Английский Биология География

Династия саманидов. Крушение Саманидов(5)

КОНЕЦ САМАНИДОВ


КОНЕЦ САМАНИДОВ

В.Бартольд, считающийся самым глубоким и достоверным исследователем истории Центральной Азии, посвятил саманидам специальный раздел в своем фундаментальном труде "Туркестан", который в свое время стал крупным шагом вперед в их изучении. Достаточно сказать, что он был издан на русском языке в 1900 г., в 1963 г. был включен в первый том сочинений В.Бартольда и дважды издавался на английском языке в 1928 и 1958 гг. Главная ценность работы заключалась в том, что она основана полностью на средневековых восточных источниках. Таджикские саманидоведы упорно игнорируют этот, как впрочем и остальные труды этого выдающегося ученого. О причинах такого отношения нетрудно догадаться - В.Бартольд дал объективную и обоснованную оценку правлению династии саманидов, которая противоречит их ритуальным заздравным хоралам в их честь и славу.
В.Бартольд отмечал их безволие и отсутствие подлинной государственной власти в их руках, которое давало бы им возможность утверждать свой суверенитет в их владениях. За исключением первого саманида - Исмаила, все остальные правители династии были беспомощными игрушками в руках чиновничьего аппарата, многочисленных придворных и командиров тюркских воинских соединений.
Государственный аппарат саманидов был обширным и громоздким и оплачивать его содержание было трудно. С каждым годом он требовал увеличения оплаты, а денег удовлетворить их требования в казне не было. Наблюдался упадок сельского хозяйства, крестьяне и дехкане были истощены многочисленными поборами, повинностями и налогами. Крестьяне массами уходили в города. Доходы от земли упали. Разбухали города за счет быстрого роста городского населения. Сама Бухара при последних саманидах стала мегаполисом с кишлаками, напоминавшими больше города, чем пригороды.
Большой ущерб экономике владений саманидов наносили постоянные военные действия, которые они вели. Они воевали как с внешними, так и внутренними врагами. Особенно болезненно отражались на экономике затяжные и хронические восстания в Хорасане и К.Босворт утверждает, что они подорвали власть саманидов. Не имея устойчивой этнической основы, потеряв социальную и политическую опору, разорив экономику сельского хозяйства, они повисли в воздухе и их конец был делом времени. Кроме острейшей борьбы, в верхах общества наблюдалось всеобщее недовольство в широких народных массах антинародной политикой властителей. Она стала в тягость населению и никто не собирался бороться за нее.
Арабы ассимилировали с местным населением и растворились в океане тюркских народов. Тюрки составляли стержень армии, которая при удобном случае готова была к мятежу и играла при дворе роль верховной власти. Церковь все более превращалась в главного противника саманидов, несмотря на поддержку, оказываемую ими исламу. Вакуфные земли перестали приносить прежние доходы и экономическое положение клерикалов оказалось подорванным. И они перешли в лагерь оппозиции.
По мнению В.Бартольда, власть саманидов над местными правителями была чисто символической, выражавшейся в отправке ежегодно подарков, но не податей. "Владыка Исфиджаба, - пишет он, - выражал покорность Саманидам только ежегодной уплатой четырех денег и отправлением вместе с подарками метлы" . В то же время практически все крупные города и в первую очередь Самарканд считались мятежным элементом. За все сто лет правления династии не было практически ни одного спокойного года. Восстания тюркской гвардии, убийства чиновников за места в государственном аппарате, мятежи, народные восстания, бунты, беспорядки в провинциях проходили ежегодно.
В.Бартольд подчеркивает, что все это было следствием слабости власти саманидов. "По историческим известиям", - пишет В.Бартольд, - следует признать, что среди представителей династии саманидов "не было ни одного", в котором были бы выдающиеся признаки физических или духовных дарований. За исключением Исмаила, все были капризны, легкомысленны, недалекие умственно и большей частью больные чахоткой или туберкулезом. Это был слабый, вырождающийся род, который заботился не столько о созидании экономики, политики или культуры, сколько о собственном выживании.

