Английский Биология География

Япония 20 века в начале 21. Внутренняя политика японии

Страница 1

В последнее десятилетие 20 в. в Японии началась перегруппировка основных политических сил. Либерально-демократическая партия (ЛДП), правившая в течение почти 40 лет, в 1993 утратила большинство на выборах в нижнюю палату парламента. Избиратели отвернулись от нее, сочтя ее символом консервативности, коррупции и «вчерашнего дня».

К власти пришла коалиция старых и новых оппозиционных партий: Партии новой Японии, Социал-демократической партии (так стала называться Социалистическая партия Японии, отказавшаяся от прежней марксистской ориентации), Партии обновления, партии Комэйто, Партии демократического социализма, партии «Пионеры» и Социал-демократического союза. Правительство в августе 1993 возглавил лидер Партии новой Японии Морихиро Хосокава. Новый кабинет пообещал провести политическую реформу, которая включала ограничение финансирования политических кампаний и изменение избирательной системы. В январе 1994 ему удалось провести законы о политической реформе. Однако в коалиции, объединявшей правые и левые партии, обострились разногласия по вопросам экономической политики. К тому же Хосокаву обвиняли в незаконном присвоении пожертвований, и в апреле 1994 он подал в отставку.

Новый премьер-министр Цутому Хата сформировал правительство меньшинства в составе 6 партий: Партии обновления, Комэйто, Партии новой Японии, Партии Демократического социализма, Либеральной и Демократическо-социалистической партий. Но долго оно не продержалось. Уже в июне 1994 Томиити Мураяма возглавил кабинет из представителей Социал-демократической партии (СДП), ЛДП и небольшой партии «Пионеры» (или «Предвестник»).

Стремясь улучшить отношения с соседними государствами, Хосокава и Мураяма от имени Японии официальное сожаление за военные преступления, совершенные в период Второй мировой войны. Однако соседние страны настаивают на том, чтобы Япония официально покаялась в своих военно-политических действиях в 20 столетии. Эти требования имеют цель получить от Токио компенсации и репараций. Позиция Японии состоит в том, что все вопросы, касающиеся военных репараций, уже разрешены (за исключением вопросов, связанных с Северной Кореей).

В январе 1996 Мураяму сменил на посту премьера лидер ЛДП Рютару Хасимото. В октябре того же года он провел внеочередные выборы в нижнюю палату. Премьер обещал увеличить налог на операции купли-продажи с 3 до 5%, чтобы смягчить бюджетный дефицит и найти средства на стимулирование экономики и расширение фонда поддержки пенсионеров. Уставшие от нестабильных коалиций японцы проголосовали за либерал-демократов, завоевавших 239 из 500 мест. Партнеры ЛДП по коалиции – социал-демократы потерпели тяжелое поражение, довольствовавшись всего 15 местами. Второй по величине политической силой стала оппозиционная Партия новых рубежей (156 мест). Она была образована группой бывших членов ЛДП, присоединивших к себе центристские группировки. Партия выступала за сокращение налогов и расходов на государственный аппарат. На третье место вышла новая Демократическая партия (ДП), резко критиковавшая бюрократию и провозглашавшая лозунги либерального и социал-демократического толка. Коммунисты с 15 до 26 мест увеличили свое представительство в палате.


Об Унгерне написано немало работ, как советскими исследователями, так и историками белой эмиграции. Немалый интерес представляют книги воспоминаний. Среди них - книга Ф.Оссендовского « И звери, и люди, и боги». Впервые она вышла в 1922г. в Лондоне, а в 1925г. Была опубликована на русском языке. Её автор был министром финансов в правите...

Александр II в до коронации и в первые годы царствования.
А лександр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший...

Плен Володаря.
В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества. Каким образом эти два брата, знаменитые своим благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам Рос­сии? Мужественный Володарь, нагонявший ужас на соседствующих Ляхов. Не умел защищать себя от их коварства, они подослали к нем...


В последнее десятилетие 20 в. в Японии началась перегруппировка основных политических сил. Либерально-демократическая партия (ЛДП), правившая в течение почти 40 лет, в 1993 утратила большинство на выборах в нижнюю палату парламента. Избиратели отвернулись от нее, сочтя ее символом консервативности, коррупции и «вчерашнего дня».

К власти пришла коалиция старых и новых оппозиционных партий: Партии новой Японии, Социал-демократической партии (так стала называться Социалистическая партия Японии, отказавшаяся от прежней марксистской ориентации), Партии обновления, партии Комэйто, Партии демократического социализма, партии «Пионеры» и Социал-демократического союза. Правительство в августе 1993 возглавил лидер Партии новой Японии Морихиро Хосокава. Новый кабинет пообещал провести политическую реформу, которая включала ограничение финансирования политических кампаний и изменение избирательной системы. В январе 1994 ему удалось провести законы о политической реформе. Однако в коалиции, объединявшей правые и левые партии, обострились разногласия по вопросам экономической политики. К тому же Хосокаву обвиняли в незаконном присвоении пожертвований, и в апреле 1994 он подал в отставку.

