Английский Биология География

Хронос бог древней греции. Значение слова кронос в словаре-справочнике мифы древней греции

Кронос (Крон), греч., лат. Сатурн - сын Урана и , отнявший у отца власть над миром. На картинке: кадр из фильма «Гнев титанов» (2012 год), где Персей сражается с восставшим из Тартара Кроносом.

Этот младший из двенадцати титанов превосходил их всех хитростью и вероломством. Лишь он согласился выполнить просьбу матери, Геи, которая хотела отомстить Урану за то, что он заключил в земных глубинах ее сторуких сыновей гекатонхейров, безобразных и строптивых. Улучив момент, Кронос оскопил отца стальным серпом. Лишение мужской силы было равноценно лишению власти, и Кронос провозгласил себя всем, что есть и будет на свете. Своих братьев и сестер он заставил служить защитниками его трона.

Получив власть над миром, Кронос женился на своей сестре Рее, и она родила ему шестерых детей: дочерей , и и сыновей (Гадеса), Посейдона и Зевса. Кронос опасался, что кто-нибудь из детей последует его же примеру, чтобы лишить его власти, поэтому на всякий случай он проглатывал каждого из своих детей сразу после рождения. Разумеется, Рею это огорчало, хотя она и знала, что ее дети, будучи бессмертными божествами, продолжают жить и в утробе отца. Ожидая рождения младшего сына, Рея решила спасти его. По совету родителей она отбыла на остров Крит и там тайно родила сына в глубокой пещере в горе Дикте, а Кроносу принесла продолговатый камень, закутанный в пеленки. Даже не разглядев его толком, Кронос разинул рот и проглотил камень вместе с упаковкой. Это было началом его конца (дальше см. статью « »).

Власть Зевса длилась до самого конца мира греческих мифов. Однако, по римским преданиям, Кронос не был низвергнут Зевсом в Тартар, а сбежал в Италию, где жил под именем Сатурна. Впоследствии люди идеализировали время его правления, называя его «золотым веком». Правда, это относится только к тем временам, когда, по словам Сен-Симона, люди верили, что «для человечества золотой век в прошлом, а не в будущем».

Греки не слишком чтили Кроноса, называли его «пожирателем детей» и не строили ему храмы. Сохранилось очень мало его изображений. Из произведений европейских художников наиболее известны картина Рубенса «Сатурн проглатывает одного из своих детей» (1636-1637) и офорт Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1814-1819).

Римский Сатурн не совсем совпадает с Кроносом. Иногда римляне отождествляли Кроноса и с Хроносом - богом, персонифицирующим время, но это наблюдается лишь у авторов начала нашей эры, которых, по-видимому, сбило с толку сходство имен этих совершенно разных богов. Их примеру следуют и некоторые европейские художники.

Имя первого верховного ведийского бога Варуна , записанного в Риг-Веде, известно в древнегреческой мифологии, как первое титаническое божество Уран - бог неба, супруг Геи (Земли). Имя бога Варуны, древнегреческого бога Урана происходят из ведического санскрита Риг-Веды, где префиксы: pir-, piro-, per-, pra- значит «первый», «первородный» .

Детьми «первородных» древнегреческих богов титанов Урана и Геи , были бог Времени — Хронос (др.греч. Χρόνος от χρόνος - время) или Крон (др.греч. Κρόνος ), воцарившийся в Космосе, и Великая Мать богов Рея (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη – Кибела) - богиня Земли и плодородия.


Древним атрибутом бога Хроноса был серп - это говорит о том, что по своей природе бог Хронос (Хрон), как и (этрус. Хarun; позднее Хaru; лат. Charun - Чарун, Карун) , атрибутом которого был двусторонний ритуальный топор — лабрис, являются «жнецами» человеческих душ, сборщиками урожая, подводящими итог жизненного пути каждого человека. Хронос отмерял Время жизни человеческой , и обрезал нить жизни серпом, а этрусский Хорун — лабрисом. У римлян функции Хроноса выполнял бог Сатурн, этрусского

в др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao - «отсекать, пожинать», отсюда происходит слово , то есть Кронос - бог «сеятель и собиратель урожая». Тем не менее, народная этимология сблизила бога Крона с Хроносом - богом Времени, собирателя урожая времени жизни человека.

Отец Кроноса «первородный» Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра Земли — Гея, изнемогавшая от бремени Гея, уговорила младшего сына Кроноса (Хрона), оскопить «первородного» бога титана Урана. По легенде, Кронос оскопил Урана серпом, стал верховным богом неба, после этого Кронос забросил свой серп (греч. Σέρπ) в море у мыса Дрепано (др.греч. Δρέπανοсерп; Drepănum, Drépanon) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле.

Ферекид Сиросский, автор Семикнижия, считал, что не стареющий бог времени Хронос (др.-греч. Χρόνος - «время») или Кронос (др.-греч. Κρόνος) породил из Эфира и Хаоса три стихии - Огонь, Воздух и Воду . В древнегреческой мифологии Хоры, Горы (др.-греч. Ὥραι - «Времена») были богини «Времён года».

Семя бога Хроноса в серебряном яйце было спрятано в тайнике Времени, из его семени произошла Земля и поколение первых богов, обитающих на Олимпе. Возможно, хранителем божественного семени было каменное яйцо — Омфал (др.-греч. ὀμφαλός - пуп), хранится в археологическом музее в Дельфах Омфал украшен переплетёнными изображениями символов божественной власти — двойной ваджрой. Нестареющий бог времени Хронос иногда именуется Драконом-Змеем.

Возникают прямые аналогии с известным персонажем древнерусских сказок, пожирающим людей, Бессмертным треглавым Змеем-Горынычем, драконом, хранящим свою жизнь в яйце и в серебряном ларце.

По словам Гесиода, в мифологии древних греков сохранились предания о том, что те давние временах, когда «владыкою неба» был Хронос (Крон), люди жили, как боги «со спокойной и ясной душою, не зная ни горя, не зная трудов».

В греческой мифологической истории это был «золотой век» человечества, когда Рай (богиня Рея – Ирий - рай) царил на Земле . Гомер писал о Рее, как о богине, живущей в «непринужденности» и потоке времени.

Богиня Рея - «великая мать богов» была олицетворением плодородия, изобилия, материнства, рождающая неиссякаемые потоки вод, молока и сопровождающая человека от рождения до смерти.

Другие имена Реи (лат. Rheia, Rheiе, Rheе) - Бримо (лат. Brimo), Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня), Кибела – «великая мать богов» , Агдистис (Agdistis), скифская змееногая богиня Апи, Диндимена (Dindymene), по названию горы Диндим, у города Пессинунт, где находился её храм.

У древних фракийцев богиня Рея - «великая мать богов» была известна под именем Бендис (Bendis) или Котис (Cotys – «роженица» , или богиня Геката), и идентифицировалась с греческой Деметрой. (Strab. x. p. 470).

Несомненно, остров Крит был самым ранним местом поклонения богине Рее — «великой матери».

Богиня Рея с двумя лабрисами — двусторонними топорами, символами верховной власти

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus) , живший в 1 веке до нашей эры, видел в окрестности Кноссуса (Cnossus), на Кипре священное место , где когда-то стоял храм богини Реи, которой поклонялись так, как впоследствии поклонялись богине Кибеле (Euseb. Chron. p. 56; Syncell. Chronogr. p. 125).

На острове Крит во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток Великой Матери-земли, богини-повелительницы змей, символизирующих подземное царство. Языческая богиня Великая Мать изображалась с поднятыми вверх рукам.

Лабрис — знак Великой Матери Богов на алтаре. Кносс. Крит

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re («те-и-е ма-те-ре» - «то и есть Матерь богов»); надпись: «Ti-sy-roi» - «ти-се- Рои» - «Ты есть Рея».

Мать Зевса богиня Рея - Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta (др. греч. Ορος - ‘гора’).

В Северном Причерноморье скифы, говорящие на наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов - Апи, минойцы на Крите называют Афи — Афина, и Аси-раи - Asirai - Апи-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo» , что означает « - и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» - превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос - αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос - αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Аси-раи, может являться эквивалентом санскритского имени бога - Асура , авестийского - Ахура, скифской богини - Апи, эллинской - Афины.

