Английский Биология География

Новые формы работы по популяризации российской истории. Лекции лучших российских ученых - популяризаторов науки

В 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, работая с катодными лучами, обнаружил, что при их столкновении со стеклом трубки возникает какое-то излучение, способное проникать сквозь материальные преграды. Поскольку Рентген не смог определить, какого рода это излучение, он назвал его «Х-лучами». Новый тип излучения обладал удивительными свойствами: он позволял увидеть внутреннее строение предметов и быстро нашел применение в медицине.

  • 1896 французский физик Антуан Анри Беккерель, проводя исследования по фосфоресценции, обнаружил невидимое излучение, испускаемое солями урана – аналог Х-лучей. Так было впервые обнаружено явление радиоактивности.
  • 1898 супруги Мария и Пьер Кюри объявляют об открытии двух новых радио- активных элементов – полония (Ро) и радия (Ra).
  • 1899 А. А. Беккерель и другие ученые показали, что в магнитном поле невидимое излучение, испускаемое радиоактивными ядрами, разделяется на три потока: так были открыты α-, β- и γ-излучение.
  • 1900 английский физик Эрнест Резерфорд установил, что β-излучение представляет собой поток электронов (е–).
  • 1906 им же установлено, что α-частицы – это ядра гелия (Не) без электронных оболочек.
  • 1911 Э. Резерфорд предложил ядерную модель атома.
В 1906 году Эрнест Резерфорд провёл эксперимент с облучением золотой фольги альфа-частицами, позволивший ему в 1911 году предложить физикам ядерную модель атома (почти вся масса атома сконцентрирована в центральном, положительно заряженном ядре, а остальное пространство атома заполнено очень легкими электронами). Она считается принципиально верной и в наши дни, хотя в модели Резерфорда не было нейтронов, открытых лишь в 1932 году.
  • 1919 группа ученых под руководством Э. Резерфорда, бомбардируя α-частицами азот, получила изотоп кислорода (17О) – так была осуществлена первая в мире искусственная ядерная реакция.
  • 1932 английский физик Джеймс Чедвик открыл нейтрон. Это открытие позволило создать протонно-нейтронную модель атомного ядра (согласно ей, ядро состоит из протонов и нейтронов).
  • 1934 французские физики Фредерик и Ирен Жолио-Кюри получили первый искусственный радиоактивный изотоп (фосфор 30Р).
  • 1939 немецкие ученые Лиза Мейтнер и Отто Ганн обнаружили, что при облучении нейтронами ядро урана 235U может распадаться на два осколка с выделением 2-3 нейтронов и колоссального количества энергии, – так была открыта цепная реакция деления ядер урана.
Становилось возможным произвести цепную ядерную реакцию, имеющую форму взрыва. Впервые о подобной ядерной реакции задумался венгерский физик Лео Сциллард (1898-1964). Сциллард ясно представлял себе разрушительную силу «атомной бомбы» и опасался, что Гитлер сможет получить ее первым. Именно усилиями Сцилларда с 1940 года ученые США стали добровольно засекречивать результаты своих исследований, чтобы избежать просачивания любой информации в Германию. Наконец, именно Сциллард и его коллеги обратились с просьбой к Альберту Эйнштейну написать письмо президенту США. Письмо Эйнштейна 2 августа 1939 года американскому президенту Франклину Делано Рузвельту с заключением о возможностях атомной бомбы и необходимости ее превентивного создания привело к организации мощной исследовательской группы ученых. С этого момента начинается история атомной бомбы.