Новый премьер-министр Цутому Хата сформировал правительство меньшинства в составе 6 партий: Партии обновления, Комэйто, Партии новой Японии, Партии Демократического социализма, Либеральной и Демократическо-социалистической партий. Но долго оно не продержалось. Уже в июне 1994 Томиити Мураяма возглавил кабинет из представителей Социал-демократической партии (СДП), ЛДП и небольшой партии «Пионеры» (или «Предвестник»).

Стремясь улучшить отношения с соседними государствами, Хосокава и Мураяма от имени Японии официальное сожаление за военные преступления, совершенные в период Второй мировой войны. Однако соседние страны настаивают на том, чтобы Япония официально покаялась в своих военно-политических действиях в 20 столетии. Эти требования имеют цель получить от Токио компенсации и репараций. Позиция Японии состоит в том, что все вопросы, касающиеся военных репараций, уже разрешены (за исключением вопросов, связанных с Северной Кореей).

В январе 1996 Мураяму сменил на посту премьера лидер ЛДП Рютару Хасимото. В октябре того же года он провел внеочередные выборы в нижнюю палату. Премьер обещал увеличить налог на операции купли-продажи с 3 до 5%, чтобы смягчить бюджетный дефицит и найти средства на стимулирование экономики и расширение фонда поддержки пенсионеров. Уставшие от нестабильных коалиций японцы проголосовали за либерал-демократов, завоевавших 239 из 500 мест. Партнеры ЛДП по коалиции – социал-демократы потерпели тяжелое поражение, довольствовавшись всего 15 местами. Второй по величине политической силой стала оппозиционная Партия новых рубежей (156 мест). Она была образована группой бывших членов ЛДП, присоединивших к себе центристские группировки. Партия выступала за сокращение налогов и расходов на государственный аппарат. На третье место вышла новая Демократическая партия (ДП), резко критиковавшая бюрократию и провозглашавшая лозунги либерального и социал-демократического толка. Коммунисты с 15 до 26 мест увеличили свое представительство в палате.

После выборов Хасимото сформировал либерально-демократический кабинет. Он продолжал в целом кейнсианскую экономическую политику, затрачивая крупные средства на развитие инфраструктуры, сооружение дорог и мостов и выплату субсидий разоряющимся банкам и компаниям. Массовые банкротства и рост безработицы до уровня в 4,1% вызвали недовольство населения. Власти обещали создать резервный банк для кредитования и снизить налоги с 1999. В апреле 1998 правительство заключило военное соглашение с США, обязавшись, в случае кризиса в регионе, оказывать им военную поддержку, не принимая непосредственно участия в боевых действиях. Соглашение вызвало оживленную критику внутри страны.

В июле 1998 ЛДП потерпела тяжелое поражение на выборах в верхнюю палату парламента, после чего решила сменить лидера. Новым председателем ЛДП и премьер-министром стал Кэйдзо Обути, прежде занимавший пост министра иностранных дел. Он дал обещание освободить политическую жизнь от засилья бюрократии, оживить экономику страны и довести до конца переговоры о заключении мирного договора с Россией. В октябре 1998 парламент одобрил закон и поправки к бюджету, которые предусматривали возможность закрытия или временной национализации банков, находящихся на грани банкротства, и выделение 60 млрд. иен на санацию кредитной отрасли. Осенью 1998 Обути огласил беспрецедентный по объему (24 трлн. иен) пакет мер по активизации экономической деятельности в стране. Он включал налоговые льготы для предпринимателей и нуждающихся семей. Семьи с детьми до 16 лет и стариками получали купоны на приобретение товаров на сумму в 20 тыс. иен. Для финансирования программы предполагались новые государственные займы. Однако критики объявили программу малоэффективной.

В январе 1999 Обути привлек к участию в правительстве неоконсервативную Либеральную партию, а в октябре того же года – буддийскую Новую партию Комэйто. Его кабинет заявил о готовности японских вооруженных сил самообороны при определенных условиях участвовать в миротворческих операциях ООН, но без в боевых действиях.

В области внешней политики правительство Обути укрепило отношения с Южной Кореей после успешного визита в Японию южнокорейского президента Ким Тэчжуна в октябре 1998. Япония поддержала США в попытках уговорить Северную Корею отказаться от разработки ядерного оружия. Несмотря на то, что в ходе испытаний в августе 1998 северокорейские ракеты пролетели над Японским островами, Токио продолжало участие в проекте, призванном гарантировать Северной Корее возможности мирного развития ядерной энергетики в обмен на замораживание ядерной военной программы. Однако отношения оставались холодными, и лишь в апреле 2000 стороны возобновили переговоры об их нормализации. В ноябре 1998 Японию впервые посетил председатель КНР Цзян Цзэминь, однако стороны не смогли договориться по вопросу о Тайване. Ответный визит японского премьера в Китай был нанесен в июле 1999.