В.Бартольд не случайно выделял среди саманидов Исмаила. Он родился в Фергане шавваля 234 г. хиджры, т.е. 5 августа 848 г. Ему было всего 15 лет, когда умер отец Ахмад и он воспитывался у старшего брата Насра, правителя Самарканда. В 872 г. в Бухару вторгся правитель Хорезма Хусейн бин Тахир, который подверг город разгрому и разграблениям. Вельможи и богатые торговцы обратились к Насру за помощью и поддержкой. Наср отправил своего юного брата Исмаила, которому в тот год исполнилось всего 24 года. Узнав о его прибытии с большим войском, Хусейн вступил с ним в переговоры. Бухара была взята под контроль саманидов и имя Насра было включено в хутбу во всех мечетях. 1-го рамазана 260 г., т.е. 27 октября 873 г. Исмаил торжественно въехал в город как представитель Насра. Население встретило его торжественно, его голову осыпали золотом и драгоценными камнями. Праздник был действительно сердечным, т.к. сами бухарцы рассчитывали, что отныне устанавливается единство Мавераннахра, т.е. Туркестана, подчеркивал А.Вамбери. Да и грамота халифа Мутамида, направленная Насру, назначала его вице-королем Мавераннахра с подвластной ему территорией над всеми странами от берегов Амударьи до крайнего Востока.
Исмаил стал пользоваться огромным уважением горожан. Ему удалось искоренить бандитизм и воровство в окрестностях Бухары. Едва он ликвидировал банды разбойников, как возникла новая опасность со стороны Хусейна бин Тахира, который вновь вторгся в бухарские владения. Исмаил ринулся против него и разгромил, проявив при этом личную храбрость. Его популярность среди воинов выросла, когда он щедро вознаграждал их, а офицерам раздал полотняные одежды, которые в то время в Центральной Азии ценились выше, чем шелк.
Но теперь возникла еще одна опасность – теперь уже ему угрожал собственный родной брат Наср, который требовал увеличить поступления от налогов, собираемых в Бухаре. Чтобы заставить Исмаила выполнить его требования, он двинул войска на Бухару. В конфликт между братьями вмешался Рафи бин Лейс, бывший в то время вице-королем Хорасана, который убедил братьев прийти к соглашению. Условия соглашения были следующие: Исмаил в будущем должен был занять должность мухасиля (сборщик налогов), в то время как власть в городе должна была перейти к другому, назначенному Насром. Это произошло в 885 г. Соглашение оказалось непрочным и спустя 15 месяцев Наср вновь под предлогом недополучения налогов выступил на Бухару. Его армия состояла из кокандских воинов, которыми командовал также кокандский генерал Абул Асат. Но Исмаил был начеку и хорошо подготовился к сражению. Его армия состояла из хорезмских воинов. Таким образом, армии обоих братьев состояли из тюркских воинов и практически именно тюрки становились главной вооруженной силой в Мавераннахре. Арабы отошли на второй план как воины. Решающее сражение произошло в конце 888 г., в котором войска Насра были разгромлены.
Исмаил вернул брату Самарканд, где он скончался 3 апреля 892 г. (22 джемаля 279 г.). Исмаил отдал Самарканд сыну Насра, но для себя оставил Бухару. Сразу же по восшествии на трон он отправился в поход, газават, в Тараз, недалеко от современного Туркестана. Он обратил местную несторианскую церковь в мечеть и вернулся с богатыми трофеями. В его войнах начали наблюдаться элементы арабских походов – газават и грабеж мирных жителей. Он быстро преобразовался из освободителя Бухары в грабителя.
Сразу же по возвращении из похода он затеял новую войну, на этот раз с Амром бин Лейсом. В двух сражениях Амр был разбит, взят в плен и Исмаил отправил его в Багдад. После этого последовала новая война, теперь уже с правителем Табаристана. Исмаил одержал новую победу и назначил сюда правителем своего племянника Абу Салих Мансура. В 903 г. вновь совершает поход в Туркестан и вновь возвращается с богатой добычей. У него были большие планы по строительству в Бухаре, но жизнь его была коротка для их осуществления. Он упал от сердечного удара в саду Мулиен и во вторник вечером 12 октября 907 г. в месяц сафар 295 г. хиджры он скончался, не приходя в себя, в возрасте 61 года. Он правил тридцать четыре года, часть из которых он был представителем брата в Бухаре и пятнадцать лет - как самостоятельный правитель Бухары. Его затяжные войны и агрессия против тюрок, грабительские походы в Мавераннахре не оставляли ему времени для созидательной деятельности. Правда, ряд авторов утверждает, что им были построены дворцы и административные здания, но археологи до сих пор не могут найти следов от таких сооружений. Таков он был первый правитель Бухары саманидов. И никто не может до сих пор доказать, что гробница Исмаила была построена именно в его честь, и нет доказательств, что он там похоронен.
Владения Исмаила наследовал его сын Ахмед. Если у Исмаила было прозвище “амири мозий”, т.е. ушедший из этого мира, то Ахмеда прозвали “амири шахид”, т.е. погибший за веру эмир. По словам А.Вамбери он обладал “неуправляемым характером и военными наклонностями”. Его первым делом по приходу к власти был захват дяди, который правил в Самарканде и которого Ахмед подозревал в заговоре против него. Его бросили в тюрьму в Бухаре. Затем Ахмед направился в Табаристан наказать наместника Париса Кабира, который награбил огромные богатства. П.Кабир, получив известие о приближении Ахмеда, бежал в Багдад, получив разрешение халифа Муктафи. Ахмед более раздосадованный не столько бегством своего противника, сколько тем, что ушли из рук награбленные богатства, назначил на его место Абул Аббаса бин Абдуллу, одного из самых богатых людей Табаристана.
Париса же ждала печальная участь. Он бежал в Багдад с 4 тыс. своих воинов и приближенных и громадными сокровищами. Он не успел прибыть в столицу халифата, как умер халиф Муктафи. Его наследник халиф Муктадир, посчитав, что сам аллах посылает ему приз за его успех, отравил Париса и завладел его казной и несметными сокровищами.
Ахмед вернулся в Бухару, но долго в столице не мог усидеть. Его склонность к военным авантюрам вновь потянула к войне. На этот раз он направился в Сеистан. В 911 г. огромная армия под командованием его самого опытного военачальника начала наступление против правителя Сеистана сафарида Муадиля. Войска Муадиля были разгромлены, сам он захвачен в плен и доставлен в Бухару. Сеистан был передан в управление его племяннику Абу Салих Мансуру.
Кроме военных дел Ахмед обожал охоту и все свое время между войнами занимался ею. В 913 г., находясь на охоте, получил известие, что в Табаристане свергнут его ставленник, а власть захватил авантюрист Хасан ибн Али, отец которого был странствующим миссионером. Ахмед был глубоко потрясен и в отчаянии воскликнул: “О, Аллах, если на то твоя воля, забери у меня мое государство и мою жизнь”. Его просьба была услышана. Он постоянно боялся за свою жизнь и более всего опасался самых близких ему людей. Перед дверью его спальни или шатра на ночь обычно привязывали на цепь двух львов, которые растерзали бы любого, кто осмелится подойти. Об этой предосторожности забыли всего на одну ночь и этого было достаточно, чтобы в ночь с 23 на 24 января 914 г. он был убит своими слугами. Он правил шесть лет четыре месяца и семь дней. Вследствие этой трагической гибели он вошел в историю под именем “эмир шахид Ахмед”.
Его сыну Абул Хасан Насру (известному затем как Счастливый Сайид), когда он стал обладателем трона, едва минуло 10 лет. Правил он 29 лет и скончался в 943 г. В первые годы его правления его регентом и визирем был Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ал-Жайхоний, а командующим войсками был назначен Хамавия ибн Али. Последний приобрел такое могущество, что все называли его “хозяином всего Хорасана”. Наср II также жил в постоянном страхе. Когда сановники и вельможи пришли к нему с поздравлениями по поводу восшествия на трон, он в ужасе закричал: “Вы пришли убить меня, как вы убили моего отца!?” С большим трудом его удалось разубедить.
Юный наследник оказался способным правителем и уже через десять лет он освободился от опеки регента и стал править самостоятельно. Он был удачливым правителем. Первый конфликт произошел с собственным дядей Исхаком ибн Ахмадом, который потребовал передать в его правление Самарканд. Население города поддержало его. Сын Ахмада Абу Солих Мансур ибн Исхак поднял восстание в Нишапуре и захватил ряд городов Хорасана. Верный саманидом Хамавия двинул войска на Самарканд, но по пути он умирает и командование войсками переходит к Ахмеду бин Сахлу, бывшему в то время эмиром Герата. Восстание Исхака было подавлено, его сын в Нишапуре убит. Хорасан и Мавераннахр вновь перешли под власть саманидов, правители Фарса, Кермана, Табаристана, Гургана и Ирака велели прочитать хутбу в честь Насра II, признавая таким образом его сюзеренитет.
Наср оказался неблагодарным. Он нарушил обещание, данное Сахлу, сделать его пожизненным правителем Герата. В результате тот поднял восстание в 920 г., которое было подавлено, а сам Сахл был взят в плен и отправлен в Бухару, брошен в тюрьму, где вскоре был задушен.
Но после этого подняли восстание алиды Табаристана. Их военачальник Лейл бин Нуман провел несколько удачных кампаний и ему удалось завоевать часть Хорасана. Подавление этого восстания отняло много сил у саманидов и привело к ослаблению их правления. Наршахи писал, что в это время ряд его приближенных также начал мятежи и заговоры против Насра. С большим трудом ему удалось их подавить.
Положение усугубили два пожара, случившиеся в Бухаре. Во время первого сгорела дотла махалля “Гардун Кашон”. Говорят, что дым от пожара был виден в Самарканде и люди говорили, что огонь этот исходил от неба. Другой пожар случился в 937 г. в июле. Он начался в одном доме и перекинулся на соседний базар. Горели склады, деревянные строения, лавки, жилые дома. Два дня и две ночи бушевал пожар и прекратился лишь на третий день, когда все строения сгорели дотла и гореть уже было нечему. Наршахи писал: “После этого никогда строения Бухары не восстанавливались в их прежнем виде” .
Саманиды получили мощную моральную поддержку от персидского поэта Абуль Хасана Рудаки, который был придворным поэтом при Насре II. Он родился в 860 г. в деревне Панжруд, находящейся на территории нынешнего Таджикистана, скончался в 941 г. и, по уверениям таджикских литераторов, похоронен в своей родной деревне. Он справедливо считается родоначальником поэзии языка фарси, сформировавшегося в сасанидский период. Творчество Рудаки получило противоречивую оценку. Большинство исследователей его творчества и практически все современные таджикские поэты видели в нем поэтического гения, олицетворяющего вершину поэзии на фарси.Другие не склонны были давать ему столь высокую оценку и, более того, считали многие из бейтов, написанных в его стиле, приписанных ему. Тем не менее он занимает в антологии поэзии фарси место на ее вершине.
Образность мысли, законченность содержания, близость к народному творчеству, глубокая философия жизни, совершенство музыкальности стихотворной рифмы навсегда увековечили его как гениального поэта персидской литературы. У него были простые и возвышенные слова-образы, которые придавали его бейтам и кассыдам особую притягательную силу.
Поцелуй любви желанный – он с водой соленой схож,
Тем сильнее жаждешь влаги, чем неистовее пьешь.
Богатство его лексики было поразительно и повергало в смятение лучших поэтов его времени; богатая, интересная, яркая рифма, в которой часто применялись звучные народные слова, сделала его поэзию доступной от падишахов до простых пахарей и пастухов. Он писал на фарси и все его бейты были основаны на грамматических нормах этого языка. Он был мудрым учителем и наставником в нравственном воспитании.
Муж молвил жене: “Чтобы зла не познать,
Ты зла другим не должна причинять”.
Рудаки обладал чудом поэтического слова, когда мысли, слова, чувства, полные неистощимого обаяния, сливались воедино.
И мне, ласкаясь, говорит: “Ты истомился без меня?”
И мне, смущаясь, говорит: “Твоя душа любви верна”.
Рудаки при всей близости к народу жил на территории, основным этническим населением которой были тюрки, которые мало понимали его и у которых сложилась своя тюркская поэзия уже в это время. Поэтому как Рудаки, так и поэты шуубия в своем творчестве ограничивались дворцовыми рамками и всем своим поэтическим пылом поддерживали саманидов, которые при всей одиозности в связи с проведением ими политики арабизации, тем не менее были иранского происхождения и родным языком их был фарси. Рудаки был придворным поэтом, пел дифирамбы в честь саманидов и вряд ли без него они заняли бы столь значительное место в истории. Его творчество, прошедшее в основном при их дворе, его хвалебные стихи, посвященные им, создали им славу, которую они вряд ли заслужили своими практическими делами.
Неудивительно поэтому, что Наср II осыпал его почестями и ценными подарками. А.Вамбери пишет о щедрости, проявленной правителем в отношении Рудаки, и считает даже - только за это он заслуживает упоминания в истории. Он пишет далее: "Он расхаживал в сопровождении двухсот мальчиков, которые были его рабами и четырехсот верблюдов, нагруженных ценностями" .
Наср II умер в 943 г. в месяце Шабан 331 г.х. в возрасте 38 лет от туберкулеза. Бейхаки дал ему острую критическую оценку: "В нем было чрезмерно много злобы, ярости и властности. В гневе он отдавал жестокие повеления, покуда люди не пришли в ужас" . Своим преемником он назначил своего младшего сына, но поскольку тот умер раньше отца, то трон был занят его старшим сыном Нухом, которого назвали Амири Хамид, т.е. "счастливый эмир". Он стал правителем владений саманидов 10 апреля 943 г. Его визирем стал главный казий (судья) Абу Зар, про которого Наршахи писал, что никто не знал мусульманского права - фикх - лучше, чем он.
Почти одновременно с утверждением Нуха на троне в Бухаре, в восточном Иране образовывается государство шиитских правителей, в которое входило довольно крупное территориальное объединение от Мазандарана на Каспийском море до западного Ирана. В конце концов они захватили и Багдад. Это была династия буидов, названная так по имени основателя династии, власть которой продолжалась до захвата тюрками-сельджуками Багдада в 1055 г. Буиды были первой крупной династией в Иране, являвшейся шиитами, религии, которой впоследствии надлежало стать национальной и государственной религией страны. Правители династии приняли доисламский иранский титул правителей - шахиншах - царь царей и как и саманиды стремились присоединиться к генеалогии сасанидского королевского дома.
Хотя аббасидские халифы считались суннитами, буидские правители, узурпировавшие власть, считали разумным сохранить халифов у власти, хотя реальная фактическая власть была в их руках. Халифы были беспомощной игрушкой в их руках, их возводили и смещали в зависимости от ситуации или по желанию буидских правителей. Однако, сами буиды сохраняли престиж халифской власти, т.к. хорошо понимали, что попытка ликвидировать должность халифов привела бы к возмущению во всем мусульманском мире.
Буиды вступили в Багдад в 945 г. и их вожди стали носить титул амир ал-умара "главнокомандующий" . В 70-х годах они объединили под своей властью Ирак, Северный Иран и Оман. Они были яростными противниками саманидов.
Правление Нуха начинается с ожесточенной схватки с дейлемитами за город Рей, который они захватили. Первое сражение с ними закончилось поражением саманидов - изменили курдские солдаты. Но на следующий год удача сопутствовала Нуху и он восстановил свою власть в Рее. Не успела закончиться кампания против дейлемитов, как вспыхнуло новое восстание Абу Али, правителя Табаристана, который вместе с дядей Нуха Ибрагимом-саманидом захватили власть в Ираке и объявили себя властителями этой страны. К ним присоединился и Хорасан. Ибрагим приказал во всем владении саманидов читать хутбу в честь себя и Нух уже совсем собрался бежать в Самарканд, но между его врагами началась ссора, которая закончилась примирением между ним и его дядей.
Абу Али также хотел примириться и начать кампанию против правителя Рея Рукн-эд-Доуле, но вскоре между ними вновь вспыхнула ссора и Абу Али присоединился к Рукн-эд-Доуле и стал помогать ему в борьбе против саманидов. Халифы, верные традициям, поддержали его и халиф ал-Мути объявил его независимым правителем Хорасана. В год 946 Абу Али приказал во всем Хорасане читать хутбу в честь халифа Мути. Таким образом, халиф Мути собрал воедино дейлемитов и сторонников Абу Али, дал им возможность расширить их владения до Шираза и Хорасана и отбросить саманидов за Амударью, владения которых теперь номинально были ограничены лишь Мавераннахром. Наршахи писал: "Амир Хамиду пришлось вести много войн против многих тех, кто претендовал на его трон" .
Амир Хамид, или Нух, скончался в 954 г. после тринадцатилетнего правления. Ему наследовал сын Абдул Малик (прозванный Амир Рашид, т.е. "храбрый эмир"), когда ему было всего 10 лет. Он делал все, чтобы вернуть утраченные позиции на западе, но все оказалось напрасным. Рукн-эд-Доуле даже усилил свои позиции и саманидам удалось только добиться почетных условий мира, которые сделали дейлемитов практически независимыми.
Амир Хамид любил охоту и верховую езду и часто участвовал в спортивных состязаниях. Это стоило ему жизни. 8 шавваля 350 г. (20 ноября 961 г.) во время игры в джукан (конное поло) он упал с лошади и разбился насмерть.
Ему наследовал его брат Мансур бин Нух по прозвищу Эмир Шадид, т.е. "справедливый эмир". Алптегин, бывший тюркский раб, назначенный правителем Нишапура, объявил этот выбор недействительным и, собрав большое число войск, двинулся на Бухару. Однако войска Мансура на Амударье взяли под контроль все переправы и не дали возможности Алптегину переправиться на правый берег реки. Он вынужден был вернуться в Газну. Следующая попытка Алптегина была более успешной и Мансур вынужден был заключить с ним мир, по которому Алптегин был восстановлен правителем Нишапура и Мансур должен был уплатить ему 50 тыс. динаров. Таким образом, теперь уже саманиды стали платить дань газневидам.
Столь же неудачной была кампания Мансура и против дейлемитов, которые к этому времени с помощью халифов стали хозяевами половины Ирана. Мансур вынужден был отступить. Он заключил мир с Рукн-эд-доуле и женился на его внучке, открыв тем самым возможность для дейлемитов претендовать на бухарский трон. После этого саманиды не предпринимали никаких действий ни для новых завоеваний, ни для наведения порядка в своих прежних владениях. Все клонилось к упадку власти династии. Мансур правил 15 лет и скончался 4 шавваля 365 г. (976 г.) в Бухаре.
Его наследник Нух бин Мансур, известный в Бухаре под именем эмир Сайид Абул Касым, получил разваливающуюся империю, в которой центральная власть стала номинальной. Власть саманидов упала до самого низкого уровня. Правители в Джурджане и Табаристане объявили себя независимыми, а сын Рукн-эд-жоуле Азад-уд-доуле захватил обе части Ирака. В то время, как отдельные области бывших владений саманидов выходили один за другим из-под контроля, в Бухаре собственные чиновники начали ссоры и конфликты, которые разрушили остатки центральной власти.
Самым серьезным конфликтом была ссора между Абул Аббас Ташем и Абул Хусейн Симджури. Первый в 981 г. был назначен Абул Касымом наместником Хорасана, но его противник оказался ловким интриганом и сумел убедить своего слабого правителя разжаловать противника. Таш начал военные действия против Абул Хусейна. Тот вынужден был бежать из Хорасана к своим союзникам в Керман и вернулся с подкреплением. Абул Аббас был разбит и теперь вынужден был бежать в Джурджан, где умер в 990 г. Но и его соперник недолго торжествовал свой триумф. Одна из его жен ударом ножа убила его. Правителем Хорасана стал его сын Абу Али, но теперь уже без всякого согласия саманидов, провинция полностью вышла из-под их контроля и было видно, что он использует все возможности для того, чтобы полностью уничтожить власть саманидов.
На востоке Мавераннахра тюркские племена объединились в конфедерацию, которая называлась караханидской. Ее предводитель Богра-хан успешно вел войны за исламизацию Восточного Туркестана и обратил тысячи христиан и буддистов в ислам. Он объединил все тюркские племена на востоке и начал наступление на запад, чтобы присоединить к своим владениям фрагменты развалившихся саманидских владений. Он установил тайный союз с мятежным вассалом Абул Касыма, правителем Хорасана Абу Али.
В то время как Абу Али тайно вел подрывную деятельность против Нуха в Хорасане, Богра-хан, к которому присоединились все тюркские племена от Кашгара до Зарафшана, начал наступление с большой армией. Ударная сила саманидов, которую возглавлял генерал Инандж Хаджиб, была разгромлена в первом же сражении, а сам генерал был захвачен в плен и отправлен в Туркестан. Командующим был назначен Фаик, которому Нух безранично доверял. Но он ответил самой низкой неблагодарностью и изменой. Самарканд остался беззащитным и Богра-хан без труда взял его. Правитель Самарканда с кучкой слуг бежал в Бухару. В отчаянии Абул Касым обратился за помощью к правителю Хорасана Абу Али, но у того были собственные проблемы, да и помогать ему собственно было нечем. К счастью для саманидов Богра-хан заболел и умер и караханиды были вынуждены вернуться в свои родные края. Но и Абул Касым не мог вернуться в Бухару, т.к. там уже прочно обосновались его бывшие военачальники Абу Али и Фаик. Он вынужден был искать теперь себе сильного союзника, который вернул бы ему трон.