  • 1940 советские ученые К. А. Петржак и Г. Н. Флеров обнаруживают, что уран может делиться без бомбардировки нейтронами – то есть, открывают спонтанное (самопроизвольное) деление ядер урана. Это открытие привело к возникновению понятия критической массы – минимальной массы, в которой может протекать незатухающая цепная реакция деления.
  • 1942 под трибунами футбольного стадиона в Чикагском университете (США) был запущен первый в истории ядерный реактор.
  • 1945 на полигоне в пустынной местности штата Нью-Мексико близ городка Аламогордо (США) прошли испытания первой в мире атомной бомбы.
  • 1946 в Курчатовском институте (Москва) был запущен первый ядерный реактор на Евразийском континенте.
Первый советский ядерный реактор был пущен в Лаборатории No 2 АН СССР (г. Москва) 25 декабря 1946 года в 19 часов под руководством И. В. Курчатова.
  • 1949 на полигоне в Семипалатинске прошли испытания первой советской атомной бомбы – эта дата знаменует конец монополии США на обладание ядерным оружием.
  • 1952 первое в истории испытание термоядерной бомбы (США).
  • 1953 первое испытание советского термоядерного оружия.
  • 1954 в США спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус».
  • 1954 в Обнинске (СССР) на территории Физико-энергетического института запущена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
Во второй половине 1940-х годов, еще до окончания работ по созданию ядерного оружия, советские ученые приступили к разработке первых проектов мирного использования ядерной энергии, генеральным направлением которого стала электроэнергетика. По предложению И. В. Курчатова (и в соответствии с заданием партии и правительства) первые работы в этом направлении начались еще в 1948 году.

С 1948 года в ряде научно-исследовательских коллективов – т.н. «номерных лабораториях» – обсуждалось и разрабатывалось несколько проектов энергетических реакторов, среди которых было два основных: «Шарик» (10 мегаватт) и «Атом мирный» – «АМ» (5 мегаватт). К концу 1949 года стало ясно, что реактор «АМ» имеет явное преимущество, которое в решающей степени определялось опытом по разработке подобных систем, уже накопленным в Курчатовском институте.

30 июня 1954 г. ТАСС сообщил о пуске в СССР первой промышленной электростанции на ядерной энергии. Создание Обнинской АЭС открыло новую эру в истории энергетики – эру ядерной энергетики, став началом научно-технической революции в области энергоснабжения и энергоресурсов.

  • 1957 спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
  • 1957 создано Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, IAEA).
  • 1963 Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Московский договор).
  • 1972 запуск первого в истории энергетического реактора на быстрых нейтронах (СССР).
  • 1986 авария на Чернобыльской АЭС.
В результате принятия решений на различных уровнях, в СССР были остановлены строительные или подготовительные работы почти на 40 площадках АЭС с суммарной мощностью энергоблоков более 100 ГВт. (Отметим, что замораживание строительства любого объекта значительно увеличивает затраты на его достройку, с чем мы сейчас и сталкиваемся при продолжении работ на этих площадках). После Чернобыльской аварии в мировой ядерной энергетике также начинается серьезная депрессия. Так, например, в США продолжаются отмены заказов на строительство новых блоков, Италия в1988 году решает отказаться от ядерной энергетики (имея в действии или в процессе строительства 8 блоков общей мощностью 7 ГВт), а Германия после падения Берлинской стены в 1989 году отказывается от строительства завода по переработке ядерного топлива.
  • 1992 подписание четырехстороннего (Евросоюз, Россия, США, Япония) межправительственного соглашения о разработке инженерного проекта международного экспериментального термоядерного реактора ITER.
  • 1996 на 50 Генассамблее ООН принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
  • 2000 на саммите тысячелетия в Нью-Йорке Россия выступила с инициативой создания под эгидой МАГАТЭ международного проекта для разработки инновационных ядерно-энергетических технологий (INPRO).
  • 2006 активизация развития ядерной отрасли России и «ядерный ренессанс» в мире.
По данным МАГАТЭ (2008) позиции государств, имеющих АЭС, по отношению к ядерной энергетике таковы: лишь 6 стран готовы отказаться от ядерной энергетики по окончанию срока службы имеющихся у них энергетических реакторов, а 24 страны готовы к строительству новых блоков. Если же говорить о государствах, еще не имеющих собственной ядерной энергетики, то 27 стран заявили о серьезных намерениях по строительству новых ядерных энергоблоков и АЭС, а еще 16 стран заинтересованы в сопутствующих программах (добыча урана, производство ядерного топлива, изотопная продукция и др.).
  • 2009 в Санкт-Петербурге заложена первая в истории плавучая атомная электростанция.

На этой неделе в Новосибирске открылся информационный центр по атомной энергии. Это восьмой центр госкорпорации «Росатом» в стране и второй - в Сибири. Новая структура призвана популяризировать знания об атомной энергии, просвещать население в вопросах радиационной безопасности в условиях реализации амбициозных планов правительства по строительству сразу нескольких атомных электростанций, в том числе первую за Уралом Северскую АЭС в Томской области.