Двойной топор, найденный в пещеры Аркалохори на Крите, изготовлен из тонкого листа золота, относится к позднему минойскому периоду, и датируется 1550-1500 гг. до н.э. На одном лезвии топора были вырезаны четыре символа в Минойском линейном письме-A (Linear A).

Исследователи считают, что надпись является посвящением Великой Матери-богов , золотой лабрис хранился в священной пещере как жертвоприношение богине.

Минойские надписи на золотом лабрисе из Аркалохори были изучены Николаосом Буфидисом, вскоре после дешифровки Линейного B, Майклом Вентрисом в 1952 году и прочитаны как I-DA-MA-TE

Подобные надписи с именем богини матери были найдены на каменной вазе из святилища в «Aghios Georgios sto Vouno» в минойским поселением, в гавани Кастри на острове Китера рядом с Критом.

Надпись (KY Za 2) на лабрисе можно прочесть, как DA-MA-TE, она также посвящена Великой Матери-богине Минойского Крита.

Холм, где находится священная пещера со времен неолита, оставался местом поклонения Великой Богине Матери на протяжении всего минойского, греческого, римского и эллинистического периодов. До сегодняшнего дня холм и пещера остаются местами поклонения. Символика указывает на женское божество — Великую богиню Мать.

Алтарь Великой Матери-богов Реи в Кноссе. Крит

Мать-богиня Минойского Крита продолжала получать приношения даже после того, как рухнули каменные своды пещеры над южным входом.

Одним из имён богини Кибелы (греч. Κυβέλη, лат. Cybele – Цибела, Сибера, Сибирь) было - «Великая мать богов» или «Великая мать» (лат. Magna mater, Megale meter).

Львы изображались слева и справа от её трона, или Великая богиня Мать-Рея-Кибела правила колесницей, запряженной львами, или её изображали со львом на руках.

В честь «великой матери» богини плодородия Кибелы жрецы устраивали мистерии с особыми обрядами самоистязания, омовением кровью жертвенных животных (быков или баранов) и многодневными оргиями с опьяняющими напитками и плясками.

Культ «великой матери» Кибелы долгое время почитался во многих других странах античного мира, в Греции, в Малой Азии: во Фригии, у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии, наряду с широко распространёнными культами Митры и Исиды.

По ассоциации с богиней Реей, Кибелу сопровождали её спутники куреты, корибанты и кабиры, позднее связанные с культами богини земли — Деметры и её дочери Персефоны (рус. Пересева), похищенной Аидом, и унесённой в подземное царство до весны, когда Аид отпускал её, и Персефона «прорастала» сквозь землю и появляясь зелёными ростками на свет Божий.

Куреты – малые божества, возникшие в крито-микенский период истории Греции, связанные, вероятно, с плодородием и растительностью.

Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса.

Кабиры – фригийские боги, дающие защиту и берегущие от опасности.

Во время экспансии Рима на восток культ Кибелы стал государственным культом во всей Римской империи, в 204 году до н. э. в конце второй Пунической войны. Напуганные часто повторяющимися дождями из камней, римляне обратились за помощью к Сивилльским оракулам (оракулам Сивиллы, Сибилы, Кибелы) , и те пообещали Риму избавление от всех несчастий с помощью «Великой Матери» из храма у горы Иды.

Греческий историк и географ Страбон (греч. Στράβων; ок. 64 год до н. э. - ок. 24 н. э.) упоминает о том, что в городе Пессинуте у подножия гора Диндим, находился огромный храм Кибелы, где богиня восседала на чёрном камне (метеорите). Именно, этот священный престол фригийской богини Кибелы был с большими почестями доставлен в римский портовый город Остия в начале апреля 204 года до н. э.

Фонтан богини Кибелы в Мадриде. Священным животом Богини Земли Реи был Лев – Царь зверей, а священным деревом – дуб. (Apollon. Rhod. і. 1124).

С 1 века до н. э. в римском культе Кибелы появились жертвоприношения быков (тавроболии) и баранов (криоболии). Кровью жертвенных животных обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить физическое возрождение. После жертвоприношения быка, поклоняющиеся выходили из вырытой в земле ямы, обрызганные кровью, и считались возрождёнными и очищенными.

На горе Спил в западной Анатолии сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 веком до н. э. О храме Кибелы в Сардах упоминает в «Истории» Геродот.

В Афинах храм матери богов Реи Кибелы в Олимпии называется Метроон (греч. Μητρω̃ον), видоизменённое произношение слова «матрона» - мать.

В болгарском прибрежном городке Балчик в 2007 г. нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из археологических находок – метровая статуя богини Кибелы с львенком на коленях.

Античное искусство представляло богиню Рею (Кибелу, Деметру) в виде дородной богато одетой матроны, сидящей на троне, и окружённой львами или в колеснице, запряженной львами. Голову богини Реи (Кибелы) украшала высокая корона с зубцами, в руках она держит тимпан, ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания и скипетр или колосья.

Микены. Крито-микенская богиня -великая мать со львами- 670 г. до н.э.

Богиня Рея, как и Кибела, связана с полным циклом жизни человека – «Великая Мать» даёт жизнь, присматривает за своими детьми в течение всей жизни, а когда приходит время, она забирает своих детей из жизни , принимая их с распростёртыми объятьями и охраняя их могилы.

«Великую Мать» изображали в склепах с поднятыми вверх руками, готовыми к объятиям и к приёму душ усопших.

1.7.4. Дети Крона: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию *2, Деметру *3, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона *4.

Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.

Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил

В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,

Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.

Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно

Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькомуЗевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс же когда на свет появился, мать Рея на хитрость пустилась.

Камень в пеленках она протянула супругу и при этом сказала:

«Глотай, ненасытный, последнего сына.»

Камень вместо младенца Крон проглотил, а спасенного сына мать-Рея

На Крит отнесла и спрятала там в Диктейской пещере. Крики и плач малыша

Заглушали звуки тимпанов, а вскормлен был Зевс молоком козы Амалфеи .

Рос быстро грядущий владыка Олимпа, а, возмужав, на помощь призвал

Титаниду Метиду , тетку свою. Она, приготовив рвотное зелье,

Крону его поднесла. Крон выпил то зелье и отрыгнул камень сначала,

Потом всех проглоченных деток, живых, прекрасных и светлых.

Потомство Крона и Реи рождалось примерно (если доверять мифам) в следующем порядке: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс. Причем у Зевса был брат-близнец - уродливый Пан. Кроме того, дочерью Крона и Реи (или Океана и Тефиды) считают также Плуто.

Обратите внимание - рождение потомства Крона дано в мифах в обратном порядке, нежели рождение титанов. В потомстве Урана сначала следуют мужские образы, потом женские, в потомстве Крона -сначала женские, затем мужские.

Эта последовательность нам пригодится позже. Но начнем мы дешифровку образов в ином, обратном порядке.

Зевс

Учитывая, что Крон - это углекислый газ, а Рея - поток из смеси элементов, бурно реагирующих с воздухом, не исключено, что их взаимодействие привело к выделению чистого кислорода. Так, например, химики утверждают, что оксиды натрия и калия при взаимодействии с углекислым газом выделяют кислород. А натрий и калий и их оксиды вполне могли содержаться в формуле Реи.

Вспомним и другие реакции получения кислорода. Они связаны с охлаждением инагревом газа, расщеплением природных соединений и т.п. Все эти процессы вполне моглипроисходить на Земле, которая была превращена в гигантскую доменную печь. Кроме того, физики и химики считают, что главными реакциями мантии, которые определяют летучесть кислорода, являются минеральные реакции с участием железа, поскольку этот элемент доминирует в мантии (чем не Еврибия, «имевшая железную душу»). Так что серп из седого железа Крона тоже мог быть фактором образования летучего кислорода.

Вместе с Зевсом по свидетельству мифов, оказывается, был рожден и его брат-близнец, уродец Пан. Моя дешифровка: Зевс - атомарный кислород, Пан - молекулярный кислород (сегодня его получают с участием перекиси водорода). Безумный крик Пана или Эгипана - это гром, явление, связанное с расширением и сжатием кислорода.

