Английский Биология География

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках физики. I.2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

Методы и формы контроля на уроках физики

(из опыта работы преподавателя Мирошниченко В.В.)

г.Нижневартовск 2015

В современной дидактике контроль, с одной стороны, определяет организацию процесса обучения на завершающем его этапе, с другой – соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения.

Контроль в учебном процессе выполняет различные функции: проверочную, обучающую, воспитательную и методическую. Наиболее важная и специфическая – проверочная функция, которая констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и преподавателей, состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, а также меры для ее совершенствования.

В процессе обучения происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Практическая значимость контроля способствует формированию навыков и умении рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля реализуется путем создания условий и возможностей для напряженной умственной деятельности учащихся, которая проявляется в развитии его познавательных способностей.

Методическая функция контроля позволяет рационально строить и совершенствовать методическую работу как самого преподавателя, так и педагогического коллектива в целом, так как правильно организованный контроль показывает достоинства и недостатки используемой преподавателями методики обучения, ее слабые и сильные стороны.

Для достижения поставленных целей обучения при планировании организации и проведения контроля необходимо, чтобы он был:

    Планомерным и систематическим, т.е осуществлялся в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлял его органическую часть и строился на основных вопросах обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

    Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении учащихся. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, навыками и умениями учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных знаний целям проверки;

    Всесторонним, т.е наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечить проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных навыков и умений. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у учащихся профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);

    Индивидуальным. Овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. К всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

    Экономичным по затратам времени преподавателя и учащихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

    Педагогически тактичным, осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить учащихся с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

По периодичности, назначению и месту проверки усвоения учебного материала различают следующие виды контроля: предварительный (вспомогательный), текущий, рубежный (периодический), итоговый. Перечисленные виды контроля подчеркивают специфику дидактических задач на различных этапах обучения и следуют логике учебного процесса.

Предварительный (вспомогательный) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный(исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.На этот вид контроля невозможно выделить много времени, а его результаты должны быть получены непосредственно после проведения контроля. Поэтому для предварительного(вспомогательного) контроля применяются способы, при которых наиболее эффективно используется аудиторное время и обеспечитвается оперативность получения результатов.

Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя, так как он является органической частью всего учебного процесса и тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторение учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, анне формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Наиболее подходящими для текущего контроля являются способы, которые обеспечивают охват значительной части учащихся, возможность повторения и закрепления учебной информации при активации всех обучаемых.

Периодический(рубежный) контроль применяется для проверки усвоения законченной части(объема) учебного материала и позволяет определить качество изучения учащимися данного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала, поэтому от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического(рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел(тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, навыков, умений, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, поэтому он носит интегрирующий характер. При подготовке к итоговому контролю происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что способствует интенсивному формированию интеллектуальных навыков и умений. Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. Для этого вида контроля необходимо применять способы, обеспечивающие надежность, объективность, универсальность и самостоятельность учащихся.

Методы контроля обучения

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах (рисунок 2).

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Рисунок 2. Формы устного контроля

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала (рисунок 3). При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Рисунок 3. Формы письменного контроля

Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;

определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний позволяет контролировать одновременно большое число учащихся. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ.

Пример. «Физический диктант: Архимедова сила.

Сила Архимеда направлена в сторону противоположную силе тяжести

Чем больше объем погруженного тела, тем сила Архимеда, действующая на тело, больше.

Тело тонет в жидкости, если сила тяжести, действующая на тело больше силы Архимеда

Тело плавает на поверхности жидкости плотностью с, если плотность тела меньше плотности жидкости

Свинец в ртути будет плавать на поверхности (плотность свинца равна 13600 кг/м3 плотность ртути равна 13600 кг/м3)

Воздушный шарик, наполненный кислородом, будет опускаться вниз. (плотность кислорода равна 1,43 кг/м3 плотность воздуха равна 1,29 кг/м3)

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках - с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля.

Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

« Способы опроса учащихся на уроках физики »

Кушнарева Лариса Анатольевна

Проверка знаний, умений и навыков всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. В процессе обучения физике она часто сочетается с решением различного рода задач, выполнением лабораторных работ и опытов, т.е. содействует форм и рованию у обучающихся определенных умений и навыков, развитию их памяти, мышления и речи, приводит в систему их знания. Правильной организацию проверки зна ний, умений и навыков можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с другими важными задачами обучения. Она требу ет от преподавателя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной рабо ты - планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

Основные требования к проверке успеваемости обучающихся - регулярность и объективность оценки. Главные способы проверки; устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос, зачет), письменные (кратковременные и ито говые контрольные работы, диктанты), путем использования технических средств обучения (компьютерные тесты, контролирующие устройства) и просмотр домашних работ.

