Английский Биология География

Идет ли звание у офицеров запаса. V

до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением

Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.1. Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему:

а) находящемуся в распоряжении командира (начальника);

б) в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка - до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;

г) в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к военнослужащему взыскания;

е) до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:

дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;

ж) до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;

з) до погашения или снятия его судимости;

и) до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту;

к) военная служба которому приостановлена.

2.2. В случае, если за военнослужащим в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, признано право на реабилитацию, либо если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание, указанное в подпункте "е" пункта 2.1 настоящей статьи, было отменено (за исключением случая, если после отмены командиром (начальником) указанного дисциплинарного взыскания он применил другое дисциплинарное взыскание из числа указанных в подпункте "е" пункта 2.1 настоящей статьи), либо если после проведения разбирательства или проверки, указанных в подпункте "в" или "г" пункта 2.1 настоящей статьи, военнослужащий не был привлечен к ответственности, воинское звание присваивается военнослужащему со дня истечения срока прохождения им военной службы в предыдущем воинском звании.

2.3. В случае, если дисциплинарное взыскание, указанное в подпункте "е" пункта 2.1 настоящей статьи, снято либо судимость снята или погашена, воинское звание военнослужащему присваивается со дня снятия дисциплинарного взыскания либо снятия или погашения судимости.

2.4. В срок военной службы в присвоенном воинском звании не засчитывается время отбывания уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста, а также время (периоды), которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не засчитывается в срок военной службы (в срок испытания при поступлении на военную службу по контракту).

3. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно осваивающему образовательную программу высшего образования или осуществляющему подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук в военной образовательной организации высшего образования, очередное воинское звание до подполковника или капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании независимо от воинской должности, которую он занимал до поступления в указанную образовательную организацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, - не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. (см. текст в предыдущей редакции)

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Название документа:
Номер документа: 35
Вид документа: Приказ Минобороны России
Принявший орган: Минобороны России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 29 января 2018
Дата начала действия: 03 марта 2018

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации


В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; 2018, N 1 (ч.I), ст.320),

приказываю:

Утвердить Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 февраля 2018 года,
регистрационный N 50078

Приложение. Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 29 января 2018 года N 35

1. Аттестация для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации* (далее - аттестация), проводится в соответствии с настоящим Порядком.
________________
* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, - гражданами, пребывающими в запасе; Положение о порядке прохождения военной службы , утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" , - Положением о порядке прохождения военной службы; Положение о воинском учете , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч.II), ст.5220; 2017, N 27, ст.4052), - Положением о воинском учете; военный комиссариат субъекта Российской Федерации (города Москва, внеразрядный) - военным комиссариатом г.Москвы.

2. В военном комиссариате субъекта Российской Федерации для проведения аттестации приказом военного комиссара создается аттестационная комиссия в составе председателя аттестационной комиссии из числа должностных лиц военного комиссариата субъекта Российской Федерации и не менее четырех членов аттестационной комиссии (далее - комиссия). В состав комиссии по согласованию включаются представители иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

3. Аттестация проводится:

1) граждан, пребывающих в запасе, которые могут быть приписаны (предназначены) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с по заявлениям о присвоении воинских званий в аттестационном порядке (далее - граждане, не приписанные к воинским частям);

2) граждан, пребывающих в запасе и приписанных (предназначенных) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по спискам, утвержденным соответствующим военным комиссаром в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка (далее - граждане, приписанные к воинским частям).

4. Заявление гражданина, не приписанного к воинской части, о присвоении воинского звания в аттестационном порядке (далее - заявление) направляется (подается) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) или военный комиссариат г.Москвы, в котором гражданин, не приписанный к воинской части, состоит на воинском учете (далее - военный комиссариат), с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа об образовании (официальное наименование организации, выдавшей документ об образовании, регистрационный номер, дата выдачи документа об образовании), подтверждающего уровень профессионального образования гражданина, не приписанного к воинской части.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы , к заявлению прилагается решение Министра обороны Российской Федерации о сокращении соответствующего срока пребывания в воинском звании.

Гражданином, не приписанным к воинской части, по его желанию к заявлению прикладываются документы, подтверждающие соответствие гражданина, не приписанного к воинской части, требованиям для присвоения соответствующего воинского звания, предусмотренным статьей 24 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - требования для присвоения воинского звания).

