Английский Биология География

Типовое положение о дошкольном учреждении действующее. Новое типовое положение о доу

Совсем недавно в области нормативно-правового регулирования деятельности системы вышел в свет новый (обновленный) документ — это Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Дата первой официальной публикации: 26 января 2012 г.Опубликовано: в «РГ» — Федеральный выпуск №5688. Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946.

Итак, давайте попробуем разобраться в том, какие же на сегодняшний день новые возможности открываются перед Вашими дошкольными учреждениями:

Во-первых следует отметить, что Министерство образования и науки смягчило требования к детским садам. Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении учитывает все последние изменения законодательства по деятельности детских садов и значительно расширяет их возможности.

Во-вторых, новый документ закрепляет право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. Несмотря на то, что в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. Это значит, что могут создаваться группы и даже целые детские сады, в которых с детьми не будет проводиться образовательных занятий.

Следующее важное нововведение: отныне в России законодательно закреплены семейные группы при детских садах. Такая группа организуется прямо на дому, а воспитательницей выступает мама одного или нескольких малышей. Право создавать семейные группы, хоть и незначительно, поможет решить проблему доступности . Такие группы также могут быть двух видов — с образовательными программами и без них.

Современный детский сад, в котором ведется обучение на каком-либо языке народов России, теперь не обязан обеспечивать условия для изучения русского языка.

В новом Типовом положении нет требования о прохождении государственной аккредитации, а главным документом названа лицензия.

Однако одно из новшеств нового документа вызывает недоумение. Это тот факт, что детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется. А как же обеспечение качества дошкольного образования?!

Не такие строгие требования сейчас предъявляются к администрации детского сада. Например, если прежде надо было согласовывать режим работы детсада и время, которое проводят там дети, с учредителем и заключать договор, то теперь достаточно прописать все это в уставе. Да и такой графы, кто же является учредителем тоже нет (ранее учредителем дошкольного учреждения был орган местного самоуправления).

Уменьшились и контрольные функции детского сада по медицинскому обслуживанию детишек, которое закреплено за органами здравоохранения. От заведующей требуется лишь предоставить помещение для медицинского работника.

Еще одно важное изменение по сравнению с прежними правилами: государство больше не будет регулировать предельную наполняемость детсадовских групп, их количество, а также возрастную комплектацию. Все это теперь будет устанавливать сам детский сад. Максимальное количество детей в группах определяется учредителем. Учредитель же и решает, какие возрастные группы будут в детском саду. Может будет достаточно одной старшей группы, зато младших потребуется открыть три или четыре.

Работать в детском саду теперь категорически запрещается не только тем, у кого есть неснятая или непогашенная судимость, но и вообще всем, кто был под судом и не реабилитирован. Причем в перечень попадают статьи о преступлениях против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности.

Частные детские сады должны тоже ориентироваться на это Типовое положение, но строго обязательным оно для них не является.

Все эти послабления призваны как можно скорее ликвидировать очередь в детские сады. Сегодня в ней находится более 1,5 миллионов малышей. Вместе с тем новое Типовое положение возлагает на детские сады и дополнительные обязанности. Например, создать условия для воспитанников с ограниченными физическими возможностями (устроить при входе пандусы, расширить дверные проемы и предоставить таким детям ассистента, который будет помогать ребенку).

Нет похожих записей.

Министерство образования и науки утвердило типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ определяет их основные виды, задачи, типы групп, регулирует вопросы комплектования и т.д. В детсадах могут быть разновозрастные группы, но не должно быть отделений политических партий и религиозных организаций. Разрешено устанавливать связи с зарубежными организациями, но есть и ряд ограничений.