Устная проверка - самый распространенный вид проверки знаний и уме ний, позволяющий проследить за ходом мыслей обучающегося, развитием его речи и логического мышления. При этом можно выявить в полной мере пробелы в знаниях студента, встречаемые им затруднения и наметить пути их преодоле ния. Поэтому устная проверка успеваемости должна иметь место на большей части уроков физики, как бы различны не были их цели и какие бы технические средства контроля не были в распоряжении преподавателя; важно лишь высокой ор ганизацией обеспечить рациональное использование учебного времени на уст ный опрос.

Устный опрос можно проводить в начале урока с целью проверки выполнения студентами домашнего задания и готовности их к изучению нового мате риала. Для этого преподаватель ставит перед группой несколько вопросов, устанавливающих связь с ранее изученными понятиями. При этом, будучи «введением» к новому учебному материалу, устный опрос служит вместе с тем средством вы явления состояния знаний обучающихся и успехов каждого из них.

Устную проверку знаний и умений применяют при закреплении нового материала, на уроках решения задач, перед началом выполнения лабораторных работ и фронтальных опытов, при заключительном повторении.

В зависимости от времени, выделяемого на проверку успеваемости на данном уроке, учебной ситуации и последовательного решения задач развивающего обучения применяют индивидуальный или фронтальный опрос, а также контроль и самоконтроль, зачеты.

При индивидуальном опросе обстоятельно выявляют знания нескольких обучающихся (обычно 1-3), одновременно обучая их вести связный рассказ, анали зировать, классифицировать факты и явления и пр. В этом случае преподаватель ста вит вопрос всей группе и (при необходимости) дает общий план ответа или конкретизирующие указания (сделать чертеж, собрать цепь, продемонстриро вать опыты и т.п.), затем предоставляет обучающимся 1-2 мин для обдумывания и вызывает к доске студента.

Чаще всего (особенно на уроках проверки знаний и умений) применяют, так называемый, уплотненный индивидуальный опрос. Суть его в том, что к доске и демонстрационному столу после постановки 2-3 вопросов вызываются 2-3 студента, которые после обдумывания и подготовки отвечают последова тельно. Такой опрос особенно целесообразен в тех случаях, когда обучающимся предлагают вопросы и задания, требующие от них самостоятельного обобще ния изученного материала, применения известных законов на практике, выполнения опытов схем, чертежей.

При индивидуальном опросе вопросы, можно разделить на основной и дополнительный. Первый требует более или менее развернутого рассказа, решения задачи, постановки и объяснения опыта; если студент затрудняется ответить на него или требуется выяснить, систематически ли он работает над учебным материалом, ему задают дополнительные вопросы. Что бы вопросы были интересны всем обучающимся, полезно ставить такие, которые требуют не только пересказа части параграфа или изложенного преподавателем, но и разбора известных явлений в не рассматривавшийся еще условиях, самостоятельного применения изученного, проявления сообразительности.

Таким образом, вопросы должны побуждать студентов раскрывать физическую сущность явлений и взаимосвязи между ними, например: «В чем состоит сущность явления?», «В каких условиях оно протекает наиболее успешно?», «Почему происходит то или иное явление», «Как используют его на практике?» и т.п. Задавать их лучше в логической последовательности, чтобы студенты имели возможность вторично проследить за анализом явления, выводом формулы и др.

Опрос студента (независимо от его успеваемо сти) не должен быть длительным; если обнаруживаются крупные пробелы в его знаниях, нужно прервать ответ, обращаясь к обучающимся с вопросом: «Как думае те вы?», и вызвать к доске другого (не следует «вытягивать» ответ из явно не подготовленного студента).

Фронтальный опрос отличается от индивидуального тем, что в ходе него опрашивают значительное число обучающихся (иногда всю группу); отвечают они, как правило, с места. В этом случае преподаватель задает не емкие вопросы, требую щие кратких ответов. Если студент молчит, вопрос задается другому, третьему (так называемый беглый опрос). Но и при правильном ответе преподаватель может обратиться к группе с вопросом: «А как вы думаете?», с тем, чтобы приучать студентов быть внимательными и самостоятельными.