5. Военным комиссариатом в течение 60 рабочих дней с момента регистрации заявления:

обеспечивается актуализация сведений, содержащихся в документах воинского учета гражданина, пребывающего в запасе;

устанавливается соответствие гражданина, пребывающего в запасе, требованиям для присвоения воинского звания;

в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Положения о воинском учете запрашиваются сведения о профессиональной подготовке и опыте работы, соответствующих служебных (должностных) обязанностях гражданина, пребывающего в запасе, а также сведения, характеризующие гражданина, пребывающего в запасе, по последнему месту служебной (трудовой) деятельности;

организуется прохождение гражданином, пребывающим в запасе, медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 *.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст.3831; 2017, N 15 (ч.I), ст.2196.

6. При установлении несоответствия гражданина, не приписанного к воинской части и подавшего заявление (далее - заявитель), требованиям для присвоения воинского звания военный комиссариат в течение 5 рабочих дней уведомляет об этом заявителя.

7. При установлении соответствия заявителя требованиям для присвоения воинского звания соответствующим военным комиссаром в течение 5 рабочих дней на основании сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, составляется отзыв на заявителя с оформлением и подписанием аттестационного листа (приложение N 1 к настоящему Порядку) (далее - аттестационный лист) (кроме разделов II и III), который (за исключением случаев составления аттестационного листа в военном комиссариате г.Москвы) направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, подтверждающими сведения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 5 настоящего Порядка.

8. На граждан, приписанных к воинским частям, по истечении сроков их пребывания в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы военным комиссариатом составляется соответствующий список граждан, приписанных к воинским частям, который утверждается соответствующим военным комиссаром до 1 октября года, предшествующего аттестации (далее - список), и направляется в течение 5 рабочих дней в военный комиссариат субъекта Российской Федерации (за исключением случаев составления списка военным комиссариатом г.Москвы).

На основании поступивших (составленных и утвержденных) списков в военном комиссариате субъекта Российской Федерации составляется и до 1 декабря года, предшествующего аттестации, военным комиссаром утверждается график аттестации граждан, приписанных к воинским частям и подлежащих аттестации (далее - график), который в течение 10 рабочих дней доводится до военных комиссариатов муниципальных образований в части, касающейся состоящих на воинском учете в соответствующих военных комиссариатах граждан, приписанных к воинским частям.

В графике указываются:

фамилии, имена, отчества (при наличии), даты рождения, воинские звания граждан, приписанных к воинским частям;

наименования воинских должностей воинских частей (специальных формирований), к которым граждане приписаны (предназначены) или возможна приписка (предназначение);

воинские звания, подлежащие присвоению гражданам, приписанным к воинским частям, по итогам проведения аттестаций;

даты проведения заседаний комиссии для проведения аттестации каждого гражданина, приписанного к воинской части.

Военным комиссариатом не позднее 10 рабочих дней до даты проведения заседания комиссии для проведения аттестации гражданина, приписанного к воинской части, на основании сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, составляется отзыв с оформлением и подписанием аттестационного листа соответствующим военным комиссаром (кроме разделов II и III) и (за исключением случаев оформления и подписания аттестационного листа в военном комиссариате г.Москвы) направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, подтверждающими сведения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 5 настоящего Порядка.

9. В отзыве, оформленном в аттестационном листе, указываются выводы о:

соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен);

при проведении аттестации по заявлению - возможности приписки гражданина, пребывающего в запасе, к воинской части (возможности предназначения в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы *;
________________
* Пункт 2 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .


профессиональной подготовке и опыте работы по специальности, применимой на военной службе, гражданина, пребывающего в запасе и имеющего воинское звание офицера**;
________________
** Пункт 4 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .


опыте работы по специальности, родственной военно-учетной специальности, и соответствующем уровне профессионального образования*** гражданина, пребывающего в запасе, для присвоения первого воинского звания офицера.
________________
*** Пункт 5 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .

10. Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней направляются оформленные и подписанные соответствующими военными комиссарами аттестационные листы, сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка, на граждан, пребывающих в запасе, в комиссию для рассмотрения на ближайшем заседании комиссии.

Заседания комиссии проводятся по решениям военного комиссара субъекта Российской Федерации с учетом поступивших аттестационных листов не реже одного раза в три месяца, а также в соответствии с графиком.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава, но не менее трех ее членов (в том числе председателя комиссии).

11. На заседании комиссии рассматриваются следующие поступившие материалы:

а) аттестационные листы, оформленные и направленные военными комиссариатами в соответствии с настоящим Порядком;

б) сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка;

в) документы, приложенные заявителями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

12. В день проведения заседания комиссии по его результатам комиссией дается мотивированное заключение о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) с учетом рассмотренных на заседании комиссии материалов.