Но, кроме того, в мифах упоминается Ктесий:

Приобретатель, ипостась Зевса в виде змеи, домашний повседневный культ. Ктесий - покровитель кладовых, защищающий от воров, посылатель богатства.

Пока я не могу дать интерпретацию этому образу. Но впериод подготовки погребов к зиме для закладки овощей многие жители сел либо разводят в погребе костер или зажигают в нем паяльную лампу. Оба процесса горения связаны с доступом кислорода.

Первоначально скопление кислорода, прежде находившегося в недрах Земли в связанном состоянии, могло присходить в ходе реакций расщепления веществ в изолированных пещерах, природных гротах. Потому что для того, чтобы кислород мог «рвануть», необходимы были условия для постепенного скопления газа. Но при условии критической массы скопления его выделение могло сопровождаться землетрясением и выбросом земных пород (камни), образованием облаков пара и дыма (пеленки). Так, проглоченный Кроном«камень в пеленках» мог стать образным отражением землетрясения.

Младенец Зевс, скапливаясь в пещере, испытывал и расширение и сжатие. Газ от этого мог громыхать. Это и были крики младенца, которые заглушались тимпанами.Тимпаны - тоже образ. Есть такая болезнь у лошадей - вздутие газов. Она называется тимпанией. Тимпаном стал называться впоследствии музыкальный инструмент, барабан, воспроизводящий звуки, подобные громыханию недр. Но подземные тимпаны - это вздутие газов в недрах Земли. Они стали сопутствующими образами работы Гефеста.

Исходя из предложенной версии, что Зевс - это кислород, можно вывести повышенную способность газа вступать в реакции и образовывать новые соединениявеществ путем окисления. Кислород может делать ЭТО практически со всеми химическими элементами за исключением некоторых, что и обусловило интерпретацию образа, как женолюба и сексуального проходимца. Хотя и могущественного. Ведь Зевс стал властителем молний, которые почему-то ассоциируются с перунами, на самом деле перун - это ударная волна, порождаемая сжатием и расширением газа или процессы окисления-горения. Ведь говорится же зачастую в мифах, что Зевс имел «молнии и перуны». Кроме того, Зевс собирает тучи и посылает дождь, а кислород - один из основных участников образования воды на планете и, не в первую очередь, в атмосфере.

Уже некоторыми древнегреческими философами Зевс ассоциировался с воздухом, хотя их голоса были забиты каноническим восприятием его как могущественного бога и требованиями отказа от натурализма восприятия.

Но древние, тем не менее, знали, что воздух этот не являлся ни эфиром, ни небом в целом. Древние отлично знали о слоистой структуре атмосферы Земли. Зевс заполнил только определенную ее нишу, в том числе создав на небосводе нечто вроде нового атмосферного экрана, препятствующего проникновению к поверхности Земли частиц определенного спектра излучения Солнца. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Возможно, такова была реакция живой природы - восстановление равновесия в условиях образования радиационного пояса вокруг Земли. Но то, что такой «экран»лишил нас и части глобальной информациикосмоса - тоже факт. Кроме того, дыхание воздухом, перенасыщенным кислородом, вызывает и быстрое старение организма. Так человек сам привел в свою жизнь смертность.

Слои атмосферы, как известно, классифицируются по температурным отличиям. Диаграмма распределения слоев следующая:

Этот «слоеный пирог» представляет собой ряд вложенных друг в друга сфер (как не вспомнить русскую матрешку как символ мироздания). Четыре слоя атмосферы - тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера были, думаю, известны древним людям. Овидий тоже упоминает о поясахнебесной сферы, но - до выброса кислорода из недр Земли.

По мере подъема от поверхности Земли температура воздуха понижается, но только до определенной высоты. Верхняя граница тропосферы - это 10- 17 км (10 - над полюсами). Средняя температура тропосферы - минус 50—75 градусов. Далее, вплоть до 35 км ,идет стратосфера, где температурадержится примерно на нуле градусов, а потом - повышается.Еще выше, в мезосфере, на высоте 90 км температура снова падает, но уже до 100-130 градусов. Во внешней оболочке атмосферы температура возрастает. Это уже термосфера. У нее нет четкой границы, она плавно переходит в космическое пространство.

