Английский Биология География

Первые воспоминания детства. Рабочая тетрадь Нет ничего более живучего чем воспоминания


  • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост. Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить, как выглядит лягушка, описать ее, может и нарисовать .

  • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета? Продеться вытащить 2 или 3носка, и тогда можно убедиться, что есть пара .

  • у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут? С начало нужно установить часы на 7 и11 минут одновременно. Когда 7 мин закончиться, с этого времени начать отсчет с начало оставшиеся 4 мин от 11 мин часов. А затем перевернуть часы 11 мин. В сумме 15 мин.

  • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга? Сажаем первое дерево, затем от места посадки отмеряем расстояние на размер маленького дерева, затем сажаем второе и отмеряем опять расстояние на размер дерева, затем сажаем третье дерево и отмеряем опять и самое последнее четвертое. Между деревьями расстояние равное их размеру.


Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.


  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)


Задание 8 . Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?


  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задание 9. Подготовьте выступление по тем различным темам на три различные аудитории:


  • обучающиес;

  • педагоги;

  • родители.
Объем материала не более 3 стр.

Примерные темы для выступлений:


  1. Функции нервной системы с точки зрения психологии. Функциональная дифференциация мозговых полушарий. Функции префронтальной коры головного мозга.

  2. Сознание как высший уровень познавательных процессов. Общая классификация познавательных процессов.

  3. Понятие о памяти. Теории памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Способы развития памяти. Нарушения памяти.

  4. Понятие о внимании. Виды внимания, его свойства и функции.

  5. Понятие о мышлении. Виды мышления. Логические операции мышления. Формы логического мышления. Индивидуальные особенности мышления. Особенности творческого мышления. Способы активации мышления. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и их основные качества. Классификация эмоций. Физиологические основы эмоций и эмоциональных состояний.

  6. Понятие о темпераменте. История происхождения учения о темпераменте. Качественные характеристики темперамента и свойства.

  7. Типы темперамента и их особенности. Павлов о темпераменте. Влияние темперамента на деятельность.

  8. Понятие о характере. Структура характера. Особенности формирования характера. Акцентуации характера личности.

  9. Понятие о способностях. Теории способностей. Структура способностей. Талант и его происхождение.

  10. Мотивационная сфера. Классификация мотивов и их иерархия.

  11. Понятие об общении. Общение как коммуникация. Этапы общения. Коммуникативные барьеры общения.

  12. Особенности понимания другого человека. Понятия идентификации, эмпатии, рефлексии. Факторы, мешающие правильному восприятию другого. Понятие каузальной атрибуции. Понятие установки.

  13. Понятие социальной группы. Разновидности групп и их особенности.

  14. Групповая структура. Динамические процессы в группах. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Понятие социального беспокойства, круговой реакции.

  15. Формирование и развитие личности. Социализация личности и ее стадии.

  16. Этапы формирования психики ребенка. Возраст и его психологическая специфика.
Задание 10. Сделайте подборку диагностических методик, которые, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для проектирования образовательного процесса педагогом. Заполните таблицу:

№ п/п

Методика

Автор методики

Цель

Ваши комментарии о практической значимости для педагога информации полученной в результате ее применения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примерные вопросы для самоподготовки к экзамену

Уважаемые коллеги! На экзамене вам будут предложены вопросы из данного перечня.

1. Укажите правильный ответ. Если психологические знания конкретны, интуитивны, получаются за счет наблюдения и размышления – это:

А – житейские психол. знания,

Б - научные психол. знания,

В - экзистенциальные психол. знания,

2. Выберите правильный ответ. На втором этапе развития психологии психология рассматривается как наука о:

А – поведении,

Б – о душе,

В – о сознании

3. Выберите правильный ответ. Считается, что в научные круги слово «психология» в качестве названия для науки, изучающей психические явления привнес:

А – Вильгельм Вундт,

Б – Христиан Вольф,

В - Уильям Джеймс,

Г - Анатолий Кашпировский

4. Укажите неправильные ответы. Основные отличия психологии от других наук следующие:

А – различаются объект и субъект познания,

Б – приобретая психологические знания, человек развивается как личность,

В – предмет психологии совершенно абстрактен,

Г – субъект и объект познания являются одним и тем же,

Д – приобретая психологические знания, человек становится более зависимым от различных жизненных ситуаций.

5. Выберите правильный ответ. Чаще всего, говоря об истоках, корнях научной психологии, упоминают:

А – Китайскую философскую систему,

Б – Индийские Веды,

В – философию древних греков,

Г – Представления о природе человека, заложенные во времена возникновения христианства.

6. Выберите правильное утверждение. Гераклит утверждал:

А – Случайными кажутся события причины которых мы не знаем,

Б – постигать себя – значит постигать законы Вселенной, все в мире закономерно,

В – Постигая законы Вселенной человек постигает себя.

7. Выберите правильный ответ. Принцип системности является одним из наиболее значимых принципов в научной психологии благодаря:

А – Гиппократу,

Б – Сократу,

В – Анаксагору

8. Выберите правильный ответ. Благодаря софистам:

А – стали больше изучать проблемы речи, мышления, особенности манипулирования людьми,

Б – изучению природы сознания стали уделять больше внимания,

В – стали больше изучать поведение человека

9. Выберите правильный ответ. Большая заслуга Сократа в том, что он:

А– разрабатывал особую технику диалога для помощи другим в поисках истины,

Б – написал «Трактат о душе»,

В – подчеркивал важность внутреннего диалога.

10. Выберите правильный ответ. В метафоре Платона о колеснице с возницей и двумя конями дикий конь символизирует:

А – тело,

Б – высшие мотивы,

В – разум,

Г - низшие мотивы

11. Выберите правильный ответ. В иерархии способностей, разработанной Аристотелем функция сознательного осмысления, разумности присуща:

А – и растениям, и животным, и человеку,

Б – только человеку,

В – только высшим животным и человеку

12. Выражение «Я мыслю, значит, существую» принадлежит:

А – Декарту,

Б – Спинозе,

В – Лейбницу

13. Выражение «Душа человека – чистая доска, на которой жизнь записывает свои письмена» принадлежит:

А – Х. Вольфу,

Б – В. Вундту,

В – Дж. Локку

14. Кто определял психологию, как науку о структуре сознания:

А – В.М. Бехтерев,

Б – У. Джемс,

В – В.Вундт

15. Выберите правильный ответ. Первая в мире экспериментальная психологи-ческая лаборатория была создана:

А – в России,

Б – в Германии,

В – в Америке,

Г - во Франции,

Д – в Японии.

16. Выберите правильный ответ. Выражение «Надо понимать и объяснять пове-дение человека, а не то, что происходит у него в душе» принадлежит представителям:

А – гештальтпсихологии,

Б – психоанализа,

В – бихевиоризма,

Г – когнитивной психологии,

Д – социальной психологии.

17. Выберите правильный ответ. Современное направление в научной психоло-гии, называемое «Социобиология» является разновидностью:

А – аналитической психологии,

Б – гуманистической психологии,

В – трансперсональной психологии,

Г – бихевиоризма

18. Укажите правильный ответ. Утверждение о существовании собственных за-конов формирования сложных целостных систем психических явлений принадлежит представителям:

А – гештальтпсихологии,

Б - когнитивной психологии,

В - бихевиоризма,

Г - интерактивной психологии.

19. Выберите правильный ответ. Выражение: «Любое поведение определяется своими последствиями, конечная цель всегда влияет на него» принадлежит:

А – Скиннеру,

Б – Каффке,

В – Уотсону.

20. Выберите правильный ответ. Как называется направление в психологии, в котором предмет изучения – человек в его высших, характерных только для человека проявлениях, его высшие ценности, смыслы, самоактуализация:

А – когнитивная психология,

Б – трансперсональная психология,

В – гуманистическая психология,

Г – социальная психология.

21. Укажите понятия, которые укоренились в психологии не зависимо от влияния когнитивной психологии:

А – кодирование,

Б – подсознание,

В – программа,

Г – схема,

Д – информация,

Е – апперцепция

22. Выберите правильный ответ. Какое из перечисленных направлений в психо-логии в меньшей степени ориентировано на точные и естественные науки, как на образец для построения научного психологического знания:

А – гештальтпсихология,

Б – психоанализ,

В – бихевиоризм.

23. Отметьте неверные ответы. З.Фрейд ввел в научную психологию целый ряд важных тем. Среди них такие, как:

А – защитные механизмы психики,

Б – бессознательная мотивация,

В – процессы памяти,

Г – учение о темпераменте,

Д – влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте

24. Укажите неправильные ответы. Психическое отражение:

А – является субъективным отражением мира,

Б – является объективным отражением мира,

В – совершенствуется в процессе деятельности,

Г – не влияет на целесообразность поведения

25. Укажите правильное определение. Психическое состояние это:

А – устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности, типичный для данного человека, Б – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений,

В – сложное структурное образование личности, включающее в себя ряд психических свойств,


  • Самый лучший свидетель - это ребенок до двенадцати лет , если рядом нет его родителей.

  • Иногда в печати, чаще в художественной литературе мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает , то чего в действительности с ним не происходило.

  • Опознавая человека по фотографии, т.е. когда из нескольких предложенных фотографий нужно выбрать изображение виденного ранее, правильный ответ дают только 30%. И в то же время , для составления фоторобота успешнее техника выбора из имеющихся элементов лиц, нежели рисование со слов свидетеля.

  • Если вас попросят написать новые слова из пройденного в прошлом году курса, они, скорее всего, легко уместятся в несколько строк , из чего можно сделать вывод, что Вы почти ничего не помните. Но если вам предложат тест, содержащий различные варианты ответов на вопросы по этому курсу, выяснится, что Вы помните гораздо больше, чем могло бы показаться.

  • В четырехлетнем возрасте мальчику на ночь каждый день в течение нескольких месяцев читали отрывок из книги на греческом языке, которого он не понимал. Затем в десятилетнем возрасте ребенка попросили найти в книге этот отрывок. Он не смог этого сделать. Но когда ему предложили выучить наизусть ряд отрывков, включая и тот, который он слышал в детстве, на заучивание «знакомого» отрывка у него ушло на 25% меньше времени чем на «незнакомые» отрывки.

  • Французский психолог Альфред Бине, в отличие от своей жены не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно не мог их воспроизвести.

Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением ?


  1. Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно. (Ф. Честерфилд)

  2. В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство. (Ю. Либих)

  3. Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук , - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет. (С. Поварин)

  4. В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями , которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях. (А. Славин)

Задание 6. Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:


  • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

  • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

  • у Вас есть песочные часы , рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

  • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.


  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий , и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)

Задание 8 . Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?


  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Нет ничего более живучего, чем воспоминания.

Фредерико Гарсиа Лорка, испанский поэт

Наверное, не сделаю открытия, если замечу, что такое известное фразеологическое сращение как «место, где ты родился и вырос», для степанакертцев имеет особое значение. В том смысле, что имеет значение сам Степанакерт. Как город. Родной. Неповторимый. Если повторить Зория Балаяна в очерке «Улицы родного города», то «непохожий как хачкар ни на какой другой населеннный пункт в мире». Конечно, фразеологизмы типа «каждый кулик свое болото хвалит», или «нет ничего милее родины» верны не только для степанакертцев. Они общие – для всех людей планеты. Однако Степанакерт на этой планете – один. Тем, наверное, и дорог, что один. Для степанакертца еще и тем, что свой. Где бы он не находился. Куда бы не забросила его дорога жизни – далеко ли, близко ли…

Словом, «дым отечества и сладок, и приятен». Только вот у Степанакерта дым этот какой-то уж очень особый. Чуть ли не в буквальном смысле. Почему? Может потому, что долгие годы в городе не был проведен газ, и печки в домах топили дровами, а дрова эти были тоже какими-то особенными, и запах дыма из печных труб вперемешку с запахом моросящего дождя или морозного воздуха, опять же, по-особому создавал в душе щемящее чувство ожидания – неизвестно чего, неизвестно какого…

Но и сегодня такое же чувство накатывает на тебя, стоит только каждый раз возвращаясь в родной город, пройтись поздно вечером по какой-нибудь безлюдной улице, еще хранящей в себе какие-то отголоски своего прошлого и твоей юности: белой акации у какого-нибудь дома, скрипучей калитки без засова и тусклого света в каком-то окошечке. Чувство, рожденное тем же обонянием запахов юности.

Впрочем, все они и в самом деле будут отголосками памяти. Ибо в городе давно уже проведен газ, вместо поникшей акации разбит утопающий в зелени скверик, скрипучая калитка заменена на добротные и красивые железные ворота, и из евроокна, сквозь занавешенную драпировку, вместо тусклого света твое лицо осветит широкий луч шести или девятиламповой люстры.

А это значит, что Степанакерт живет своей жизнью. Пережив войну и все остальное, что случается после войны. Но при всех случаях не той жизнью, какой ты ее знал, когда город был административным центром автономной области. А той, которая заявляет о себе и железными воротами, и добротными домами, и многоквартирными жилыми пятиэтажками с драпированными евроокнами. Поэтому, не спеша прогуливаясь по улицам Степанакерта и присматриваясь ко всему новому, что появилось в городе после тебя и твоей юности; здороваясь с людьми – лица которых знакомы тебе с прошлых лет, но имена которых ты силишься вспомнить; сидя со старыми друзьями у них дома и запивая утром, за завтраком, стопку тутовки слабо сваренным домашним яйцом, а вечером сочный кусок жареной свинины стаканом красного вина; потом уже лежа в одиночестве в гостиничном номере и вспоминая все то, что некогда составляло и скрашивало твою жизнь в неразрывном единстве с жизнью города, ты отчетливо сознаешь, как важны для тебя воспоминания прошлого в тесной связке с днем сегодняшним…