Заключение утверждается большинством голосов от числа присутствующих ее членов (в том числе председателя комиссии) и оформляется в протоколе заседания комиссии (приложение N 2 к настоящему Порядку) (далее - протокол) и разделе II аттестационного листа, который подписывается председателем и членами комиссии.

13. Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии направляются протоколы, аттестационные листы, документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка, документы, приложенные заявителями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка (далее - материалы на присвоение воинского звания), военному комиссару субъекта Российской Федерации для утверждения заключения комиссии, оформляемого в разделе III аттестационного листа.

14. При заключении комиссии о несоответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности воинской должности воинской части (специального формирования), на которую приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) (далее - отрицательное заключение):

гражданин, приписанный к воинской части, не представляется к присвоению воинского звания, а материалы на присвоение ему воинского звания направляются в военный комиссариат;

гражданин, не приписанный к воинской части, не представляется к присвоению воинского звания и оповещается военным комиссаром субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с доведением отрицательного заключения комиссии.

15. При заключении аттестационной комиссии о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) (далее - положительное заключение), военным комиссаром субъекта Российской Федерации (за исключением проведения аттестации для присвоении воинского звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно) материалы на присвоение воинского звания в течение 5 рабочих дней направляются в порядке подчиненности в управление кадров военного округа (Северного флота).

При положительном заключении о присвоении воинского звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно военным комиссаром субъекта Российской Федерации приказом по личному составу соответствующему гражданину, пребывающему в запасе, присваивается соответствующее воинское звание.

16. На основании поступивших в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка материалов на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, начальником управления кадров военного округа (Северного флота) в течение 20 рабочих дней обеспечивается подготовка и подписывается список граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке (приложение N 3 к настоящему Порядку) (далее - список для присвоения воинских званий офицеров), который утверждается командующим войсками военного округа (Северным флотом).

Список для присвоения воинских званий офицеров, утвержденный командующим войсками военного округа (Северным флотом), вместе с соответствующими материалами на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, направляется в течение 3 рабочих дней в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о присвоении гражданам, пребывающим в запасе, первых и очередных воинских званий офицеров и представления на подпись Министру обороны Российской Федерации.

17. После издания приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о присвоении гражданам, пребывающим в запасе, первых и очередных воинских званий офицеров (далее - приказ) Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в течение 5 рабочих дней подготавливаются и направляются в управления кадров военных округов (Северного флота) выписки из приказа в части, касающейся граждан, пребывающих в запасе и состоящих на воинском учете подчиненных военных комиссариатов.

Приложение N 1 к Порядку. Аттестационный лист

Приложение N 1
к Порядку (п.7)

на присвоение

воинского звания

(первого, очередного)

(воинское звание)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, пребывающего в запасе, личный номер)

Число, месяц, год и место рождения:

Образование:

гражданское -

(наименование образовательной организации, военной кафедры

(факультета военного обучения) при федеральной государственной образовательной

организации высшего образования, год окончания, присвоенная квалификация

и полученная специальность)

военное (военно-специальное) -

(наименование военной образовательной

организации, год окончания, присвоенная квалификация и полученная специальность)

Военная служба:

(время прохождения военной службы,

когда, кем и по какому основанию уволен с военной службы)

Прохождение военных сборов:

(время и место прохождения военных сборов,

военно-учетная специальность, воинская должность и штатно-должностная категория)

(дата прохождения

медицинского освидетельствования, заключение военно-врачебной комиссии)

Дата и номер приказа о присвоении предыдущего воинского звания:

Военно-учетная специальность, по которой состоял на воинском учете до проведения аттестации:

Служебная (трудовая) деятельность:

Месяц и год

Наименование должности

поступления

и специальности

Военный комиссар

"__" ____________ 20__ г.

II. Заключение аттестационной комиссии

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

III. Решение военного комиссара субъекта Российской Федерации

(должность, подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

Приложение N 2 к Порядку. Протокол

Приложение N 2
к Порядку (п.12)

ПРОТОКОЛ N ____

заседания аттестационной комиссии

(наименование военного комиссариата)

Аттестационная комиссия в составе:

рассмотрела отзыв, содержащийся в разделе I аттестационного листа, материалы, поступившие от

военного комиссара, на присвоение

воинского звания

(первого, очередного)

(воинское звание)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) аттестуемого)

Заключение аттестационной комиссии по результатам рассмотрения аттестационного листа

и иных поступивших материалов:

Председатель аттестационной комиссии

(подпись, инициал имени, фамилия)

Члены аттестационной комиссии:

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

Приложение N 3 к Порядку. Список граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке

Приложение N 3
к Порядку (п.16)

УТВЕРЖДАЮ
Командующий войсками военного округа
(Северным флотом)

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

СПИСОК
граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке

Воинское звание (дата присвоения)

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Число, месяц и год рождения

Личный номер

Присваиваемое воинское звание

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

Название документа:
Номер документа: 35
Вид документа: Приказ Минобороны России
Принявший орган: Минобороны России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2018, N 0001201802200041
Дата принятия: 29 января 2018
Дата начала действия: 03 марта 2018

Военнослужащий запаса сможет, оставаясь «на гражданке», дослужиться до полковника. Впервые в истории отечественного Минобороны при военкоматах будут созданы специальные аттестационные комиссии. Именно они будут решать, достоин ли кандидат получить очередную звезду на погоны. При этом комиссия будет принимать во внимание военное образование, состояние здоровья, моральные и деловые качества претендента. По мнению экспертов, новый подход будет стимулировать военнослужащих запаса повышать квалификацию.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, приказ министра обороны «О порядке проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных сил Российской Федерации» уже действует. Новый документ объединил и упорядочил требования к офицерам запаса, претендующим на получение очередного воинского звания.

При республиканских, краевых и областных военкоматах появятся аттестационные комиссии. Их заседания будут проводиться раз в квартал. В состав каждой комиссии войдут четыре сотрудника соответствующего комиссариата и один представитель органов государственной власти.

Всех офицеров запаса разделят на две категории - приписанных к воинской части и состоящих на общем учете в военкомате. Первых будут вносить в список кандидатов на повышение звания автоматически. В случае объявления мобилизации эти офицеры должны явиться в определенную воинскую часть, где за ними уже закреплена должность.

«Запасник», стоящий на общем учете в военкомате, тоже сможет получить очередное звание. Но для этого ему нужно написать соответствующее заявление. Вопрос вынесут на рассмотрение одной из аттестационных комиссий. Решение она примет после завершения срока пребывания офицера в текущем воинском звании.

Легче всего будет стать старшим лейтенантом. Для этого достаточно получить положительное заключение аттестационной комиссии и пройти медицинское освидетельствование.От капитана и выше процедура присвоения очередного звания значительно усложняется. Кандидату предстоит пройти сборы и переподготовку. По их итогам придется сдать зачеты.

В законодательстве указаны минимальные интервалы времени между присвоениями очередного воинского звания. Так, старший лейтенант через четыре года сможет стать капитаном. Майору придется пять лет ждать звания подполковника. Офицер запаса сможет дослужиться не более чем до полковника.

При этом военнослужащим запаса теперь будут присваивать и внеочередные звания. Таким образом ведомство собирается дать им стимул для повышения квалификации. Здесь персональное решение по каждому офицеру будет принимать министр обороны.

Новые правила предусматривают меры против злоупотреблений в военкоматах, рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

Появление в аттестационных комиссиях гражданского чиновника должно свести случаи злоупотреблений служебным положением к минимуму, - рассказал эксперт. - А в случае если комиссия откажется присваивать очередное звание, офицер сможет опротестовать это решение в суде.

В запасе числятся офицеры, не находящиеся на действительной военной службе. За счет «запасников» повышаются мобилизационные возможности государства в случае крупномасштабной войны. Нередко их путают с офицерами в отставке, которые перестали быть военнообязанными по возрасту, состоянию здоровья или иным причинам.

Добрый день.

В соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ,

Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
1. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:
Офицеры:
младшие офицеры
лейтенант
4. К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Статья 47. Присвоение воинских званий
1. Воинские звания военнослужащим присваиваются:
до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1237,

Статья 21. Порядок присвоения первого воинского звания
2. Воинское звание лейтенанта присваивается:
б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;

Статья 22. Порядок присвоения очередного воинского звания
1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
лейтенант - три года;
4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.
5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.
6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.
В указанный срок засчитывается:
в) время пребывания в запасе.

Статья 24. Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
1. Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.
2. Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
3. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
ж) лейтенант - три года;

Таким образом, если все вышеуказанные условия и требования к присвоению воинских званий в Вашем случае имеются, то Вам надлежит обжаловать незаконное бездействие военного комиссариата. Это надлежит сделать в порядке статей 254-256 Гражданского процессуального Кодекса РФ, с учетом общих положений статей 131-132, 23-24, 55-56 того же Кодекса и положений статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ.