Английский Биология География

Презентация по теме интересные факты о числительных. Презентация на тему: «Имя числительное

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя числительное как часть речи

Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных. Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Определяем проблему урока Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов? Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной. Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?

Проверим Существительное: ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА. Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ. Глагол: УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ. Числительное: два, сорок, тридцать три, восьмой. (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?) 2, 40, 33.

Грамматическое значение имени числительного Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? Семеро (сколько?) одного (скольких?) не ждут. Наш дом находится на второй (какой?) улице.

Для чего нужно числительное в речи? Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить. Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг РАЗМЕРЫ (длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра) ВЕС: сто пятьдесят граммов СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей ВРЕМЯ: одиннадцать часов ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок

Морфологические признаки Изменяются по падежам: три книги (Им.п,В.п); трёх книг (Р.п); трём книгам (Д.п) Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ Не имеют рода: пять столов, пять тетрадей Исключения: один, два, полтора Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)

Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения. Дважды два – четыре В три часа все вернулись. Последняя стена была занята тремя окошками. . .

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. - = - - - ~~~ _._._._

Закрепление Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы. На верё_к _ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к _?

Это интересно! Прочитайте! Из истории числительных. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки.

Творческое задание От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания. Корни: - дв -; -один-; - тр - ; Один (числ), одиночество (сущ), одинокий (прил), уединяться (гл). Тройка (сущ) лошадей, тройной (прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).

Словарная работа. Ми лл ион, ми лл иард. Справочный материал. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ».

Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает числительное? Что обозначает числительное? Как изменяются числительные? Каким членом предложения является имя числительные?

Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бинарный урок Систематизация знаний по теме «Имя ЧислительноЕ » ЦЕЛИ: повторить особенности правописания числительных и их употребления в речи; уметь правильно читать и записывать числительные; развивать умение пользоваться справочными материалами; развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации; совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки; поразмышлять над проблемой «Что важнее: грамматика или математика?» показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.

А.И.Куприн Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас. (1870 – 1938 гг.)

Морфологическая разминка Задание: определите ЧР всех слов (по цепочке) Три троица тройка тройняшки трижды трёшка трое втроем троечник утроить третий трояк втрое

Морфологическая разминка Три числительное троица существительное тройка существительное тройняшки существительное трижды наречие трёшка существительное трое числительное втроем наречие троечник существительное утроить глагол третий числительное трояк существительное втрое наречие

словарный диктант с взаимопроверкой Оди нн адцать в е л о сипедов, два дц ать тысяч _ кил о метров, пят ь сот кил о гра мм, ч е тыр е атм о сферы, ч е тыр е ста лет, шест ь сот то нн, восем ь сот экз е мпляров, ми лл ион кв а ртир, ми лл иард жителей, д е вяност о с о лдат, три лл ион микр о частиц.

Значение числительных, обозначающих целые числа Задание: п рименяя правило согласования числительных с существительными, составьте СС и замените на 1 слово. 10 (дециметры), 24 (час), 100 (сантиметры), 365 (дни), 1000 (килограммы), 60 (мин).

Значение дробных числительных 1). Задание: передайте лексическое значение другими словами: одна вторая – 2). Задание: запишите словами: ½ - листа, ложки, лимона. ½ - аршина, училища, яблока. ½ - века, дюйма, тонны, часа. ½ - Москвы, Европы, Индии.

Значение дробных числительных 1). Одна вторая – ноль целых пять десятых, пол-..., половина, половинка. 2). Пол- листа, пол- ложки, пол- лимона. Пол- аршина, пол- училища, пол- яблока. Пол века, пол дюйма, пол тонны, пол часа. Пол- Москвы, пол- Европы, пол- Индии. Какие меры длины упоминаются в задании?

Словарно-орфографическая работа Дюйм – единица длины, 1/12 фута, равная 2, 54 см. Сколько будет в футах? Кто из литературных героев имел такой рост? Аршин – 1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м. (71 см.): пять аршин ситца. Задание: переведите аршины в метры. 2. Линейка, планка такой длины для измерения: пять деревянных аршинов. Мерить на свой аршин. (перен.) Словно аршин проглотил. (разг.) Задание: составьте ПП с этими СС.

Ф.И. Тютчев. «Умом Россию не понять...» Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (1803 – 1873 гг.)

Ф. кривин. Лингвистическая Полусказка «таблица умножения». Работа с текстом Задание: выпишите из текста слова с числовым значением, определите разряды числительных. На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонны чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику - от первого до десятого класса. По первому знаку - это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства. - Равняйсь! - командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность! В таблице умножения суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства?

