Какой проходной бал нужен для поступления. Проходной балл для поступления
Проходной балл - величина непостоянная. На его значение оказывают сильное влияние количество вузов с аналогичным качеством образования, а также число абитуриентов.
Вам понадобится
- - приемная комиссия вуза, информация о том, сколько абитуриентов с хорошими результатами ЕГЭ;
- - статистика.
Инструкция
Чтобы иметь четкое представление о величине проходного балла, стоит дождаться даты окончания приема документов, и уже на основе полученных данных узнавать о том, сколько баллов необходимо иметь для того, чтобы студентом. Но из-за , использующих результаты ЕГЭ, это число может уменьшится, например, если кто-то заберет свои документы в другой ВУЗ.
Если же ждать настроения и терпения нет, можно воспользоваться следующей схемой. Для начала узнать статистику проходных баллов в данном учебном заведении за последние года 3-4. Дальше изучить получившиеся цифры. В среднем, проходной балл колеблется на 5-10 пунктов ежегодно.
Конечно же, повышаются шансы попасть в проходной балл у выпускников с идеальными результатами ЕГЭ. Однако именно этот контингент может значительно поднять величину проходного балла.
Видео по теме
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова является одним из ведущих учебных заведений нашей страны. Ежегодно сюда едут поступать с разных уголков России и из-за рубежа. Высокопрофессиональный преподавательский состав проводит подготовку квалифицированных специалистов по различным специальностям. Как же попасть в МГУ?
Инструкция
Во-первых, вы должны получить аттестат о среднем . Наличие и серебряной медали не дает никаких льгот при поступлении, однако может рассматриваться во время сдачи экзаменов при равных результатах с другим абитуриентом.Далее, можете посетить «день открытых дверей», где узнаете необходимую информацию о дальнейшем обучении, поговорить с ректором, задать вопросы и посмотреть список документов, необходимых при поступлении в ВУЗ. Желательно пообщаться с бывшими выпускниками университета и выяснить информацию о процессе обучения.
Во-вторых, нужно будет написать заявление на имя ректора, которое подается в приемную комиссию. Форму документа можно посмотреть на официальном сайте приемной комиссии Московского государственного университета. Или попросить в приемной комиссии, там же дадут инструкции по ее заполнению.
Дети-сироты, дети инвалиды, граждане до 20 лет, имеющие одного родителя инвалида 1 группы, граждане, с доходом семьи меньше прожиточного минимума, лица, отслужившие в армии по контракту не менее трех лет, имеют право на льготное поступление согласно законодательству РФ. Таким же преимуществом обладают победители всероссийских олимпиад, проводимых ежегодно по разным предметам среди учащихся средних образовательных заведений.
Кроме заявления установленного образца нужно подготовить другие документы. Это может быть аттестат или диплом о наличии среднего специального образования. Копии свидетельства о рождении и паспорта, 8 черно-белых фотографий размером 3 на 4, копия или оригинал свидетельства о результатах, полученных на Едином государственном экзамене. Нужно отметить, что копии документов заверять у нотариуса не обязательно. Лица, имеющие право на льготы, также должны предоставить необходимое подтверждение своих слов.
Документы с заявлением можно отправить почтой на адрес МГУ или отнести непосредственно в приемную комиссию лично. После чего, абитуриенты допускаются к сдаче дополнительных вступительных экзаменов.
Иногородним лицам, желающим попасть в МГУ, предоставляется общежитие на весь период обучения. МГУ осуществляет подготовку специалистов по очной, вечерней и заочной формам. Корме того, всегда можно подать заявление и документы на поступление в магистратуру и аспирантуру учебного заведения.
Для подачи документов на поступление отводится определенный срок, который меняется каждый год, поэтому этот вопрос необходимо заранее выяснить в приемной комиссии.
Источники:
- какие экзамены в мгу
Выпускники школ, подавшие заявления на поступление в вузы нашей страны, мучаются в догадках, поступят они или нет. Их интересует, где можно получить данные о проходных баллах. Так как для поступления в вузы используются результаты по 100-бальной шкале, точные данные неизвестны никому.
Инструкция
Дождитесь вывешивания первых списков абитуриентов, и вы увидите, с какими данными стремятся в данный вуз. Не расстраивайтесь, если ваша фамилия далеко не в первых рядах этого списка. Это всего лишь предварительные данные. Внимательно посмотрите графу людей, подавших оригиналы (их окажется не так уж и много). Так как по закону разрешается подавать документы в пять учебных заведений, эти же фамилии наверняка уже оказались и в списках других вузов.
Проследите за анализом результатов ЕГЭ в вашей области по сводкам новостей, в интернете (на сайтах конкретных вузов), в газетных статьях. Такие данные находятся в общедоступном пользовании, представлены в виде статистики (это могут быть , таблицы, графики, ). Все поможет вам сосредоточиться и понять, насколько велики ваши шансы. Если ваши баллы удовлетворительного уровня, задумайтесь, стоит ли подавать оригиналы документов в вуз.
Проконсультируйтесь с выпускниками прошлых лет, поступившими на . На личном примере и примере своих однокурсников они вам расскажут, как поступили сами. Сравнив свои и их баллы, вы будете примерно знать проходной . Но помните, что в каждом учебном заведении проходной балл свой - где-то выше, где-то ниже. В какой-то степени это зависит от престижа вуза, количества бюджетных мест и количества льготников, подавших документы.
Обязательно напишите в заявлении номер телефона. Вузы, которые дорожат своими абитуриентами, проинформируют вас лично о результатах зачисления, возможно, даже предложат немедленно принести все необходимые документы. Бывает и такое, что выбранная вами специальность требует высоких проходных баллов. В заявлении также выскажите свои пожелания по поводу другой специальности, с более низкими баллами. В этом случае ваши шансы увеличатся.
Образование - важный аспект в жизни личности. Хорошие профессиональные знания и навыки укрепляют уверенность в себе, способствуют получению хорошей работы и становлению материального достатка. «Куда пойти учиться?» - задают себе вопрос большинство нынешних выпускников.
Показатели, которые ежегодно определяют возможности каждого абитуриента для зачисления в вуз на определенные специальности, именуют проходными баллами. Процесс определения знаний и выявления числового соответствия происходит за счет государственного экзамена в единой форме для всех выпускников.
Проходные баллы ЕГЭ для поступления предоставляют возможность будущему студенту поступить на бесплатное очное обучение и не оплачивать занятия, а также получать академическую, именную и другие виды стипендий.