В ноябре 1999 японское правительство принято новую программу оживления конъюнктуры в размере 18 млрд. иен. Она предполагала выделение средств на улучшение социальной инфраструктуры, помощь мелким и средним предпринимателям и увеличение пособий по безработице. Властям удалось остановить падение ВВП, но рост оставался незначительным.

В начале 2000 обострились разногласия между ЛДП и Либеральной партией, и Обути объявил 2 апреля о расторжении коалиции. Однако день спустя он пережил инсульт и впал в кому (умер 14 мая 2000). Новым председателем ЛДП был избран Йосиро Мори. Он сформировал правительство из представителей ЛДП, Новой Комэйто и Новой консервативной партии (откололась от Либеральной партии).

Мори представлял национал-консервативное крыло ЛДП. В мае 2000, выступая перед депутатами парламента, исповедующими синтоизм, он заявил, что Япония является «богоизбранной страной, в центре которой стоит император». Оппоненты внутри страны и критики за рубежом обвинили его в намерении пересмотреть послевоенную конституцию. Столкнувшись с критикой, премьер-министр распустил парламент и назначил проведение досрочных выборов.

В июне 2000 правящая коалиция выиграла выборы в нижнюю палату парламента: ЛДП получила 238 из 480 мест, Новая Комэйто – 31, а Новая консервативная партия – 7 мест. Крупнейшей оппозиционной партией стала ДП (127 мест), 20 мандатов досталось коммунистам, 19 – социал-демократам.

Вопреки требованиям японских и иностранных экономических и финансовых кругов, Мори отказывался от осуществления далеко идущей либерализации экономики страны. В условиях роста безработицы, достигшей почти 5%, кабинет принял в мае 2000 чрезвычайную программу обеспечения занятости: предполагалось создать 350 тыс. новых рабочих мест.

Столкнувшись с растущей непопулярностью, Мори вынужден был согласиться на проведение досрочных выборов председателя ЛДП, на которых неожиданно победил Дзюнъитиро Коидзуми, обещавший провести экономические и политические реформы. 26 апреля 2001 Коидзуми занял пост премьер-министра Японии, возглавив правительство трехпартийной коалиции.

Коидзуми родился 8 января 1942 в Йокосуке в семье генерального директора Агентства обороны. Учился в высшей школе родного города, изучал экономику в университете Кеио, затем обучался в Лондонской школе экономики и университетском колледже в британской столице, а в 1969, после смерти отца, вернулся в Японию. В декабре 1972 Коидзуми был избран депутатом нижней палаты парламента от правящей ЛДП и с тех пор переизбирался 10 раз. В 1979 он стал парламентским вице-министром по вопросам финансов, в 1988–1989 занимал пост министра здравоохранения и по социальным вопросам, в 1992 – министра почты и телекоммуникаций, в 1996–1998 – вновь министра здравоохранения и по социальным вопросам. В 1995 и 1999 безуспешно баллотировался на пост председателя ЛДП.

Коидзуми вступил на пост главы правительства, пользуясь широкой популярностью в обществе. Его называли «Львиное сердце». В июле 2001 руководимая им коалиция выиграла 78 из 121 подлежащего переизбранию места в верхней палате парламента. Коидзуми выдвинул план реформ: оздоровление экономики и финансов, приватизация почтово-сберегательной системы и реорганизации внутрипартийной структуры ЛДП. Он призывал население пережить шоковую терапию во имя лучшего будущего. Реформу банковского сектора глава кабинета поручил экономисту Хэйдзо Такенака. Правительству удалось резко сократить задолженность японских банков, добиться возобновления экономического роста и восстановления курса акций. «Старая гвардия» ЛДП и государственный аппарат оказывали сильное сопротивление проведению реформ.

Внешняя политика Японии при правительстве Коидзуми не претерпели кардинальных изменений, но соседние государства в целом считают ее более жесткой. Недовольство в Китае и Корее вызвал визит японского премьера 13 августа 2001 в храм Ясукуни, который считается символом японского милитаризма (в нем поклоняются, в частности, памяти японских военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны и военных и государственных лидеров, казненных в 1948 как военные преступники). Премьер-министр пошел на увеличение японской армии – Сил самообороны, а в октябре 2001 была одобрена возможность более широкого использования их за рубежами Японии. Более позитивно развивались отношения с Южной Кореей, чему способствовало и удачное выступление обеих команд на чемпионате мира по футболу в 2002. В 2003 правительство Коидзуми одобрило вторжение в Ирак, организованное США и их союзниками. Японский контингент вошел в состав оккупационных сил.

