Английский Биология География

Через пару часов когда. Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью

Как не допустить ошибку при расстановке
запятых в простых и сложных предложениях.
Основные правила.

От чего зависит, нужно ли ставить запятую?

Постановка запятой зависит в первую очередь от
структуры предложения. Значит, для того чтобы
справиться с пунктуацией, нужно хорошо
разбираться в синтаксисе. Для верной постановки
запятой в предложении нужно знать, что такое
грамматическая основа и второстепенные члены
предложения, обращения, вводные слова и вводные
конструкции, однородные члены предложения, а
также виды сложных предложений.

Запятая чаще всего может:

в простых предложениях
разделять однородные
члены предложения
выделять вводные слова и
конструкции
выделять обращения
выделять обособленные
второстепенные члены
предложения
в сложных предложениях
разделять части
сложносочиненного
предложения
разделять части
сложноподчиненного
предложения
разделять части
бессоюзного
предложения

Однородные члены предложения могут соединяться:

только интонацией,
без союзов
они разделяются запятыми
неповторяющимися противительными (а, но) – запятая
всегда ставится;
союзами
соединительными или разделительными
(и, или) – запятая не ставится
повторяющимися
союзами
перед повторяющимися союзами ставится
запятая, кроме союза, находящегося перед
первым из однородных членов
попарно союзами
«и», «или»
пары отделяются друг от друга запятыми, а
внутри пар запятая не ставится
двойными союзами
перед второй частью двойного союза
ставится запятая

Вводные слова и вводные конструкции

обычно выделяются запятыми.
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного
распространенного члена предложения, то оно от него запятой
не отделяется, а если в середине, то оно выделяется запятыми.
Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно
отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза;
если же такое невозможно, то запятая ставится только после
вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом
на ставится.
Следует различать слова, которые в одних случаях могут быть
вводными, а в других – являться членами предложения.

Обращения

выделяются запятыми.
Частица «о», стоящая перед обращением, не отделяется от
него запятой.
Если два обращения соединены неповторяющимся
соединительным союзом, то между ними запятая не ставится,
несколько обращений без союзов разделяются запятыми.
Если обращение распространенное, то оно выделяется
запятыми вместе с зависимыми словами.

В каких случаях обособляются второстепенные члены предложения?

Определения
Приложения
Обстоятельства
Дополнения

Определения

Обособляются, если
выражены причастными оборотами или
прилагательными с зависимыми словами
и стоят после определяемого слова
это два или больше одиночных
определения, стоящие после
определяемого слова
определяемое слово является личным
местоимением
они оторваны от определяемого слова
другими членами предложения
они имеют дополнительное
обстоятельственное значение(чаще всего
причины или уступки)
нужно подчеркнуть значение, передаваемое
несогласованным определением
Не обособляются, если
выражены причастными
оборотами или прилагательными
с зависимыми словами и стоят
перед определяемым словом
зависят от неопределенного
местоимения и стоят за ним

Приложения

Обособляются, если
выражены существительным с зависимыми словами и
стоят после определяемого слова (реже - перед)
зависящие от имен собственных, если они стоят после
определяемого слова
Не обособляются,
если
определяемое слово является личным местоимением
выражены именем собственным и перед ними без
изменения смысла можно поставить «а именно», «то есть»
относятся к нарицательному существительному с
пояснительными словами
присоединяются словами «по имени», «по фамилии» и
т.д. или союзом «как», при этом имеют
дополнительное обстоятельственное значение
Зависят от имени
собственного и
находятся перед
ним

10. Обстоятельства

Обособляются, если
выражены деепричастиями
или деепричастными
оборотами
выражены наречиями или
существительными,
которые поясняют или
уточняют другие
обстоятельства
выражены
существительными с
предлогами ВВИДУ,
ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ,
ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА,
СОГЛАСНО
Не обособляются, если
выражены
деепричастиями в
роли наречия
выражены
деепричастными
оборотами,
которые являются
фразеологизмами

11. Дополнения

Обособляются
если выражены
существительными с
предлогами КРОМЕ, ЗА
ИСКЛЮЧЕНИЕМ,
ВМЕСТО, ПОМИМО,
и т.д. и имеют
ограничительное или
расширительное
значение
Не обособляются
во всех
остальных
случаях

12. В сложносочиненном предложении

Запятая ставится
между простыми
предложениями,
соединенными
соединительными,
противительными
или
разделительными
союзами.
Запятая не ставится
между назывными, побудительными,
восклицательными или
вопросительными предложениями,
соединенными соединительными
союзами И, ДА (в значении и) или
разделительными союзами ИЛИ,
ЛИБО.
если части сложносочинённого
предложения имеют общий член
предложения, или общее
придаточное предложение, или
общее вводное слово и соединены
соединительными союзами И, ДА (в
значении и) или разделительными
союзами ИЛИ, ЛИБО.