Детские сады и ясли будут решать 6 основных воспитательно-образовательных задач. Это предусматривает типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ утвердило Министерство образования и науки. Правовой акт регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. При этом для негосударственных яслей и детсадов оно выполняет функцию примерного. Согласно документу, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей ведется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Основными задачами дошкольного образовательного учреждения чиновники назвали следующие:
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В документе сказано, каких видов бывают дошкольные образовательные учреждения. Приведена и классификация групп: они могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы различаются также по времени пребывания воспитанников:

Группы... функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни... В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Количество и соотношение возрастных групп определяется учредителем.

Дошкольное образовательное учреждение будет нести ответственность:

  • за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • за реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;
  • за жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.
Детским садам положение разрешает устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными. Создавать ячейки политических партий и религиозных движений в детских садах запрещается. В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер. При этом к педагогической деятельности не допускаются лица, указанные в статье 331 Трудового кодекса. Положение регулирует вопросы организации деятельности, комплектования, управления учреждением и т.д. Оно подготовлено с учетом норм Закона РФ "Об образовании". Документ вступит в силу, когда начнет действовать постановление Правительства РФ о признании утратившим силу прежнего аналогичного положения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3215; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2009, № 46, ст. 5419; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793) и подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 28, ст. 4214; № 37, ст. 5257), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 39, ст. 4432).

Министр А.А. Фурсенко

Регистрационный № 22946

Приложение

Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 27 октября 2011 г. № 2562)

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного*(1).

3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.

4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

5. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

7. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

8. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

9. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа).

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:

группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10 часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

10. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

11. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом*(2).

12. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.

13. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за*(3):

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;

жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;

иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

14. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)*(4). В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер*(5).

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

15. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. Права юридического лица у дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

17. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

18. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

20. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

21. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем воспитанников определяются уставом учреждения.

22. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение*(6).

23. Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников*(7).

24. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя*(8).

Иные работники дошкольных образовательных учреждений проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) за счет средств работодателя*(9).

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

25. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

26. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

27. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

28. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

29. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.

IV. Участники образовательного процесса

30. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

31. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

32. У становление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(10).

34. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

35. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом.

36. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица*(11):

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

37. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

38. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право*(12):

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;

на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

39. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников*(13);

заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования*(14).

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

40. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

41. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

42. Устав дошкольного образовательного учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием и утверждаются учредителем в установленном порядке.

43. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации;

выдает доверенности;

открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

45. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(15).

Объекты собственности, закрепленные учредителем за дошкольным образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения*(16).

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником*(17).

Учредитель дошкольного образовательного учреждения обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения.

При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

46. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

47. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

48. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 46 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

49. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

______________________________

*(1) Пункт 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3215; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2009, № 46, ст. 5419; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793).

*(2) Пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 23, ст. 3261).

*(3) Пункт 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 27, ст. 2714; № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 30, ст. 3808; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918).

*(4) Пункт 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21).

*(5) Пункт 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150).

*(6) Пункт 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6070).

*(7) Пункт 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6070).

*(8) Пункт 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6070).

*(9) Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616).

*(10) Пункт 4 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607).

*(11) Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2010, № 52, ст. 7002).

*(12) Пункт 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51).

*(13) Подпункт 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 27, ст. 2714; № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918).

*(14) Подпункт 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 27, ст. 2714; № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918).

*(15) Пункт 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 52, ст. 6241; 2009, № 51, ст. 6158).

*(16) Пункт 2 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 52, ст. 6241; 2009, № 51, ст. 6158).

*(17) Пункт 3 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 52, ст. 6241; 2009, № 51, ст. 6158).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”

Регистрационный № 22946

Обзор документа

Утверждено типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также присмотр и уход за ними.

К таким учреждениям относятся детские сады для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), предшкольного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет). Кроме того, это детские сады присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.

Определены основные задачи учреждений.

Структурной единицей учреждения является группа. Язык, на котором ведется обучение и воспитание, устанавливается в уставе. Не допускается создавать в детских садах политические партии, общественные и религиозные объединения.

Установлен порядок организации деятельности и управления ДОУ.