Склонение числительных 1). 1, 2, 3, 4 + не одуш. сущ. – В.п.= Им.п. (вижу две сосны). 1,2,3,4 + одуш. сущ. – В.п.= Р.п. (вижу двух птиц). 2). 4 в Тв.п. – четыр ьмя. (горжусь четырьмя братьями). 3). 5 - 20, 30 в Р., Д, П.п. – и, Тв.п. – ью. 4). 40, 90, 100 в Р., Д, Тв., П.п. – а. 5). 50 - 80, 200 - 900 – склоняются обе части. (пят и десят и, дв ум ст ам, семь ю ст ами, о девят и ст ах)

Склонение числительных Задание: просклоняйте числительные. 1 в. семьдесят 2 в. четыреста 3 в. восемьсот

Лингвистическая задача Петя читал вслух какой-то рассказ. В комнату вошёл старший брат, студент-филолог. Он услышал последнюю фразу, которую прочёл Петя: «Двое щели заколачивали, шестеро удерживали доски верёвками». - Готов держать пари, что среди восьмерых рабочих не было ни одной женщины, - заявил брат. Петя удивлённо взглянул на него. - Это действительно так. Но как ты догадался, ведь ты не читал рассказа? - Секрет тут простой… Раскройте этот секрет.

Склонение числительных 6). Собирательные числительные: в м. и ср. р. – оба (обо их игроков); в ж.р. – обе (обе их команд). 7). Дробные числительные: в Им., В.п. – полтор а, полтор ы, полтораст а; в Р., Д., Тв., П.п. – пол у тор а, пол у торас т а.

Склонение числительных Задание: просклоняйте числительные. 1 в. обе книги 2 в. полтора года 3 в. полтораста рублей

физкультминутка

Фронтальная работа Задание: правильно прочитайте разными способами, решите и запишите словами математические выражения. 1 в. 2 в. 23 * 15 = 37 * 12 = 64: 16 = 70: 5 = 0, 25: 0,5 = 5/7 – 2/7 = 9/12 + 2/12 = 0,47 + 0,35 = Задание: правильно прочитайте разными способами, решите и запишите словами математические выражения. 1 в. 2 в. 23 * 15 = 37 * 12 = 64: 16 = 70: 5 = 0, 25: 0,5 = 5/7 – 2/7 = 9/12 + 2/12 = 0,47 + 0,35 =

Фронтальная работа Задание: правильно прочитайте разными способами, решите и запишите словами математические выражения. 1 в. 2 в. 23 * 15 = 345 37 * 12 =444 64: 16 = 4 70: 5 =14 0 , 25: 0,5 = 0 ,5 5/7 – 2/7 =3/7 9/12 + 2/12 =11/12 0,47 + 0,35 =0,82

Тест по теме «имя числительное» 1. Укажите пример с ошибкой: а) девяноста ученикам б) полутора центнеров в) пятеро подруг г) девятисот домов 2. Укажите пример с ошибкой: а) двухтысячные года б) менее пятиста лет в) тремястами страницами г) обеих сестёр

Тест по теме «имя числительное» 1. Укажите пример с ошибкой: а) в две тысячи седьмом году б) из четыреста восемьдесят страниц в) полторы сотни г) обоим гостям 2. Укажите пример с ошибкой: а) пятью апельсинами б) более восемьдесят семи килограммов в) двоих медвежат г) о шестидесяти девяти книгах

Занимательная грамматика Задание: выполнив математическое задание, впишите полученные числительные в загадки. 1).345800 – 345700) одежек и все без застежек. 2).(699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. 3).Выходили (50012 – 50000) молодцев, выносили (4552 – 4500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. 4).У (2014 – 2012) матерей по (44990-44985) детей, а имя (100 – 99) всем. Отгадайте загадки.

Стихотворения в числах Считалка Грустный стих Весёлый стих 2 12 46 511 16 5 12 42 48 3 06 5 20 337 42 15 33 1 102 712 19 37 08 5 8 30 32 2000047 20 20 20

Домашнее задание (по выбору) 1) составить текст из 5-7 ПП, использовав разные по строению и разрядам имена числительные. 2) составить тест пройденному материалу (5 заданий).

Итог урока Рефлексия. Какую проблему класс пытался решить сегодня на уроке? Что нового ты узнал? Доволен ли результатом своей работы? Какой вывод можно сделать в конце нашего урока?