Снять опасения

Три года назад госкорпорация «Росатом» инициировала проект создания бесплатных региональных информационных центров по
атомной энергии. «Это некоммерческий проект, рассчитанный на популяризацию знаний об атомной энергии в целом, о перспективах ее развития, о принципах использования мирной атомной энергии. Проект призван снять традиционные опасения
людей об опасности атомных станций вызванные чернобыльской аварией, — говорит генеральный директор Центра информационной и выставочной деятельности атомной отрасли «Атомэкспо» Николай Доронин. — Ожидается, что доля атомной
генерации в энергобалансе страны уже к 2025 году будет внушительной. Это означает, что во многих регионах будут реализованы атомные проекты. Мы хотим, чтобы те люди, которые будут жить в то время, не испытывали дискомфорт от соседства с АЭС».

Как рассказал «КС» генеральный директор АНО «Информационный центр атомной отрасли» Александр Хаванов, проекты по
открытию инфоцентров «Росатома» реализуются в тех регионах, где есть «жизненный интерес» в этом региональных властей. «С Новосибирском нам очень повезло. Не скрою, прежде мы должны были открыть информационный центр в одном из городов
европейской части страны, но до сих пор находимся в поисках подобающего помещения. Поэтому понимание новосибирскими
властями важности популяризации атомной энергии, физики и математики среди школьников для нас чрезвычайно приятно и
важно. Тем более что этот вопрос находился на контроле заместителя губернатора области Владимира Никонова. Это позволило нам найти хорошее помещение и реализовать проект в самые короткие сроки», — отмечает господин Хаванов. По его словам, без тесной работы центра с местными органами образования невозможно успешно наполнять центр молодыми посетителями.

Для Сибири это уже второй информационный центр «Росатома». Первый, два года назад, был открыт в Томске. До конца года
планируется открытие еще одного в Красноярске, а в конце 2011 года — в Иркутске.

Важная особенность информационных центров связана с местом их расположения: это столицы регионов, где строятся, либо
функционируют объекты атомной отрасли, что делает центры доступными для большого количества посетителей. Центры «Росатома» открыты в Воронеже, Москве, Ростове-на-Дону, Мурманске, Калининграде и Нижнем Новгороде. В ближайших планах: Челябинск, Санкт-Петербург, Ульяновск, Тверь и Екатеринбург.

На сегодняшний день все центры «Росатома» посетило более 100 тыс. человек. Пропускная способность одного центра — до 40 тыс. человек в год.

Проект открытия информационных центров по атомной энергии в регионах финансируется как Росатомом, так и дочерними предприятиями госкорпорации. Так, в Новосибирске часть расходов взяла на себя, входящая в «Росатом» топливная компания
«ТВЭЛ». Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) — предприятие «ТВЭЛ» — является одним из ведущих российских производителей ядерного топлива для АЭС России и зарубежных стран. «На средства «ТВЭЛ» были выполнены ремонтные работы в информационном центре и приобретено необходимое оборудование. Текущее финансирование деятельности центра будет также вестись за счет топливной компании», — подчеркивает руководитель пресс-службы НЗХК Сергей Гурьянов. Стоимость открытия центра — 5 млн рублей.

Помочь в выборе

Приоритетной целевой группой информационного проекта «Росатома» является школьная аудитория — дети в возрасте 10-14 лет. «То есть, люди, которые сейчас активно формируют свое мироощущение. «Эти дети вступят во взрослую жизнь в то время, когда в стране уже будет бурно развиваться атомная энергетика, и появится восстребованность в большом количестве квалифицированных специалистов в этой области. Наша задача зародить в подрастающем поколении интерес к физике, математике, к техническим дисциплинам. Показать насколько увлекательным и интересным может быть мир атома. Причем речь идет не только об АЭС, но и ядерных технологиях в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и науке. Потенциально это огромные рынки для России», — объясняет Александр Хаванов. Причем, помимо российских планов развития атомной энергетики, «Росатом» имеет большие интересы за рубежом. Так, в этом году вьетнамское правительство подтвердило решение о строительстве первой атомной станции во Вьетнаме с помощью российских специалистов. Сейчас АНО «Информационный центр атомной отрасли» ведет переговоры об открытии инфоцентра в Ханое.