Такого союзника он нашел в лице Себуктегина, который основал мощное государство тюрков в Газни и обогащался за счет частых грабительских походов в Индию. Себуктегин откликнулся охотно на его просьбу о помощи и срочно во главе огромной армии, ударную силу которой составляли 200 боевых слонов, двинулся к Амударье. Абул Касым встретил его в Шахризябсе (Кеш). При виде его Себуктегин сошел с лошади и поцеловал стремя лошади саманида. Заговорила старая привязанность и чувство благодарности за ту огромную роль, которую предшественники Нуха сыграли в его судьбе.
Объединенные войска Абул Касыма и Себуктегина разгромили оппозиционеров. Битва произошла на равнине недалеко от Герата и руководители мятежников вынуждены были бежать в Нишапур. Абул Касым торжественно въехал в Бухару. Престарелый Себуктегин получил титул Насир-уд-доуле (Опора государства), а его сын Махмуд, который также принимал участие в этом походе, получил титул Сейф-уд-доуле (Меч государства). Но не успели они вернуться в Газни, как Абу Али, который нашел убежище при дворе дейлемитов, появился вновь и, надеясь, что отсутствие Себуктегина даст ему возможность для успеха, вновь атаковал Нишапур. Но он грубо просчитался. Забота об охране отвоеванной области была поручена Махмуду, который уже не раз демонстрировал величие будущего отважного полководца. Но на этот раз его постигла неудача, он был разгромлен и, бросив всю свою казну, бежал.
Себуктегину пришлось поспешить на выручку сына. Решающее сражение произошло в Тусе, Абу Али бежал в Хорезм. Хорезмшах заковал его в кандалы и бросил в тюрьму. Но нарушение принципов гостеприимства вызвало возмущение арабского наместника Хорезма Мамуна бин Мохаммада и он напал на хорезмшаха, разбил его малочисленные войска, а самого заковал в те же кандалы, от которых был освобожден Абу Али. Мамун вернулся в Джурджан и привез закованного в кандалы хорезмшаха. Здесь его убили. Но и конец Абу Али был не лучше. По просьбе Мамуна, Абул Касым простил его, но вскоре уже сам Мамун бросил его в тюрьму. По просьбе Себуктегина он выдал Абу Али ему и он умер у Себуктегина в тюрьме в 997 г. Себуктегин стал надежной защитой саманидов, которые представляли собой жалких правителей, живущих под протекцией тюркского правителя Себуктегина. В таком состоянии саманид Нух (Абул Касым) тихо и спокойно скончался в 997 г.
Его юный наследник Абул Харид Мансур ибн Нух, по неопытности и незрелости в политических делах, сразу же совершил трагическую ошибку, поссорившись с Махмудом, сыном и наследником Себуктегина. Махмуд не обратил внимания на нанесенную обиду и просто стал держаться в стороне от проблем саманидов. Сам Абул Харид скоро пал жертвой заговора против него, организованного его приближенным уйгуром Бактузуном, который вместе с Фаиком и другими придворными заманили его в Сарахс, здесь он схвачен, ему выкололи глаза и отправили в Бухару. Охрана молча наблюдала за происходившим. Он скончался сразу же по приезде в столицу в марте-апреле 999 г., просидев на троне всего один год и девять месяцев.
На его место на трон посадили совсем юного его брата Абдул Малика. Но теперь его поддержали фактические убийцы его старшего брата - Бактузун и Фаик, ставшие самыми мощными и влиятельными личностями в Бухаре. Он умело уклонился от конфликта с Махмудом Газневидским, но скоро пал жертвой караханидского правителя Илекхана. Он неожиданно появился перед Бухарой, как он говорил, для защиты города от врагов. В 999 г. Илекхан вошел в Бухару, захватил в плен Абдул Малика и отправил его в Узгент, где он и скончался в тюрьме.
Из всех саманидов удалось бежать из тюрьмы, куда их всех бросили, лишь его брату Мунтасиру, который попытался восстановить остатки владений династии. Он собрал в Хорезме немного воинов и напал на Бухару, где оставался лишь небольшой гарнизон, т.к. караханиды перенесли столицу в Самарканд, а Бухара стала провинциальным городом. Это были последние конвульсии саманидов, т.к. вести войну с мощным тюркским государственным объединением караханидов, владения которых протянулись от Китая до Мерва, было безумием. Не сумев закрепиться в Бухаре, он решил вернуться в Нишапур, здесь собрать новые войска и начать новую войну за бухарский трон.
Но Нишапур уже принадлежал Махмуду Газневидскому, который стал одним из самых влиятельных правителей Центральной Азии. Узнав об этом, Мунтасир не стал искушать судьбу и отправился с кучкой своих слуг в Рей, надеясь найти там поддержку. Но жители Рея отказались впустить его в город, откупившись от него небольшой суммой денег. Он начал метаться по Хорасану в поисках просто пристанища. Люди его устали и начали понимать всю бесцельность странствий своего потерявшего власть и уважение властителя. Отряд его таял с каждым днем. Он видел только усталые, голодные и злые глаза своих последователей, ставших теперь просто спутниками, которые никак не могли понять смысла его бесконечных блужданий по безводной пустыне, в надежде на случайную удачу. Наконец, он вновь вернулся в Нишапур, но теперь жители и власти не открыли ему ворота и не пустили даже на ночлег. Денег он здесь не получил.
Он решился податься к гузам (туркменам), которых считал преданными союзниками саманидов. Они действительно дали ему несколько конных отрядов, но они продержались с ним до первой встречи с караханидами. После боя при Самарканде гузы бросили его и ушли к себе (август 1003 г.). Более того, Мунтасиру стало известно, что они начали переговоры с караханидами о его поимке и передаче им. Войск уже не было, надежды на почетный мир с сохранением жизни иссякали с каждым днем и он решил бежать. Выбрав нескольких наиболее верных людей, он бросил свой отряд и переправился через Амударью. Но ни один город здесь не открыл ему ворота и не впустил в город. Персидский историк ибн-ал-Асира писал: "Куда бы он ни направлялся, население этой местности прогоняло его, опасаясь вреда от него" . Теперь уже даже самые приближенные люди были раздражены и недовольны. Бессонные ночи, трудности с водой и питанием сломили их преданность бывшему властителю. Преследуемые уже воинами Махмуда Газневидского, они сообщили отряду Илекхана, разыскивающему беглого саманида, о его местонахождении. Он был окружен со всех сторон, ему удалось бежать, теперь уже одному. Он добрался до стойбища кочевых арабов-бедуинов, которые, узнав его, схватили и убили. Это произошло в июне 1004 г. Последний саманид погиб и на этом династия завершила свой путь. Империя саманидов пала. Не осталось ни наследников, ни последователей и бесследно исчезло все их призрачное величие и необоснованные претензии.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Возможности саманидов были ограничены. Они царствовали, но не правили. Их владения являлись частью халифата, хотя в известной степени автономной и временами даже с претензиями на независимость. В Бухаре в период их царствования, как в зеркале, отражались все пороки багдадского двора, вспыхивали кровавые конфликты по поводу раздела добычи и трофеев, происходили жестокие схватки за власть, подобные тем, какие происходили в Багдаде. Дворцовые заговоры, межплеменные и межродовые побоища, интриги, разборки вождей тюркских воинов следовали один за другим. В период саманидов Бухара превратилась в арену гладиаторов, где борьба шла не на жизнь, а на смерть. В этой вакханалии политических страстей саманиды являлись беспомощными наблюдателями. Здесь доминировала арабо-иранская знать и тюркская военщина, в руках которых были сосредоточены основные рычаги власти.
Конкретное и детальное изучение истории Центральной Азии X-XI вв. привело ученых востоковедов к заключению, что в этот период у народов этого региона не наблюдалось особого перелома в экономике или культуре, а имело место обычное объективное эволюционное развитие. Действительный качественный перелом наступает же после саманидов в конце XI века, т.е. спустя почти сто лет после их гибели и связан он с тюрками, с утверждением господства сельджукидов, караханидов, хорезмшахов и газневидов. Именно при них начинается качественное обновление Центральной Азии и переход общества на качественно новую ступень развития.
В связи с этим большой интерес вызывают материалы проведенного в 1969 г. в Оксфорде симпозиума ведущих западноевропейских и американских востоковедов - специалистов по истории, религии и искусству стран Ближнего и Среднего Востока в средневековье. Авторы и докладчики симпозиума пришли к заключению, что именно с тюрками связан новый этап в развитии Центральной Азии. Земельные владения сельджукидов "икта" стали основой азиатского феодализма и способствовали формированию в Хорасане и Мавераннахре феодальной системы производственных отношений. Вместе с тем, в X-XI вв., как подчеркивают западные ученые, в сфере культуры, в искусстве появляются новый стиль и новые черты. Это новое искусство и культура, условно называемые "сельджукскими", породили много из того, что позднее стало характерным для всего мусульманского мира, нашедшим столь блестящее воплощение в цивилизации эпохи Тимура и тимуридов.
Всякая нация имеет историю, но не всякая нация имеет великую историю. Но и историческое величие нация обретает не в дутых и ложных претензиях и не в стремлении приобщиться к чужой славе и великой истории. Это унижает достоинство нации и принижает ее имидж. Место таджиков в истории необходимо доказать конкретными фактами, но при этом важно сохранять национальное достоинство, лучшей основой которого является национальная скромность. Пока совершенно очевидно, что таджики не могут претендовать на роль создателей государства саманидов просто потому, что их не было в это время на исторической арене. И нет доказательств, что они даже гипотетически могли быть в этот период. И утверждения о государстве саманидов как "первом независимом таджикском государстве" нужно расценивать лишь как плод больного воображения представителей экстремистских националистических кругов Таджикистана. Пока же история знает лишь одно первое таджикское государство - Таджикскую ССР, образованную декретом ВЦИК и СНК СССР 16 октября 1929 г., вошедшую 12 декабря 1929 г. в состав СССР.