Слоистость атмосферы - результат нагрева земной поверхности снизу и солнечным излучением сверху. Но есть еще и промежуточный нагрев стратосферы. Это - озоновый слой, который поглощает ультрафиолетовое изучение Солнца.

Думаю, что древние греки знали и об озоновом слое.

Размышления над этим вопрос обратили меня к образу Афины.

Зевс + Метида = Афина

Метида - по Гесиоду дочь Океана и Тефиды, по Акусилаю она - дочь Никты и Эреба, мудрая богиня, обитала возле потока Океана, первая супруга Зевса. Будучи еще совсем юным и живя на Крите, где его скрывали от Кроноса, Зевс воспылал страстью к своей воспитательнице Метиде. Та относилась к нему вначале с материнской заботой, но, осознав сколь серьезны его намерения, стала избегать Зевса, принимая различные образы. По ее совету, как говорит Аполлодор , Зевс подал Кроносу питье, благодаря которому тот изрыгнул всех своих проглоченных детей . Став женой Зевса, Метида забеременела. Зевс узнал от Геи пророчество, что в этот раз родится девочка, но следующим будет сын, который свергнет своего отца. Поэтому громовержец заманил свою супругу на ложе, обманом упросил ее уменьшится в размерах и неожиданно проглотил ее. По прошествии определенного времени из головы Зевса вышла его дочь Афина, унаследовавшая мудрость своей матери.

Гесиод прибавляет некоторые подробности:

Сделалась первою Зевса супругойМетида-Премудрость; Больше всего она знает меж всеми людьми и богами . Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил, Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана. Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса. Ибо премудрых детей предназначено было родить ей,- Деву-Афину сперва, синеокую Тритогенею, Равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу; После ж Афины еще предстояло родить ей и сына - С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных. Раньше, однако, себе ее в чрево Кронион отправил, Дабы ему сообщала она, что зло и что благо.

Если допустить, что Метида была океанидой, значит, она была олицетворением воды с присутствием соединений водорода и серы. Сегодня такаявода встречается на Земле. Ее, кстати, называют Мацеста, согласитесь, имена сходны (Мацеста - Матиста - Матида - Мацида - Мацита - Метида?). Раствор сероводорода в воде называется сероводородной водой или сероводородной кислотой. Сын, который мог родится у Метиды первым, мог оказаться соединением серы и кислорода - SO , SO 2 или SO 3. При растворении серного ангидрида в воде выделяется большое количество теплоты и, если прибавить к воде большое количество серного ангидрида сразу, может произойти взрыв . Если бы Метида породила его, оставалась океанидой, то в соединении с водой он взрывается. А перевод реакции в газообразное состояние предотвратил очередной глобальный земной катаклизм. Так и многочисленные превращения Метиды, возможно, были связаны именно с разными агрегатными состояниями вещества. Выходит, древняя цивилизация экспериментировала с веществом, познавая его свойства, и выбрала для реакции наименее безопасный вариант газа (в образе мухи).

Так родилась Афина - сернистый газ SO 2 или серный ангидрид SO 3.

Реакция соединения сернистого газа с кислородом сильно экзотермична, т.е. идет с выделением тепла и только в присутствии катализаторов. А по мифам известно, что рождение Афины связано с действием Гефеста или Прометея - явлений подземных недр, их нагрева. При сгущении пара трехоксида серы образуется бесцветная, похожая на лед масса. Она может постепенно переходить в кристаллы. Обе эти модификации дымят на воздухе. Трехокись серы воспламеняет фосфор.

Осталось доказать, что сернистый газ или серный ангидрид присутствует в атмосфере Земли «над головой Зевса». Он там, действительно есть и, если не ошибаюсь, отвечает за поглощение ультрафиолетового излучения.

Древнегреческая мифология повествует нам о том, как с рождением страшных детей в мире появилось зло! И первым орудием зла стал непокорный, непочтительный , лишивший отца Урана творческой силы. И как мы помним, последними, кого родил Уран, пролив кровь и семя в океан и выкрикнув проклятие Крону, были страшные эриннии, силы мщения.