В Сибири же первая АЭС появится в ближайшие 5-6 лет в Северске в 30 км от Томска. Напомним, решение о строительстве в Северске новой атомной электростанции, взамен полностью остановленной в 2008 году Сибирской АЭС, было принято в 2007
году. В составе АЭС будут действовать два энергоблока, запуск которых запланирован на 2015-2017 годы. АЭС будет направлена на энергообеспечение сразу нескольких ближайших к Томской области регионов.

«Сегодня уже ряд регионов страны испытывают кадровый дефицит в атомной промышленности. Эта проблема возрастет по мере
реализации новых российских атомных проектов», — убежден Сергей Гурьянов. «Речь идет не только об узких специалистах
атомного сектора, но и элементарно о строителях. Так, в пиковые моменты на стройплощадке по строительству АЭС работают
до 6 тыс. человек. А по уровню заработных плат нам трудно конкурировать с теми же девелоперами», — добавляет Доронин.

Виртуальный спектакль

Ориентированность центра на школьников определяет вид и контент информационного центра. Он представляет собой
мультимедийный кинотеатр на 36 мест, сочетающий в себе панорамную 3D-проекцию, компьютерную графику и анимацию,
стерео-звук, интерактивные консоли и персональные мониторы.

«Для себя мы определяем жанр сеанса как виртуальный спектакль. За 45 минут наши посетители совершают путешествие в
мир атома. О сложных вещах программа рассказывает простым языком, помогая разобраться в атомной теме, как школьникам,
так и взрослым и пожилым людям. Мы идем по пути дифференциации, делая наш продукт максимально интересным для той или
иной аудитории, включая дошкольников», — рассказывает Николай Доронин.

В настоящее время в арсенале центра помимо базового продукта «Мир атомной энергии», есть и такие программы как «Земля
— планета Солнечной системы», экскурс в историю астрономии и космонавтики «История астрономии — освоение космоса»,
«Путешествие по городам мира», знакомящее с национальной культурой разных стран и традициями населяющих их народов.
«При создании сеанса перед нами стояла задача не только максимально полно и доступно рассказать рядовому зрителю об
атомной энергии, но и обеспечить активное взаимодействие со зрительской аудиторией. Для этого в рамках программы
предусмотрены несколько интерактивных блоков-викторин, на локальных мониторах отображается вспомогательная информация,
содержащая в себе простые и понятные для неподготовленного человека сравнения», — объясняет Александр Хаванов.

В «Росатоме» считают для себя большим успехом, что новосибирский информационный центр возглавил бывший начальник
главного управления образования мэрии Новосибирска Геннадий Старцев — личность в педагогике Новосибирска очень
известная.

Для того чтобы понимать эффективность своих продуктов «Информационный центр атомной отрасли» в каждом из городов
присутствия проводит социологические опросы. «У нас две технологии замера. Во-первых, контент каждого центра мы
корректируем на основе анкетирования посетителей. Например, наш центр в Мурманске работает на борту ледокола «Ленин».
И у наших посетителей возникла просьба сделать специальную программу по использованию атомных энерготехнологий на
флоте, как на ледокольном, так и на подводном. Конечно, сейчас мы работает над этим продуктом. Получив отклик мы
стараемся делать наш продукт более адоптивным к восприятию тех людей, которые его потребляют, — рассказывает господин
Доронин. — Вторая технология — телефонные опросы родителей школьников. Мы просим ответить на такие вопросы, как:
знаете ли вы об информационном центре, хотели ли в нем побывать, что вам рассказывали о центре дети, и как изменилось
их отношение к ядерной энергии. Мы видим, что те дети, которые в будни побывали с классом в информационном центре, в
выходные приходят уже с родителями».

На открытие новосибирского центра генеральный директор НЗХК Владимир Рожков выразил уверенность, что центр станет
привлекательной коммуникационной площадкой, а также важным элементом корпоративной политики предприятия в работе с
молодежью.