Усиление влияния местных феодалов в Мавераннахре и Хорасане

В конце VIII-го в начале IX-го вв. на обширной территории земель Аджама (в Мавераннахре и Хорасане) арабские правители халифата после неоднократных восстаний и попыток ввести свой язык были вынуждены разделить свое правление с местными феодалами, которые обладали высоким образованием и опытом управления. Таким образом, Аббасиды хотели приостановить стремление к независимости и в то же время опереться на местную знать в борьбе с народными восстаниями. Последнее восстание 806-810гг произошло в Самарканде под руководством Рофеъ ибни Лайса, к которому примкнуло население Ферганы, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганиана и Хутталяна. Восстание было подавленно с трудом.

Именно поэтому при правлении Халифов Мансура, Махди и Харуне ар-Рашиде (754-809гг) привлекались местные персоязычные феодалы из семейства Бармакидов и Саманидов, которые служили во дворце халифа в качестве визирей, и были назначены наместниками халифа в областях Хорасана и Мавераннахра. В это время среди населения распространяется шуубитское (антиарабское, иранофильское) движение которое было распространенно и среди персоязычной аристократии, которые подчеркивали свое культурное превосходство над арабами.

Однако по приказу халифа Харуна ар-Рашида, семейство Бармакидов вскоре было очернено, и все члени семьи, в том числе главный визирь Халид Бармакид, были казнены.

Государство Тахиридов и Саффаридов

Государство Тахиридов. Другой династией персоязчных феодалов была династия Тахиридов. Тахир ибн Хусейн был правителем Фушанжа, Гератской области. Он принимал участие в войне между братьями, сыновьями Харуна ар-Рашида в борьбе за трон Халифата. В 813 году Тахир захватил Багдад и способствовал возведению Мамуна на халифатский престол. В 821 году Мамун ибн Харун назначил Тахира наместником Хорасана.

Тахир правил из г. Нишопур (г. Машхад в Иране) столицы Хорасана всеми областями как независимый правитель. В 822г он даже отдал приказ не упоминать халифа в пятничной молитве.

Тахир во время своего правления стал вводить персидские обычаи и методы управления Сасанидского Ирана. Разрешал во дворце вести документацию на персидском языке, что не понравилось Халифу. Тахир правил всего 2 года и был отравлен по приказу халифа.

С 830г. правителем Хорасана стал другой Тахирид Абдуллах, который правил до 844г. Он продолжал дело отца и привлекал к управлению местных феодалов. Абдуллах ввел законодательство по использованию водопользования и построил новые каналы для орошения земель. Возрождая иранские традиции управления государством, Тахириды правили до 873г.

Государство Сафаридов. В IX-X в. для защиты границ Мавераннахра от нападения кочевников тюрков Арабским халифатом использовались войска газиев - борцов за веру. В отряде газиев служили братья Якуб и Амру ибни Лайсы, которые раньше были ремеслениками-медниками.(араб яз. - саффор).

В 861г. Якуб и Амру приняли участие в восстании жителей Сиистана против Тахиридов и одержали победу. Якуб стал правителем области и в течение десяти лет захватил ряд восточных областей халифата. Далее в 873г. войско Якуба разгромило войско последнего Тахирида и захватило г. Нишопур. Так Саффариды создали новое персидское государство в Хорасане, которое просуществовало до 900 года.

3. Возвышение династии Саманидов. Образование государства Саманидов. Исмаил Саманид и его заслуги

Родоначальником династии Саманидов был Самон Худот-дехканин (заминдор-феодал) из Балха, который служил в конце VIII в. во дворце наместника Хорасана. Его сын Асад и внуки Нух, Ахмад, Ильес и Якуб за верную службу Халифу в 819г. были назначены правителями областей Мавераннахра. Поэтому этот год считается началом правления Саманидов, которое продолжалось до 999г. Вначале главой династии был Нух ибни Асад (819-841гг), затем Ахмад ибни Асад (841-964гг), который передал власть своему сыну Насру (864-892гг).

Наср ибн Ахмад в 874г. назначает своего брата Исмаила ибн Ахмада правителем области Бухара, где молодой Исмаил (849-907г.) начал борьбу с разбойными шайками, беспокоившими жителей грабительскими набегами. За свои заслуги перед жителями Бухары (отменил трудовую повинность по ремонту Бухарской стены «Камипир девор» и временно освободил от налогов) он получил поддержку народа. Противоречия Исмаила с братом начались после того, как он перестал посылать часть доходов (около 700 тыс. дирхемов). Между братьями произошло два военных столкновения, первое в 886г окончилось временным отстранением Исмаила от власти, и второе в 888г – победой Исмаила, однако он не отнял у Насра престол, а добился экономической самостоятельности. Уважение брата Насра к поступку Исмаила возросло.

В 892г. Наср завещал трон Маверанахра Исмаилу.

Исмаил, став эмиром Мавераннахра, начал проводить независимую политику от Халифата. Провел реформы в государственном аппарате и в армии. Это не понравилось Арабскому Халифу. В борьбе с Исмаилом Халиф использовал другого таджикского правителя Хорасана Амра ибн Лайса, назначив его в 898 году эмиром Мавераннахра. Амр начал войну с Исмаилом.

В 900г. в решительной битве у стен Бухары Исмаил Саманид одержал победу над Амром Саффаридом. По сведениям историков Табари и Наршахи в войске Саманидов героизм в сражении проявили простолюдины Бухары. После этого земли Хорасана были присоединены к государству Саманидов. Мавераннахр и Хорасан, Северо-восточный Иран в начале X века вошли в состав государства Саманидов. Это были земли, где проживали предки таджикского народа, и историческая заслуга Исмаила заключается в том, что он сумел объединить в одно государство всех таджиков.

В 892-907гг. Исмаил был эмиром государства Саманидов. Его заслуги:

1)прекратил в стране беспорядки и грабежи

2) остановил грабительские набеги тюркских кочевников,

3) утвердил государственную независимость страны,

4) объединил таджиков Мавераннахра и Хорасана в единое государство.

В составе государства Саманидов было объединено 16 областей:

1. Мавераннахр: Согд, Кеш, Фергана, Уструшана, Чаганиан, Вашгирд (Файзабад), Хутталь, Бадахшан, Кумед (Рашт), Каран.

2. Хорасан: Нишапур, Мерв, Балх, Герат, Сиистан, Газна, Табаристан (северовосточный Иран).

4. Государственное устройство и аппарат управления Самани

Во времена правления династии Саманидов государственный аппарат управления делился на 2 главных государственных учреждения:

1. Даргах (дворец эмира)

2. Девоны (военно-гражданские министерства)

Хозяйственной и экономической деятельностью в основном занимались 10 девонов, главным из которых считался - Девон визиря - главы правительства

Главный визирь именовался «Ходжиби бузург» (великий хаджиб).

Во времена правления Насра II (914-943г.) страной управляли просвещенные министры - А. Джайхони (ученый географ, астроном и философ), Абдулфазл Балъами (ученый энциклопедист) и Утби (поэт, философ) которые благодаря эмирам Исмаилу и Насру II Саманидам внесли свой вклад в развитие государственности, таджикской культуры и науки.

В государстве областями руководили родственники из династии Саманидов или крупные земледельцы. Наряду с ними в каждом городе назначались «раисы» (главы) городов из числа местных феодалов. Главы исламского духовенства назывались «устод», впоследствии «шайхулислам». Жители государства Саманидов проповедовали Ханафитский толк суннитского мазхаба (течения) исламской религии.

Развитие экономики, ремесла и торговли

В IX-X экономика Саманидов опиралась на развитое сельское хозяйство, где государство собирало «харадж» (поземельный налог) с крестьян. Высокого развития достигло строительство сети ирригационных каналов и сооружений, которое широко использовалось для поливного земледелия. Значительное место занимали посевы зерновых культур, хлопка, который выращивали в Мервском оазисе и Зеравшанской долине. Большие площади занимали сады и виноградники, бахчевые культуры. Некоторые сорта фруктов и бахчевых славились за рубежом. В степных и горных районах развивалось скотоводство. Развивалось и горное дело. В Фергане добывали железо, олово, серебро, медь, ртуть, свинец, бирюзу… Как центры добычи горных пород были известны районы верховьев Заравшана, Дарваз, Бадахшан, где добывали золото, серебро, рубин и лазурит, которые продавались в соседних странах Востока. Возле городов Нисса, в Самарканде, Варахше, Душанбе (Шишахона) найдены стеклодобывающие цеха, где имелось большое количество парфюмерных и бытовых сосудов - чернильницы, туваки, парфюмерное и оконное стекло и т.д.

В городах развивалось ремесло и торговля. В ремесленном производстве увеличивается количество изделий из керамики с подглазурными росписями и орнаментом. В бытовой посуде встречаются надписи – катиба, такие как «приятного аппетита», «благополучие обладателю сего». Единственным городом, обеспечивающим бумагой все города Халифата в VIII –X вв. был Самарканд. Халифы заказывали и писали на самаркадской бумаге. Только в X в. секрет изготовления бумаги распространился по халифату.

С восстановлением торговых связей между странами Арабского Халифата, Китая и Европы, Саманиды увеличивали прибыль за счет купли и продажи товаров. Ярмарки- базары проводились по 10-20 дней в Бухаре и др. крупных городах. Чеканка монет в нескольких городах привела к росту денежного обращения. Во время правления Исмаила в финансовом обороте были следующие монеты:

Золотые монеты, котрые именовались «динар» и определялись по весу, золотой динар в основном был у крупных феодалов и торговцев и считался средством накопления.

Серебряные монеты «дирхемы». «Дирхемы» «мусаяби», «мухаммади», «гитрифи», «хоразми» служили основным средством обращения были средством платежа и сбора налога. Они различались тем, что чеканились в разных городах и имели разницу в содержании серебра. Были в обращении и черные монеты из меди - «фулус»- 24 монеты обменивались менялами на базарах на один «дирхем».

Исмаил распорядился отчеканить серебряные монеты - «дирхем», где было больше содержания серебра - эти монеты назывались дирхами «Исмаили». Они использовались как международная конвертируемая валюта в зарубежных странах Востока и Европы, о чём свидетельствуют археологические находки.

Расцвет науки и культуры в период правления Саманидов

В IX-X в. на смену восточно-иранским языкам - предкам таджикского (согдийского, тохарского, хотано-сакского и др.) в Хорасане и Мавераннахре распространился язык форси-дари, на основе арабского алфавита, на котором начали говорить и составлять государственные документы в Саманиде. При Саманидах таджикский язык того времени, называвшийся в письменных источниках фарси-дари (дворцовый), был принят в основном как государственный язык. Языку дари открылся доступ в области поэтической и прозаической литературы. Наряду с произведениями на арабском языке стало появляться все больше произведений на языке дари. Несмотря на то, что многие письменные произведения не сохранились до наших дней, можно утверждать, что достижения в области таджикско-персидской литературы в IX-X вв. были велики и были признаны во всех уголках арабского Востока.

В области таджикско-персидской литературы в X веке прославились своими творениями поэты А. Рудаки, Абумансур Дакики, А. Фирдавси, Абулхасан Шахид Балхи, Абушаккури Балхи, Робиа и др.

В области науки прославились ученые энциклопедисты Закарие ар Рози (в области медицины и химии, автор книг-энциклопедий «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине – 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов др. Абуали ибн Сино (в области философии, медицины и др., автор книг «Канон медицинской науки» (5 томов), «Книга знаний», «Книга исцелений» и др.), Абунаср Фараби (в области философии, автор трактата «О взглядах жителей совершенного города» и др.), Абубакр Нархаши, автор книги «Таърихи Бухоро» (История Бухары), Ибн Кутайба, автор книги «Китоб ул-Маориф» (Книга знаний) в области литературоведения и истории и др.

Абуабдулло Рудаки 858-941гг., основоположник таджикско-персидской классической литературы. Его именем назван один из районов республики и учреждена государственная премия. В 2008г. к 1150 летнему юбилею поэта в г. Душанбе был открыт парк и памятник А. Рудаки.

Абубакр Закариё ар-Рази (Разес - латин. яз.) (865-925гг) - ученый – энциклопедист, автор книг «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов.