Проходной балл для поступления в ВУЗ
Установленные проходные баллы ЕГЭ для поступления в ВУЗы на коммерческую форму обучения формируются из рейтинга образовательного учреждения, который также влияет и на стоимость обучения. В данном случае, если абитуриент находится в конце списка из 70 претендентов, то вероятность зачисления сводится к нулю. При подаче документов на коммерческий прием, средний показатель баллов для зачисления абитуриента не должен быть менее 40.
Каждый выпускник школы должен сдать три предмета:
- родной язык;
- математика с элементами анализа;
- предмет на выбор согласно предполагаемой специальности.
Сдача ЕГЭ по трем предметам не ограничивает право будущего студента на сдачу экзамена по другим дисциплинам. Наоборот, многие выпускники стремятся сдать больше предметов, чтобы получить возможность подачи документов для обучения в большее количество вузов на расширенный перечень специальностей.
Проходной балл для поступления на бюджет
При выборе любого предмета каждый экзаменуемый должен учитывать, что результаты по основным дисциплинам и дополнительным должны быть предельно максимальными. Успешная сдача экзамена способствует получению наивысших показателей:
- русский язык от 70 баллов;
- математика от 60 баллов;
- другие дисциплины от 60-70 баллов.
Количество вакантных мест, оплачиваемых за счет государственного бюджета, с каждым годом становится все меньше. В среднем на одну группу могут быть от 2 до 10-15 бюджетных мест.
Гуманитарные специальности в любых образовательных учреждениях имеют самые высокие показатели для прохождения на бюджетные места.
В технических направлениях для получения высшего образования гораздо легче поступить на бесплатное обучение. Чтобы повысить возможность зачисления для обучения на бюджетной основе, следует готовиться к выполнению итогового тестирования заранее, а также подать документы в максимально возможное количество учебных организаций.
Уровень престижности заведения также влияет на средние показатели баллов для зачисления. Самые престижные вузы страны предоставляют скромное количество бюджетных мест со средними показателями от 90 баллов за каждый предмет. Также играет важную роль успешная учебная деятельность выпускника, получившая отражение в наградах на областных и всероссийских олимпиадах.
Проходные баллы для поступления 2017
В текущем году министерством образования были установлены минимальные проходные показатели баллов ЕГЭ по основным дисциплинам:
- алгебра – от 24 баллов;
- английский, немецкий язык от 20;
- обществознание от 39;
- литература от 32;
- физика от 36;
- русский язык от 36;
- информатика не менее 40.
Максимальные баллы на конкурсные места всегда достигают высоких показателей от 70 баллов за каждую дисциплину. Но образовательными учреждениями установлены минимальные значения для поступления на бюджетные места даже, несмотря на то, что такие значения обычно намного больше. Поэтому минимальные баллы для поступления на оплачиваемые государством места для предметов обучения сформировались в следующих интервалах:
- математика 24-27 баллов;
- английский язык 20-25 баллов;
- русский язык 35-40 баллов;
- обществознание 39-45 баллов.
В будущем министерство образования предполагает ввести третью обязательную дисциплину для сдачи в форме ЕГЭ. Большинство экспертов полагают, что третьим предметом будет история отечества или иностранный язык.
Сдача выпускниками единого госэкзамена с положительными результатами и с первого раза повлияла на возможность изменения первоначального закона. Поэтому показатели проходных баллов могут измениться. Список дисциплин для поступления будет расширен и составит не менее 4 позиций.
Возможно Вас заинтересуют.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся проходного балла
1. Что такое проходной балл?
Проходной балл - это минимально достаточный суммарный балл, который набрал по результатам вступительных испытаний последний зачисленный абитуриент. Другими словами, если есть, к примеру, 10 бюджетных мест на которые претендуют 20 человек, своевременно предоставивших в приемную комиссию подлинники документов, то проходным баллом будет являться суммарный балл десятого по счету абитуриента.
2. Когда станет известен проходной балл?
Проходной балл становится известным только после окончания приема на данную специальность и публикации соответствующих приказов о зачислении. В большинстве случаев это середина августа месяца. В то же время, если все бюджетные места заполняются абитуриентами до окончания второй волны зачисления, узнать проходной балл можно будет раньше.
3. Кем устанавливается проходной балл и можно ли о нем узнать заранее?
Нет, нельзя, потому что проходной балл не устанавливается приемной комиссией вуза или кем-то еще. Он определяется по результатам конкурсного отбора и зависит от суммарного количества баллов, набранных каждым из абитуриентов, претендующих на зачисление.
4. Из чего складывается проходной балл?
В большинстве случаев из результатов 3-х ЕГЭ, соответствующих перечню вступительных испытаний на выбранную специальность. При поступлении на некоторые специальности к ним могут также добавляться результаты 4-го ЕГЭ и/или дополнительных экзаменов, которые проводятся самим вузом.
5. Может ли проходной балл быть точно таким же, как в прошлом году?
Да, может. Более того, проходные баллы прошлых лет дают достаточно объективную картину уровня знаний абитуриентов, поступающих на ту или иную специальность. Вместе с тем, проходной балл текущего года может и отличаться от тех, что были раньше. Причем, как в ту, так и в другую сторону.
6. В чем отличие проходного балла от минимального?
Минимальный балл, в отличие от проходного, устанавливается каждым из вузов самостоятельно, причем заранее, до начала набора. По сути, минимальный балл является границей отсечения, преодолев которую, абитуриент имеет право подать документы в приемную комиссию, выбранного им вуза. Естественно, минимальный балл ниже проходного.
7. Отличается ли проходной балл бюджетной формы обучения от платной?
Да, отличается. Проходной балл на бюджетную форму обучения, как правило, существенно выше. Поэтому абитуриенты не сумевшие набрать нужного количества баллов, в большинстве случаев, имеют реальные шансы поступить на договорную форму обучения.
8. От чего зависит величина проходного балла?
По большому счету от многих факторов. Вот лишь некоторые из них:
- уровень подготовки абитуриентов и оценки за ЕГЭ,
- популярность вуза,
- популярность специальности,
- количество бюджетных мест и степень конкуренции между абитуриентами,
- количество абитуриентов, поступающих по результатам олимпиад и т.д.
Так что предугадать заранее проходной балл очень тяжело, но использовать в качестве разумного ориентира проходные баллы прошлых лет вполне логично.
Исследование качества приема в российские университеты НИУ «Высшая школа экономики» и Минобрнауки России вместе с МИА «Россия сегодня» проводят уже пять лет, с 2011 года. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, который сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов.
Результаты исследования (часто их называют мониторингом качества приема) широко используются в первую очередь абитуриентами, принимающими решение о выборе вуза и образовательной программы, а также самими вузами для анализа своего положения на рынке высшего образования. Минобрнауки России и руководство российских регионов опираются на результаты мониторинга при оценке работы вузов и выработке образовательной политики.
По традиции первая часть исследования — итоги зачисления на бюджетные места — представляется министром образования и науки России и ректором ВШЭ в начале сентября. В октябре публикуется вторая часть исследования, которая включает анализ платного приема (количество зачисленных, средний балл и стоимость обучения), а также его сопоставление с качеством и размерами бюджетного набора.
Мониторинг включает только очное обучение, а также только те вузы, прием в которые определяется конкурсом ЕГЭ и олимпиадами. В мониторинге не участвуют творческие вузы и вузы силовых ведомств.
Общие наблюдения
- Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные места, как правило, на 5-6 баллов выше средних баллов ЕГЭ зачисленных на платные места — такое соотношение сохраняется на протяжении всего мониторинга.
- По общей численности поступающих на 1-й курс бюджетный набор приблизительно в два раза превышает платный.
Рис. 1. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места и общая численность первокурсников, 2011-2016
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места | 63,6 | 63,5 | 67,2 | 64,3 | 65,7 | 66,6 |
зачислено на бюджетные места, чел. | 286 621 | 302 656 | 299 822 | 281 583 | 288 154 | 275 566 |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места | 57,5 | 56,6 | 61,9 | 57,3 | 60,3 | 60,8 |
зачислено на платные места, чел. | 99 131 | 151 581 | 158 335 | 148 393 | 136 386 | 154 293 |
- Больше всего абитуриентов поступают в классические университеты и технические вузы.
Рис. 2. Распределение первокурсников по вузам разных профилей, 2016
- В целом по России наиболее высокие средние баллы ЕГЭ абитуриентов демонстрируют медицинские вузы. Слабых абитуриентов больше в технических, педагогических и аграрных вузах.
Рис. 3. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места, по вузам разных профилей, 2011-2015
Таблица 1. Топ-20 вузов с наиболее высокими средними баллами ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, 2011-2015
Популярные направления подготовки
То, насколько та или иная профессия притягательна в глазах абитуриентов и их семей, можно косвенным образом оценить, сравнивая 1) доли победителей и призеров олимпиад среди зачисленных на разные направления подготовки (так как эта группа абитуриентов наиболее свободна в выборе вуза) и 2) доли зачисленных на платные места (так как эта группа абитуриентов выбирает, куда вложить собственные средства).
Абсолютным лидером остается направление «Международные отношения»: доля «олимпиадников» в нем достигает 13% (и это самая большая доля среди всех направлений) , а зачисленные на платные места составляют три четверти всего набора.
В целом по доле платного приема социальные и гуманитарные направления подготовки заметно опережают технические.
Таблица 2. Группы направлений подготовки с самым большим (более 70%) и самым малым (менее 5%) платным набором
Группа направлений | Зачислено в 2015 г. всего, чел. | Из них зачислено на платные места, % | |
большой | 3973 | 77,9 | |
Экономика | 35526 | 77,7 | |
Международные отношения | 4063 | 77,4 | |
6339 | 76,7 | ||
Юриспруденция | 23129 | 73,1 | |
малый | 3782 | 4,8 | |
Сельское и рыбное хозяйство | 16656 | 4,7 | |
Технологические машины и оборудование | 7578 | 4,6 | |
География | 2319 | 4,4 | |
9429 | 4,4 | ||
Управление водным транспортом | 1050 | 3,9 | |
Полиграфия и упаковка | 332 | 3,6 | |
Лесное дело | 3067 | 3,4 | |
Технологии легкой промышленности | 807 | 2,4 | |
Вооружение | 719 | 1,9 | |
Металлургия | 1492 | 1,9 | |
Материалы | 1839 | 1,5 | |
Морская техника | 1772 | 1,4 | |
Почвоведение | 297 | 1,0 |
Эти же направления подготовки выбирают для себя и льготные категории поступающих: наиболее велика их доля (от 7 до 8,5%) на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Менеджмент».
Таблица 3. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля абитуриентов с особыми правами превышает 7%, 2015 г.
По доле олимпиадников состав направлений-лидеров менее однороден: наряду с гуманитариями заметные позиции занимают физика, математика и химия.
Таблица 4. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля победителей и призеров олимпиад превышает 4%, 2015 г.
Группа направлений | Доля олимпиадников, % | |
Международные отношения | 4063 | 13,38 |
Физика | 5240 | 7,28 |
Востоковедение и африканистика | 1310 | 6,85 |
Теория искусств | 438 | 6,67 |
Дизайн | 2801 | 6,48 |
7735 | 5,35 | |
Реклама и связи с общественностью | 3973 | 5,01 |
Математика | 10463 | 4,93 |
Ядерные физика и технологии | 1201 | 4,59 |
Экономика | 35526 | 4,51 |
Химия | 3144 | 4,25 |
Потребности предприятий и организаций, региональных и муниципальных органов власти, выраженные в профиле целевого набора, фокусируются на базовых для общества профессиях: медики, педагоги, юристы и технари-специалисты в сфере транспорта.
Таблица 5. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля «целевиков» превышает 15%, 2015 г.