Для обеспечения образовательной деятельности за учреждением закрепляются объекты права собственности (здания, сооружения, оборудование, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юрлиц.

Приказ применяется с даты, когда утратит силу постановление Правительства России от 12 сентября 2008 г. об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном убеждении.

1.Общие положения

1. Настоящее типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Основными задачами ДОУ являются:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей
  • Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.
  • Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  • Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

5. ДОУ в соответствии с их направленностью делится на следующие виды:

  • Детский сад
  • Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)
  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
  • Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
  • Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)
  • Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

6. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими).

7. Язык (языки) на котором (которых) ведётся обучение и воспитание в ДОУ, определяется учредителем.

8. ДОУ в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

9. ДОУ несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определённых его уставом; реализацию не в полном объёме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

10. В ДОУ не допускаются создание и деятельность организационных структур, политических партий и религиозных движений и организаций. В государственном, муниципальном ДОУ образование носит светский характер.

2. Организация деятельности ДОУ

11. ДОУ создаётся учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ.

12. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму ДОУ.

Учредителем (учредителями) государственного дошкольного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Учредителям (учредителями) муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство ДОУ.

13. Отношения между учредителем (учредителями) и ДОУ определяется договором, заключённым между ними в соответствии с законодательством РФ.

14. Права юридического лица у ДОУ в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

ДОУ как юридическое лицо имеет устав, расчётный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

15. Право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

16. ДОУ проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

17. ДОУ может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством РФ.

При реорганизации ДОУ его устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18. Передача государственного дошкольного образовательного учреждения в ведение органа местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

19. Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется программой дошкольного образования. ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

20. В соответствии со своими уставными целями и задачами ДОУ может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учётом потребностей семьи на основе договора с родителями (лицами, их заменяющими).

Платные образовательные услуги могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

21. Режим работы ДОУ и длительность пребывания в нём детей определяется уставом ДОУ, договором между ДОУ и учредителем.

Допускается функционирование ДОУ (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ.

22. Организация питания в ДОУ возлагается на администрацию ДОУ.

23. Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закреплённым органами здравоохранения за ДОУ медицинским персоналом, который наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-прафилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Педагогические работники ДОУ проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счёт средств учредителя.

24. ДОУ предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.

3. Комплектование ДОУ

25. Порядок комплектования ДОУ определяется учредителем. В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находится на военной службе; дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.

26. В ДОУ принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.

27. Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-педагогической консультации.

4. Участники образовательного процесса

28. Участниками образовательного процесса ДОУ являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники.

29. При приёме детей ДОУ обязано ознакомить родителей (лиц, их заменяющих) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию его деятельности.

30. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

31. Взимание платы с родителей за содержание детей в ДОУ производится в соответствии с законодательством РФ.

32. Отношения воспитанника и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

33. Порядок комплектования персонала ДОУ регламентируется его уставом.

34. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждённую документами об образовании.

К педагогической деятельности не допускаются лица, лишённые права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определённые преступления.

35. Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных учреждений определяются законодательством РФ, уставом ДОУ, трудовым договором (контрактом).

36. Работники ДОУ имеют право:

  • На участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом уставом учреждения.
  • На защиту профессиональной чести и достоинства.

37. ДОУ устанавливает:

  • Ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда;
  • Структуру управления дошкольным образовательным учреждением;
  • Штатное расписание и должностные обязанности.

5. Управление дошкольным образовательным учреждением

38. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», настоящим Типовым положением и его уставом.

39. Общее руководство ДОУ осуществляет Совет педагогов. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетентности определяются уставом ДОУ.

40. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующий.

Наём (приём) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

41. Заведующий ДОУ:

  • Действует от имени ДОУ, представляет его во всех учреждениях и организациях;
  • Распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных ему договором между ДОУ и учредителем;
  • Выдаёт доверенности;
  • Открывает счета в банках и других кредитных учреждениях;
  • В соответствии с законодательством о труде осуществляет приём на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы;
  • Несёт ответственность за деятельность ДОУ перед учредителем.