13. В сложноподчиненном предложении

придаточное предложение отделяется от главного.
Как правило, запятая ставится перед союзом или союзным словом.
Не ставится запятая, если перед союзом есть отрицание или
придаточное предложение состоит только из союзного слова.
Если придаточные предложения зависят от одного и того же члена
главного предложения, то правила постановки знаков препинания между
ними такие же, как при однородных членах предложения.
На стыке двух союзов запятая между ними ставится, если опущение
придаточного предложения не потребует полной перестройки
предложения; если же вторая часть придаточного предложения
начинается со слов ТО, КАК, НО, то запятая не ставится.

14. В бессоюзном сложном предложении

простые предложения всегда отделяются друг
от друга какими-либо знаками препинания.
Запятая ставится, если части независимы друг от
друга, но объединены по смыслу.
Если внутри одной или обеих частей есть
запятые или если предложения отдалены друг от
друга по смыслу, ставится точка с запятой.
Кроме этого, при определенных условиях между
частями может ставиться тире или двоеточие.

15. При ответах на вопросы теста нажимайте на цифры. При верном ответе появится звездочка, при неверном – крестик.

Проверьте
свои знания.
При ответах на вопросы теста нажимайте
на цифры. При верном ответе появится
звездочка, при неверном – крестик.

16. 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Хорошая книга обогащает опытом и помогает ответственно
относиться к жизни и далеко смотреть в будущее.
Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью
суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
Неглубокая и узкая речушка в результате наводнения широко
разлилась по огромному полю и дороге.
И кошку мы заведем и собаку и рыбок.

17. 2. Укажите предложение, в котором нужно отделить запятой вводное слово.

Иногда небо кажется нам таким бесконечным.
Сегодня мне кажется что луна светится по-особенному.
Солнце кажется совсем не собиралось садиться.
Созвездие Орион в наших широтах видно только зимой.

18. 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4.

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове
имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) издаются звуки (4)
падающих дождевых капель.
Тренер распределил участников соревнований в команды (1)
каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и еще раз
напомнил правила игры.
Для лечения самых разных болезней в медицине широко
используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4)
постоянно растет.
Деталь постепенно становится (1) символом (2) появление (3)
которого в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания
авторского замысла эпизоды.

19. 4. Укажите предложение, в котором нужно обособить определение и обстоятельство.

Электростанции вырабатывая огромное количество энергии
выбрасывают в атмосферу загрязняющие окружающую среду газы.
Счастливый и улыбающийся именинник радостно приветствовал
гостей находя для каждого добрые слова.
Ребята не замечающие никого на своем пути неслись сломя
голову.
Окончательно расстроенная она отошла к окну всхлипывая.

20. 5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Какой теплый вечер и как прекрасна эта ночная природа!
Ветер стихал и свежая прохлада начала распространяться в
виноградниках.
Гребцы бросили весла и поставив парус сели на дно шлюпки.
Всю ночь лил дождь и когда утром мы глянули в окно оказалось
что вода подступила к саду.

21. 6. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) м

6. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики
выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5
1, 2, 3, 4, 5

22. 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажн

7. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажным
запахом росы (4) прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и просто.
1, 2, 5
1, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5

23. 8. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратит

8. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится
к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
2, 3, 4
2, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4

24.

Разбор
заданий теста

25. Задание 1

1. Союз И соединяет две разные пары однородных членов.
Книга (что делает?) обогащает и помогает, помогает (что
делать?) относиться и смотреть. Поэтому запятые не нужны.
2. При однородных членах повторяется союз ЛИБО, перед
вторым из них ставится одна запятая.
3. Два союза И соединяют две пары однородных членов,
относящихся к разным словам.
4. Три однородных дополнения с союзами И разделяются
двумя запятыми.

26. Задание 2

1. «Кажется бесконечным» – это сказуемое.
2. «Кажется» – грамматическая основа главной части
сложноподчиненного предложения.
3. «Кажется» – это вводное слово.
4. «Видно» – это сказуемое.

27. Задание 3

1. Запятая (1) отделяет придаточную часть от главной. Запятые (2) и
(3) не нужны, т.к. не требуется отдельно выделять союзное слово
«которой». Запятая (4) не нужна, т.к. здесь не обособляются ни
дополнение, ни определение.
2. Запятые (1) и (4) отделяют придаточную часть от главной.
Союзное слово «которых» выделять не требуется.
3. Запятая на месте цифры (1) отделит сказуемое от подлежащего,
этого делать нельзя. Запятая (2) отделяет придаточную часть.
Запятыми (3) и (4) союзное слово отделять не нужно.
4. Запятая (1) не нужна, т.к. это дополнение не обособляется. Запятая
(2) отделяет придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны.

28. Задание 4

1. Обстоятельство обособляется. Определение не
обособляется, т.к. стоит перед определяемым словом.
2. Определения выражены прилагательными и находятся
перед определяемым словом, поэтому не обособляются.
Обстоятельство обособляется.
3. Определение обособляется, т.к. стоит после определяемого
слова. Обстоятельство не обособляется, т.к. является
фразеологизмом.
4. Определение обособляется вне зависимости от положения,
т.к. относится к личному местоимению. Обстоятельство,
выраженное деепричастием, также обособляется.

29. Задание 5

1. Союз И соединяет два восклицательных предложения,
поэтому запятая не ставится.
2. Союз И соединяет два простых предложения без
дополнительных условий, перед ним ставится запятая.
3. Двумя запятыми нужно отделить деепричастный оборот
«поставив парус».
4. Союз И соединяет два простых предложения, перед ним
нужна запятая. Также запятыми нужно отделить придаточные
части «когда утром мы глянули в окно» и «что вода подступила
к саду». Итого три запятых.

30. Задание 6

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в
порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и
поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Запятые (1)и (3) отделяют от главной две придаточные части.
Запятая (2) между ними не ставится, т.к. это однородное
подчинение и имеется союз И. Запятая (4) не ставится, т.к.
союз И соединяет однородные сказуемые. Запятая (5) отделяет
придаточную часть.

31. Задание 7

Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он
вдыхал (3) напоенный влажным запахом росы (4)
прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и
просто.

предложения в составе сложного. Запятые (2) и (5)
отделяют придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны,
т.к. распространенное определение перед определяемым
словом не обособляется.

32. Задание 8

Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3)
если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную
дорогу придётся искать с трудом.
Запятая (1) перед союзом И разделяет простые
предложения в составе сложного. Запятые (2) и (4)
отделяют придаточную часть. Запятая (3) на стыке
союзов не ставится, т.к. далее имеется союз ТО как
продолжение союза ЕСЛИ.

33.

Теперь вы научились
намного лучше
справляться с
запятыми.
Успехов в учебе! 1Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

2Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

3Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.

4Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

5Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

6Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

7Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

8Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

9Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

10Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

11Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

12В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

13.Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

14.К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы

15.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

16.Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

17.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

18.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

19Дождь хлещет в стёкла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.

20.В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

21Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

22Некоторые из современников А. С Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».

23Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

24Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

25Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

26Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

27Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

28Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

29Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

30На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

31Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

32На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

33Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

34Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

35Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.

36На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2) если не заменить электрические столбы (3) то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

37Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

38Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.

39Война была на исходе (1) и (2) хотя до конца её оставался почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что победа будет за нами.

40Многие ошибочно думают (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.

41И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.

42К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц (1) и (2) когда вы погладите руками растущие травы (3) чтобы ощутить их нежную бархатистость (4) то руки пропахнут холодящим запахом мяты

43Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.

44Илья Андреевич понимал (1) что (2) если не собрать яблоки до наступления холодов (3) то весь урожай погибнет (4) но обстоятельства не позволяли ему оставить работу и уехать в деревню даже на несколько дней.

45Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.

46Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

47Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

48Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги

49Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.

50Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

51В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

52Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

53В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

54Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

55Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

56По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года.

57Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

58Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника

59Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

60Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить

61Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

62Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

63Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В купе я сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.

64Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

65Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

66Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

67Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

68Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

69Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

70Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

71Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

72Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела

73Мы (1) разумеется (2) прежде всего вспоминаем Крылова при слове «басня» (3) однако(4) это был не единственный жанр, в котором он работал.

74Cейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесет выгоды. Но (3) очевидно (4) что завтра эти технологии всё равно придут и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне».

75Маргарита (1) к сожалению (2) не смогла приехать на вечер встречи выпускников (3) однако (4) обещала навестить своих учителей сразу после летней сессии.

76Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1) вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с ним их заселённость.