Группа направлений | Зачислено на бюджетные и платные места всего, чел. | Доля «целевиков», % |
Здравоохранение | 41310 | 50,12 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 3782 | 44,59 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 1712 | 28,90 |
Вооружение | 719 | 23,26 |
Транспортные средства | 13315 | 21,86 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 9429 | 19,59 |
Юриспруденция | 23129 | 19,44 |
Педагогическое образование | 27978 | 16,78 |
Нефтегазовое дело | 3194 | 16,47 |
Машиностроение | 2286 | 16,22 |
Морская техника | 1772 | 15,28 |
Сильные и слабые направления подготовки
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на бюджет 2015 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2015 | Зачислено на бюджет 2014 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2014 | Зачислено на бюджет 2013 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2013 | Зачислено на бюджет 2012 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2012 | Зачислено на бюджет 2011 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2011 |
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН | 1 | 59 | 95,5 | ||||||||||||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 436 | 94,7 | 416 | 93,8 | 450 | 96,5 | 463 | 93,7 | 448 | 93,7 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 890 | 93,8 | 926 | 92,7 | 944 | 93,6 | 867 | 91,2 | 854 | 90 | |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1989 | 91,5 | 1873 | 91,4 | 2102 | 94,2 | 1596 | 93,4 | 1721 | 90 | |
5 | 9 | 4 | 6 | 8 | 208 | 89,4 | 187 | 85,5 | 185 | 90,6 | 171 | 86,8 | 175 | 84,4 | |
6 | 4 | 7 | 9 | 9 | 2340 | 88,1 | 2365 | 88 | 2640 | 89 | 2915 | 84,2 | 2887 | 82,6 | |
7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3848 | 87,1 | 3919 | 86,3 | 3998 | 89,3 | 3829 | 86,6 | 3912 | 85,6 | |
8 | 10 | 16 | 37 | 36 | 475 | 86,3 | 607 | 84,8 | 865 | 85 | 1249 | 77,2 | 1215 | 76,9 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва | 9 | 8 | 17 | 11 | 13 | 611 | 85,6 | 640 | 86 | 575 | 85 | 561 | 83,3 | 511 | 81,1 |
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва | 10 | 11 | 8 | 8 | 5 | 75 | 85,6 | 46 | 83,5 | 42 | 87,6 | 42 | 85,7 | 40 | 89 |
11 | 15 | 21 | 14 | 34 | 529 | 84,6 | 621 | 82,8 | 697 | 84,4 | 444 | 82 | 474 | 77,8 | |
Самарский государственный экономический университет | 12 | 28 | 67 | 65 | 50 | 204 | 84 | 212 | 79,2 | 259 | 77,9 | 219 | 74,3 | 218 | 75,1 |
13 | 5 | 5 | 12 | 19 | 620 | 83,2 | 565 | 87,8 | 592 | 90,1 | 573 | 82,9 | 592 | 80,7 | |
14 | 6 | 9 | 4 | 4 | 1034 | 83 | 1032 | 87,3 | 1398 | 87,4 | 628 | 91,1 | 582 | 89,4 | |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | 15 | 12 | 26 | 15 | 20 | 1122 | 82,7 | 1173 | 83 | 1282 | 83,6 | 1372 | 81,9 | 1377 | 80,2 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | 16 | 19 | 14 | 13 | 25 | 177 | 82,7 | 181 | 80,7 | 167 | 85,3 | 167 | 82,5 | 169 | 79,1 |
17 | 18 | 13 | 29 | 29 | 576 | 82,6 | 449 | 81 | 540 | 85,3 | 510 | 79,2 | 554 | 78,5 | |
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна | 18 | 34 | 48 | 49 | 71 | 481 | 82,5 | 441 | 78 | 385 | 80,9 | 409 | 75,7 | 500 | 72,5 |
Российская академия правосудия, г. Москва | 19 | 20 | 20 | 5 | 6 | 83 | 82,5 | 91 | 80,4 | 102 | 84,5 | 87 | 87,8 | 78 | 86 |
20 | 14 | 11 | 10 | 17 | 866 | 82,3 | 1142 | 82,8 | 1146 | 85,6 | 926 | 83,3 | 850 | 80,9 | |
21 | 16 | 12 | 20 | 10 | 943 | 82 | 930 | 82,7 | 895 | 85,4 | 791 | 81,3 | 760 | 82 | |
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова | 22 | 25 | 10 | 26 | 16 | 1262 | 81,8 | 1392 | 79,6 | 1351 | 86,1 | 1084 | 80,2 | 990 | 80,9 |
24 | 13 | 28 | 27 | 58 | 1341 | 81,2 | 1024 | 83 | 1056 | 83,3 | 932 | 79,7 | 1084 | 74,2 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | 25 | 24 | 24 | 18 | 21 | 430 | 81 | 455 | 79,7 | 445 | 83,7 | 445 | 81,5 | 439 | 80 |
30 | 31 | 15 | 17 | 14 | 425 | 80 | 420 | 78,5 | 366 | 85,1 | 375 | 81,9 | 392 | 81,1 | |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | 31 | 42 | 40 | 25 | 18 | 772 | 79,7 | 1035 | 76,7 | 696 | 81,5 | 702 | 80,4 | 678 | 80,9 |
36 | 17 | 18 | 31 | 15 | 367 | 79,3 | 359 | 81,4 | 345 | 85 | 341 | 78,5 | 334 | 81,1 | |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | 42 | 52 | 27 | 22 | 11 | 3088 | 78,5 | 2968 | 75,5 | 2824 | 83,3 | 2520 | 81,1 | 2756 | 81,3 |
Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва | 49 | 21 | 33 | 19 | 22 | 91 | 77,5 | 91 | 80 | 82 | 82,6 | 71 | 81,4 | 71 | 79,5 |
58 | 26 | 19 | 34 | 12 | 635 | 75,8 | 592 | 79,4 | 452 | 84,7 | 474 | 77,9 | 350 | 81,3 | |
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала | 131 | 94 | 29 | 16 | 23 | 485 | 69,9 | 486 | 71,2 | 485 | 83 | 467 | 81,9 | 484 | 79,4 |
Таблица 9. ТОП-20 вузов по качеству платного приема (2011-2015)
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на платные места 2015 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2015 | Зачислено на платные места 2014 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2014 | Зачислено на платные места 2013 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2013 | Зачислено на платные места 2012 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2012 | Зачислено на платные места 2011 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2011 |
Московский физико-технический институт | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 149 | 82,5 | 74 | 78,9 | 119 | 80,9 | 113 | 77,7 | 60 | 76,1 |