Фронтальный опрос нужно сочетать с индивидуальным и другими спосо бами учета знаний. Он полезен тогда, когда у доски и демонстрационного стола студенты обдумывают ответы, и образовавшаяся пауза заполняется, таким образом, работой всей группы. Удобен он и для актуализации знаний перед изучением нового, перед выдвижением учебной проблемы, при первичном закреплении учебного материала.

Например, перед выполнением лабораторной работы: «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» провожу фронтальный опрос по следующим вопросам:

Что такое колебания?

Что такое математический маятник?

Какова должна быть длина нити?

Какова должна быть масса груза?

Что такое ускорение свободного падения, как обозначается и чему равно?

Письменный способ проверки знаний и умений.

Данный способ осуществляют с помощью контрольных работ разного рода продолжительностью от 10-15 мин до целого урока. Письменные работы дают возможность проверить знание определенных вопросов программы всеми обучающимися ; особенно они ценны для выяснения умения решать физические задачи, оперироваться с наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и пр.

Кратковременные («летучие» - на 10-15 мин) контрольные работы

проводятся без предупреждения студентов, чтобы выяснить знание ими фор мул, законов, графиков и умение применять их. Так, после изучения единиц электрического заряда (10 класс) студентам предлагают найти, например, силу взаимодействия двух (трех) неподвижных зарядов, если известны их величины и свойства среды. Задачу дают в одном-двух вариантах, так как вероятность списывания из-за краткости промежутка времени уменьшается.

Письменные контрольные работы, рассчитанные на весь урок, проводятся (обычно 1-2 раза в год) после изучения крупных тем и разделов, по которым программой по физике предусмотрено изучение количественных связей между величинами. Для обеспечения самостоятельности выполнения следует давать не менее четырех - шести вариантов заданий на каждый класс. Время, отводимое на контрольную работу, должно быть достаточным, чтобы учащиеся средней успеваемости могли свободно её выполнить, а хорошо успевающие обучающиеся были достаточно загружены.

Физические диктанты, как правило, представляют собой несколько предложений физического содержания, относящегося к определенной теме, каждое из которых расчленено на две части: диктуемую преподавателем (иногда она за писана на предлагаемой студенту карточке) и дописываемую студентом.

Например, несколько предложений из физического диктанта по теме: «Механическое движение»:

Траектория – это линия, которую …………………..

(описывает материальная точка)

Механика – это раздел физики, изучающий ……………

(механическое движение)

Равномерное движение – это движение, при котором тело за …. промежутки времени проходит ….. …….

(равные, равные расстояния)и т.д.

Просмотр домашних письменных работ - необходимая составная часть контроля знаний обучающихся. Он осуществляется в процессе индивидуального опроса (вызванный к доске студент показывает преподавателю свою тетрадь), а также для проверки (несколько раз в год) тетрадей всех студентов класса для выявле ния и устранения имеющихся недочетов и периодического «беглого» просмотра выполнения домашнего задания путем обхода рабочих мест студентов, на которых лежат их раскрытые тетради (при этом устанавливается лишь факт выполнения задания и качество записей).

Способы программированной проверки знаний. Тесты.

Данная проверка знаний устраняет один из существенных недостатков традиционных методов контроля - практическую невозможность для преподавателя непрерывно следить за качеством усвоения материала каждым студентом и на этой основе корректировать учебный процесс. Действительно, описанные выше способы проверки знаний позволяют преподавателю установить уровень усвоения учебного материала сразу после его сообщения либо лишь у небольшого числа обучающегося (3-5 человек), либо у всех, но при этом процесс проверки оказывается весьма трудоемким, а результаты её доводятся до сведения студентов по прошествии значительного времени (в лучшем случае на другой день, а чаще через несколько дней, т.е. когда они потеряют уже свою остроту).

Программированные контрольные задания по физике - это вопросы и за дачи с набором правильных и возможных (но неверных) ответов. Вопросы и ответы обязательно нумеруются, благодаря чему словесные описания заменяются коротким числовым кодом, который может быть проанализирован с помощью контролирующих устройств (перфокарты, компьютер и т.п.).

Все программированные контрольные задания, предназначенные для проверки знания учебного материала ограниченного объема, называются еще программами обратной связи или тестами; эти задания принадлежат к так называемым программам отбора (они имеют выборочную форму ответа). Важное требование к ним - правдоподобность неправильных ответов и включение в них типичных ошибок студентов. Поскольку предполагается последующий ана лиз обучающихся своих ответов (обоснование своего выбора), то недопустимы явно нелепые варианты ответов (зачем их анализировать?!)

Например, вопросы теста, который можно провести в конце этапа усвоения новых знаний