вывод Без грамматики не выучишь и математики! Спасибо за урок!


Задачи1) Вспомнить и повторить
материал по теме «Имя
числительное»;
2) Провести викторину про
числа;
3) Создать презентацию,
объединив весь материал.

Имя числительное – это?

Имя числительное – это
самостоятельная часть речи,
которая обозначает число,
количество предметов, порядок
их при счёте и отвечает на
вопросы сколько? Который?
(какой?).

Разряды числительных по значению

Имя числительное
Целые
(пять, семь)
Количественные
числительные
Порядковые
Числительные
(первый, десятый)
Дробные
(две третьих, ноль
целых три десятых)
Собирательные
(двое, семеро,
оба, обе)

Количественные числительные

Количественные числительные
обозначают количество предметов
или отвлечённое число и отвечают на
вопрос сколько?
Начальная форма – Именительный
падеж.
Количественное числительное может
быть любым членом предложения.
Сочетание количественного
числительного (в И.п. и В.п.) с
существительным (в Р.п.) является
одним членом предложения.

Целые числительные

Обозначают целые числа.
Все целые числительные изменяются по
падежам, но не имеют рода, кроме один
и два, и числа, кроме один.
Если один употребляется с
существительными, которые могут иметь
форму множественного и единственного
числа, то оно перестаёт быть
числительным и приобретает значение
частицы только.

Дробные числительные

Дробные числительные называют не
целые числа.
Все они, кроме полтора и полтораста,
составные. Состоят из количественного
(числитель дроби) и порядкового
(знаменатель дроби) числительных. В
состав дробных числительных могут
входить существительные могут входить
существительные ноль и целое. Это
смешанные числительные.
В предложении сочетание дробных
числительных с существительными
является одним членом предложения.

Собирательные числительные

Пятеро котят
Обозначают определённое
количество предметов, как одно
целое.
Все собирательные числительные,
кроме оба (обе) образуются от
количественных числительных с
помощью суффиксов –ер-, -ой-.
Собирательные числительные
употребляются с:
1) существительными,
обозначающими людей мужского
пола;
2) существительными,
обозначающими детей;
3) с существительными,
обозначающими детёнышей
животных;
4) существительными,
обозначающими парные предметы;
5) с местоимениями нас, вас, их.
В предложении сочетание
собирательного числительного с
существительными является одним
членом предложения.

Порядковые числительные

Называют номер предметов при их счёте.
Порядковые числительные, кроме первый и
второй, образуются от количественных.
Они, как и прилагательные, изменяются по
родам, числам и падежам.
В предложении порядковые числительные
обычно являются определениями.

Имя числительное
Простое
Сложное
Составное

Разряды числительных по строению

Простое числительное – это
слово с одним корнем.
Сложное числительное – это
слово с несколькими корнями.
Составное числительное
состоит из нескольких слов,
каждое из которых может быть
как простым, так и сложным.

Орфограммы

Слова одиннадцать, миллион,
миллиард пишутся с удвоенной
согласной.
Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с
ь на конце.
Числительные от 50 до 80 и от 500 до
900 пишутся с ь в середине слова.
Если порядковое числительное есть в
составе названий праздников или
знаменательных дат, то оно пишется с
прописной буквы. Если числительное
написано цифрой, то с прописной буквы
пишется следующее за ним слово.
Девятое мая, 9 Мая.

Склонение количественных числительных

Падеж 2 - 4
5–20,
30
40, 90, 50-80
100
200-400
500-900
И.п.
два
пять
сорок
пятьдесят
двести
пятьсот
Р.п.
двух
пяти
сорок
а
пятидесяти
двухсот
пятисот
Д.п.
двум
пяти
сорок
а
пятидесяти
двумстам
пятистам
В.п.
два
пять
сорок
пятьдесят
двести
пятьсот
Т.п.
двумя пятью сорок
а
пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п.
двух
пятидесяти
пяти
сорок
а
двухстах
пятистах

Склонение числительных

Склонение порядковых числительных.
У составных порядковых числительных
склоняется только последнее слово. Окончание
формируется по тому же принципу, что у
относительных прилагательных.
Склонение собирательных числительных.
Собирательные числительные склоняются по
тому же принципу, что прилагательные
множественного числа.
Склонение дробных числительных.
Изменяются по падежам обе части в
соответствии со склонением количественных и
порядковых числительных. Вторая часть
склоняется как порядковое числительное во
множественном числе. При обозначении
количества существительное при дробном
числительном употребляется в родительном
падеже.