Открытая отрасль

По мнению опрошенных «КС» специалистов, информационный центр еще один сигнал к тому, что атомная отрасль России
становится все более прозрачной и открытой. «Росатом» сейчас не готов строить АЭС, не достигнув общественного
консенсуса по этому вопросу. Компания демонстрирует явную открытость. Более открытыми становятся и компании, входящие
в структуру госкорпорации», — делится своими наблюдениями Сергей Гурьянов.

Экология сознания: Наука и открытия. Обзор лекции лучших российских ученых по математике, физике, биологии, астрономии и другим наукам.

Наука из первых рук

В мире растет число фейковых новостей и все сложнее найти источник правдивой информации.

Спрос на достоверность, качество и фактчекинг не пропал, но сложно подружить методологии проверки данных с новостями мейнстрима в эпоху, когда даже серьезные издания гонятся за кликбейтом. Изъеденные недочетами новости политики, экономики, спорта и других сфер начинают раздражать, а не привлекать внимание.

Образуется информационный вакуум, заполнить который могут новости науки. Манипулировать научными данными не так интересно, как фактами в экономике и политике.

Наука поддерживается прекрасной репутацией источников - например, не вызывает сомнений авторитетность журнала «Nature» или достоверность базы данных биотехнологической информации PubMed.

И все же между источником научных данных и читателем часто стоит фильтр, отвечающий за качество публикаций - журналист. Избавиться от прослойки можно лишь в том случае, если вы сразу получаете информацию от ученых. Так можно сделать, если подписаться на интересующих вас авторов. Они есть в соцсетях, но информация там не структурирована, а вот каналы с видеоконтентом - как личные, так и собранные обычными людьми, - это ценный источник адаптированных данных.

Математика

Савватеев Алексей Владимирович

Один из самых известных популяризаторов математики в России. По ссылке на канал вы найдете 85 лекций Савватеева, но это лишь часть его богатого наследия. Есть 55 видео о теории игр, 30 коротких роликов о самых разных темах, и еще бесчисленное количество видео на различных каналах, среди которых отметим 12 лекций по математике для детей .

Алексей Владимирович интересен не тем, что он доктор физико-математических наук и специалист в области теории игр, хотя и это важно. Интересна его подача материала, он способен заинтересовать ребенка, а после переключиться на слушателя, изучившего курс матанализа. Он ведет «Математику для гуманитариев» и может доносить самые сложные вещи простым языком любому слушателю. Причем трудно даже какие-то рамки в его лекциях установить - вот он, например, рассказывает, за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2012 году.

Михайлов Роман Валерьевич

Роман Михайлов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ, профессор РАН, лауреат премии РАН для молодых ученых, лауреат премии Московского математического общества и стипендии фон Неймана в Принстоне, автор более 60 научных работ и монографий. В качестве хобби указывает танцы, жонглирование, исследование орнаментов и восточные языки.

Один из самых необычных (можно даже сказать эксцентричных) математиков России. Лекция Михайлова способна перегрузить ваше сознание… а после перезагрузить и наполнить новыми знаниями не только в области математики, но и в космологическом понимании бытия. Рассказывает про гомологическую и гомотопическую алгебру, К-теорию, теорию групп и групповых колец, теорию категорий. В лекциях часто использует нетривиальные метафоры, поясняющие сложные математические законы.

Физика

Семихатов Алексей Михайлович

Хотя Семихатов защитил докторскую диссертацию на тему «Конформные и топологические теории поля и интегрируемые системы», но его лекции охватывают большое количество популярных тем, понятных слушателям без специальной подготовки. Объясняет сложные понятия явлений, которые «на слуху» - теории струн, бозона Хиггса, черных дыр, гравитационных волн и так далее.

Ахмедов Эмиль Тофикович

О физике и всем многообразии ее проблем рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова, профессор кафедры теоретической физики МФТИ Эмиль Ахмедов.

Лекции касаются квантовой механики, теории всего, космологических констант и в целом теоретической физики.

Медицина

Водовозов Алексей Валерьевич

Алексей Водовозов - выпускник Военно-медицинской академии, подполковник медицинской службы запаса. Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт, токсиколог, победитель конкурса «Медицина в Рунете» в номинации «Лучший блог», победитель конкурса научных блогов в номинации «Молекулярная биология-генетика-медицина». Член Ассоциации медицинских журналистов, член экспертного совета премии имени Гарри Гудини, научный редактор журнала «Российские аптеки».

Дробышевский Станислав Владимирович

127 лекций о происхождении человека, средняя продолжительность которых редко составляет меньше часа - стоит ли оно того? Достаточно сказать, что Дробышевский с 2011 года вместе с научным журналистом Александром Соколовым развивает известный портал «Антропогенез.ру». Сам ученый, естественно, занимается антропологией. Он кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения.

Соколов Александр Борисович

Раз уж мы упомянули Соколова, следует дать на него ссылку. Хотя Александр Борисович не ученый, а научный журналист, если вас интересуют лекции по теме происхождения человека и борьбе с лженаукой, посмотрите выложенные на его канале серии «Ученые против мифов» и «Мифы об эволюции человека».

Палеонтология

Еськов Кирилл Юрьевич

Палеонтолог Кирилл Еськов известен как писатель, деконструирующий фэнтезийные книги. Он применял подход исторический науки к «Властелину Колец». По основной специализации записывает интересные лекции об эволюции видов.

Биология

Марков Александр Владимирович

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюции биологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор и редактор сайта «Проблемы эволюции», лауреат главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», лауреат премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».

Член редколлегии «Журнала общей биологии», ведущий научно-популярных программ радио «Свобода», один из авторов сайта «Элементы.ру». В общем, регалии можно перечислять очень долго. Главное, почему следует смотреть эти лекции - очень хорошая подача научных достижений, истории жизни и эволюции, ответы на загадки эволюционной биологии человека и других живых существ.

Черниговская Татьяна Владимировна

Доктор филологических наук, доктор биологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. По ее инициативе впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».

Тематику лекций Татьяны Владимировны лишь условно можно отнести к биологии. Ее лекции посвящены деятельности мозга, сознания, процессам обучения, эволюции речи, ментальному лексикону, лингвистике, психологии, искусственному интеллекту и нейронауке.

Панчин Александр Юрьевич

Еще один биолог, вышедший за рамки биологии. Александр Панчин известен в первую очередь как популяризатор науки и научного мышления. Получил премию «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии». Является старшим научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН имени Харкевича. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, участник оргкомитета и экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, вручаемой за доказанное проявление экстрасенсорных способностей (ни разу не была вручена).

Панчин разрушает мифы, борется с лженаукой, дезавуирует околонаучные махинации, продвигает рациональный подход к ГМО и генетике в целом.

Астрофизика

Попов Сергей Борисович

Сергей Попов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, профессор РАН, один из самых известных российских популяризаторов науки с огромным количеством публикаций как в интернете, так и за его пределами.

Лекции посвящены космосу: двойным и одиночным компактным объектам (нейтронным звездам, черным дырам), эволюции и физике звезд, гравитационным волнам и многому другому. Если до этого момента вы в принципе не интересовались устройством Вселенной, посмотрите несколько лекций с обзором последних открытий - возможно, что именно с этого материала вы откроете для себя «звездный» научпоп.

Астрономия

Сурдин Владимир Георгиевич

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. За цикл научных лекций по астрономии и астрофизике получил Беляевскую премию. В 2012 году стал лауреатом премии «Просветитель».

Основные темы научных публикаций - звездные скопления, процессы звездообразования, физика межзвездной среды, объекты солнечной системы. А вот лекции по уровню сложности доступны любому слушателю. Рассказывает в основном про базовые общедоступные вещи: про историю астрономии, телескопы, исследование планет, поиск внеземных цивилизаций и так далее.

Физиология

Дубынин Вячеслав Альбертович

Профессор Дубынин работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ. Преподает на биологическом, медицинском и психологическом факультетах нескольких московских вузов.

В своих лекциях рассказывает об анатомии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, различных областях физиологии мозга и нейрофармакологии.

Биофизика

Шноль Симон Эльевич

Биофизик, историк советской и российской науки, профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, бывший зав. лабораторией физической биохимии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, доктор биологических наук, автор свыше 200 научных работ и нескольких книг по истории науки.

Рассказывает про биологические системы, теорию эволюции, космофизические корреляции биологических и физико-химических процессов, историю науки. Заслуженный соросовский профессор. Член редколлегии журнала «Природа».