Япония стала более активно интересоваться событиями, происходящими в других регионах планеты. Она расширила связи с Ближним и Средним Востоком, откуда получает большую часть необходимой ей нефти. Страна оказывает значительную помощь проектам развития в Африке и Латинской Америке.

В сентябре 2003 Коидзуми был переизбран председателем ЛДП, а затем распустил нижнюю палату парламента и назначил на ноябрь проведение досрочных выборов. В центре избирательной кампании оказались вопросы экономического развития, правительственные планы реформы пенсионной системы, поддержка действий США в Ираке, отношения с Северной Кореей и намерения приватизировать почтовые услуги и шоссейные дороги в районе Токио. Демократическая партия критиковала реформы, предложенные Коидзуми, медлительность правительства в проведении необходимых преобразований и позицию кабинета по иракской проблеме.

Либерал-демократы смогли опереться на традиционную поддержку среди пожилых избирателей и жителей сельских районов, в немалой степени, вследствие выплачиваемых правительством сельскохозяйственных субсидий. Оппозиционной ДП симпатизировали, в первую очередь, более молодые избиратели и городские жители. В целом, демократы получили больше голосов, чем ЛДП (соответственно, 37% и 35%), но из-за особенностей избирательной системы правящая партия заручилась 237 местами из 480 в нижней палате, а ДП – 177 местами. Большинство ЛДП обеспечили ее союзники: Новая Комэйто (15% голосов и 34 мандата) и Новая консервативная партия (4 мандата), которая вскоре влилась в состав ЛДП. Неудачно выступили на выборах левые партии: коммунисты собрали 8% голосов и завоевали всего 9 мест. Социал-демократов поддержали 5% проголосовавших избирателей. Они довольствовались 6 местами в нижней палате.

Консервативные критики Коидзуми из рядов его собственной партии приписали неудачные для нее результаты выборов ширящемуся разочарованию среди традиционных избирателей и зависимости либерал-демократов от их партнеров по коалиции. Они опасаются, что после выборов эта зависимость еще больше возрастет.

После выборов кабинет Коидзуми остался у власти и продолжал прежнюю политику, добившись в 2004 значительного роста ВВП. Премьер-министр назначил Такенака министром по проведению почтовой реформы, поручив ему осуществление приватизации почтово-сберегательной системы. Предложения правительства по проведению налоговой реформы, включающей сокращение пенсионных выплат, резко снизили популярность Коидзуми. На выборах в верхнюю палату парламента в июле 2004 правящая ЛДП потерпела поражение, собрав лишь 30% голосов, в то время как оппозиционную Демократическую партию поддержали почти 38% избирателей. В настоящее время правительственная коалиция обладает в Палате советников 138 местами из 247 (ЛДП – 114, Новая Комэйто – 24), ДП – 79, коммунисты – 9 и социал-демократы – 8 мандатами.

1 января 2004 Коидзуми совершил свой четвертый визит в храм Ясукуни, что немедленно вызвало протесты со стороны соседей Японии, прежде всего, Китая, Северной и Южной Кореи и Филиппин, которые воспринимают этот жест как прославление японского милитаризма. По той же причине подверглась критике отправка японских вооруженных сил в Ирак. Правительство страны настаивает, однако, на том, что силы Японии в Ираке должны будут лишь оказывать помощь в его восстановлении и оказании гуманитарной помощи.

Новое ухудшение отношений между Японией и Китаем произошло в 2005, когда правительство Коидзуми впервые открыто поддержало США в вопросе о Тайване, японский премьер вновь посетил храм Ясукуни, а в Японии был издан новый учебник истории, который, как считают в Китае, оправдывает японскую агрессию в 1930–1940-х. Китайские власти недовольны также намерением Японии получить статус постоянного члена Совета безопасности ООН и создать при помощи США собственную систему противоракетной обороны.

В апреле 2005 в Японии был издан учебник истории, оправдывающий японскую агрессию 30–40-х. В ответ по Китаю прокатилась волна многотысячных антияпонских выступлений. В ходе их был нанесен значительный ущерб японским компаниям и дипломатическим представительствам в 11 крупнейших городах Китая. Власти КНР отказались принести извинения. Однако лидеры обеих стран, встретившись на афро-азиатской конференции в Джакарте выразили готовность преодолеть разногласия, а Коидзуми принес извинения всем участникам форума за страдания, которые причинила его страна многим народам «в годы колониального правления и агрессии». В мае возник новый дипломатический скандал, когда заместитель премьера Госсовета КНР неожиданно прервала свой визит в Японию, отказавшись встретиться с японским премьером из-за его намерения вновь посетить храм Ясукуни.