Абубакр Наршахи (899-959гг) - ученый- историк, автор книги «История Бухары»

Абуабдулло Джайхони (914-922гг) - (годы службы визирем во дворце Насра II Саманида), известный ученый-географ, автор книги «Ашкол ул-Олам»(Форма земли).

Абулфазл Балъами (922-939гг) - годы службы визирем в период правления эмира Насра II Саманида, - прославленный просветитель эпохи,

Абуали Мухаммад Балъами (неизв. – 974) – сын Абулфазла Балъами, визирь в период правления эмиров Абдумалика I (954-961) и Мансура I (961-976) Саманидов, автор перевода на фарси-дари книги Мухаммада Джарира Табари «Таърихи Табари».

Завершение процесса образования таджикского народа

Формирование таджикского народа началось при государстве Сасанидов(224-651гг) и завершилось при государстве Саманидов (819-999гг).

В годы существования Саманидского государства сложились основные компоненты для образования таджикского народа:

1. Единая территория – государство Саманидов объединило исторические земли предков таджиков Мавераннахр и Хорасан.

2. Единый общегосударственный язык - в IX-X вв. на территории Мавераннахра и Хорасана действовал государственный язык форси-дари, объединяя Согдийцев, Тохаристонцев, Фарганцев и др. народы.

3. Единое экономическое пространство - на территории государства Саманидов сложилась единая экономическая жизнь, торгово-экономические отношения, валюта, налоги.

4. Единая культура и религия – распространение исламской религии суннитского мазхаба «ханафия» и таджикско-персидской литературы и науки в государстве.



МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории Узбекистана

Государство Саманидов

в Центральной и Средней Азии

Выполнила: студентка I курса

кредитно-экономического факультета

группы КБИ-05

Ишмаметова Руфина Рашидовна

Проверила:

Доцент Озерова Н.Г.

Ташкент - 2002 г.

План реферата

1. Объединение Мавераннахра.

2. Образование государства Саманидов.

3. Исмаил Самани.

4. Центральное и областное управление при Саманидах в Мавераннахре в IX - X веках.

5. Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X веках.

6. Литература в Бухаре в X веке.

7. Наука при Саманидах в IX - X веках.

8. Архитектура, орнаментальная и изобразительное искусство при Саманидах в Мавераннахре.

9. Саманиды и ислам.

10.Караванная торговля.

11.Падение государства Саманидов.

1. Объединение Мавераннахра.

Саманиды, хотя формально подчинялись хорасанскому наместнику, однако, являясь наследственными владетелями отдельных областей Мавераннахра, заложили основу независимого управления. Во главе Саманидов первоначально стоял Нух ибн Асад - старший среди четырех братьев. Во внешних дипломатических сношениях он выступал как глава семьи. Его имя стояло на медных монетах Мавераннахра. После смерти Нуха в 841 году главой династии стал его брат Ахмад - эмир Ферганы, который задумал объединит в своих руках все владения Саманидов. когда в 856 году умер Яхъя ибн Асад, Ахмад передал его владения - Шаш и Уструшану - своему сыну Якубу. Другой его сын Наср правил в Самарканде и в 864 году занял место главы Саманидов. Он продолжил объединение земель Мавераннахра. В годы его правления (864 - 892) Самарканд превращается в центр большого государства, практически не зависимого от наместников Хорасана. Так, в 60-е годы IX века главные области Мавераннахра, за исключением Бухарского оазиса, долин Нахшеба и Чаганруда (Сурхандарья), вошли в сферу влияния Ахмада и его сыновей.

2. Образование государства Саманидов.

Падение династии Тахиридов в 873 году выгодно изменило положение в Мавераннахре. Появились благоприятные обстоятельства для образования единого независимого государства, и Саманиды их использовали для объединения Мавераннахра. Новая династия Саффаридов, захватившая власть в Хорасане, оказалась не способной удержать восточные области. Например, жители Бухары восстали против хорасанского наместника и изгнали его чиновников. Знать города обратилась к самаркандскому эмиру Насру ибн Ахмаду с просьбой прислать правителя из дома Саманидов. Наср отправил в Бухару своего младшего брата - Исмаила ибн Ахмада (874 г.)

Таким образом, в последней четверти IX столетия многие области Мавераннахра перешли в руки Саманидов, образовалась фактически независимое государство. Его первым верховным правителем стал Наср ибн Ахмад. В 875 году халиф официально признал его эмиром Мавераннахра и прислал в Самарканд специальный указ об этом. С этого времени Наср ибн Ахмад начинает чеканку серебряных монет (дирхемов) со своим именем, что являлось символом независимого нового государства.

3. Исмаил Самани.

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был способным, энергичным и очень проницательным правителем. Получив во владения эту часть Мавераннахра, он старался по-настоящему упрочить свою власть в Бухаре. Укрепив свои позиции, он под разными предлогами стал уклоняться от выплаты положенных налогов в казну государства, что, разумеется, не могло нравиться Насру. Между братьями возникла вражда. Однако Исмаил боролся не за престол Самарканда, а за экономическую независимость своего удела и окончательно добился этого в 888 году. В 892 году, после смерти Насра, он стал главой государства Саманидов, столица теперь была перенесена в Бухару.

Покончив с внутренними междоусобицами, Исмаил обратил внимание на соседние государства. В 893 году, собрав большое войско, он направляется походом на восток и, покорив город Тараз, наносит жестокий удар по кочевникам. В результате были прекращены постоянные набеги на земледельческие области Мавераннахра.

Усиление могущества государства Саманидов очень беспокоило Арабский халифат. Против Исмаила халиф хотел использовать наместника Хорасана Амра ибн Ляйса из династии Саффаридов. Халиф стремился столкнуть Амра с Исмаилом. Натравливая их друг на друга, он рассчитывал ослабить обоих, что было в интересах укрепления власти халифа в Мавераннахре и Хорасане. Военное столкновение произошло в 900 году и закончилось победой Исмаила.

Положив конец правлению Саффаридов в качестве наместников Хорасана, Исмаил стал фактически правителем всех восточных областей Арабского халифата. Багдадский халиф был вынужден признать огромное государство Исмаила и направить ему очередную верительную грамоту. Таким образом, в конце IX века Мавераннахр освободился от гнета Арабского халифата, и здесь образовалась крупное феодальное государство со столицей в Бухаре. Этим государством до конца X столетия правила династия Саманидов.

4. Центральное и областное управление при Саманидах

в Мавераннахре в IX - X веках.

С именем Исмаила Самани связана организация центрального и областного управления в саманидском государстве.

С точки зрения аббасидов такого государства не существовало, и правителя его они рассматривали лишь как своего наместника. Фактически же саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавшим по своей территории и богатству тогдашний халифат.

Саманиды именовали себя всегда эмирами, никогда не претендуя на титул “эмира правоверных”, который носили халифы. Однако некоторые восточные авторы, как например, Ауфи, титулуют так представителей династии Саманидов, в том числе и Исмаила Самани.

Во времена аббасидов, в период царствования халифов: Мансура (754 - 775 гг.), Махди (775 - 785 гг.), Харун ар-Рашида (786 - 809 гг.), Мамуна (813 - 833 гг.) - в халифате сложилась более или менее стройная система центральных ведомств (диванов) по управлению государством. Система эта, оформившаяся не без влияния персидских традиций сасанидской эпохи, имела немало недочетов, но в условиях малоразвитых феодальных отношений вполне удовлетворяла потребностям государственного управления обширными территориями халифата.

Проводя свои реформы, стремясь к установлению твердой центральной власти, Исмаил Самани построил государственный аппарат в духе упомянутой выше системы центральных диванов, внеся в нее некоторое упрощение и усовершенствование.

По словам В.В.Бартольда, “через всю систему восточномусульманской политической организации красной нитью проходит деление всех органов управления на две большие категории: на дергах (дворец) и диван (канцелярию)”.

В условиях феодального общества деление это, однако, носило во многом формальный характер, так как должностные лица дергаха вмешивались во многие стороны политической жизни.