Химия

Оганов Артем Ромаевич

Артем Органов - химик, физик, теоретик-кристаллограф, минеролог, материаловед, создатель методов компьютерного дизайна новых материалов и предсказания кристаллических структур. При таком багаже знаний лекции его могли касаться любой темы, но самое интересное происходит, когда Органов рассказывает о химии.

Современная химия неотрывно связана с созданием новых материалов - и в этой теме Оганов умеет буквально «зажечь» слушателя, рассказывая о революции в материаловедении, дизайне новых материалов и химических явлениях, выходящих за рамки привычных вузовских курсов.

В обзор попали далеко не все ученые-популяризаторы. Не у всех есть свой канал с выложенными лекциями и не всем, к сожалению, подобный канал сделали самостоятельно слушатели. У кого-то выложено много видеоотрывков, но в разрозненном виде, а где-то просто автор сильнее представлен в статьях, чем в видео. опубликовано

Последствия аварий на атомных станциях, и даже испытаний ядерного оружия, часто сильно преувеличены и провоцируют панику и неразбериху в головах неспециалистов, впрочем, на развитие атомной энергетики это по большому счету не влияет, а чем-то этот страх может быть даже полезен - к таким выводам пришли эксперты, пришедшие на показ фильма "Ядерное безумие", который состоялся в рамках проекта "Научный понедельник" в РИА Новости.

Фильм "Ядерное безумие" посвящен испытанию США ядерного оружия на атоллах Бикини и Эниветок в 1950-х годах. Жители этих островов до сих пор страдают от болезней, вызванных облучением, и - как и режиссер фильма Адам Хоровитц (Adam Horowitz) - уверены, что американцы намеренно использовали их как "подопытных кроликов" для изучения влияния радиации на людей. Этот фильм, ярко описывающий страдания населения Маршалловых островов, казалось бы, дает еще один повод бояться радиации, каким бы ни был ее источник.

Действительно, соглашается Рафаэль Арутюнян, замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, показанные в фильме последствия облучения - от ожогов до рака и уродств среди новорожденных - соответствуют полученным жителями дозам радиации. Однако в фильме перемешаны политика и реальная трагедия.

"За всю историю, начиная с открытия цепной реакции, если убрать военное применение, известно - возьмите документы научного комитета по действию атомной радиации ООН - 277 человек получили высокие дозы"

Сказал Арутюнян.

Страх людей перед атомной энергетикой выгоден политикам, считает он: "Как только какая-то страна пытается развивать атомную энергетику, тут же возникает США, которые говорят, "Ни-ни-ни, они идут к атомной бомбе". Есть гораздо более простые способы делать атомную бомбу, которые не имеют никакого отношения к очень сложному процессу построения атомной станции".

Впрочем, по мнению Арутюняна, массовое неприятие атомной энергетики гражданами, как в Германии, не может повлиять на ее развитие в целом, разве что в отдельно взятой стране.

Гораздо страшнее самой радиации - элементарная безграмотность населения в вопросах атомной энергетики, считает Александр Колдобский, заместитель директора Института международных отношений МИФИ. Он утверждает, что последствия аварии на Чернобыльской АЭС, например, сильно преувеличены. Колдобский опирается на статистику, согласно которой в результате аварии 134 человека заболели лучевой болезнью и 28 из них умерли в первые три месяца после катастрофы, а также известно около 100 случаев преждевременной смерти среди тех, кто получил в результате аварии повышенные дозы облучения.

"Пока мы будем бросаться словами "жуткая", "страшная", мы немногого добьемся",

Считает он.

Станислав Субботин, начальник отдела Института перспективных энергетических технологий НИЦ "Курчатовский институт", уверен, что как бы ни относились к атомной энергии, отказаться от ее использования человечество не сможет, поскольку она может быть очень дешевой и дает возможность подготовиться к тому моменту, когда запасы нефти и другого топлива подойдут к концу. А опасность ядерной энергии, по его мнению, идет только на благо прогрессу: "Человечество заставляет мыслить опасность", - считает он. Так, запрет испытаний привел к развитию суперкомпьютерных вычислений и компьютерного моделирования взамен реальных опытов с радиоактивными веществами, что в свою очередь нашло множество приложений и в других науках. Страх перед радиацией, который другие эксперты полагают невежеством, тоже идет на благо развития ядерной физики, считает Субботин, так как необходимость обеспечить безопасность использования энергии атома заставляет правительства выделять деньги на соответствующие исследования.

"Научный понедельник" - мультимедийный научно-познавательный и просветительский проект РИА Новости, организованный совместно с Политехническим музеем и направленный на популяризацию современной науки. В рамках проекта будут показаны лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные научной тематике.

А также искусства и прочих вещей, в которых все считают, что разбираются.
И почему я думаю, что это не стоит делать.
Предисловие. Называется, "зависть-не радость".
Есть у меня в ленте некая девица. Постит разнообразные картины и к ним - "типа прикольные" комменты, которые чаще всего получаются несколько плоскими. Прямо так - "и где тут смеяться?"
(Нет, это не Шакко, это ее эпигон! Там все гораздо более "блондинисто" и гораздо менее шкодливо! У Шакко - глубина знаний, там же - пара прочитанных энциклопедий)
Была такая Паола Волкова. Навлекла немало критики, но поклонники, кои многочисленны, давай: "Зато она рассказывает о сложном просто!"
Среди "историков" таких тоже много. Полки завалены различными "скандалами-интригами-расследованиями". Бушков, Киянская, всяко-разные радзинские и несть им числа - все это популяризаторы.

К сожалению, главная причина - бездарность популяризаторов. Большинство из них стремится к уровню средненького экскурсовода. То есть - неточность фактов пытаются компенсировать занимательностью изложения, но так как рассказчики и писатели из них тоже так себе, то получается нечто плоское, пошлое, лишенное особой занимательности и изящества. Впрочем, некоторым такое вот нравится. Для которого - "простое о сложном".
Есть, кстати, тонкая грань между юмором, "шкодливостью" и откровенной пошлятиной и гэгами.
Во-вторых, всегда чувствуется, когда автору интересно то, о чем он стремится рассказать, и когда ему, по сути, пофиг и скучно. Но хочется заработать дешевой популярности, поэтому он и заводит шарманку. Я в своем блоге пытаюсь выдерживать стиль, искритикованный одной медийной персоной - "радость открытий". Я тащу все а-ля "посмотрите, что я нашла!" - и делюсь с читателями; кроме того, у меня литераторский подход к истории - ист. личности мне интересны постольку, поскольку их жизнь можно засунуть в книгу, особо ничего от себя не выдумывая)

Во-вторых, история - это только на поверку кажется простым и доступным, и "популярная" история (та, что печается журналами а-ля "Дилетант" и рассказывается Парфеновым и подобием им) - это то же самое, что "популярная" психология в глянцевых журналах. Глянуть профанам будет интересно, более-менее подкованные начнут плеваться и фыркать; в общем, "не пытайтесь повторить это дома". Про искусство я не знаю, но, думаю, солененькие факты про личную жизнь Рембрандта с его Саскией не раскроют нам суть "Данаи" или "Дозоров".
Интересно, что подобный жанр возродился в 1990-е. Советские "популяризаторы", включая и notorious Пикуля, несмотря на некоторую наивность и идеалистичность их суждений и подгонку под теорию масс, делающих историю и марксизм-ленинизм, как-то "знали берега" и не считали, что историю надо показывать, как очередной выпуск "Дома-2" или передачи на "Рен-ТВ".

Моя еще проблема что с экскурсиями, что с популяризаторами, и особенно, с людьми, начитавшимися/насмотревшимися/наслушавши мися популяризаторов, рассказавших им "просто о сложном" - я ощущаю неумеренное чувство превосходства над ними. Иногда даже показываю, что их рассказы "о королеве Марго и ее полюбовниках" мне совсем неинтересны и я не понимаю, о чем здесь речь. Одна наивная душа, натолкнувшись на мою реакцию после ее пересказа статьи из "Каравана историй", потрепала меня по плечу и сказала: "Ну, загрузили мы тебя, наверное, такими темами!" Мне оставалось только усмехнуться. Там было настолько непроходимое невежество, что мне и возразить-то на такое было нечего.

Вообще же, если говорить про восприятие истории, то ее, ИМХО, необходимо воспринимать как жизнь. Как современность. Так же, как и искусство - это то, что мы видим вокруг себя.