Каждый человек, наверное, тоскует по городу своего детства, юности. Хотя слово тоска, видимо, не совсем то слово. Здесь больше подойдет слово ностальгия. Говорят, что она есть отрицание настоящего. Отнюдь. Ностальгия в природе вещей. А это вовсе не означает, что новое время хуже прошлых лет. И пусть у каждого поколения своя точка отсчета для будущей тоски по родному городу, при всех случаях тут важно видеть главное. И славное. То есть то, что непреходяще. То, что действительно ценно для всех поколений. То, что, если обратиться к вопросу о традициях, создает особый городской колорит и делает город городом, а горожанина горожаниным. В конечном счете то, что создает доброту отношений между людьми этого города.

Прошлое обогощает. Жить же мы должны настоящим. Именно так живет и Степанакерт.

2. Заполняя таблицу, письменно ответить на вопросы:

1). В чем суть и значение поведенческой психологии, или бихевиоризма?

2). Почему представители когнитивной психологии критиковали теорию бихевиоризма?

3). Как гештальтпсихология развивает идеи когнитивной психологии?

4). Какое влияние на развитие психологии личности оказал психоанализ 3.Фрейда?

5). В чем заключается основное отличие гуманистической психологии от бихевиоризма?

6). Каковы основные идеи теории самоактуализации личности А. Маслоу?

3. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

· «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий.

· «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» Мишель Монтень.

· «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом» Конфуций.

· «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» Гарольд Абботт.

· «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.



Практическое занятие № 2. Психические процессы

Задание 1. Ощущения и восприятие

1). В приведенных ниже задачах укажите, где речь идет о восприятии? По каким признакам Вы это установили?

Задача 1 . Необходимым условием достижения высоких спортивных

результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых ≪чувств≫: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в воду и т.д.

Задача 2. Князь Андрей... любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.... Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их.

Задача 3. ... Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало

отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Этот маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами...

2). Ответьте на вопросы психологии восприятия.

· Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

· Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» - самые нужные слова расслышать не удается?

· Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

· Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

· Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

3). Установите соответствие между закономерностями ощущений и их описанием.

1) Глухонемые люди помещают ладони на корпус а) адаптация

инструмента, чтобы ощутить музыку

2) После пребывания на кухне человек перестал б) компенсация

ощущать запах гари

3) У Римского-Корсакова был «цветной слух» в) взаимодействие

4) У разведчиков повышается острота зрения, г) контраст

когда они ведут наблюдения

5) Серый квадрат на черном фоне кажется более д) синестезия

светлым, чем такой же на белом фоне

6) Тихая музыка повышает остроту зрения е) сенсибилизация

Задание 2. Иллюзии восприятия

1). Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Как называется это явление?

2). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими ?

3). Какой из горизонтальных отрезков длиннее? в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии восприятия

4). Восприятие глубины. Почему мы видим яму?

Задание 3.Внимание и память

1). На занятиях в институте один преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.

Вопрос: На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться приемом?

2). Нарисуйте в тетради усеченную объемную пирамиду (вид сверху). Такой рисунок называется ≪двойственное изображение≫. В течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание рассматривайте данное изображение, стараясь увидеть по очереди обе видимые фигуры. Затем сосредоточте свое внимание на одной (выпуклой или вогнутой фигуре). Вам это не удастся. Каждый раз когда у вас будет ≪проскакивать≫ в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем.

Попросите кого-нибудь записать сколько раз вы ударяли пальцем в течении 3-х минут. Сравните свои результаты с результатами других. Сделайте выводы.

Результаты исследования сопоставьте с типами нервной системы, которые вы определите, на занятии по теме ≪Темперамент≫ тестом Айзенка.

3). Требуется одновременно гладить себя по животу и чесать голову.

Постарайтесь не допускать ошибок в этом простом упражнении. Если ошибки возникают, дайте им объяснения.

4).Установите соответствие между названием и описанием свойств внимания.

1) Объем а) деятельность учителя сложна: он должен

одновременно видеть класс, следить за

ответами учеников и помнить план урока.

2) Распределение б) начинающий учитель не видит всех учеников,

только тех, кто сидит возле его стола.

3) Переключение в) дети полутора лет могут играть 14 минут,

а шестилетние – полтора часа, не отвлекаясь.

4) Устойчивость г) учитель настолько глубоко овладел вниманием

учеников, что никто не услышал звонок.

5) Сосредоточенность д) первоклассники долго не могут успокоиться

после перемены, поэтому учитель тратит

много времени на организационный момент.

5) Установите соответствие между видом памяти и его описанием.

1) Герой фильма «Сдвинутый» Александр а) зрительная

Алтайский забыл шифр сейфа, но рука

сама правильно набрала номер.

2) Математик Леонард Эйлер помнил шесть б) слуховая

первых степеней всех чисел до 100

3) Художник Айвазовский писал морские в) эмоциональная

пейзажи по памяти

4) Оглохший Бетховен писал музыку для оркестра г) двигательная

5) 80 % людей долго помнят обиды и только

20 % - радостные события д) вербальная

6). Установите соответствия между процессами памяти и их описанием.

1) «Это ты, Коля?» - обратился к прохожему человек а) запоминание

2) Ученик точно пересказал содержание параграфа б) заучивание

3) Таблицу умножения люди помнят всю жизнь в) воспроизведение

4) Школьник прочитал параграф, разделил его на г) узнавание

части, озаглавил их, выделил в них опорные д) сохранение

слова, составил опорную схему и стал учить

5) Школьник повторяет правило правописания

Задание 4. Мышление и речь

1). Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:

· Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

· у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

· у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

· Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

2) Тест Липпмана ≪Логические закономерности≫

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

2) 6,9,12,15,18,21

3) 1,2,4,8,16,32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19,16,14,11,9,6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 3; 4; 2; 1; 0,5

8) 1,4,9, 16,25,36

9) 21,18,16,15,12,10

10) 3,6,8, 16, 18,36

3) Тест ≪Логичность умозаключений≫

Ход опыта. Испытуемым предъявляются на слух задания. В

каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-

умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие

заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы

правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого за-

дания - 10 с.

МАТЕРИАЛ:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть- металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед -

3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО.

Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония -

член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к

уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин -

юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов

мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс

выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.

12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр.

Следовательно; Мухамед - житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй

ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени.

Следовательно, Володя - студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий

рынок. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно,

Австрия входит в Общий рынок.

4) Роль представления в решении мыслительной задачи

Ход опыта. Предъявляются две задачи, которые необходимо

решить в течение нескольких минут.

1. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений, в

первом томе 300 страниц. Во втором томе 200 страниц. В шкафу

завелся книжный червь и стал прогрызать книга. Он прогрыз от

первой страницы первого тома до последней страницы второго

тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?

2. От города А до города Б - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км в час. В то же самое время из города Б по направлению к городу А вылетела ласточка, летевшая со скоростью 6 км в час. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в

город Б. Долетев до города Б, она снова повернула по направлению к поезду к, долетев до него, опять повернула к городу Б и т, д. Так она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка?

5) Определите какие виды речи описаны в примерах: а) внешняя,

б) внутренняя, в) эгоцентрическая, г) диалогическая, д) монологическая,

е) невербальная, ж) вербальная, з) устная, и) письменная.

1) Учитель задает вопрос ученику, на который тот ему отвечает.

2) Аудитория с большим вниманием слушала выступление известного артиста.

3) Дети дошкольного возраста во время игры сопровождают свои действия их громким словесным описанием.

4) Колька заглядывал в окно и жестами показывал, что пора идти гулять.

5) Человек продумывает заранее свои действия и содержание разговора с руководителем.

6). Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?

· Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

· Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

· Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

· Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

· Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

· То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

· Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задание 6. Воображение

1. Определите, какие виды воображения описаны ниже: а) активное,

б) пассивное, в) воссоздающее, г) творческое, д) преднамеренное,

е) непреднамеренное, ж) мечта.

1) Открытие всегда наступает внезапно … За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. (Д.Гарин. Искатели).

2) Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам … Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать сам те вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К.Паустовский. Золотая роза).

3) И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим большие надежды…(А. Куприн. Поединок).

4) Началось воспаление легких. Яше становилось все хуже. Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля … Шар почему-то вращался, и Яшу с большой

силой прижимало к его гладкой раскаленной поверхности (Борис Фрадкин. Дорога к звездам).

5) Мастер по чертежу изготовил деталь

2. Определите, какой способ создания образов воображения использован в каждом

примере: а) агглютинация, б) гипербола, в) литола, г) акцентирование,

д) типизация.

1) Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него - как пасть льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Библия).

2) «Что сделаю я для людей»? - сильнее грома крикнул Данко. (М.Горький).

3) Художники при создании дружеских шаржей подчеркивают наиболее характерные признаки внешности человека или его функции.

4) Я видел такого маленького человечка, что, когда ему нужно было взобраться на песчинку, он приставлял к ней лестницу. (Американский анекдот).

5) Горький говорил: «Они (литературные образы) строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.