Отношения Японии с Китаем осложняются территориальным спором вокруг островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, на которые претендуют Япония, КНР и Тайвань. После того, как в районе необитаемого архипелага были обнаружены значительные запасы природного газа, Китай в 2003 установил платформу у морской границы с японскими водами и приступил к бурению, что вызвало недовольство японской стороны. В 2004 на самих островах высадился небольшой китайский десант, но он был выдворен прибывшей японской полицией. В октябре того же года обе страны договорились решать все вопросы исключительно путем переговоров, не прибегая к использованию силы. Однако Китай отверг требования японской стороны ознакомить ее с планами по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. Китай назвал это решение «односторонним и провокационным». Новые переговоры в июне 2005 не дали результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения.

Развитие отношений между Японией и Россией сдерживается территориальным спором между обеими странами вокруг четырех южных Курильских островов, отошедших к СССР в 1945. Япония не признает их потери и требует возвращения «Северных территорий». Эта проблема до сих пор препятствует заключению официального мирного договора. В то же время территориальные разногласия не препятствуют интенсивным экономическим и политическим российско-японским связям. Япония добилась того, что запланированный «Восточный нефтепровод» из Восточной Сибири на Дальний Восток будет заканчиваться на российском побережье Тихого океана, а не у китайской границы.

В 26 сенября 2006 новым премьер-министром избран Синдзо Абэ – 52-летний лидер правящей «Либерально-демократической партии» Японии в ходе голосования в парламенте, где либерал-демократы получили большинство в обеих палатах. Он сменил на этом посту Дзюнъитиро Коидзуми. Несмотря на большую популярность, Коидзуми не выдвигал свою кандидатуру на выборах лидера правящей партии, поскольку это запрещает устав ЛДП.

12 сентября 2007 С. Абэ принял решение уйти в отставку с поста премьер-министра. Он был вынужден уйти из-за серии коррупционных скандалов вокруг правящей Либерально-демократической партии, потерпевшей поражение на июльских выборах 2007 и жестким противостоянием с оппозиционной Демократической партией. Рейтинг кабинета, а вместе с ним и партии, составлявшей его костяк, резко упал.

Формальным поводом стала невозможность продления срока действия специального Закона о противодействии терроризму, истекающего 1 ноября 2007, т. к. оппозиция выступила с требованием отказаться от помощи антиталибской коалиции в Афганистане.

Национальные особенности

Синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (синтоизм – религиозное течение, в котором насчитывается около 200 направлений). Буддистские – 96 млн. адептов. Христианские приходы – примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа.

Большое значение играет посуда, сервировка стола и декоративное оформление блюд. Перед едой принято вытирать лицо и руки специальной горячей салфеткой «осибори». Каждое блюдо подается в специально предназначенной для него посуде и занимает строго определенное место на столе, причем для каждого человека выделяется индивидуальный стол.

Смены блюд нет, весь заказ (кроме чая) выставляется на стол сразу, но сопровождается обязательными приспособлениями для подогрева (жаровни, спиртовки) или совмещения блюд (отдельные соусники, наборы со специями и т.д.) Посуда и предметы сервировки строго подразделяются на «мужские» и «женские».

Для палочек («хаси» или «хаши») существует отдельная подставка, а подают их в специальном красочном бумажном чехле («хаси букуро»). «Хаси» нельзя скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со смертью), нельзя указывать палочками на что-либо или размахивать ими во время еды – это считается признаком дурного тона. Также не следует передвигать еду по тарелке или посуду по столу.

Пить «до дна» и наливать себе самому не принято. Рекомендуется наполнять бокал или пиалу соседа, а он в свою очередь должен делать то же самое для вас.

Количество традиций и ритуалов, обязательных или рекомендуемых к соблюдению, просто огромно. Практически все сферы жизни страны пронизаны сетью традиций и церемоний, особенно это заметно в общении между людьми и в общественной жизни. Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются естественной красотой пейзажа, погодных явлений, цветов или моря. Многочисленные церемонии созерцания цветущих деревьев, полной луны или осенних красок, являются неотъемлемыми элементами жизни общества.

Рукопожатия не приняты, их заменяют поклоны, причем «возвращать» поклоны требуется с той же частотой и почтительностью, какую демонстрирует другая сторона. Японцы вежливы и предупредительны в общении. Гостеприимство у японцев «в крови». Прямой отказ не принят даже в том случае, если выполнить просьбу невозможно, поэтому стоит заранее подумать о выполнимости ваших пожеланий. Также часто вводит в заблуждение традиционная улыбчивость японцев, особенно женщин, при любых обстоятельствах – даже отказ или какой-то неприятный момент будет сопровождаться улыбкой, что сбивает с толка многих иностранцев. В то же время «запанибратские» отношения (даже слишком малая дистанция между собеседниками) совершенно неприемлемы и вызывают у японцев резко отрицательное отношение.