Большую политическую власть осуществлял сахиб харас, или эмири харас, который был исполнителем всех приговоров саманидского эмира. Функции этого должностного придворного лица выходили далеко за пределы двора. В распоряжении сахиб хараса, согласно Низамульмульку, должна было быть 50 чубдаров (ликторов) - 20 с золотыми палицами, 20 - с серебряными и 10 - с деревянными.

Как и при дворах других феодальных государств Востока, а также и Запада, у Саманидов были стольники, кравчие, конюшие и др.

Очень важным и влиятельным лицом при дворе быль вакиль - заведующий всех хозяйством дергаха.

Центральное управление состояло из 10 диванов. Наршахи приводит нам их названия при описании площади Регистана, вокруг которой при Насре II (914 - 943 гг.) для них специально было выстроено десять зданий.

Главным из диваном был диван везира, или ходжа-и-бузурга. Он возглавлял все центральное управление государством, и ему были подчинены начальники остальных диванов. В условиях феодального общества при саманидах право занимать должность везира фактически закрепилось за тремя домами-династиями: Джейхани, Бал’ами и Утби. По установившейся практике, в случае отстранения везира, его преемник приглашался из другой фамилии.

Видное место в системе центрального управления занимал диван мустауфи - высшего финансового чиновника, ведавшего доходами и расходами государства. В распоряжении мустауфи, или, как его иначе именовали, хазинадар, состоял штат особых счетчиков, которые приводили в систему и ясность доходы и расходы государства.

Большим влиянием пользовался диван ар-расаил, или диван инша, называемый также диван амид-аль-мульк. Это было специальное центральное ведомство по составлению официальных документов. Через него проходили все важные государственные бумаги. Кроме того, диван ведал и дипломатическими сношениями с другими государствами. Не только при саманидах, но впоследствии и при газневидах, диван ар-расаил играл весьма существенную роль в политической жизни.

Немалое значение в системе управления, повидимому, имел диван шурат, возглавляемое сахиб шуратом. Это было ведомство по управлению саманидской гвардией. При скудности имеющихся у нас письменных известий затруднительно выяснить его отношение к хаджиб-и-бузургу, который, ведая дергахом, состоял при дворе и в какой-то мере являлся главой всей тюркской гвардии. Помощник сахиб шурата по хозяйственной части - ариз - производил выплату саманидскому войску жалования, которое выдавалось четыре раза в год, через каждый три месяца. Однако ариз не только ведал войсковой казной, но и следил за состоянием войсковой дисциплины, снаряжением, провиантом и фуражом. При аризе работала специальная канцелярия - диван-и-арз. Ее значение особенно возросло при газневидах.

феодальное государство в Средней Азии 875-999 гг. со столицей в Бухаре. Образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половине X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъема до конца X в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане. В период расцвета в 1-й пол. 10 в. включало Мавераннахр, Хорасан, Сев. и Вост. Иран. В вассальной зависимости от С. г. были Хорезм, Сейстан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазандеран). Внутр. политика Саманидов была направлена на укрепление центр. власти, создание сильного войска, прочной системы центр. и местных учреждений. Была создана система центр. ведомств (диванов) - всего 10. Наиболее важными были диваны: везира, казначея (мустауфи), нач. гвардии, почты и ведомство по составлению офиц. док-тов (диван ар-расаил). Хоз. частью ведал векиль, возглавлявший диван владений государя. Адм. учреждения на местах подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Жизнью городов, управлявшихся раисом, ведал центр. диван мухтасиба. Наместник Хорасана носил титул сипехса-лара (военачальника) и управлял из Нишапура всеми землями С. г. к Ю. от р. Джейхун (Амударья). Преобладала гос. собственность на землю и оросительную систему. Наиболее важными городами С. г. были Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв, Ургенч, Герат, Балх, Газни. В них складывались ремесл. организации. Развитие феод. отношений сопровождалось борьбой между местной иран. земледельч. знатью (дехканами), базировавшейся на мульковом (аллоидальном) землевладении, и служилой чиновной знатью, связанной с гос. землевладением и бюрократич. аппаратом. Все это вызвало обострение клас. борьбы, выразившееся в нар. выступлениях (крест. восстание в Табаристане (Мазандеране) в 913, движение горожан под рук. Абу-Бекра в Бухаре в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации деятельности различ. религ. сект и течений (шиитов, карматов и др.). С. г. поддерживало оживленные торг. связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью. Для С. г. характерен большой подъем культурной жизни; во всех значит. городах возникли мусульм. школы (медресе). Бухара славилась своей библиотекой. При дворе Саманидов творили Рудаки, аль-Фараби и др. деятели ср.-азиат. культуры. Развивались архитектура и строительство; широко известна расписная поливная керамика, т. н. афрасиабская (по месту нахождения лучших образцов на Афрасиабе в Самарканде). На основе одного из местных иран. диалектов выработался язык "дари", ставший гос. языком С. г. (этот язык фактически является "предком" совр. тадж. языка). Централизаторская политика Саманидов потерпела неудачу, и к кон. 10 в. рост феод. раздробленности привел к распаду С. г. Преемники Исмаила (892-907) вынуждены были уступить прикаспийские обл. и зап. часть Ирана династиям Алидов, Зийаридов и Бундов. В 914 возникло сепаратистское движение в юж. областях С. г. В 928-942 отряды Мардавиджа ибн Зийара отторгнули от С. г. Горган (Джурд-жан) и основали там гос-во Зийаридов. Хорасан несколько раз подвергался нашествию войск Бундов. В 962 саманидский полководец Алп-Тегин основал в Газни гос-во Газневидов. Находившиеся в вассальной зависимости от С. г. владетели Хорезма, Исфиджаба, Чаганиана и др. прекратили уплату дани. В 992 тюрки взяли Бухару, а по договору 996 к ним отошли все владения С. г. к С. от бассейна Зеравшана. В 999 тюрки вновь овладели Бухарой. С. г. распалось, и власть в Ср. Азии перешла к тюрк. гос-ву Кара-ханидов, а земли к Ю. от р. Джейхун (Амударья) были заняты гос-вом Газневидов. Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955. Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск. -***-***-***- Государство Саманидов

Исмаил Самани – основатель таджикской нации

اسماعیل سامانی

Исмаил Самани – великий персо-таджикский эмир, известный миру как «Амир Адил» (Справедливый Командующий), основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра.

Исмаила Самани считают отцом таджикской нации и гордостью всего персо-язычного народа.

БИОГРАФИЯ

Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани (ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد سامانی) родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Самани Худо, основателя династии Саманидов.

Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе.

Именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам.

Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”.

Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”.

Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем.

В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к югу – западу от Амударьи).

Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара.

Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.

В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главную роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство.

Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке.

Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки - приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры.

Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. .

На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.

Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани, это укрепление основ национального таджикского языка. Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного.

Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков – дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие.

Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии-дари» (государственный персидский язык).

Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персо-язычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”.

В настоящим время “фарси – дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране.

Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира - заключается в том, что «фарси- дари» сохранил свою первозданность. На сегоднящный день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: Сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык,фарси – дари, хранит чистоту языка наших общих предков (”Арици”).

Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%.

И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде.

Персо-язычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда.

Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, – это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры.

При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля.

Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан – наследник государства Саманидов,

а сами таджики – прямые потомки арийцев.

История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда большинство современных наций не существовало.

Таджикистан – единственный прямой наследник государства Саманидов, и свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак – “сомони».

Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в “Авесте” – собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры.

Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии – Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана Кашкадарьи, и области, лежашие севернее Гиссарского хребта.

Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье.

Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики – согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики – это название нации, синоним “Арийцы”. Персы – это название народа “ Арицы”.

Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”- это значит носитель “короны”.

ДАТА СМЕРТИ

В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира.

После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали, возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей.

В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100 – летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе, на месте памятника В.И.Ленину, сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации.

Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии

Хайреддини Абдулло – руководитель отдела по культуре и духовному воспитанию ООД “ТТМ”