6. Имущества и средства учреждения

42. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет его за ДОУ.

Объекты собственности, закреплённые за ДОУ, находятся в его оперативном управлении.

ДОУ владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним на праве оперативного управления имуществом с его назначением, своими уставными целями, законодательством РФ.

ДОУ несёт ответственность за сохранность и эффективное использование закреплённого за ним имущества.

43. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закреплённого за ДОУ, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

44. ДОУ отвечает по своим обязанностям в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.

45. Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ являются:

  • Собственные средства учредителя
  • Бюджетные и не бюджетные средства
  • Имущество, закреплённое за ДОУ собственником (уполномоченным им органом)
  • Средства родителей (лиц, их заменяющих), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных
  • Кредиты банков и других кредитов
  • Другие источники в соответствии с законодательством РФ.

46. Финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчёта на одного воспитанника в зависимости от вида ДОУ.

47. Количество групп в ДОУ определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.

В группах:

  • От 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
  • От 1 года до 3 лет - 15 детей;
  • От 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах:

при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

48. В ДОУ компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляют соответственно:

  • для детей с тяжёлыми нарушениями речи - до 6 и до 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей
  • для глухих детей - до 6 детей для обеих возрастных групп
  • для слабослышащих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и до 10 детей
  • для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 6 и до 3 детей
  • для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и до 10 детей, для детей с задержкой психического развития - до 6 и до 10 детей
  • для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 детей
  • для детей с туберкулёзной интоксикацией - до 10 и до 15 детей
  • для детей, часто болеющих, - до 10 и до 15 детей
  • для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 для обеих возрастных групп
  • для детей с иными отклонениями в развитии - до 10 и до 15 детей.

49. Для малокомплектных сельских ДОУ норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников.

50. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

51. ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и не бюджетных средств.

52. Финансовые и материальные средства, закреплённые за ДОУ или являющиеся его собственностью, используются им в порядке, установленном в законодательстве РФ.

53. При ликвидации ДОУ денежные средства и иное имущество ДОУ, за вычетом платежей по покрытию его обязательств, используются в соответствии с законодательством РФ и его уставом.

Изменения и дополнения, вносимые в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждены постановлением Правительства РФ От 14 февраля 1997 г. № 179)

  1. Абзац третий пункта 5 после слов: «детский сад» дополнить словами: «общеразвивающего вида».
  2. В пункте 8 слово: «зарубежными» заменить словом «иностранными»,
  3. В пункте 15 слова: «на образовательную деятельность» заменить словами: «на ведение образовательной деятельности».
  4. Дополнить Типовое положение пунктом 15 следующего содержания: «15. ДОУ проходит аттестацию с Законом РФ «Об образовании».

Аттестация ДОУ проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Для проведения аттестации ДОУ представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования РФ.

Состав аттестационной комиссии, её председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа.

В состав комиссии не могут входить работники ДОУ, проходящего аттестацию.

Первый заместитель министра В.Д.Шадриков

  • Типовое положение

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О

ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ

Регистрационный № 30038

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г., регистрационный № 22946).

Приложение

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная организация).

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

4. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(1).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(2).

5. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями*(3).

6. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования*(4).

11. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации*(5).

12. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся*(6).

13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

14. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания); продленного дня (13-14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

15. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.*(7)

III. Особенности организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(8).

17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.*(9)

18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья*(10).

19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях*(11).

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

21. При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(12).

22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях*(13).

Порядок регламентации и оформления отношении государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации*(14).

_____________________________

*(1) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(2) Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(3) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598,2013, № 19, ст. 2326)

*(4) Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, № 19, ст. 2326)

*(5) Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(6) Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образований в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598,2013, № 19, ст. 2326)

*(7) Часть 3, статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(8) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(9) Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(10) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(11) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(12) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326)

*(13) Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, 19, ст. 2326)

*(14) Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012 № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)