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва

Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью могут оказаться рядом два союза – сочинительный и подчинительный (или сочинительный союз и союзное слово). Сочетающиеся союзы разделяются или не разделяются запятыми в зависимости от контекстуальных условий. Запятая на стыке союзов ставится, если «изъятие» внутренней придаточной части не нарушает структуры предложения и после придаточной части предложения нет второй части союза (то, так) или союза но . Например: А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (К.Симонов) (ср.: и у Сабурова от них вдруг защемило сердце ). Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом, то наверняка сделался бы писателем. (К.Паустовский) – «изъятие» невозможно; после придаточного стоит то .

Упражнение 42 . Объясните постановку знаков препинания .

1. Становится совсем темно, и если даже удастся убить птицу, то найти ее будет невозможно. (А.Комаров) 2. Он накрылся одеялом, зажмурился и, чтобы скорее уснуть, стал считать. 3. Окна были занавешены, и, хотя стоял день, в кабинете было сумрачно. 4. Звон удалялся, и, по мере того как его переливы доносились все тише, в сердце Макара вступало тупое отчаяние. (В.Короленко) 5. Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка. (В.Лидин)

Упражнение 43 . Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Он слезал с лошади осторожно вернее сползал и когда встал на землю и взял коня в повод пошел медленно на подогнутых ногах. (С.Алексеев) 2. Негромкие голоса доносились отчетливо и если раньше волчонок слышал в человеческой речи только яркие интонации то сейчас начал различать отдельные слова и оттенки чувств. (С.Алексеев) 3. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке можно было бы подумать что там уже все спят. (Ф.Абрамов) 4. За день камни нагреваются и когда скроется солнце за облаками или налетит свежий ветер на этих валунах накупавшись до «гусиной кожи» мы любили греться. (Г.Титов) 5. Уже светало и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником то было видно отчетливо каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка. (А.Чехов) 6. У человека есть одна родина и куда бы ни забросила его судьба он не смеет забывать свой край свой город. (Е.Парнов)

Упражнение 44 . .

АННА АХМАТОВА

Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая стройная похожая на пятнадцатилетнюю девочку. То было время ее первых стихов и (не)обыкнове_ных (не)ожида_ных триумфов.
Прошло два-три года и в ее глазах в осанке и в ее обращени_ с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. С каждым годом она становилась величестве_нее и это выходило у нее как(то) само собой.
В поз_нейшие годы всегда и везде и в очереди за керосином селедками и хлебом и в переполне_ном жестком вагоне и в ташкентском трамвае и в больничной палате набитой десятком больных всякий чу_ствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым чу_ством уважения хотя держалась она со всеми очень просто и дружестве_но. Она оставалась величестве_ной во всех случаях жизни – и в светской беседе и в интимных разговорах с друзьями и под ударами свирепой судьбы...
Замечательна в ее характере другая черта она была соверше_но лиш_на чу_ства собстве_ности и не любила и не хр_нила вещей ра_ставалась с ними удивительно легко. Вокруг нее (не)было (не,ни)какого комфорта и я не помню в ее жизни такого периода когда окружавшая ее обстановка могла(бы) назват_ся уютной.
Конечно она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Стари_ные подсвечники и восточ_ные ткани гравюры и ларцы иконы древнего письма то и дело по_влялись в ее скромном жилье и через несколько дней и_чезали. (Не)ра_ставалась она только с такими вещами в которых была запечатл_на для нее память сердца шаль подаре_ная ей Мариной Цветаевой перстень получе_ный ею от покойного мужа.

(По К.Чуковскому)

Упражнение 45 . Проверьте себя!

На месте каких цифр в предложениях должны быть запятые?

А. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег (1) и заложены (2) и уже солнце скрылось до половины (3) и вчерашний мороз покрывал звездами лужи у перевоза (4) а Пьер и Андрей (5) к удивлению лакеев (6) кучеров (7) и перевозчиков (8) еще стояли на пароме (9) и говорили. (Л.Толстой)

а) 1, 3, 4, 5, 9;
б) 2, 4, 6, 7, 8;
в) 2, 3, 4, 5, 6, 8;
г) 2, 4, 6, 9.

Б. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) они выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. (Н.Резанова)

а) 1, 2, 3, 4, 5;
б) 1, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 5;
г) 1, 3, 5.

В. Он не знал (1) куда они направляются (2) и почему оказались именно здесь (3) однако (4) следовал за ней (5) и не задал ни единого вопроса.

а) 1, 2, 3, 5;
б) 1, 2, 3, 4, 5;
в) 1, 3;
г) 1, 3, 4.

Г. Пересекая и ручьи (1) и речки (2) он некоторое время бежал по воде (3) и (4) хватая ее на бегу горстями (5) пил (6) хотя можно было бы набрать во фляжку (7) и (8) так и не утолив жажды (9) снова выскакивал на берег. (С.Алексеев)

а) 2, 4, 5, 6, 8, 9;
б) 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
в) 1, 4, 5, 9;
г) 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Д. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья (1) и по лесу нельзя ступить (2) так как и листья (3) и трава хрустят под ногами (4) и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.

а) 2, 3, 4;
б) 2, 3;
в) 1, 2, 3, 4;
г) 1, 2. 3.

(Ответы сверьте на стр. 11.)

Упражнение 46 . Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Ветер все крепчал и казалось хотел загнать космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев) 2. Можно было подумать что ему до зарезу нужно было кому-то позвонить и он то решается то вновь начинает колебаться. (В.Каверин) 3. Петя знал что он плохо воспитан и что некоторые неудачи в его жизни произошли именно по этой причине. (В.Каверин) 4. Через несколько километров вырубки кончились и потянулся темный, старый бор раскиданный по валам. (С.Алексеев) 5. Он постоял на пригорке рассмеялся радуясь хорошему дню чистому воздуху и тому что впереди три выходных и набрав в легкие лесной свежести быстрым пружинистым шагом двинулся вниз по склону. (Р.Злотников) 6. Кажется еще несколько минут назад стоял яркий день и вот уже длинные синие тени выползают из долин заметно для глаза поднимаясь по склонам и молниеносно сгущаясь в расселинах. (Р.Злотников) 7. Вдали за черными кустами и черной бетонной оградой попыхивало в небо пламя а здесь было темно и тихо и что-то по-лесному, по-подмосковному шуршало. (С.Смирнов) 8. Спустившись этажом ниже он прошел до самого конца длинного коридора и свернув налево толкнул обитую черной искусственной кожей дверь. (Е.Парнов) 9. Всюду журчала невидимая вода и мягко вздыхал оседающий снег. (О.Куваев) 10. Но и им было ведомо тоже что ничто доброе не пропадает и только зло уходит бесследно из мира. (В.Немирович-Данченко) 11. Какое хрупкое существо человек и как он поддается всяким влияниям начиная с детских лет! 12. Самолет заходя на посадку и делая над океаном размашистый разворот снижался и все новые и новые подробности проступали внизу. (П.Проскурин) 13. Над лесом послышался характерный постукивающий шум и прямо надо мной взволновал листву пролетающий вертолет. (В.Гусев) 14. Солнце пока не зашло за дома но длинные тени легли на белый снег и от этого казалось стало еще холоднее. (А. и Б. Стругацкие) 15. Капитан дал согласие на полет и хотя это должно было занять целый день мы отложили исследования города. 16. Я думаю у них просто-напросто сейчас слишком много своих проблем и они понимают что мы ничем не можем им помочь. (М.Славин) 17. Ветер в этом ущелье ежеминутно меняется из-под каменных берегов звенят подземные ручьи и чернеют пещеры полные темной воды. (С.Скиталец)

Упражнение 47 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки .

О комедии Фонвизина «Недоросль»

I. Все сцены в которых являет_ся Простакова исполн_ны жизни и верности потому что характер ее выдерж_н до конца с (не)ослаб_вающим ис_кус_твом с (не)изменяющеюся исти_ною. Смесь наглости и низости трусости и злобы гнус_ного бе_человечия во всем и нежности, равно гнус_ной, к сыну согл_сова_ны в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным.

(П.Вяземский )

II. Ведь и госпожа Простакова любила своего Митрофана: она (не)щадно била по щекам старую Еремеевну и за(то) что дитя много кушало и за(то) что дитя мало кушало...

(В.Белинский)

III. Для взрослых Митрофан вовсе (не)смеш_н... Ра_судок совесть и честь стыд и приличие страх Божий и человеческий все основы человеческого порядка г_рят в этом простаковско-скотининском аду. Как только ее (Простакову) простили она спохв_тилась стала опять сама собой и первой ее мыслью было перепороть (на)смерть всю дворню за свою (не)удачу и когда ей заметили что тиранствовать никто (не)волен она увековечила себя знаменитым возр_жением (Не)волен! Дворянин когда захочет и слуги высеч_ (не)волен! Да на что ж дан нам указ о вольност_ дворянства?
Да, госпожа Простакова мастерица т_лковать указы.

(По В.Ключевскому)

Упражнение 48 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Павел Андреевич Федотов родоначальник юмористического жанра в русской живопис_. Он окончил кадетский корпус и когда уже стал офицером в свободные от службы часы стал посещать рисовальные классы Академи_ художеств. Он рисовал жанровые сцены подмече_ные им на улицах и упражнялся в портретировани_ карандаш_м и акварельными красками своих сослуживцев и знакомых. Долгое время Федотов сч_тал основной для себя батальную живопись в которой он уже пр_успел и которая в то время сулила почет и материальное обеспечение. Басн_писец Крылов помог Федотову понять что ему следует быть не баталистом и что из него выйдет мастер бытового жанра. Гениальный старец убеждал его «бросить солдатиков и лошадок» и занят_ся исключительно этим жанром. Послуш_вшись совета художник удвоил усилия по изучению приемов живопис_ масл_ными красками и овл_дев ими вскоре создал полотна прослав_вшие его «Свежий кавалер, или Утро чиновника получившего первый крест» и «Разборч_вая невеста».
На выставк_ в Академи_ художеств посетители толпились перед его картинами каждому хотелось видеть изображения целиком выхвач_ные из жизни и полные мысли и здорового юмора. Популярности Федотова способствовало и стихотворное объ_снение к картине «Сватовство майора» соч_не_ное самим художником и распростр_нившееся в рукописных копиях.
Федотов соч_нял и басни и э_легии и пьесы и романсы которые сам же перел_гал на музыку но с этим видом своего творчества он познакомил только самых близких друзей.

(По «Энциклопедическому словарю» Брокгауза и Ефрона)

    Дайте толкование выделенных слов. Подберите ряд слов, содержащих корень -аква- , объясните их значение.

    Поставьте ударение в слове обеспечение .

    Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова послуш_вшись .

(Сверьте ответы упражнения 45: А – в; Б – г; В – в; Г – г; Д – г.)

Упражнение 49 . .

Всего несколько месяцев отделяют крымское путешествие Грибоедова от во_стания на Сенатской площад_.
Еще раньше интересуясь прошлым и настоящим Тавриды Грибоедов изучал произведения древних географов вчит_вался в страницы и русских и восточных летописей.
(В)течени_ трех месяцев пр_бывания в Крыму он пос_тил и знаменитые пещеры и величественный Чатыр-Даг и древние развалины замков и Никитский ботанический сад прекрасные д_лины и бухты (полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым косогором попал он на Чертову лес_ницу и пр_од_лев крутой перевал и обогнув бл_жайшую гору остановился перед Балаклавской бухтой откуда продолжил свой путь на Севастополь.
Большой знаток русской истории Грибоедов был первым кто вспомнил о пр_бывани_ у херсонских степей русских дружин и заговорил о князе Владимире который пр_нес на Русь православие. Грибоедов намеревался написать трагедию о великом русском реформаторе и поэтому совершил специальную поездку осматривая побережье вплоть до Херсонесского маяка.

(По П.Дегтяреву)

Упражнение 50 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки .

(В)первые Толстой побывал на севастопольских б_стионах когда уже (в)течени_ двух месяцев на подступах к городу шли кровопролитные бои. Он осматр_вал город пр_вратившийся в крепость и беседовал с солдатами матросами и офицерами и все что он увид_л говорило ему стойкость и храбрость героизм и мужество севастопольцев (на)много выше чем пр_дст_влялось ему до приезда в Крым. Толстой видел и (не)имоверные страдания солдат из-за бездорожья и плохого транспорта безобразного снабжения и отвратительного медицинского обслуживания. Наблюдения пр_вели смелого и резкого в суждениях офицера к выводу о (не)обходимости пр_образования Росси_. Он сост_вляет две докладные записки пр_дст_вляющие собой про_кты переформирования батарей и армий и посылает их правительству и обе они оказ_вают_ся без ответа. Но офицер(патриот) не успока_вает_ся и продолжает искать другие пути используя имеющееся у него главное орудие – перо. Он пишет «Севастопольские рассказы» где по словам Некрасова «просто верно» перед_на жизнь ос_жде_ного города потому что автор их был и св_детелем и учас_ником обороны Севастополя.

1 . В текстах ЕГЭ есть несколько заданий, связанных с умением расставлять знаки препинания, опирающимся на знание синтаксической структуры предложения. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку .

  1. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
  2. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
  3. Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.
  4. Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
  5. Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
  6. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
  7. Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
  8. Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
  9. В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
  10. Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
  11. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
  12. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.

2. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.

Из произведений Агнии Львовны Барто

1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.

2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.

3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.

4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.

Из произведений Самуила Яковлевича Маршака

6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.

8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.

12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.

Из произведений Владимира Владимировича Маяковского

13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.

15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.

3 . Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  • Усевшись на земляной насыпи

а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;

б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;

в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;

г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;

д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.

  • Переводя текст

а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;

б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;

в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;

г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;

д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.

  • Поднявшись на смотровую площадку

а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;

б) город вид..н как на ладони;

в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;

г) открывает..ся вел..колепный вид на город;

д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.

Она называла себя Мавет, и Бран так никогда и не узнал, было ли это имя настоящим. В ту ночь, когда он пошел за ней в убогую конуру, которую она снимала тут же, в трущобах, в такой же крысьей норе, только в три этажа – таковы были местные доходные дома, они же притоны, они же убежища для тех, кто меньше боялся ворья и чумы, чем стражи префекта и сборщиков налогов, – она вкратце рассказала ему, как получилось, что она выжила. Она родилась незадолго до войны, но мирного времени не помнила, а в тот день в Нааме ей было восемь лет.

Все дети, сказала она, отлично знали, что ждет их после последнего штурма. Знали давно, потому что известия о том, что случилось после захвата Шемеша, главного города Нептары (Нептарой до войны называлась Восточная провинция), успели дойти прежде, чем кольцо осады сомкнулось вокруг крепости. А участь защитников Наамы, смевших сопротивляться, когда пала уже вся страна, должна была стать еще ужасней. Поэтому они спокойно согласились с решением взрослых умереть от собственных рук, по обычаю нокэмов. Единственное послабление, которое было сделано детям, – умертвить их должны были легкой смертью. Несколько женщин, занимавшихся в Нааме врачеванием, в том числе мать Мавет, изготовили отвар, коим и напоили детей. Она, Мавет, в точности не знает, из чего отвар этот состоял, но предполагает, что он содержал в себе сильное сонное зелье, потому что все дети после этого уснули и не должны были просыпаться. Однако она была последней из тех, кто пил, ей достались самые остатки отвара, и, видимо, этого оказалось слишком мало. Но тогда она крепко уснула и не видела того, что было дальше. Очнулась же от страшного удара по лицу и хотела закричать от боли – и не смогла. Вероятно, сухо предположила она, когда ее бросали в могилу, то повредили горло, а может, связки сжег яд, – но с тех пор она не может говорить громко. Итак, она лежала в могиле на трупах родных и близких, а на ее рассеченное лицо, залитое кровью, сыпалась земля. Она стала выбираться наверх, не сознавая, что делает, ее бы добили, если б увидели, но она выбиралась, потому что задыхалась в могиле. Ей повезло. Хоронили их наспех, расселину в ущелье Нун едва присыпали землей, чтобы избежать заразы, и к тому времени, когда она выползла из могилы, была ночь и похоронная команда ушла.

Бран слушал и кивал – он видел, как трупы волокли из крепости к расселине. Ущелье Нун было довольно далеко от лагеря, успевшего превратиться, как всякий большой имперский военный лагерь, за месяцы осады в настоящий город с валами, рвами и ровными рядами палаток. Положенных уставом солдатских бараков не понастроили исключительно потому, что в окрестностях было мало дерева, и все оно шло для кухонных надобностей… Командующий Аммон любил порядок и ценил удобства, а потому не желал, чтобы до него долетал трупный смрад – ведь тогда стояла жестокая жара. И часовых в ущелье не выставляли – на трупах не было ничего ценного, а если до них доберутся стервятники и шакалы, кому какое до этого дело?

Да, так было, так могло быть.

Ей повезло, сказала Мавет. Она знала, что к югу от ущелья есть пещера, скрытая в скалах, и там – источник воды. Откуда она знала о пещере, Мавет не сказала. Она поползла наверх, но за ночь доползти не успела. Была очень слаба и вдобавок истекала кровью. Из-за слабости ей пришлось добираться целый день, хотя расстояние было не так уж велико. Несколько раз она скатывалась со склона, и приходилось ползти по нему снова. Кровь остановилась и запеклась коркой. Притом ее то и дело рвало остатками яда и желчью. Было очень жарко, и совсем низко кружили стервятники – ждали. К ночи она доползла до пещеры, промыла рану и напилась воды. Сколько-то дней пролежала в пещере, сколько – она не знала. Ее трепала лихорадка, но рана не загноилась. Есть было нечего, но она все равно не могла бы есть. Только пила воду – когда есть вода, можно и без еды долго продержаться. Когда она выползла из пещеры, крепость уже была разрушена баллистами Аммона и армия покинула предгорья…

– Хватит на сегодня. – Она достала из ниши в стене краюху черствого хлеба, бросила ему, не вставая с места. – Ешь, спи. Я должна подумать. Не мешай мне.

