Император был своеобразным знаменем возрождаемого самосознания, символом национального единства. Духовным орудием новой власти стал государственный синто.

Особенности реставрации Мэйдзи (приход в правительство представителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, которая была еще политически слаба) предопределили специфику капиталистического развития страны при сохранении значительных феодальных пережитков (натуральная арендная плата в деревне, помещичья собственность на землю, полуфеодальные условия труда на предприятии). Поэтому реформы, проведенные правительством, оказались достаточно ограниченными. Модернизация осуществлялась сверху, через элиту нации, в ходе ее реализации исключительно важным было значение государства, которое заложило мощный фундамент для экономического взлета страны, но ведущая роль принадлежала все же частному предпринимательству, которое существовало еще в токугавский период. Носители новых экономических отношений были в значительной степени выпестованы протекционной политикой правительства. Вступление Японии на путь ускоренной модернизации было объективной экономической необходимостью, и закономерным было ее осуществление на пути наращивания военного потенциала по формуле «богатая страна - сильная армия».

31 марта 1854 году в бухте города Эдо (Токио) во второй раз бросила якорь эскадра вооружённых артиллерией американских «чёрных кораблей» под командованием коммодора Мэтью Перри. Он продемонстрировал японцам корабельные орудия Пэксана, (Paixhans gun), ставшие первыми морскими бомбическими орудиями стрелявшими разрывным боеприпасом. Под угрозой силы ему удалось заключить неравноправный торговый договор «Treaty of Peace and Amity», (хотя не шло речи ни об оккупации, ни о колонизации страны), ставший историческим событием и покончивший с изоляцией Японии.

Поскольку сопротивление было совершенно бессмысленным, власти приняли решение всемерно овладеть достижениями Европы и Северной Америки, чтобы иметь возможность в будущем проводить собственную независимую политику. Тем более, что в 1863 королевский флот подверг ожесточённой бомбардировке году самый южный Японский город Кагосима в наказание за убийство там английского подданного. Была проведена и бомбардировка Симоносеки во время объединённой экспедиции Англии, Америки,Голландии и Франции. К тому же японцы были хорошо осведомлены о событиях в Китае, в котором западные державы жёстко проводили свою активную колонизаторскую политику.

Ещё во времена сакоку наряду с ограничением посещениями иностранцами территории Японии, её учёные внимательно изучали по книгам «голландскую премудрость» (de. «Hollandische Lernen») и заимствовали из них полезные сведения в области медицины, естествознания и новейшие технологии. В 1811 году официально был создан «Институт по изучению иностранных книг», а многие кланы посылали на ограниченный срок молодых людей за границу. В результате в своих донесениях Перри с удивлением отмечал осведомлённость японцев. В то время в Японии существовали две установки: Сонно дзёй, что значит: «Верность императору, повержение варваров» и Вакон ёсай - «Восточная этика, западная наука»

С 1860 по 1867 из Японии в Европу и США были направлены по образцу Петровской России начала XVIII века семь «Дипломатических посольств а также для обучения».

3 февраля 1867 года престол своего отца императора Комея занял его 15-летний сын Муцухито, став 122-м императором Японии. Сёгунат Токугава (власть верховного главнокомандующего - сёгуна) был отменён после штурма Эдо (Токио) летом 1868 года. Столица перенесена из Киото в Токио, а во главе государства был поставлен император, власть которого в течение двух столетий была чисто формальной, а сам император представлял собой ритуальную фигуру, не обладающей реальной властью. Молодого императора поддержали четыре могущественных клана землевладельцев.

Характерной чертой мировоззрения населения Японии всегда была лояльность по отношению к императору и его почитания и обожествления. Авторитет императорской власти, совпадающий с сильно развитым чувством необходимости сохранения национальной идентичности во всей социальных слоях государства, обеспечивали быстрое проведение всех нужных для модернизации мероприятий. Sonno Kaikotou - «Почитание императора, который над страной господствует» стало национальным лозунгом.

В следующем году 3 января 1868 года было сформировано новое правительство. Началась новая эра Мэйдзи, что значит «просвещенное правление» После коронации императором была провозглашена так называемая «Клятва Пяти пунктов» (en Five Charter Oath):

Учреждение совещательных общественных советов.

Привлечение всех слоёв населения в решении общегосударственных вопросов.

Отмена всех устаревших законов и сословных ограничений в предпринимательской и финансовой деятельности.

Отмена «диких обычаев» и их замена «простыми законами природы».

Проведение общенационального похода за знаниями с целью усиления работы по созданию императорского правления.

В истории Японии этот период назывался Бакумацу, который отмечен был окончательным оформлением двух противостоящих политических группировок. С одной стороны это были национал-патриоты, империалистически настроенные сторонники политики выхода за пределы государства с целью подчинения и овладения не принадлежавшими Японии территориями. С другой стороны это были традициналистски настроенные сторонники сёгуната, включая самураев из элитных вновь образованных соединений, недовольные появлением иностранцев и заключёнными неравными договорами.

С января 1868 года по май 1869 в Японии разразилась гражданская война Босин, в которой войска сёгуна, прошедшие военную подготовку от прибывшей в страну французской военной миссии были повержены в решающей битве войны при Тоба и Фусими. Характернно, что в войне было использовано европейское огнестрельное оружие, а также деревянные пушки. Даже войска сёгуна были одеты в европейскую форму. После войны сторонники сёгуна получили амнистию, а некоторые получили должности в новой императорской администрации.

В 1871 г. в Соединённые Штаты Америки прибыл принц Ивакура, ставший первым в истории Японии официальным представителем на Западе.

В 1872 г. в Японии была построена первая железная дорога.

В 1880 г. японцы начали одеваться в европейскую одежду.

Важным фактором, обеспечившим быстрое проведение реформ, было то обстоятельство, что за предшествующее столетие в государстве произошло накопление значительного капитала, обеспечившее их инвестирование.

Введённая конституция привела к созданию двухпалатного парламента по английскому образцу. Началось образование нового высшего класса.

По образцу законодательства Германии был составлен свод гражданских законов, соединивший гарантирование положений существовавших ранее правил управления фамильной собственностью с новыми положениями права на частную собственность в условиях рынка.

Были введены: обязательное всеобщее школьное обучение и всеобщая воинская обязанность. Григорианский календарь и основаны газеты (уже в 1868 году их было 16), а также свобода совести.

Одновременно росла и укреплялась национальная промышленность с помощью иностранного капитала и иностранных специалистов. Так Англия способствовала началу судостроения (первый военный корабль был заложен на японской верфи в 1905 году) .

Ориентированная на внутренний рынок японская экономика смогла избежать сильной зависимости от иностранного капитала. Уже в 1911 году было прекращено действие заключённых ранее неравноправных договоров и государство получило полный контроль над таможней.

Индустриализация началась в Японии с создания предприятий по выпуску шёлка, затем, к 1880-м годам, последовала текстильная промышленность, а с 1890-х - тяжёлая промышленность.

Быстро росло народонаселение: в 1873 г. − 35 миллионов, а к 1918 году стало 55. При всём этом японцы сохраняли во всём, что не было связано с заимствованием знаний из-за границы, свою национальную культуру.