Английский Биология География

Роль внимания в профессиональной деятельности. Профессионально значимые свойства внимания


Внимание. Направленность психических познавательных процессов обеспечивает выделение в изучаемых объектах существенных признаков, наилучший контроль за ними в ходе любой деятельности. Такая направленная активность познавательных процессов, сознания человека получила название внимания.
Внимание - это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Первоначально внимание возникает как настороженность, своего рода готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение (С.Л. Рубинштейн).
Внимание проявляется в различных психических (восприятие, мышление), двигательных процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности как составной элемент этих процессов. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них. С одной стороны, оно предстает как сложный познавательный процесс, тесно связан
ный с психическими процессами, особенно с восприятием, памятью, мышлением. С другой стороны, внимание является психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.
В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.
Факторы, определяющие внимание. Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две 1
основные группы.
Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.
Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.
Одним из внешних факторов, положительно влияющих на общий уровень внимания, является структурно упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы. Поэтому в процессе любой деятельности необходимо обеспечивать наиболее рациональные формы организации потока информации (А.Р. Лурия). Данная рекомендация имеет особо актуальное значение, например для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает качественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации.
Субъективные факторы, определяющие направленность внимания. К этим факторам относятся: соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям. К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими, тормозя при этом побочные раздражители, не относящиеся к сфере интересов человека.

Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.
Усвоение следователем этой очевидной истины должно мобилизовывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.
На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.
Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, - произвольное внимание, которым юрист должен управлять.
В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уровне уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наиболее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внимания - послепроизвольном внимании, направляющем познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.
Характеристика внимания. Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие.
Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 6 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.
Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости со
знание человека, как правило, направляется на один объект или контролирует один вид деятельности.
Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрированность, распреде- ляемость, объем тесно связаны между собой.
Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя и по каждому из них он мог планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования.
Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12 с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физиологической основе неустойчиво.
С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 мин.
Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется состояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.
Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые признаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения. В ином случае наше сознание заходит «как бы в тупик», и тогда «создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания».
Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внимания к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «развиваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый

раз свое новое содержание. «Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание, - пишет об этом процессе С.Л. Рубинштейн, - способно поддерживать внимание»1. Данное положение психологии лежит в основе разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия.
Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключает его гибкости, переключаемости, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу запланированной работы.
Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие? Виды ощущений, их основные свойства. Виды восприятия, основные свойства, закономерности восприятия. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста. Что такое память? Виды памяти, их характеристика. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности. Приемы активизации памяти участников судопроизводства. Что такое мышление, его виды? Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятельности юриста. В чем состоят особенности творческого мышления? Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятельности следователя? Какими качествами должно отличаться мышление юриста? Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться юристами в своей профессиональной деятельности. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста? Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?
10. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном и том же объекте, предмете деятельности. Она сохраняется в активной практической деятельности с предметами, в умственной деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

К факторам, способствующим устойчивости внимания, относятся:
индивидуально-физиологические особенности человека (свойства нервной системы, общее состояние организма);
мотивация деятельности (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности);
новая деятельность или увеличение сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связано повышение сосредоточения);
положительные эмоции, чувство удовлетворения от деятельности.

Слабая нервная система, болезнь, усталость, отсутствие интереса, наличие отвлекающих моментов ослабляют устойчивость внимания.

Концентрация внимания - степень его сосредоточенности на объекте. Она является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Концентрация (сосредоточение) внимания на одних объектах предполагает отвлечение от других и всего постороннего. Сосредоточение - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Человек может быть сосредоточенным, увлекшись интересным делом, чтением книги, и не замечать посторонние шумы, передвижения и т. д.

Рассеянность ученых - обратная сторона собранности, сосредоточенности на основном предмете их интересов. Не переключаясь на житейские мелочи, они часто оказываются в смешном положении. В воспоминаниях о композиторе и химике А. П. Бородине приводятся такие факты. Однажды он принимал гостей и, утомившись, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой. При путешествии с женой за границу в момент проверки паспортов на вопрос: «Как зовут жену?» он не мог ответить. И когда подошла жена, сказал: «Катя! Ради Бога, скажи им, как тебя зовут?»

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Перевод внимания с одного объекта на другой может быть как непроизвольным, так и произвольным. Если переключаемость имеет непроизвольный характер, то это свидетельствует о неустойчивости внимания и стремлении организма к отдыху. С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания.