И конечно, первой их жертвой стал Крон. Взял он в жены титаниду Рею, олицетворение Земли, и начали рождаться у него дети.

Но проклятие Урана не давало ему покоя. Уран предсказал Крону, что его собственный ребенок поступит с ним точно так же и займет его место на троне.

И начинается страшное. Крон одного за другим глотает всех своих рождающихся детей.

Сколько раз обыгран этот дикий сюжет в изобразительном искусстве! И обыгран неверно.

Мы забываем, что речь-то идет о богах, которым смерть не свойственна. Поэтому бесполезно представлять себе Крона, отгрызающего и пережевывающего куски младенцев. Он поглощал их каким-то совершенно иным путем, не прерывая их жизни - прервать ее было невозможно.

И за этим скрыта аллегория.

По-видимому, первоначально Крон был божеством земледелия, иначе, откуда бы взяться у него серпу. И только позже благодаря созвучию Крон-Хронос он стал олицетворять время. Но в любом случае картина получается интересная. Время, воцарившееся в мире и поглощающее свое будущее. Этакое вечное царство Здесь и Сейчас! Любопытно, что именно царствие Крона было названо Гесиодом «золотым веком», когда жили бесконечно, не зная бед и болезней!

Так кто же были эти дети, проглоченные Кроном?

Гестия, богиня «прирученного» огня, того огня, который служит людям, горит в жертвеннике и домашнем очаге. Богиня, защищающая этим огнем любое человеческое жилище: и дома, и города, и государства.

Деметра, богиня плодородия. Покровительница всего, что растет на земле, матери Рее. Богиня, кормилица, защищающая земледельцев.

Гера - богиня брака и семьи. Очень важная для жизни людей богиня.

Аид - бог подземного царства мертвых. Интересно, что подземное царство мертвых, это вовсе не Тартар, рожденный Хаосом в начале творения. Тартар расположен дальше, за пределами смерти. А значит, Аид со своим царством мертвых, это тоже божество, необходимое только человеку. Должен же человек уходить куда-то после смерти.

Посейдон - бог морей. Очень странное имя у него, означающее в переводе «трясти землю». Вероятно, именно его шалостям древние греки приписывали землетрясения. Ведь земля плавает в водах великого Океана.

Вот какая интересная получается картина. В этом мире, где царит Крон - Время, нет места человеку. Все, покровительствующее человеку, защищающее его интересы, проглочено временем. Между тем, по Гесиоду, это золотой век. Загадка!

Но рождается у Крона шестой ребенок, маленький Зевс, и прожорливый отец совершает роковую ошибку. Он доверчиво разрешает жене Рее удалиться для родов на дальний остров Крит, как посоветовали ей родители, Уран и Гея. Она рождает Зевса и прячет его, а отцу Крону, пришедшему за новорожденным сыном дает большой камень, завернутый в пеленки. Еще одно указание нам на то, что Крон поглощал своих детей каким-то неизвестным нам путем. Не заметив, проглотил и камень. И спокойно покинул остров Крит.

Удивительный это был остров. Населен он был полубогами. Кто такие? Видимо, соединялись боги не только с себе подобными, но и со всем живым и неживым миром.

Так жила на острове полубогиня Амалфея - коза, вскормившая Зевса молоком. Ее супруг Мелиссей, тоже полубог, покровитель пчел, кормил Зевса медом. Их дочери, нимфы Адрастея и Идея нянчили маленького бога.

А еще жили на острове удивительные существа, называемые куретами. Их родил титан Гелиос - Солнце от … деревьев. Трудно предположить, как именно они выглядели, но при этом были вооружены, потому что первое оружие в мире сделали именно они. С непонятной целью. Воевать пока было не с кем.

Куреты тоже сыграли в спасении маленького Зевса важную роль. Когда малыш начинал плакать, они гремели своим оружием, чтобы заглушить его крики и скрыть от Крона его пребывание.

Так удалось вырасти живым и невредимым самому младшему из детей Крона.