пара. Один в поле не воин. Без
четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут. За семью
морями. Одна нога тут, другая -
там. Одна голова на плечах. Один
пашет, а семеро руками машут.
Конь о четырех ногах, да и то
спотыкается.

Сурков Илья

Презентация посвящена именам числительным, их грамматическим признакам и особенностям правописания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовил ученик 6а класса Сурков Илья Имя числительное

Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. О сравнительно позднем появлении числительных свидетельствуют и некоторые факты генетической связи этой части речи с другими: слово пять сопоставляется с существительным пясть (пять), слово тьма имело значение 10 000, числительное сорок произошло из существительного со значением «мешок, в который входило 40 меховых шкурок» и вытеснило числительное четыредесяте. История появления

Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам, числам и родам. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Имя числительное сколько? какой? количественные порядковые сколько? какой? первый ученик целые дробные собирательные два две третьих трое ребят сто десять пять шестых семеро козлят

По особенностям словообразования в составе числительных выделяются Простые (шесть, пятеро, седьмой); Сложные (пятьдесят, шестьсот); Составные (двадцать пятый). В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже - в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства

Количественные числительные, обозначающие целые числа, имеют следующие грамматические особенности: Все числительные изменяются по падежам: пять, пяти, пятью, (о) пяти. Некоторые числительные (один, два) имеют формы рода: один стол, одно окно, одна книга. Формы единственного и множественного числа имеет только числительное один: один стол, одно окно, одна книга, одни ножницы. У количественных числительных нет категории одушевлённости-неодушевлённости. При сочетании с числительными два, три, четыре имена существительные получают форму родительного падежа единственного числа (два стола, три двери), а при сочетании с числительными пять, шесть и др. существительные получают форму родительного падежа множественного числа (пять столов, шесть дверей). Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают грамматическими свойствами существительных (т.е. имеют форму рода, изменяются по числам и падежам)

Склонение имен числительных Сложные - склоняются обе части (восемьюдесятью); Составные – изменяется каждое слово(семьюдесятью пятью); Составные порядковые - меняется последнее слово (пятьдесят восьмым); Дробные –изменяются обе части (тремя пятыми).

Склонение количественных числительных И., В. ПЯТЬ ВОСЕМЬ ТРИДЦАТЬ Р., Д., П. ПЯТИ ВОСЬМИ ТРИДЦАТИ Т. ПЯТЬЮ ВОСЕМЬЮ (ВОСЬМЬЮ) ТРИДЦАТЬЮ ОТ 5 ДО 30 40,90,100 И., В. СОРОК ДЕВЯНОСТО СТО Р., Д., Т., П. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА 50-80, 200-900 И, шест ь десят дв е ст и Р. шест и десят и дв ух сот Д. шест и десят и дв ум ст ам В. шест ь десят дв е ст и Т. шест ью десят ью дв умя ст ами П. (о) шест и десят и (о) дв ух ст ах

Дробные числительные Первая часть (числитель) дробных числительных представляет собой количественное числительное (два, три, семь), а вторая (знаменатель) - форму родительного падежа порядкового числительного (пятых, десятых, седьмых). При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (одной третьей, пятью шестыми)

Д вое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое. В отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми Собирательные числительные

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое ребят трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц д вое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое львят п ятеро медвежат с личными местоимениями мы, вы, они: нас семеро, послали вас троих, не было их двоих

Порядковые числительные Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, например: седьмой день, пятнадцатая страница. C труктура порядковых числительных простые (первый, десятый) сложные (пятидесятый, двухсотый) составные (двадцать пятый, две тысячи седьмой).

Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных. Имя числительное третий склоняется как притяжательное прилагательное (например, лисий), а остальные имена числительные – как относительные и качественные прилагательные с основой на твердый согласный (восьмого – простого, восьмому – простому). В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (сто пятьдесят седьмому, сто пятьдесят седьмым) Склонение порядковых числительных

Слитно:1. сложные количественные и порядковые (восемьдесят, восьмидесятый). 2. порядковые –тысячный, миллионный, миллиардный (стодвадцатипятитысячный) От 5-20,30 – Ь в конце числа: (пят ь, двадцат ь восем ь, тридцат ь) От 50-80 , от 500-900 – Ь в середине числа: (шест ь сот, сем ь десят) Правописание числительных:

Источники информации

Спасибо за внимание!