Сознательное переключение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи сопровождается нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Легкость и успешность переключения внимания зависит от:
отношения между предшествующей и последующей деятельностью;
завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности;
отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот);
индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта);
значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Примерами хорошего распределения внимания являются: феномен Юлия Цезаря, который одновременно мог выполнять семь не связанных между собой дел; Наполеон мог диктовать своим секретарям несколько ответственных дипломатических документов; некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабевающим вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога: ему нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе. Способность к распределению внимания формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Как правило, одновременно протекает лишь один вид сознательной деятельности, ощущение одновременности возникает из-за быстрого переключения с одного объекта на другой. Таким образом, распределение внимания - это обратная сторона переключаемости, в доказательство можно привести пример с экспериментом: пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (150-100 м) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимальной сосредоточенности внимания. Поэтому можно сделать вывод, что трудность представляет совмещение двух деятельностей, требующих напряженных умственных действий.

Объем внимания - количество информации, объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Чем больше предметов или их элементов воспринимается одновременно, тем больше объем внимания, и тем эффективнее будет выполняться деятельность. Средний объем внимания взрослого равен пяти-семи объектам одновременно. Экспериментальное определение объема внимания тесно связано с кратковременной памятью. Обычно его устанавливают посредством опыта: на короткое время испытуемому предъявляется большое количество информации, то, что он успевает заметить, и характеризует объем его внимания.

В профессиональной деятельности человека большую роль играют свойства внимания - устойчивость, распределение, переключение, концентрация, которые несут различную нагрузку в разнообразных видах деятельности. Так, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль (корректор, бракер, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьироваться в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, к примеру, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают его устойчивость.

Подавляющее большинство профессий не предъявляет повышенных требований к вниманию. Однако с развитием техники в ряде современных профессий, в частности водительских и операторских, количество объектов увеличивается настолько, что один человек вообще не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов труда, с увеличением скорости летательных аппаратов или автомобилей, при возникновении аварийных ситуаций деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности.

В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенциоиных навыков и в усвоении оптимальной для данной деятельности системы организации внимания.

Рассмотрев основные свойства внимания, А.В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде - это не выработка высокого напряжения внимания или развитие его абстрактных качеств.

Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машин (оборудования, технологии) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения.

При овладении новым видом деятельности или при выполнении тех же функций в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение определенному виду труда или переучивание применительно к современной технике заключается в усвоении работником новой для него системы организации внимания. Для этого человек должен эту систему изучить, выработать убежденность в ее необходимости, рациональности и эффективности, а затем овладеть ею в процессе практического обучения.

В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенциоиных навыков. А Л. Гозова провела эксперимент с ткачихами-многостаночницами, которым разъяснялось значение распределения внимания, а затем они овладевали навыком распределения внимания по специальной инструкции.

В ходе проведенного эксперимента производительность труда ткачих повысилась. Богатый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЛАН

Введение

1.Понятие о памяти

2.Классификация видов памяти

3.Уровни переработки информации

4.Индивидуальные различия памяти у людей

5.Значение внимания в профессиональной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Данная тема является актуальной, т.к. память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Основная цель работы - рассмотреть познавательные процессы: память.

Объект исследования - память личности. Предмет исследования - проблема памяти в психологических исследованиях, основные процессы и виды памяти, основные методы её исследования.

1. Понятие о памяти

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти - М.: Проспект, 2000. С. 212. .

Память -- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 98. .

В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

Существуют гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия - клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и кровеносными сосудами, - связана с функционированием ДП. Предполагается также, что память связана с изменениями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы о роли различных клеток мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации, а также о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Поэтому высказанные выше предположения можно рассматривать лишь в качестве интересных гипотез. В этой связи более полезными для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею представляются психологические теории памяти.

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

Память в русле этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г. Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 101. .

Заслугой З.Фрейда и его последователей можно считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

2. Классификация видов памяти

Существует много подходов к классификации видов памяти, наиболее часто выделяют Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. С. 304-305. :

Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.

Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Логическая память результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. Логическая память у младших и старших школьников различна. Лучше выражена она у старшеклассников.

Эйдетическая память особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А.Р. Лурия) репортер Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего. Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через пятнадцать лет после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог «перевести» в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, «как будто какое-то пламя с жилками».

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.

Синестезия возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации, различают следующие виды памяти Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2006 С. 306. :

Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

Кратковременная (первичная) память - позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.

Долговременная (вторичная) память - простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, т.е. по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с.

Выделяют еще так называемую «вечную» или третичную память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

3. Уровни переработки информации

Три этапа переработки информации в кратковременной памяти.

Мы подробно остановимся на переработке информации в кратковременной памяти как на проблеме, крайне важной для принятия решений. Существует много интересных экспериментов и фактов, характеризующих три основных этапа переработки информации в КП: кодирование, хранение, извлечение.

Кодирование

Как человек кодирует информацию? Пусть вам показывают лист бумаги, на котором написана фамилия: Иванов. Что вы запомнили - написание букв или их произношение? Исследования показывают, что мы чаще всего запоминаем звуки, соответствующие буквам, т.е. используем при запоминании вербального материала акустическое кодирование. Опишем некоторые эксперименты, на которых основано это утверждение Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. С. 108. .

В экспериментах испытуемым показывали последовательность из шести букв (например, БРЛМКС) в течение 1-2 с. Затем субъект должен был через некоторое время вспомнить эту последовательность. Оказалось, что неправильно воспроизведенная буква была по звучанию близка к правильной (например, с-з, б-п).

Интересный эксперимент осуществил профессор Г. Саймон с китайскими студентами. Китайцы вместо букв используют иероглифы, причем несколько иероглифов могут иметь одинаковое название. Когда китайцам показывали на короткое время последовательность иероглифов, они затем воспроизводили правильно шесть из них (в среднем), если иероглифы назывались по-разному, и только три, если названия были одинаковые (и, следовательно, не могли быть кодированы по-разному акустически).

Хранение

Важнейшей характеристикой кратковременной памяти является ее объем, определяемый количеством одновременно сохраняемых в ней элементов. Основной вывод, к которому приходят авторы различных работ, заключается в том, что объем кратковременной памяти ограничен.

Многочисленные эксперименты по изучению возможности человека перерабатывать информацию и различать уровни измерения стимулов (интенсивности звука, оттенков цвета и т.п.) обобщены в знаменитой статье Дж. Миллера о «магическом числе 7±2». В этой статье на большом фактическом материале сделан вывод, что пропускная способность человека как измерительного устройства ограничена. Так, например, при различении звуковых тонов нельзя давать испытуемому оо/ тонов, если мы хотим, чтобы он не ошибался.

Миллер определил предел пропускной способности человека числом 7+2 бинарных единиц (битов). В экспериментах удалось определить также объем непосредственной (КП) памяти человека через число запоминаемых отрезков информации. Дж. Миллер назвал запоминаемый отрезок информации чанком (chunk). Количество чанков в самых разных экспериментах не превышало числа 7±2, причем чанком может буква, так и фраза -- нечто, воспринимаемое испытуемых как один смысловой образ. Так, машинистка запоминает при перепечатывании текста с незнакомыми словами не более семи букв. В иных задачах на запоминание чанк может быть сложным смысловым образом.

Подробно вопрос о размере чанка исследовал на себе Г. Саймон путем запоминания слов и фраз, имеющих различное смысловое содержание и находящихся в различной связи. Полученные результаты подтвердили в основном результаты Дж. Миллера. Было показано, что время обучения также зависит от числа чанков. Г. Саймон делает вывод, что психологическая реальность чанка достаточно хорошо продемонстрирована, а объем кратковременной памяти составляет от пяти до семи чанков.

Если люди не повторяют (мысленно или вслух) поступившую в КП информацию, она быстро забывается, убывание происходит оттого, что либо новые чанки как бы вытесняют старые, либо информация угасает со временем.

Извлечение

Может возникнуть представление, что при ограниченной по объему информации в КП существует возможность немедленного извлечения из нее любого чанка. Однако это не так. Чем больше чанков в КП, тем медленнее извлечение информации.

Впервые это показали эксперименты Р. Стернберга. В экспериментах испытуемые запоминали последовательность цифр, количество которых было меньше семи, и отвечали за тем на вопрос, содержится ли новая, заданная цифра в этой последовательности. Судя по результатам экспериментов, испытуемые ведут себя следующим образом: они производят последовательное сравнение заданной цифры со всеми запомненными цифрами, а уже потом принимают решение, содержится ли заданная цифра в последовательности или нет. Такая стратегия выгодна в том случае, когда принятие решения занимает намного больше времени, чем сравнение. Р. Стернберг определил время одного сравнения: 35 мс Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. С. 109. .

Три этапа переработки информации в долговременной памяти

Кодирование Преобладающим способом кодирования информации для вербального материала является смысловое кодирование. Это означает, что чаще всего мы не запоминаем информацию дословно. Мы помним основное ее содержание. Например, после прочтения письма мы можем совсем иными словами, но достаточно точно описать его содержание.

Хранение

Существует множество различных и достаточно сложных моделей долговременной памяти. Каждая из них соответствует определенной части имеющихся экспериментальных данных. С точки зрения проблем принятия решений нам представляется наиболее привлекательной модель, основанная на семантической близости. В этой модели семантический класс может быть представлен в долговременной памяти как набор атрибутов или признаков. Каждый объект представляется как бы точкой в пространстве признаков, причем близким объектам соответствуют близкие расстояния в этом пространстве.

Другая распространенная модель может быть названа иерархической. Люди лучше запоминают информацию и реже ее забывают, если сведения упорядочены от более общих к более частным. Например, удобно хранить информацию о живых существах, относя их к классам млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб и т.д. Мы можем различать разные группы птиц по местам обитания, по поведению и т.д.

Иерархическая организация информации оказывается весьма эффективной. В одном из экспериментов испытуемых просили запомнить информацию, представленную в иерархическом виде. Другая группа испытуемых получила эту же информацию без какой-либо структуры, просто как набор названий. Испытуемые запоминали (в среднем) 65% информации, представленной в иерархическом виде, и только 19% информации при случайном порядке предъявления.

Извлечение . При принятии решений мы переносим из долговременно! памяти в кратковременную необходимую информацию, если, конечно, мы ее не забыли. Как отмечает Г. Саймон, долговременная память похожа на большую энциклопедию, которая создается одновременно с умением делать выборки по индексам.

В отличие от обычных энциклопедий человеческая память позволяет делать выборки по индексам совершенно разного характера. Вспоминая о птицах, мы можем, например, использовать как признаки их окраску, размер, тип питания, пути миграции и т.д.

Особый интерес с точки зрения принятия решений представляет удивительная способность экспертов быстро и безошибочно находить необходимые решения. Для экспертов (шахматистов, инженеров, врачей) характерен быстрый переход от описания объекта к правильной его оценке.

Каким образом эксперты сразу и с малым числом ошибок находят нужные решения?

Проведенные исследования показали, что эксперты хранят в долговременной памяти очень большое количество информации (чанков) в специально организованном виде. По оценке Г. Саймона, количество таких чанков для одной области деятельности может составлять от десятков тысяч до 1 млн. За многолетнюю практику (по мнению Г.Саймона, необходимо не менее 10 лет для того, чтобы стать экспертом в любой области) профессионалы отбирают наиболее информативные для принята решений признаки. Так, шахматисты описывают позиции, используя такие термины, как «угроза для короля», «возможность атаки» и т.д. С помощью этих индексов шахматисты быстро находят в памяти позиции, необходимые при выборе следующего хода.

4. Индивидуальные различия памяти у людей

память внимание образный долговременный

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.) , а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

5. Значение внимания в профессиональной деятельности

Профессионально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения -- по-разному выступают в различных видах деятельности. Для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль (корректор, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. В лабораторном эксперименте у лиц со слабым возбудительным процессом Л. Б. Ермолаева-Томина наблюдала снижение умственной работоспособности почти в два раза уже через 30--35 мин. Она пришла к выводу, что сила нервной системы является основным фактором, обусловливающим возможность длительной сосредоточенности, и что лицам со слабым возбудительным процессом (при прочих равных условиях) труднее, чем «сильным» справляться с профессиональными задачами, требующими длительной сосредоточенности внимания, постоянного бдительного наблюдения. Вместе с тем Ермолаева-Томина отмечает компенсирующее значение эмоционального фактора (заинтересованности в результатах работы) и привычки к систематическому сосредоточенному труду Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти - М.: Проспект, 2000. С. 213. .

Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотонная работа, например, влияет на устойчивость внимания резко отрицательно, а содержательная работа и ответственность за нее повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно.

Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (в частности профессии водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов жизни в результате увеличения скорости самолетов и автомобилей, а также в аварийных ситуациях деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности. В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенционных навыков и в усвоении оптимальной для данной деятельности системы организации внимания.

Большое практическое значение имеет вопрос: на какое количество и каких объектов может быть распределено внимание в определенном процессе труда. Прежде всего это зависит от того, сколько органов чувств участвует в процессе восприятия. Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обучении важно определить, с помощью каких органов чувств следует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Например, летчик может судить о скорости полета по приборам, по количеству оборотов двигателя, по положению капота относительно линии горизонта и т.д.

При выполнении действий, требующих распределения внимания между многими объектами, степень его концентрации на определенных объектах с течением времени непрерывно меняется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптимальной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики.

На практике возникает вопрос и о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп его переключения? При составлении схем переключения внимания важно учитывать значимость различных объектов. На более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные. Необходимо установить и правильный темп переключения внимания. Слишком быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключении можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изменения обстановки, например от степени вероятности появления препятствий на дороге (за городом эта вероятность одна, в городе - другая).

Рассмотрев основные элементы системы организации внимания, А. В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде -- это не выработка высокого напряжения внимания или развитие его абстрактных качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании более рациональной системы его организации в каждом виде труда, в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения.

Заключение

Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Список литературы

1. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти - М.: Проспект, 2000.

2. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2006.

3. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: «ЧеРо», 2002. - 816 с.

4. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.

5. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996.

6. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы, особенности кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти, проблема формирования ее высших форм. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Значение памяти для медицинских работников и ее применение в профессиональной деятельности. Общее представление о памяти. Виды памяти и их процессы - генетическая; зрительная; слуховая. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2008

    Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2012

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Память как психический познавательный процесс, исследование ее гендерных особенностей. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти. Специфические психологические и физиологические особенности мужчин и женщин.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2014

    Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности. Виды памяти: двигательная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная. Химический и физический подход к совершенствованию памяти, основные принципы запоминания информации.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2010

    Виды памяти: двигательная; образная; словесно-логическая; эмоциональная; непроизвольная. Характеристика индивидуальных особенностей памяти. Сущность понятия "корсаковский синдром". Прогрессирующая амнезия как нарушение непосредственной памяти человека.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2003

    Общее представление о краткосрочной и долгосрочной памяти. Научный базис гендера. Классификация видов и проявлений памяти. Время хранения информации при отсутствии повторения. Перевод полученной информации из кратковременной в долговременную память.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2012

    Изучение законов человеческой памяти. Характеристика основных процессов памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком информации. Виды памяти: генетическая и прижизненная (двигательная, образная, символическая и эмоциональная).

Дисциплина: Модуль 1. Основы психологии.

План занятия: занятие по изучению студентами новых знаний

по основам психологии.

Форма работы: групповая.

Время : 2ч.

Цель:

    Сформировать знания об основных понятиях: внимание, ощущение, восприятие.

    Проанализировать их физиологическую основу.

    Усвоить их основные характеристики, свойства, виды.

    Определить значение позновательных процессов в деятельности врача.

Задача: ознакомить и сформировать знания о таких

познавательных процессах как внимание, ощущение,

восприятие.

Учебные вопросы:

    Характеристика внимания как психического явления. Физиологические механизмы внимания. Теории и концепции, рассматривающие феномен внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Методы изучения внимания. Значение внимания в профессиональной деятельности врача.

    Что такое «ощущение»? Характеристики данного психического процесса. Физиологические механизмы ощущения. Концепции и теории ощущений. Классификации ощущений. Основные виды ощущений. Основных свойства ощущений. Значение ощущений в профессиональной деятельности врача.

    Характеристика восприятия как познавательного психического процесса. Физиологические основы восприятия. Основные свойства восприятия. Классификации форм восприятия. Значение восприятия в профессиональной деятельности врача.

1.Характеристика внимания как психического явления. Физиологические механизмы внимания. Теории и концепции, рассматривающие феномен внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Методы изучения внимания. Значе ние внимания в профессиональной деятельности врача.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления . Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека . Что же такое внимание? Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. другой характеристикой внимания является сосредоточенность . Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность .

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой .

Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг - зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания (рис. 6.1).

Рис 6.1. Схема зон сознания

Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания , осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени .

Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией .

В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Говоря о физиологических основах внимания , нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов , установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым , в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция) .

Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания. Н. Н. Ланге , анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления . Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания . Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции . Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления.

4. Внимание как результат апперцепции , т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа . Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности . Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими.

Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма . При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям . Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания.

Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечн о й усталостью. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания .

По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

Основные виды внимания

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания (рис. 6.2). Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер .

выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным , или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин . Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя . Сюда

надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека , и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек

Третья группа причин связана с общей направленностью личности .

То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных,

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

Рис.6.2. Общая характеристика внимания.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Существует еще один вид внимания, о котором мы не говорили. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Основные характеристики свойств внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте .

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурбона , состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5,10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных - заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число пропусков.

Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина , состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени . Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Следующее свойство внимания - концентрация внимания . Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно . Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные - в обратном.

Следующее свойство внимания - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Отвлекаемостъ внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления .

Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, называют мнимой рассеянностью .

Когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь . Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью.

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания.

2.Что такое «ощущение»? Характеристики данного психического процесса. Физиологические механизмы ощущения. Концепции и теории ощущений. Классификации ощущений. Основные виды ощущений. Основных свойства ощущений.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения . Таким образом, ощущение является чувственн ы м o тображением объективной реальности.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных ком-

плексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.

Каждый анализатор состоит из

Профессионально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль (корректор, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

От чего зависят характеристики внимания

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. В лабораторном эксперименте у лиц со слабым возбудительным процессом Л. Б. Ермолаева-Томина наблюдала снижение умственной работоспособности почти в два раза уже через 30-35 мин. Она пришла к выводу, что сила нервной системы является основным фактором, обусловливающим возможность длительной сосредоточенности, и что лицам со слабым возбудительным процессом (при прочих равных условиях) труднее, чем «сильным» справляться с профессиональными задачами, требующими длительной сосредоточенности внимания, постоянного бдительного наблюдения. Вместе с тем Ермолаева-Томина отмечает компенсирующее значение эмоционального фактора (заинтересованности в результатах работы) и привычки к систематическому сосредоточенному труду.

Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотонная работа, например, влияет на устойчивость внимания резко отрицательно, а содержательная работа и ответственность за нее повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно.

Повышенное внимание - требование современности

Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (в частности профессии водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов жизни в результате увеличения скорости самолетов и автомобилей, а также в аварийных ситуациях деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности. В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенционных навыков и в усвоении оптимальной для данной деятельности системы организации внимания.

Большое практическое значение имеет вопрос: на какое количество и каких объектов может быть распределено внимание в определенном процессе труда. Прежде всего это зависит от того, сколько органов чувств участвует в процессе восприятия. Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обучении важно определить, с помощью каких органов чувств следует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Например, летчик может судить о скорости полета по приборам, по количеству оборотов двигателя, по положению капота относительно линии горизонта и т.д.

При выполнении действий, требующих распределения внимания между многими объектами, степень его концентрации на определенных объектах с течением времени непрерывно меняется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптимальной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики.

Системы организации внимания

На практике возникает вопрос и о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп его переключения? При составлении схем переключения внимания важно учитывать значимость различных объектов. На более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные. Необходимо установить и правильный темп переключения внимания. Слишком быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключении можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изменения обстановки, например от степени вероятности появления препятствий на дороге (за городом эта вероятность одна, в городе - другая).

Рассмотрев основные элементы системы организации внимания, А. В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде - это не выработка высокого напряжения внимания или развитие его абстрактных качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании более рациональной системы его организации в каждом виде труда, в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения.

При овладении новым видом деятельности или при выполнении той же деятельности в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение тому или иному виду труда или переучивание применительно к новой технике заключается в усвоении работником новой для него системы организации внимания. Для этого человек должен изучить ее, убедиться в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овладеть ею в процессе практического обучения. В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенционных навыков. А.П. Гозова провела эксперимент с ткачихами-многостаночницами, которым разъяснялась важность значения распределения внимания, а затем они овладевали навыком распределения внимания, руководствуясь специальной инструкцией. В результате формирующего эксперимента производительность труда ткачих повысилась. Богатый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.

Наряду с формированием навыков происходит и интеллектуализация внимания, опосредование его актов мыслительными и мнемическими свойствами, включение внимания в систему профессионального опыта и отношений личности. Подтверждением этому служат экспериментальные данные Л. Н. Фоменко о значительном возрастании связей внимания с такими психическими функциями, как память и мышление, с вербальным и невербальным интеллектом в период зрелости (с 18 до 35 лет).