Он сделал, как она сказала. Сжевал хлеб с жадностью – не ел двое суток, что бы там ни было, а есть надо. Растянулся на полу, покрытом какой-то дырявой тряпкой, и мигом уснул. Его унизили, он запродался в рабство, вдобавок к женщине, женщине уродливой, и он знал, что поступил правильно. Он знал это, потому что первую ночь за много лет спал спокойно. Он больше не видел стервятников Наамы. Может быть, потому, что рядом с ним их видели другие глаза.

Поутру Мавет сказала, что уходит в порт. Брану отправляться с собой не приказывала, но и не запретила. А он решил, что, раз уж определился в службу, должен следовать за этой женщиной, хотя бы для того, чтобы ее защищать. Правда, судя по экипировке Мавет, в телохранителе она не особенно нуждалась. Вчера Бран правильно определил причину, по которой она таскала этот плащ. Ее правую руку до локтя охватывало несколько цепей, скрепленных так, что получалось нечто вроде кольчужного рукава, а кисть защищала бронзовая пластина. Такое оружие было строжайшим образом запрещено, как «жестокое и бесчеловечное», но Бран несколько раз видел подобную штуковину среди вооружения столичного ворья и знал, что при ударе из-под пластины выскакивают когти. Защита для левой руки была проще – всего лишь браслет с шипами. На поясе она носила два ножа – длинный, рубящий, и короткий, метательный. Похоже, это было все, так как в головную повязку и сандалии вроде спрятать было нечего, но при умелом использовании и таким набором оружия много чего можно было натворить, и Бран не сомневался, что Мавет умеет пользоваться своими игрушками. Да и сама она, при крайней худобе и невеликом росте, не производила впечатления слабого создания. Но так или иначе, он должен был ей служить, обойдется она без него или нет.

Они вышли на улицу – на прогнившей лестнице не хватало половины ступеней и отсутствовали перила, но в доходных домах отроду никого не заботили подобные мелочи. Снаружи никто не обратил на них внимания, хотя, казалось бы, их внешность просто взывала к этому. Но в здешнем квартале не принято было проявлять излишнего внимания к себе подобным, а тот, кто не усваивал этого правила, рисковал не задержаться на земле. А кроме того, в столичных трущобах скапливалось отребье со всей империи, всех оттенков кожи и цветов волос, а также украшенное всевозможными видами калечеств, шрамов, ожогов, клейм, язв и парши. Поэтому и Мавет с ее изуродованным лицом, и Бран с его ростом и сложением выглядели на этих улицах вполне уместно и незатейливо. То же самое относилась и к гавани, где шлялся люд еще разнообразнее.

Был ясный солнечный день. Огромная гавань, начинавшаяся за триумфальной аркой императора Максимина, шумела и галдела. Народ был везде – на верфи работали плотники, грузчики толпились у лебедок, носильщики и комиссионеры сновали между складами, доками и купеческими конторами. Множество кораблей стояло на якоре – от легких одномачтовых парусников до мощных боевых галер. И надо всем этим на молу возвышался огромный маяк, прозываемый Глазом Империи.

Мавет не сообщила Брану цели своего пребывания здесь, но он не сомневался, что какая-то цель была. Она толкалась в толпе, разглядывала корабли, иногда что-то спрашивала у прохожих, нередко – на разных языках, по-прежнему не объясняя Брану что и зачем. Около полудня она купила у разносчика козьего сыру и две кружки воды, и они перекусили. А потом снова началось это смутное кружение по гавани, обмен двумя-тремя словами, порой на непонятном языке, порой на вполне понятном, но неясном по смыслу. Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, они выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. Мавет уселась на склоне. Бран встал у нее за спиной. Военные привычки ожили в нем, и он осознавал – пусть Мавет вооружена, спину ее он прикрывать обязан. Небо над ними было яркосиним и словно бы густым, ничем не напоминая небо над Наамой, жесткая синева которого отливала закаленной сталью.