Практически неизменными со средневековья сохранились традиционный японский костюм, национальный интерьер, литературный японский язык, чайная церемония, театр «кабуки», «но», «бунраку» и множество других, не менее своеобразных традиций. И все это – в окружении сверхсовременной техногенной цивилизации!

Праздничные дни

· 2-й понедельник января – День Совершеннолетия («Сейджин-нo-хи»)

· 2-й понедельник октября – День здоровья и спорта



В 1993 г. японские избиратели положили конец правлению Либерально-демократической партии Японии. Наступила череда коалиционных правительств, сопровождающаяся политическими кризисами из-за неспособности вывести государство из депрессивного состояния. Нарушилась важная для японского общества система: партия –правительство – объединение предпринимателей.

Депутатами, вышедшими из Либерально-демократической партии, была создана Новая партия Японии. Основной оппозиционной силой стала Партия новых рубежей. Наряду с названными, ведущей партией страны являлась Социал-демократическая партия, опирающаяся на часть наемных рабочих и средние слои. Также была образована Демократическая партия Японии.

В начале 90-ых гг. страну поразил экономический кризис. Особенности кризиса :

–правительство оказалось не в силах предотвратить спад экономики, вызванный ростом курса йены;

– произошел рост стоимости производства товаров в Японии в сравнении со средним международным уровнем;

– наблюдался подрыв конкурентоспособности экспортеров Японии;

– возникла угроза рабочим местам в связи с уходом производственных мощностей из Японии в страны с более дешевой рабочей силой.

– были снижены цены на внутреннем рынке, так как более дешевые импортные товары хлынули в страну и вынудили японских производителей снижать цены, чтобы не утратить своей доли рынка;

– произошло удешевление йены. Падение курса йены продолжалось до середины июня 1998 г.

и было приостановлено интервенцией центральных банков США и Японии;

– возникла угроза стабильности банковской системы в связи с накопившимися долгами;

– наблюдался недобор налогов в казну в результате снижения прибыли предприятий и сокращения доходов населения;

– пострадали мелкие, средние и крупные предприятия, в том числе и связанные с экспортом, ранее вытягивавшие всю экономическую машину Японии;

– произошло падение темпов экономического роста;

– выросла безработица.

Трудности, с которыми столкнулась японская экономика в 1990-е гг., значительно обострили существующие в Япониисоциальные проблемы :

v старение населения Японии, изменение соотношения между лицами пожилого и молодого возраста не в

пользу последних, падение уровня рождаемости;

v изменения в структуре рабочей силы, проблемы обеспечения занятости лицстаршего возраста, создания для них специальных условий труда и организации профессионального переобучения;

v проблемапредоставления средств существования для престарелых (резкое увеличение финансового бремени на каждого трудящегося, изменения в государственном бюджете, финансирование социального обеспечения осуществлялось и за счет личных взносов трудящихся в страховой фонд);

v уменьшение количества ежегодных вакансий на рабочие места.

Основные причины проблем, с которыми столкнулось японскоеобщество в 1990-е гг.:

– системный кризис японской экономической модели;

– опора на традиционные «семейные» законы в менеджменте, гарантировавшие персоналу «место в строю» в обмен на социальную стабильность;

– чрезмерная зарегулированность и несвобода японского рыночного механизма;

– сравнительно низкая производительность труда;

– отсутствие свободной конкуренции внутри страны;

– огромная внутренняя задолженность;

– спекулятивность финансового рынка;

– чрезмерно раздутая система управления;

– рост конкуренции на международном рынке, особенно со стороны Китая и стран ЮВА.

В начале первого десятилетия XXI в. Японию продолжали потрясать политические скандалы, связанные с коррупцией и злоупотреблениями, а также неспособностью справиться с депрессивным состоянием.

· Экономический и финансовый кризис 2008 г. затронул Японию в меньшей степени, чем страны Америки и Европы: японские банки, помняпоследствия раздутого и лопнувшего в начале 90-х гг. «мыльного пузыря», не стали играть на рынке опасных ценных бумаг;

· важное место в политике занимало и стимулирование научно-технического прогресса.

Все это дало повод представителям правительственных кругов говорить о вполне оптимистических прогнозах развития страны на 2011 г.

Но разрушительное землетрясение и цунами в марте 2011 г. существенно подорвали экономику страны и вызвали сокращение ВВП.Дополнительную проблему для Японского правительства создала авария на ряде атомных электростанций - в первую очередь, опасность радиационного заражения на АЭС «Фукусима-1».

Размер госдолга приблизился к критическому. Последствия землетрясения и цунами привели к нарушению инфраструктуры нескольких префектур, разрушению жилых и производственных зданий, портов и аэропорта.

Во главе правительства Японии в 2011 г. встал ЙосихитоНода (Демократическая партия). В качестве первостепенных задач , стоящих перед его правительством, были определены следующие:

1. Ликвидация последствий аварии на АЭС «Фукусима-1».

2. Восстановление пострадавших от землетрясения и цунами восточных регионов Японии.

3. Снижение высокого курса национальной валюты – йены.

Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла
большой урон от бомбардировок в годы войны, от
послевоенного развала экономики. Ее территория
была оккупирована американскими войсками.
Производство национального дохода на душу
населения в 1950 г. было ниже уровня середины
1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю
Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла
1500%. Тем не менее, Япония располагала
квалифицированной и дисциплинированной рабочей
силой, опытом индустриального развития. Реформы,
проведенные американской администрацией, также в
известной мере содействовали будущему
экономическому росту страны.

Согласно конституции 1947 г., разработанной с
участием оккупационных властей, Япония
была монархией, но император был лишен
реальной власти, оставшись символом
единства нации. Был создан двухпалатный
парламент, избиравшийся на основе
всеобщего и равного избирательного права.
Впервые право голоса получили женщины.
Правительство формировалось
парламентским большинством. Это
подразумевало, что в стране должна была
сложиться система европейского типа
политических партий, отражающих интересы
различных социальных групп и слоев
общества.

К 1951 г. Япония по объему промышленного
производства достигла довоенного уровня
развития, к 1960 г. превзошла его примерно в
5 раз, к 1975 г. - в 20 раз. Среднегодовые
темпы прироста производства ВНП в 1950-
1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы
достигая 20% . К 1988 г. по производству
ВНП на душу населения Япония обогнала
США. По удельному весу в мировом
промышленном производстве она заняла
второе место в мире, уступая лишь США. В
мировом хозяйстве Япония стала лидером по
производству промышленных роботов,
бытовой электроники, автомобилей,
танкеров.

Истоки японского «экономического чуда»

Во-первых, благодаря положениям
конституции, запрещавшим Японии иметь
вооруженные силы, удельный вес расходов
на военные цели в ее бюджете оказался
самым низким в мире.
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950-
1953 гг., во Вьетнаме в 1960-1970-е гг.
Япония, союзная США, ближе всего
расположенная к театру военных действий,
играла роль основной тыловой базы
снабжения вооруженных сил США. Она
получила огромные доходы от выполнения
военных заказов Америки.

В-третьих, определяющим фактором была
продуманная экономическая политика, были
использованы те преимущества, которыми
располагала Япония, уменьшено влияние
неблагоприятных для нее факторов:
1. очень жесткий контроль государства над
внешней торговлей
2. закупались передовые технологии, что
длительное время позволяло экономить на
собственных технологических разработках
3. приоритетными считались те отрасли,
которые производили экспортную продукцию

Трудовые отношения в японских корпорациях
носят такой же характер, как в малых
семейных фирмах стран Запада, где
работники не разделяют свои личные
интересы и интересы корпорации. Наемным
работникам гарантируется занятость на весь
период трудовой деятельности. Зарплата им
выплачивается даже в случае остановки
производства, за счет корпорации
обеспечивается повышение квалификации.
Благодаря подобным условиям труда,
корпорации добиваются полной лояльности
своих работников, максимальной
производительности труда, добровольного
выполнения сверхурочных работ.

10.

Важным источником экономических успехов
оказалась политическая стабильность
послевоенной Японии. Несмотря на
существование оппозиционных партий, на
политической арене более сорока лет
преобладала одна политическая партия -
Либерально-демократическая (ЛДП).

11. Внешнеполитические задачи Японии

Япония пока не решила двух важнейших задач,
без которых ее внешнеполитическая
«реабилитация» остается неполной:
Во-первых, она так и не добилась места
постоянного члена Совета Безопасности (СБ)
ООН.
Во-вторых, до сих пор не разрешена
проблема «северных территорий» и не
заключен мирный договор с Россией: до
недавнего времени Токио акцентировал
внимание на первом пункте как непременном
условии для второго, но постепенно
отказывается от такой последовательности
действий, понимая ее бесперспективность.

Каково место Японии в мировом хозяйстве в начале 21 века? Какую роль играет Япония в развитии Азиатско-тихоокеанского региона?

Сегодня Япония является одной из наиболее развитых в мире стран. Однако начало двадцать первого века для экономики Японии связано со значительными изменениями, вызванными как внутренними, так и внешними причинами. При этом к внутренним причинам обычно относят длительный период депрессии с 1990 до 2002 года. Правительство Японии осознавало необходимость безотлагательного решения накопившихся с годами проблем в финансовой и экономической сфере.

Внешними причинами являются кардинальные изменения в мировых экономических отношениях, обусловленные процессами глобализации и усилением конкуренцией на мировой арене. Это вызвало необходимость смены модели ускоренной «догоняющей» индустриализации на новые механизмы и стимулы экономического роста.

2002 год ознаменовался выходом из депрессии, и Японская экономика продемонстрировала хорошие устойчивые темпы роста ни мировом рынке. Японские предприятия проведя переорганизацию своей деятельности начали стремительно расширять экспорт продукции, произошел стремительный рост инвестиций, в том числе и частных зарубежных инвестиций, в сферу производства товаров и услуг. В этот период уровень безработицы снизился до 3,8% (почти на 2%), а благоприятная ситуация в экономике способствовала повышению конкурентоспособности японских предприятий на мировом рынке.

Наиболее важной чертой в развитии японской экономики является показатель структурных преобразований. Конкурентная борьба в нерентабельных для экономики Японии отраслях была ослаблена, и лидирующие на мировом рынке позиции переданы развивающимся странам, в том числе новым индустриальным странам Азиатского региона. Рентабельная же во всех аспектах деятельность в стране изменяется в сторону повышения эффективности производства и повышения качества обслуживания.

Доля Японии на мировом рынке в сфере обрабатывающей промышленности и строительства начала постепенно снижаться. В то же время в качестве ведущих отраслей выделяют связь и информатику, а так же электронное производство. Микроэлектроника и программное обеспечение начинают играть ведущую роль среди технологий производственного характера. экономика глобализация услуга мировой

Особое внимание в начале 21 века пришлось на отрасль фармацевтики со стороны нефтехимических концернов, а в текстильных компаниях начали активно осваивать. Десятку основных товаров, которые производились в Японии в начале 21 века составили легковые автомобили и сталь, полупроводники и электронные лампы, грузовики и запчасти для автомобилей, автоматизированные устройства обработки информации, видеоаппаратура, металлообрабатывающие станки, а так же суда.

Следует отметить, что устойчивое развитие экономики и промышленности Японии в течении последних 12 лет сильно контрастировало с вялым течением хозяйственной деятельности в других странах. Нефтяные кризисы, сопровождавшиеся взрывным ростом цен, практически не повлияли на положение японских компаний на мировом рынке. Развитие индустриального потенциала японских компаний было вызвано техническим прогрессом в обществе. Таким образом, в конце 20 века японские компании производили товары высокого качества при относительно низких издержках, а в начале 21 века, использование новых технологий позволило им осваивать выпуск совершенно новой продукции в оправданной ценовой категории. Заславская М. Д.; История экономики: пособие для бакалавров:- М.: Дашков и К, 2013

Однако повышение конкурентоспособности товаров японских производителей и снижение курса иены к доллару не дало положительных результатов для экономики в целом в начале 21 века. Темп роста экспорта Японии начал значительно сокращаться, длительный спад деловой активности в развитых странах привели к напряженностям в международных экономических отношениях Японии с мировым сообществом.

Особое влияние на снижение ВВП было оказано снижением экспорта в Китай и США. В этот период падение японского экспорта в США снизилось почти на 60%. Сокращение экономической активности населения страны и начинающийся спад экономики был встречен активной государственной политикой направленной на стимулирование внутреннего спроса и повышение возможностей расширения экспорта.

Сегодня можно заметить, что Япония играет важную роль на мировой арене, однако ее лидирующие позиции начинают постепенно ослабляться. Предполагается, что раскрытие японского потенциала в сфере сельского хозяйства и лесной, рыбной промышленности.

Что касается Японии в Азиатско-Тихоокеанском сотрудничестве, то она является инициатором данных взаимоотношений. Сегодня в организацию АТЭС входят 11 азиатских и 4 американских государства, образована зона свободной торговли и капиталовложений.

При этом отмечается так же особая заинтересованность Японии в разработке природно-ресурсной базы данного региона, обеспечении путей безопасной доставки ресурсов на мировой рынок. Важную роль в сотрудничестве Азиатско-тихоокеанского региона играет позиция Японии за поддержание безопасности в регионе(в особенности после начала операций НАТО в Афганистане).

Однако, не смотря на отсутствие сегодня ощутимой выгоды от сотрудничества с Азиатско-тихоокеанским регионом, Япония намерена развивать данные взаимоотношения.

Обеспечение безопасности гарантирует устойчивое развитие японской экономики. Растущая взаимозависимость регионов, вызывает необходимость развития площадки для обсуждения проблем и предложений в экономической и социально-политической сфере. Уникальная особенность Японской экономики, заключающаяся в одновременной принадлежности и развитым государствам, и к экономически слабому Востоку, обуславливает ее посреднические позиции между Азией и Европой. Степанян С. Ф.; Мировая экономика:-М.: РОАТ, 2010