Московский государственный институт международных отношений | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 645 | 81,3 | 716 | 78,9 | 748 | 84,9 | 597 | 79,4 | 538 | 78,8 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1965 | 79,3 | 914 | 77,8 | 1577 | 81,1 | 1145 | 77,9 | 889 | 75,8 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 4 | 5 | 9 | 13 | 13 | 774 | 77,3 | 890 | 75 | 1266 | 76,3 | 1298 | 69 | 972 | 68,1 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 5 | 9 | 32 | 53 | 62 | 305 | 76 | 66 | 71,8 | 353 | 69,7 | 340 | 61,7 | 251 | 60,8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 1807 | 74,3 | 1431 | 72,4 | 1352 | 78,3 | 1450 | 73,5 | 1339 | 72,7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 7 | 8 | 14 | 12 | 19 | 498 | 74,3 | 300 | 72 | 108 | 73,7 | 88 | 69,1 | 51 | 66,3 |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова | 8 | 7 | 6 | 6 | 33 | 415 | 72,6 | 253 | 72,2 | 345 | 77,6 | 195 | 71,9 | 222 | 63,3 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 9 | 12 | 8 | 10 | 20 | 347 | 72,5 | 373 | 69,1 | 362 | 76,5 | 371 | 69,2 | 227 | 66,2 |
Московский институт электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 10 | 10 | 17 | 28 | 91 | 63 | 71,1 | 12 | 70,4 | 35 | 72,8 | 28 | 64,6 | 24 | 58,2 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 11 | 60 | 45 | 42 | 72 | 533 | 70,7 | 367 | 61,6 | 623 | 67,7 | 481 | 62,7 | 214 | 59,3 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) | 12 | 113 | 101 | 161 | 134 | 70,6 | 129 | 62,5 | 98 | 57,4 | 97 | 55,5 | |||
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 13 | 34 | 37 | 39 | 30 | 705 | 70,4 | 1445 | 63,9 | 1211 | 69,3 | 955 | 62,9 | 725 | 63,4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 14 | 11 | 28 | 19 | 311 | 501 | 70,4 | 557 | 69,5 | 605 | 71 | 705 | 66,2 | ||
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | 15 | 26 | 20 | 22 | 32 | 269 | 70,2 | 406 | 65,8 | 498 | 71,9 | 420 | 65,2 | 327 | 63,3 |
Казанский государственный медицинский университет | 16 | 15 | 12 | 7 | 41 | 405 | 69,9 | 266 | 68,2 | 371 | 74,3 | 152 | 71,3 | 268 | 62,4 |
Тверской государственный медицинский университет | 17 | 29 | 15 | 21 | 46 | 180 | 69,9 | 166 | 64,3 | 190 | 73,7 | 188 | 65,6 | 144 | 62 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород | 18 | 18 | 22 | 57 | 29 | 58 | 69,9 | 57 | 67,5 | 146 | 71,5 | 91 | 61,4 | 103 | 63,8 |
Российская таможенная академия, г. Люберцы | 19 | 99 | 67 | 37 | 45 | 168 | 69,3 | 236 | 59,3 | 249 | 66 | 193 | 63,4 | 96 | 62,1 |
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар | 20 | 22 | 16 | 16 | 12 | 562 | 69,1 | 588 | 66,8 | 650 | 73,5 | 530 | 67,3 | 319 | 68,4 |
вузы, входившие в Топ-20 в 2011-2014 гг. | |||||||||||||||
Московский государственный лингвистический университет | 22 | 4 | 11 | 11 | 15 | 198 | 68,9 | 18 | 75,2 | 110 | 74,6 | 206 | 69,1 | 91 | 67,5 |
Южный федеральный университет | 26 | 20 | 31 | 96 | 75 | 187 | 68 | 45 | 67,4 | 310 | 70 | 1026 | 58 | 276 | 59 |
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург | 28 | 49 | 21 | 18 | 84 | 270 | 67,6 | 286 | 62,8 | 292 | 71,9 | 261 | 66,5 | 279 | 58,6 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 29 | 62 | 76 | 103 | 11 | 596 | 67,2 | 683 | 61,4 | 592 | 64,7 | 547 | 57,3 | 375 | 69 |
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко | 30 | 13 | 10 | 8 | 8 | 382 | 67,1 | 368 | 68,8 | 398 | 75,6 | 449 | 69,3 | 542 | 70,5 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва | 32 | 19 | 29 | 9 | 10 | 1301 | 66,8 | 985 | 67,4 | 785 | 70,5 | 545 | 69,3 | 532 | 69,2 |
Московский государственный медико-стоматологический университет | 43 | 14 | 19 | 334 | 7 | 400 | 65,8 | 531 | 68,4 | 542 | 71,9 | 92 | 72,4 | ||
Ижевская государственная медицинская академия | 58 | 40 | 50 | 66 | 2 | 171 | 64 | 110 | 63,5 | 141 | 67,1 | 183 | 60,1 | 146 | 79,3 |
Ростовский государственный медицинский университет | 62 | 46 | 5 | 5 | 21 | 463 | 63,6 | 328 | 63 | 245 | 77,7 | 190 | 72,5 | 169 | 65,7 |
Московский государственный университет печати | 72 | 41 | 18 | 20 | 53 | 472 | 62,6 | 260 | 63,3 | 256 | 72,1 | 249 | 66,1 | 249 | 61,4 |
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова | 78 | 16 | 70 | 71 | 51 | 108 | 62,5 | 111 | 68,1 | 190 | 65,8 | 344 | 59,8 | 80 | 61,5 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) | 85 | 17 | 251 | 221 | 288 | 428 | 62,1 | 226 | 68 | 1003 | 57,1 | 845 | 53,3 | 510 | |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 87 | 63 | 47 | 26 | 16 | 466 | 62 | 556 | 61,4 | 559 | 67,5 | 527 | 64,7 | 402 | 66,9 |
Южно-Российский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону | 112 | 78 | 65 | 51 | 17 | 322 | 61,2 | 369 | 60,5 | 371 | 66 | 357 | 61,9 | 371 | 66,9 |
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ | 118 | 58 | 7 | 14 | 1 | 88 | 61 | 89 | 61,8 | 127 | 76,6 | 97 | 67,8 | 99 | 81,5 |
Ставропольский государственный медицинский университет | 119 | 108 | 13 | 17 | 14 | 321 | 60,8 | 338 | 59 | 335 | 74,1 | 318 | 66,5 | 253 | 67,9 |
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Екатеринбург | 131 | 112 | 30 | 15 | 22 | 295 | 60,1 | 103 | 58,8 | 72 | 70,5 | 90 | 67,8 | 23 | 65,6 |
Самарский государственный медицинский университет | 134 | 27 | 41 | 33 | 9 | 265 | 60 | 240 | 64,6 | 206 | 68,4 | 278 | 63,8 | 255 | 69,9 |
Тольяттинский государственный университет | 173 | 158 | 239 | 267 | 18 | 466 | 58,1 | 494 | 56,2 | 505 | 57,5 | 515 | 51,8 | 439 | 66,8 |
Структура подготовки и платный прием
Можно выделить пять групп направлений по соотношению платного и бюджетного приема студентов.
Первая группа , наиболее многочисленная (28 направлений из 66) — платный прием незначителен, менее 10% от бюджетного. В том числе в эту группу входят шесть направлений из десяти, имеющих наибольший бюджетный прием: «сельское хозяйство», «транспорт», «энергетика», «математика», «электроника» и «экология». То, что на этих направлениям практически отсутствуют платные студенты, отражает в первую очередь традиционное «перепроизводство» кадров на бюджетных местах.
Вторая группа — платный прием есть, но невелик: от 10 до 35% бюджетного. Таких направлений 11 из 66, самые крупные — «педагогика» и «строительство». Как правило, абитуриенты этих направлений рассматривают свои перспективы будущего трудоустройства как хорошие, однако не рассчитывают на быструю карьеру.
Третья группа — платный прием от 36 до 80% бюджетного, примерно соответствует доле платного приема в системе высшего образования в целом. Это, можно сказать, оптимальное сочетание: платные студенты приносят вузу ощутимый дополнительный доход, при этом вуз не очень сильно от них зависит и может, соответственно, проводить достаточно принципиальную политику контроля качества. В эту группу входят 13 направлений, самое крупное — «здравоохранение», где на 25 тысяч бюджетных первокурсников пришлось 17 тысяч платников. Абитуриенты, зачисленные на образовательные программы по этим направлениям, имеют выраженные карьерные ожидания и настроены на достаточно высокие доходы в будущем.
Четвертая группа — платный прием составляет от 81 до 150% бюджетного. Платный набор для вузов этой группы почти так же важен, как и бюджетный, но последний все остается «опорным звеном» в экономике вуза и формировании его кадровой политики (абсолютное большинство преподавателей — на бюджетных ставках и только получают доплаты за счет платного набора). Таких направлений всего пять: «дизайн», «бизнес-информатика» и «сфера обслуживания», а также имеющие небольшой набор «издательское дело» и «теория искусств».
Наконец, пятая группа включает девять направлений, платный прием на которые более чем в два раза (а часто и в три или четыре) превосходит бюджетный. Здесь, как правило, совсем другая экономика: часть преподавателей оформлена на «внебюджетных» ставках, а платные студенты определяют качество аудитории. Вуз вынужден ориентироваться именно на платных студентов в своей политике качества. Среди наиболее крупных направлений этой группы — «экономика», «юриспруденция», «менеджмент», «лингвистика и иностранные языки», «государственное и муниципальное управление», «реклама» и «международные отношения».
Таблица 10. Группы направлений с наибольшим бюджетным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Примечания | |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема; рост цен |
Информатика и вычислительная техника | 18,5 / 17 | 2,5 / 2,6 | 13% | |
Сельское хозяйство | 16 / 16 | 0,8 / 1,3 | 5% | |
Строительство | 13,5 / 13,5 | 2,9 / 2,2 | 21% | Рост цен |
Транспортные средства | 12,5 / 12 | 0,8 / 0,6 | 6% | |
Энергетика | 11,5 / 11,5 | 0,8 / 0,5 | 7% | |
Математика | 9,5 / 9,1 | 0,8 / 0,7 | 8% | Рост цен и качества платного приема |
Электроника, радиотехника и связь | 9 / 8,7 | 0,4 / 0,3 | 5% | Небольшое снижение цен |
Экология | 8,5 / 8 | 0,8 / 1,1 | 9% | Рост цен |
Таблица 11. Группы направлений с наибольшим платным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Доля платного приема относительного бюджетного | Примечания |
Экономика | 7,9 / 8,9 | 28 / 33,5 | 356% | Единственное крупное направление, где снизились контрольные цифры бюджетного приема. Рост качества платного приема приокращении количества |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Юриспруденция | 5,7 / 5,3 | 16,5 / 15 | 289% | Рост бюджетного и платного приема |
Менеджмент | 7,7 / 7,4 | 14 / 20 | 179% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цены |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема, рост цен |
Лингвистика и иностранные языки | 2,9 / 2,8 | 5,2 / 4 | 181% | Рост качества бюджетного приема; резкий рост численности платного приема при резком росте цен |
Государственное и муниципальное управление | 1,5 / 1,5 | 4,9 / 8 | 331% | |
Сфера обслуживания | 3,9 / 3,8 | 4,4 / 5,6 | 113% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цен |
Реклама и связи с общественностью | 0,9 / 0,7 | 3,3 / 3,3 | 378% | |
Международные отношения | 0,9 / 1,0 | 3,2 / 2,9 | 348% |
Можно увидеть, что перечень самых крупных бюджетных направлений и перечень самых крупных платных направлений пересекаются только в двух случаях: по «здравоохранению» и «педагогике». Это результат того, что Минобрнауки за последние несколько лет в 1,5-2 раза сократило бюджетный прием на три наиболее популярных платных группы — «экономику», «юриспруденцию» и «менеджмент». Сокращение отражает в том числе политику вытеснения откровенно слабых образовательных программ, реализуемых непрофильными вузами, не имеющими достаточного кадрового потенциала. Такая политика началась с «обрезания» бюджетного приема, но затрагивает и платный: целый ряд вузов в последнее время сворачивает соответствующие программы.
Традиционно платный прием проводится в первую очередь на социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицинские. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного — порядка 87%. Естественные науки (направления классических университетов) занимают около 14% в бюджетном приеме, тогда как в платном наборе их доля немногим превышает 2%. На долю технических наук и технологий приходится свыше 40% бюджетного набора и лишь 10% платного. Такая структура в целом воспроизводится на протяжении всего периода наблюдений (2011-2015) с вариациями в пределах 3-5%. См. табл. 10.
Таблица 12. Структура бюджетного и платного приема в разрезе по отраслям знания, 2011-2015
Бюджетный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 6,5 | 6,7 | 6,4 | 6,4 | 6,0 | |
гуманитарные науки, % | 7,8 | 7,7 | 8,0 | 7,6 | 8,0 | |
естественные науки, % | 14,1 | 13,8 | 13,8 | 14,0 | 14,5 | |
медицинские науки, % | 8,6 | 8,5 | 7,3 | 6,9 | 7,1 | |
педагогические науки, % | 10,6 | 11,2 | 11,5 | 11,8 | 11,1 | |
социальные науки, % | 10,5 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,4 | |
технические науки, % | 41,9 | 41,1 | 41,0 | 40,3 | 40,0 | |
Всего зачислено человек | 288 808 | 282 474 | 307 046 | 314 752 | 301 327 | |
Платный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
гуманитарные науки, % | 22,9 | 18,6 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | |
естественные науки, % | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,3 | 2,7 | |
медицинские науки, % | 12,3 | 11,0 | 11,2 | 9,9 | 11,2 | |
педагогические науки, % | 6,1 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | 3,9 | |
социальные науки, % | 45,1 | 53,8 | 53,1 | 53,0 | 52,3 | |
технические науки, % | 10,7 | 8,3 | 8,7 | 11,3 | 9,8 | |
Всего зачислено человек | 135 524 | 147 660 | 157 878 | 153 389 | 99 620* |
Сравнение качества бюджетного и платного приема — 2015
Традиционно платное образование выбирается более слабыми студентами, и здесь порог задают — или не задают — сами вузы.
Больше половины «троечников» (средний балл ЕГЭ ниже 56) на платное обучение набрали в 2015 году 150 вузов из 412, вошедших в рейтинг (36%). Это значительное улучшение ситуации — в прошлом году их было 198, почти половина (48%).
Таблица 13. Распределение вузов по качеству бюджетного и платного приема
Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». С чем связан такой сдвиг? Можно сделать два предположения. Первое — студенты 2015 года в целом несколько лучше сдали ЕГЭ. Второе — произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.
На диаграммах ниже сопоставляется качество бюджетного набора с качеством платного набора. По оси У отложен средний балл платного набора, по оси Х - средний балл бюджетного набора. Цвет "горохов" отражает качество платного набора: зеленые - средний балл выше 70, белые - средний балл ниже 70 и выше 56, красные - средний балл ниже 56. В классических университетах вузы с "отличным" бюджетным приемом (средний балл выше 70) на платные места чаще всего набирают абитуриентов-"хорошистов" (средний балл 56-70). В технических вузах, где по группе в целом больше "хорошистов", до половины платного набора - "троечники" (средний балл ниже 56), однако видно, что "троечники" - как правило, вузы с не крупным набором.
Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В 2015 г. году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Если раньше информация о том, что выпускники топовых вузов зарабатывают в среднем в 1,5 раза больше, чем выпускники других вузов по тому же направлению, обсуждалась на уровне отдельных кейсов, мнений и слухов (формируя, тем не менее, общественное мнение), то теперь эту тенденцию можно считать доказанной.
Идет изменение структуры государственного задания — расширение инженерных направлений, дальнейшее сокращение социально-экономических (за счет экономики и бизнес-информатики). Предполагается, что население предъявляет достаточный платежеспособный спрос на программы социально-экономических и гуманитарных направлений, что позволяет обходиться без увеличения бюджетной поддержки.
Многие вузы, не получавшие госзадания на реализацию популярных образовательных программ (экономику, менеджмент и др.), продолжали прием абитуриентов на них уже полностью на внебюджетной основе. Это потребовало кадрового и информационного обеспечения программ, которое у вузов в такой ситуации значительно ослабло. Результат налицо: платный набор в этих вузах сокращается, в иных случаях опускаясь до уровня, критического для дальнейшего продолжения таких программ.
В зоне риска здесь вузы, набирающие на платные программы, не подкрепленные бюджетным набором по соответствующему направлению, менее 30 студентов. Ведь, во-первых, платный студент, как правило, подготовлен слабее, чем поступивший на бюджетное место, и потому больше рискует оказаться в числе неуспевающих. Во-вторых, такой студент может прекратить обучение не только вследствие неуспеваемости, но и по причинам финансового характера. Уже на третьем курсе от первоначально набранных платных студентов может остаться менее половины, и поступающих от них средств будет недостаточно даже для оплаты необходимых преподавателей.
2015 год может стать рубежным примерно для 60% ныне действующих сугубо внебюджетных программ по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» и другим социально-экономическим и гуманитарным направлениям: в 2016 году эти программы могут прекратить новый набор (в 2015 году они набрали менее 30 человек).
Динамика качества приема, 2011-2015
Самое высокое качество бюджетного набора стабильно сохраняется в медицинских и социально-экономических вузах, причем в последних за период с 2011 по 2015 г. "зеленая зона" (средний балл выше 70) заметно расширилась. Аграрные вузы остаются в основном в "красной зоне" (средний балл ЕГЭ по вузу ниже 56). Среди классических университетов и технических вузов пропорции вузов-"отличников", "хорошистов" и "троечников" примерно одинаковы и держатся без особенных изменений. Заметно повысилось качество бюджетного приема в педагогических вузах.
В платном наборе в целом сохраняются такие же пропорции, хотя и с определенным сдвигом к более низким баллам.
Ценовые стратегии вузов в условиях экономического спада
Среди вузов, предлагающих платные программы в 2015 г., 47% по сравнению с 2014 г. повысили цены, 36% сохранили их неизменными в номинальном выражении, 17% сочли необходимым снизить цены (в качестве значимых мы рассматривали изменения более 5 тыс. рублей в год). При этом 14 вузов повысили среднюю по вузу стоимость обучения на 50-100 тыс. рублей в год; 39 вузов — на 20-50 тыс. рублей в год; 124 вуза — на 5-20 тыс. рублей в год; 137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. рублей), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5-20 тыс. рублей, а 8 вузов — на 20-50 тыс. рублей.
При этом модели поведения — распределение вузов на группы повышающих и снижающих цены — разнятся по направлениям. подготовки: в отношении социально-экономических и гуманитарных программ, с одной стороны, и технических программ, с другой, вузы чаще придерживаются разных стратегий. Среди технических направлений заметно выше доля программ, снизивших стоимость обучения в 2015 г. Среди социально-экономических программ преобладает доля тех, кто повысил стоимость обучения относительно незначительно (5-20 тыс. руб.).
Так, по направлению «экономика» платный набор в 2015 году вели 305 вузов, из них 30 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 95 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 18 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. По направлению «юриспруденция» платный набор в 2015 году вели 181 вуз, из них 26 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 63 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 6 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. При этом по направлению «информатика и вычислительная техника» более трети вузов понизили цены более чем на 5 тыс. рублей, а по направлению «энергетика и энергетическое машиностроение» таких вузов почти половина.
Таблица 14. Изменение стоимости обучения по направлениям подготовки, 2014-2015 гг.
Каковы различия в ценовой политике столичных и регинальных вузов? Разброс цен среди
дорогих образовательных программ значительно
выше, чем среди программ умеренной стоимости. При этом пропорции дорогих и недорогих программ по разным направлениям подготовки примерно одинаковы. Можно выделить три стратегии ценовой политики вузов: единая стоимость для всех образовательных программ (спрос определяется качеством программы и репутацией вуза); ценовая дифференциация программ; сегментирование программ на популярные и непопулярные.
Сильные вузы, что ожидаемо, устанавливают высокие минимальные баллы. В «десятке» сильнейших вузов по качеству бюджетного приема средний минимальный балл составляет 61,3 пункта (в расчете на один предмет по всем вузам) — против 34,2 по порогам Рособрнадзора. Самые высокие баллы среди вузов-лидеров установили МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Самые низкие — МГИМО и МГУ им. Ломоносова (прочем, это никак не повлияло на высокое качество приема в эти вузы). А вот среди 74 вузов из «красной» зоны (средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в них ниже 56) ни один не установил минимальный порог выше уровня, предложенного Рособрнадзором.
Только 15% вузов используют минимальные баллы в качестве реального инструмента отбора абитуриентов.
Вузы, установившие самые высокие проходные баллы в 2015 г.:
- Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта
- Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва
- Гос. институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
- Гос. ун-т управления, г. Москва
- Кубанский гос. ун-т, г. Краснодар
- Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
- Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова
- Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики»
- Московский физико-технический институт
- Нац. иссл. Томский политехнический ун-т
- Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики», г. Москва
- Нац. иссл. ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва
- Новосибирский Нац. иссл. гос. ун-т
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова
- Самарский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский Нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики
- Смоленский гос. ун-т
- Тверской гос. ун-т
- Уральский федеральный ун-т им. Б.Н. Ельцина
- Южный федеральный ун-т
Направления подготовки, на которые вузы чаще устанавливают высокие проходные баллы.
Многих выпускников волнует вопрос о том, сколько баллов нужно для поступления в вуз. Попробуем вместе найти ответ на этот важный и сложный вопрос. Не все ребята остаются довольны теми результатами, которые они видят после оглашения оценок единого государственного экзамена.
Дополнительные баллы можно получить за победу в предметных олимпиадах, включенных Министерством образования в перечень, ежегодно утверждаемый этим ведомством. При равном количестве баллов приоритет отдают тем абитуриентам, которые получили за высокие достижения в обучении золотую или серебряную медаль.
Влияние территориального фактора
Сколько баллов нужно для поступления в вуз столицы, мы выяснили. Показатель от 80 до 95 баллов определяется только для престижных учебных заведений высшего звена. Выпускники школ, которые набрали по предметам, выбранным академией или университетом в качестве зачетных, меньше 80 баллов, могут подать документы в те вузы, которые не входят в перечень лучших государственных учреждений, дающих качественное образование. Территориальное расположение университетов также оказывает влияние на проходные баллы. Например, стать студентом Чеченского университета можно и с невысокими баллами ЕГЭ, здесь он не дотягивает до 50.
Различные направления обучения
Долгое времяпоступление в технический вуз считалось непрестижным, поэтому на инженерные специальности был невысокий конкурс. В настоящее время ситуация изменилась. Теперь во многие технические институты, академии, университеты конкурс не ниже, а иногда даже выше, чем в гуманитарные вузы.
Экономисты, юристы, международники, филологи - те специальности, для обучения которым необходимо сдать ЕГЭ выше 75 баллов. были проведены исследования, по результатам которых именно эти направления были названы самими востребованными среди выпускников российских школ.
Получив по физике, биологии, химии баллы выше среднего (от 70 до 75), можно рассчитывать на бюджетное зачисление в медицинские, инженерные учебные заведения. Наблюдается рост интереса к ядерной физике, муниципальному и государственному управлению, информационной безопасности, издательскому делу, дизайну.
Особенности поступления в педагогические университеты
Сколько баллов нужно для поступления в пединститут? К сожалению, данное направление обучения не пользуется особым спросом и популярностью. В нашей стране профессия, связанная с дошкольным и школьным образованием, не считается престижной и высокооплачиваемой. В стены педагогических университетов приходят те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу в престижные университеты. Если в отечественных пединститутах средний балл для бюджетной формы обучения составляет 50-60, то в региональных вузах он часто не дотягивает и до 50.
Несмотря на те меры, которые предпринимают в Министерстве образования, попасть в педагогические высшие учебные заведения мечтают единицы абитуриентов. Большая часть ребят, которые должны стать профессиональными педагогами, оказываются здесь совершенно случайно. В последнее время для изменения сложившейся ситуации в муниципальных органах власти стараются заключать контракты, по которым старшеклассники получают право на целевое обучение по педагогическим и медицинским специальностям при условии, что после завершения обучения они вернутся в свой регион и отработают по специальности от трех до пяти лет.
По мере роста отечественного туризма, наблюдается повышение спроса на профессии, связанные с гостиничным делом, сервисом, туризмом. Средний балл на такие профессии составляет 55-60.
Огромный выбор направлений для получения высшего образования у ребят, которые сдавали ЕГЭ по химии, физике, биологии, географии. Имея по эти дисциплинам 60-65 баллов, можно рассчитывать на поступление в университеты, связанные с космической и авиационной техникой, управлением и автоматикой, геодезией, вычислительной техникой, нефтяным и газовым производством, приборостроением, радиотехникой.
Иные специальности
Среди тех направлений, которые оказались невостребованными среди современных старшеклассников, отметим водный и железнодорожный транспорт, материаловедение, пищевые технологии, полиграфию, рыбное и сельское хозяйство. Получив 52-55 баллов на ЕГЭ, можно рассчитывать на зачисление по специальности «лесное хозяйство», «морская техника».
Как подобрать вуз
Для того чтобы оценить собственные шансы на бюджетное зачисление по определенной специальности в конкретный университет или академию, необходимо следить за информацией, предоставляемой приемными комиссиями. Ориентируясь на баллы абитуриентов, которые были зачислены на бюджетную форму обучения, можно заранее проанализировать собственные шансы.
Согласно российскому законодательству, каждое учебное заведение обязано размещать информацию о прошедших кампаниях в разделе «Приемная комиссия». Если не удается найти подобную информацию, можно изучить приказы о зачислении, среднем проходном балле. В отечественной системе высшей школы зачисление на первый курс осуществляется в два потока. Именно поэтому на информационном стенде каждого университета размещается несколько приказов о зачислении на первый курс. Первая волна имеет более высокий проходной балл, а вот в августе можно пройти на бесплатную форму обучения с более скромными результатами.
Заключение
После окончания школы ребятам предстоит ощутить себя в качестве абитуриентов. Информация о среднем проходном балле на разные специальности в определенном вузе - отличная возможность оценить шансы на зачисление. Средний проходной балл - это суммарный показатель, разделенный на число экзаменов, полученный абитуриентами в рамках второй волны зачисления.
Старшеклассники должны знать о том, что помимо результатов, полученных ими в рамках государственной итоговой аттестации, они могут набрать дополнительные баллы за индивидуальные достижения: знак за выполнение норм ГТО, отличный аттестат, школьное итоговое сочинение, олимпиады и конкурсы. В сумме можно рассчитывать на получение дополнительных 15-20 баллов к своему аттестату.