Английский Биология География

Технология урока - исследования. Исследование в действии (Action research), поскольку предполагает ряд исследовательских циклов

Коуч:

Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня

школы-гимназии № 9 города Павлодара

Тема занятий:

« Lesson study как одна из форм исследования урока »

Руководство учителя 1-2 уровня,

Видеоматериалы ресурсов. См.приложение

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study »как форме исследований специалистом-практиком . Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study» , пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.

Результаты обучения:

Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study» .

Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.

Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.

Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Материалы и оборудование

Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал

Этапы проведения занятия

Время

Действия коуча и действия участников

Введение

Формирование коллаборативной среды .

- Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии

Целеполагание

А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу.

-Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе.

Запишите свои наблюдения в таблицу:

1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики

Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон»

А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study

В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ

Изучение теоретических вопросов

Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы:

Задание в группы:

Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study:

1группа. Что это такое? (История)

2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS)

3 группа. Каковы этапы процесса?

Практическая часть

    Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер

    Группы проходят по кругу, просматривая все презентации

    При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях

    Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп

(Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио)

- Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки

- Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК.

Рефлексия

1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа.

2. Две звезды и пожелание.

Ресурсы:

Ресурс для коучинга

Lesson Study

Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока » или «изучение урока », в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.

Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study , которые становились и утверждались с течением времени:

    Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.

    Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».

    Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.

    Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.

    Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»

    Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»

    Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.

    Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:

    наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;

    обучение класса в целом;

    ход исследовательского урока и процесс преподавания;

    постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;

    совместное планирование группой следующего Lesson Study.

После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы

Главная цель образования - воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.

На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель) . Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:

Приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

Приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);

Приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

Знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;

Знание методики научного исследования;

Умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.

По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся , проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа - теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).

В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);

9) интерпретация полученных данных;

10) вывод по результатам исследовательской работы;

11) применение новых знаний в учебной деятельности;

12) подведение итогов урока;

13) домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг - выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что...»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

– определение темы и цели исследования;

– формулирование и отбор полезных гипотез;

– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

– разграничение допущений и доказанных положений;

– планирование эксперимента для проверки гипотезы;

– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;

– планирование результата;

– проведение эксперимента;

– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;

– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

– систематизация фактов, явлений;

– интерпретация данных;

– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

– установление аналогий;

– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

– решение задач в новой ситуации;

– написание творческого сочинения, реферата.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования (табл. 1).

Приведем пример проведения урока-исследования.

«Кристаллические решетки»
8 класс

По дидактической цели - это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности - урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока. Помочь учащимся самостоятельно определить зависимость физических свойств веществ от видов химической связи и типов кристаллических решеток;научить их получать информацию о свойствах веществ по виду химических связей и типу кристаллической решетки, и наоборот.

Педагогические задачи урока. Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока

Определение задач урока, мотивация учащихся.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Формулирование вывода по результатам исследования.

Подведение итогов урока.

Оборудование и реактивы.

На столе учителя: кристаллические решетки веществ, образцы веществ.

На столах учащихся: отпечатанные на листах сведения (см. приложение) о свойствах и строении веществ: воды, углекислого газа, алмаза, оксида кремния(IV), алюминия, поваренной соли; кристаллические решетки этих веществ; листы бумаги с заготовленными таблицами.

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности. Учащиеся работают в группах по четыре человека.

ХОД УРОКА

Учитель. Исследование - один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель - человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока - учиться исследовательской деятельности. Другая задача - сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как влияют химические связи на свойства твердых веществ .

Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся - маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы.

Учитель. С чего начинается любое исследование?

Ученик. С накопления информации, постановки проблемы .

Учитель. Жизнь современного человека невозможно представить без линий электропередач, авто- и авиатранспорта, приборостроения, ракетной техники и строительства. И во всех этих областях находят применение алюминий и его сплавы. Какие свойства алюминия позволяют ему быть таким незаменимым?

Ученик. Легкость, прочность в сплавах, устойчивость к коррозии, высокая электропроводность и пластичность.

Учитель. Итак, возникает проблема: почему именно алюминий обладает такими свойствами, а не другие вещества?

Учащиеся высказывают различные предположения.

Учитель. Вещества, как вам известно, могут существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом. Например, кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре –182,9 °С превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре –218,6 °С затвердевает в снегообразную массу синего цвета. Твердые вещества делятся на кристаллические и аморфные (пластилин). Аморфные вещества не имеют четкой температуры плавления, их частицы расположены беспорядочно.

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением (в строго определенных точках пространства) тех частиц, из которых они состоят. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называются узлами решетки. В узлах кристаллических решеток могут находиться различные химические частицы (ионы, атомы, молекулы).

Вам предстоит сегодня исследовать взаимозависимость трех параметров: вида связи, типа кристаллической решетки и физических свойств веществ. Для этого в группах предлагается рассмотреть информацию о веществах (см. приложение), их кристаллические решетки, заполнить таблицу и сделать вывод.

Учащиеся выполняют работу, заполняют таблицу (табл. 2) и делают соответствующие выводы.

По итогам работы в тетрадях учащихся остается следующая запись.

Проблема. Почему именно алюминий - легкий, прочный и проводит электрический ток.

Тема исследования. Взаимосвязь: вид химической связи - тип кристаллической решетки - физические свойства вещества.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между видом химической связи, типом кристаллической решетки, физическими свойствами вещества.

Гипотеза. Различные вещества, обладая различными физическими свойствами, имеют различные химические связи и кристаллические решетки.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.English-Polyglot.Com. Если Вы решили приобрести качественные знания английского языка, и при этом не потеряв их, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.English-Polyglot.Com. На сайте, вы сможете ознакомиться с видеоматериалами известной телепрограммы об английском. языке «Полиглот». На сайте Вы также сможете скачать текстовую и видео версию телепередачи.

Подтверждение гипотезы (см. заполненную табл. 2).

Вывод. Физические свойства веществ зависят от типа кристаллической решетки, которая, в свою очередь, определяется видом химической связи (табл. 3).

Таблица 3

Свойства кристаллов с разными типами кристаллических решеток
молекулярной ионной атомной металлической

Твердость небольшая.

t кип – низкая.

t пл – низкая.

Некоторые могут растворяться в воде.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

Могут растворяться в воде.

Раствор и расплав проводят электрический ток

Твердость очень большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость достаточно большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Проводят электрический ток не только в расплаве, но и в твердом виде

Химическая связь – ионная Химическая связь – ковалентная Химическая связь – металлическая

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание, задает к нему вопросы для размышления и закрепления изученного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация для учащихся

Алмаз

Алмаз состоит из атомов углерода. Каждый из атомов в кристалле соединен с соседними атомами прочными ковалентными связями. Благодаря таким прочным связям алмаз исключительно тверд (от греческого слова «adamas» - несокрушимый). В кристалле алмаза все валентные электроны участвуют в образовании ковалентных связей, свободных электронов нет. Алмаз не проводит электрический ток, плохо проводит теплоту. Температура плавления у алмаза отсутствует. При нагревании выше 1000 °С (без доступа кислорода) алмаз переходит в графит. Не растворим в воде. После огранки алмаз сильно преломляет свет и красиво блестит. Правильно следует записывать формулу - С п .

Алюминий

Простые вещества металлы состоят из атомов одного металлического элемента. В узлах кристаллической решетки металлов содержатся катионы, которые удерживаются свободно перемещающимися обобществленными электронами. Подвижные валентные электроны придают металлам пластичность, высокую электро- и теплопроводность, характерный блеск и непрозрачность.

Алюминий - серебристо-белый металл, легкий (плотность - 2,7 г/см 3), плавится при 660 °С. Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу. По электрической проводимости алюминий уступает лишь серебру и меди (она составляет 2/3 от электрической проводимости меди).

Вода

Вода (Н 2 О) - самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на планете.

Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает очень большой теплоемкостью.

Вода почти никогда не бывает чистой, т.к. растворяет в себе в той или иной степени практически все вещества. Лед плавится при температуре 0 °С, вода кипит при 100 °С. Химически чистая вода не проводит электрический ток.

Лед - кристаллическая вода. В узлах кристаллической решетки льда находятся молекулы. Силы межмолекулярного взаимодействия в молекулярных кристаллах обычно слабые, однако вода составляет исключение. Причина - водородные связи.

Углекислый газ

Оксид углерода(IV) – бесцветный газ, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворим в воде. Всем известная газированная вода – это раствор оксида углерода(IV) в воде. При обычной температуре и сравнительно высоком давлении углекислый газ сжижается. При его испарении поглощается так много теплоты, что часть оксида углерода(IV) превращается в снегообразную массу («сухой лед»). При охлаждении в условиях нормального давления газ сразу затвердевает (при температуре –78 °С, минуя жидкое состояние. Жидкий углекислый газ образуется только под давлением.

Межмолекулярная связь действует между молекулами газообразных и жидких тел. Поскольку межмолекулярная связь в большинстве случаев слабее обычной химической связи, молекулярные кристаллы плавятся при низких температурах и имеют высокую летучесть.

Оксид кремния (IV)

Оксид кремния(IV) имеет очень высокую температуру плавления - одна из модификаций кварца плавится при температуре 1728 °С. На основании свойств можно предположить, что твердый оксид кремния должен иметь атомную кристаллическую решетку. Это подтверждено многими исследованиями. Кристалл оксида кремния представляет собой как бы одну гигантскую молекулу и имеет формулу (SiO 2) n . В чистом виде оксид кремния(IV) представляет собой твердое кристаллическое вещество, он тугоплавок и нелетуч, нерастворим в воде. Оксид кремния(IV) встречается в природе в виде речного песка, кварца, горного хрусталя.

Поваренная соль

Поваренная соль, или хлорид натрия NaCl, - белое кристаллическое вещество, растворимое в воде, соленое на вкус. Проводит электрический ток в растворах и в расплавах, плавится при температуре 801 °С, обеспечивает осуществление важнейших физиологических процессов в организме.

Разноименные ионы натрия и хлора притягиваются, стремятся сблизиться друг с другом. Одноименные - отталкиваются и удаляются друг от друга. Когда силы притяжения и отталкивания уравновешиваются, катионы и анионы размещаются в определенном порядке, образуя ионную кристаллическую решетку.







Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени С.А. Ахтямова села Манзарас»

Урок - исследование
Учебно- методическая разработка уроков

с использованием ИКТ

при изучении предметов гуманитарного цикла

(история и обществознание)

У читель истории и обществознания

МОУ СОШ села Манзарас

Мутигуллина Лилия Равилевна

Введение

Урок – исследование

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: познакомиться с событиями истории и современности или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире и историческом пространстве?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы. На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:

Таблица №1


Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации.

На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Структура урока с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть следующей:


Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организаци-

онный


Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

Актуализа-

ция знаний


Демонстрационная презентация

Вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала.

Демонстрационная презентация с использованием видеофрагментов и иллюстративного ряда

Формулирование темы и постановка целей, задач урока. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Закрепление умений работы с историческими картами, дидактическим материалом.

Закрепление изученного материала

Демонстрационная презентация

Отработка умений работать с текстовыми таблицами. Формировать творческие способности.

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Учить осуществлять анализ и самоанализ учебной деятельности. Создавать позитивный настрой на уроке.

Предполагается широкое использование уровней дифференциации, проблемных заданий и поэтапного контроля за усвоением знаний (в целях выявления пробелов и их ликвидаций).

На уроке школьники работают с разнотипными источниками, атласами и контурными картами, сравнительными таблицами, графиками, диаграммами, иллюстративным материалом.

Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в подгруппах.

На любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или выбор путей их решения.

Часто начинается урок с входного контроля. Осуществляя его, учитель проверяет степень усвоения учениками знаний (на основе выполнения различных по сложности заданий). Входной контроль даёт возможность логично перейти к изучению нового материала.

Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется и локализуется во времени.

Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных вопросов.

Осуществляя текущий и промежуточный контроль можно выявить пробелы в знаниях и трудности, возникающие в процессе усвоения материала. Таким образом, можно управлять процессом обучения.

Можно применять самоконтроль и взаимный контроль. В этом случае учащиеся сопоставляют свои версии ответов с правильными вариантами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимный контроль осуществляется при работе в подгруппе или учебной паре.

В течение всего урока необходимо консультировать учащихся, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, контролировать деятельность школьников, подводить предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика возможно подвести лишь в начале следующего урока).

Перед завершающим контролем можно сделать обобщение, напомнить ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко характеризуя итоги работы экспертов, подгрупп, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили новый материал. Школьникам предлагается выполнить по выбору одно из трех заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по пятибалльной шкале оценивают свою работу на уроке, определяют, что эта работа дала им. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала. Этот – завершающий – этап работы называется рефлексией.

Учитель формулирует вопросы, позволяющие без особого труда оценить достигнутые на уроке результаты. Например, школьникам можно предложить проставит количество баллов, характеризующее степень усвоения материала: Критерии самооценки


критерии

баллы

Моя оценка

Оценка учителя

1. мои предположения совпали с историческими фактами

1 б

2. Я был внимателен (при рассказе учителя, товарищей, при просмотре видео сюжетов



3. Я всё понял



4. Я смог ответить на вопросы



5. Я был активен на уроке


Обязательным условием проведения урока-исследования является наличие у каждого ученика, отпечатанного дидактического материала и учебных пособий или пакета документов к уроку.

Обучение во втором концентре предполагает изучение уже известного для учеников материала на проблемно-теоретическом уровне. Главной целью учителя является не формирование представлении об историческом периоде и исторических понятиях, а формирование умений работы с различными источниками исторических знаний, сопоставлять оценки исторических событий, явлений, личностей прошлого и современности, определение и ориентирование собственного отношения к ним. Уроки – исследования как нельзя лучше способствуют реализации этих целей.

Для достижения этих целей эффективно организовать групповую работу и применять следующие методические приемы.

1. Краткое выступление («Спич»).

Учащиеся после обсуждения определенного текста или прослушанной информации, готовят за 2-3 мин. спич на заданную тему.

Прием позволяет - выразить приобретенную информацию выразить собственными словами, кратко формулировать информацию, высказать оценочные суждения.

2. «Шесть шляп критического мышления».

Цель метода разложение мышления на составные части, с выделением шести основных типов (на некоторых уроках применяем лишь некоторые из них).

Метод позволяет рассмотреть обсуждаемые проблемы с разных сторон.

Красная шляпа - самые яркие события изучаемого периода.

Белая шляпа- изложение фактов, статистики.

Черная шляпа - критическое осмысление событий.

Желтая шляпа - оптимистическая (положительные события, факты).

Синяя шляпа - аналитическая, поисковая (свободное размышление).

Зеленая шляпа - изобретательская, творческая.

3. Метод «Синквейн» (с французского - пятистишье).

Пяти строчное стихотворение, состоит из кратких выражений, которые требует синтеза информации и материла.

Эффективен на этапе рефлексии, обобщения и синтеза понятий и новой информации. Правила написания синквейна.


  1. строчка - 1 слово, имя существительное, название темы.

  2. строчка - описание темы двумя прилагательными.

  3. строчка - описание действия 3 глаголами или деепричастиями.
4 строчка - крылатая фраза, поговорка, показывающая чувство,
отношение к теме, первому слову.

5 строчка - существительное или фраза, выражающее суть, первой
строчки, «синоним» первой строки.
Безусловно, наш предмет эмоционален и увлекателен, его преподавание призвано будить воображение ученика и вдобавок учить детей грамотно излагать свои мысли. Урок – исследование - это один из способов активизации деятельности учащихся, формировании навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.
Тема: Культура Древнерусского государства в 1Х- XII веков.
Цель:


  1. Сформировать представление о развитии культуры Древнерусского государства, выявить особенности культуры Древней Руси и черты характерные культуре средневековья, сформировать понятие о преемственности, синтезе и самобытности культуры Руси;

  2. Развить умение ориентироваться в историческом времени и пространстве, умение сравнивать культуру разных стран одного исторического периода, умение анализировать и делать выводы, формировать приемы исследовательской работы;

  3. Содействовать культурному обогащению учащихся, эстетическому воспитанию, формированию любви к прошлому своей страны.
Оборудование:

Павленко, Андреев «История России с древнейших времен до XVIII в.»; Лента времени, план исследования, стенд «Надо знать», таблички на столы экспертов: Византия, страны Халифата, страны Европы; презентация: «Культура Руси IX - XII веков»;

Тип урока: урок - исследование

Методы: с ловесно-наглядные, частично-поисковые.

Ход урока.

I . Организационная часть. Учитель:

Тема нашего урока «Культура Древнерусского государства в IX - XII веках». А что означает термин культура для каждого из вас? Итак, разминка (прием ассоциации или игра по одному предложению).

Ученики:

Культура Возрождения, культура раннего средневековья, архитектурные памятники, скульптура и т.д. и т.п.

Учитель: Молодцы, вы имеете правильное представление о культуре. Мы с вами уже не в первый раз встречаемся с этим понятием.

Цель сегодняшнего урока - изучить культуру древнерусского государства, выявить черты сходства русской культуры с культурой других народов в этот период средневековья.

Сегодня у нас урок - исследование:

Исследование культуры Древнерусского государства в IX - XII веках.

Мы должны сегодня выявить черты сходства и различия культуры Древней Руси с культурой других стран.

I группа - эксперты культуры Византии.

II группа - эксперты культуры стран Западной Центральной Европы.

III группа - эксперты культуры стран Халифата.

Информацию о Культуре Древней Руси вы получите из письменных источников и видеофрагментов, презентации.

(слайд №1)

Откройте тетради, запишите тему урока.

Познакомьтесь с планом исследования. (слайд №2)
II . Актуализация.

2.1. Культура, культурные ценности. На какие большие группы можно поделить все, что создано руками человека?

2.2. А что можно отнести к духовным ценностям? Итак, начнем наше исследование.

III . Формирование новых знаний.

3.1. Развитие письменности. Книги. (Слайд №3)

Появление письменности один из важнейших моментов истории каждого народа. Письменные источники наиболее достоверные, дающие наибольшую информацию об истории народа.

Как же развивалась письменность в странах Западной и Центральной Европы, в Византии и странах Азии?

Слово нашим экспертам. Вспомните о развитии письменности в ваших странах.

(группы готовят «Спич» по заданному плану ). (Слайд №4)

I группа. Страны Западной и Центральной Европы.

II группа. Византия.

Греческий язык был государственным

Книги были рукописными.

Переписывали в монастыре

Грамотных людей было больше, чем в Западноевропейских странах.

III группа. Страны Халифата.
«Латынь Востока» - арабский язык
Книги были рукописные
Писала суры из Корана

Книги переписывали при дворцах халифов и эмиров Писали на пергаменте, папирусе, бумаге.

А как же развивалась письменность и образование на Руси? Об это вы узнаете из видеосюжета. А вы должны во время просмотра найти ответы на эти вопросы:


  1. Когда появилась письменность на Руси?

  2. Кто создал славянскую азбуку?

  3. На каком языке писали?

  4. На чем писали?

  5. Много ли было грамотных людей?

  6. Какие были книги?
(ответ после видеосюжета)

Сделаем вывод:

Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку. Она проникла на Русь в X веке. Писали на пергаменте и бересте.

3.2. Литература(Слайд №5)

Продолжим наше исследования в области духовной культуры и перейдем к изучению литературы. Как же развивалась литература в странах раннего средневековья. Кто начнет своё выступление? Для ориентира, вы должны ответить на эти вопросы?

Вопросы:

1. Какие литературные жанры получили развитие?

I группа. «Западная Европа»

В странах Центральной и Западной Европы грамотные люди более всего читали Евангелия, жития святых. В монастырях создавали хроники. Певцы и сказители сочиняли эпические поэмы.

II группа. Византия.

читали Библию, религиозные книги

изучали труды древних ученых Гомера, трагедии Эсхила и Софокла

историки на основании документов, рассказав очевидцев, личные наблюдения

создавали яркие сочинения и описание стран.

III группа. Страны Халифата.

Слушали и рассказывали сказки и рассказы об удивительных приключениях,

путешествиях

У арабов возникла богатая поэзия, одним из знаменитых поэтов был Фирдоуси.

А какова же была литература Древней Руси? Здесь нам поможет письменный источник знаний.

На столах тексты источников, которые надо изучить и сделать выводы.

А сейчас сделаем вывод.

На Руси в XI веке зародилась литература. Были написаны летописи, жития святых,

произведения в жанре слова, поэмы.


    1. Архитектура. (Слайд №6, 7)
Мы с вами рассмотрели развитие духовной культуры в период средневековья.

А сейчас обратим внимание на развитие материальной культуры и рассмотрим развитие архитектуры.

Какие архитектурные памятники вы можете назвать? Из какого материала в это время строили?

I группа. «Западная Центральная Европа»

Рыцари сооружали замки, сначала их строили из дерева, позднее из камня, строили церкви, монастыри, каменные дворцы строили подражая римлянам.

II группа. «Византия»

В Византии утвердился крестово-купольный храм.

Самым значительным памятником архитектуры был храм св. Софии в

Константинополе.

В Византии была распространена каменная архитектура.

III группа. «Страны Халифата»

Строителя возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. В городах сооружали мусульманские храмы-мечети. Строительство велось из камня.

Во время просмотра видеосюжета найдите ответы на следующие вопросы.


  1. Что такое зодчество?

  2. Какие традиции имело зодчество на Руси?

  3. Когда началось строительство каменных храмов на Руси?

  4. Кем были построены первые каменные храмы?
Сделаем вывод , ответив на выше поставленные вопросы.

На Руси было распространено деревянное зодчество, дома были многоярусные, украшенные затейливой резьбой. После принятия христианства на Руси началась строительство каменных храмов. Храмы сочетали византийские и славянские традиции.

XII столетие ознаменовано появлением большого количества русских художников во всех областях искусства. Наиболее выдающиеся среди них удостаиваются упоминаниями в летописях, но очень много и неизвестных мастеров.

Русская земля в этот период была издана границами феодальных княжеств, но представляла собой единую территорию русского народа. На её обширных пространствах жил русский народ, который говорил на одном языке. В народным эпосе воспевалась защита родной земли, воинская доблесть, и верность родине. Ремесленники были носителями идей политического единства Руси. Но в жизни ещё не было ясных путей для объединения всех земель, поэтому единство Руси рисовалась в идеализированных образах прошлого, в образе Киевской державы Владимира и Ярослава Мудрого. Этих князей ставил в пример автор «Слова о полку Игореве».

Русские зодчие в своих постройках тоже стремились выразить идеи единения Руси. Идея башнеобразного храма была связана с деревянным зодчеством, с крепостными вежами и теремными вышками гражданской архитектуры. Мастера строители одной области строили в разных княжествах, это вело к расширению к

облику художественными и техническими достижениями и выработке общерусских приемов.

Если византийцы раньше храм строили лишь для молитвы, то русские зодчие понимали связь их искусства с природой, взаимодействие здания и ландшафта.

Ансамбли Древнерусских городов - Киева, Владимира - свидетельствуют о том, что зодчие выбирали лучшие места для важнейших построек города.

Посмотрите, на 86 ваших учебников, храм Пятница в Чернигове, в этом храме нашло полное выражения самобытности, особенности русских зодчих.

Еще у вас на столах есть репродукция соборов Древнерусских городов. Все они не похожи друг на друга. Но в тоже время у них есть одна общая черта. Какая? Один высокий купол объединяет вокруг себя несколько маленьких.

Как будто древний мастер призывает всех объединиться вокруг одного центра.

IV . Закрепление.

4.1. Сравните, используя методический прием «Шесть шляп критического мышления»

I группа. Литературу Западной и Центральной Европы с литературой Древней Руси. Сравните с позиции желтой шляпы.

II группа. Архитектуру Византии и Древней Руси. Сравните с позиции красной шляпы.

III группа. Развитие письменности в странах Халифата и Древней Руси. Сравните с позиции синей шляпы.

4.2. Сделайте общий вывод, каким же был уровень развитие культуры в Древней Руси?

Смогли ли древнерусские мастера сформировать свои самобытные традиции? Использовали ли мастера древней Руси культурные достижения других народов?

Запишите вывод:

В Древнерусском государстве был высокий уровень развития культуры. Русь

использовала достижения мастеров других стран, так же формировала свои культурные

традиции.

V . Заключение.

5.1. Домашние задание: §10, провести исследование искусства Древней Руси, выписать новые слова.


  1. Написать «Синквейн» о культуре Древней Руси.

  2. Оценки

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

План проведения коучинга по теме
«Исследование в действии. Lesson Study»
Тема занятий: «Исследование в действии. Lesson Study»

Общие цели: Создать условия для знакомства с понятием «исследование в действии» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study».
Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.
Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Этапы проведения занятия Время

90 минут Действия коуча и действия участников

Введение 3 мин Формирование коллаборативной среды.
Разминка «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня)
Рассаживание в группы по цвету стикера-пожелания.
— Что интересного произошло сегодня у Вашего коллеги?
— Каким событиям Вы порадовались вместе?
— Чему очень удивились?
Целеполагание 10 мин А) Рефлексия одного из уроков школьного дня.
Прошу вас ответить ответить на вопросы:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________
Наиболее успешными были______________, так как _
Не вышли на результат______________________, так как________
Удачными были формы организации деятельности________.
Самыми действенными приемами были_____________________
Изменить в следующем уроке надо_________________.
Б) «Мозговой штурм»:
-Какое действие нами было произведено сейчас?
-Почему учитель рефлексирует постоянно после проведения урока?
В)Выход на тему
Каждый учитель, практически ежедневно, встречается с различными проблемами, которые вынужден решать и преодолевать самостоятельно. В результате меняется практика учителя и он выбирает наиболее действенные приемы, методы, формы проведения занятий и становится успешным учителем. Но этот процесс исследования собственной практики не является достоянием других педагогов. Каждый проходит этот путь в одиночку. Мировой опыт предлагает сделать исследование в действии практикой каждой школы и делать результаты достоянием всех.
В) Определение своего уровня знаний (прием «2 Яблони» (стикеры-яблоки зеленого, желтого, красного цвета).
Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности.
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (запись вопросов на стикерах)
Изучение теоретических вопросов 30 мин 1. Знакомство с иформацией по теме из различных источников:
Слайд-программы, инфомационные бюллютени, ресурс Интернет
Задание в группы:
1. Изучить материал об исследовании в действии, оформить постер.
2. Изучить материал о Lesson Study, представить в книжке-малышке.
3. Изучить материал об исследовании в действии, подготовить сценку, демонстрирующую особенности процесса.
4. Изучить материал о Lesson Study, написать сказку о процессе.
2. Защита постера и книжки-малышки
— Какие общие черты имеют оба исследования?
— Какой процесс является более общим? Какой- частным случаем общего?
3. Показ сценки и чтение сказки об исследованиях, определение верности и точности представления иформации.
4. Подведение итогов

Практическая часть 20 мин — Что является самым сложным в ИД и LS? (в группе обсуждаются ответы на вопросы)
Определение темы исследования с помощью ответов на вопросы

 Я бы хотел знать…

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является
-Обсудите и выделите те темы, которые являются наиболее общими в группе.
Рефлексия 15 мин Размышление над обучением, работа с доской обратной связи:
1. Как изменилось ваше понимание исследования в действии?
2. На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить в следующем коучинге? (разбор вопросов на доске, заданных в начале занятия; определение задач на следующий коучинг)
3. Что Вам мешало в тренинге?
Подведение итога личностного роста- определение места положения «2 яблони» (стикеры-яблоки)

Исследование в действии
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пытаются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных изменений, он погружается в исследование в действии.
Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследователем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей преподавателей или учеников в действии.
Исследование в действии для преподавателей является действенным способом продолжения роста и обучения, при использовании практического опыта. Исследование в действии начинается буквально там, где в настоящий момент находится преподаватель и совершенствует его на столько, на сколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и обучения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практиками, анализирующими данные по итогам своей работы с целью ее совершенствования;
вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно задействован в деле, ради которого проводится данное исследование;
рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшегося в области антропологии, социологии и этнографии и др.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ?
Первым шагом проведения исследования в действии является сознательное принятие обязательств по его выполнению. Необходимо определить достаточный объем времени для обдумывания применяемой в классе практики. Согласно подходу Кембриджского университета в центре трактовки понятия профессионализма находится способность к исследованию, т.е. — способность к постановке вопросов в ситуациях, воспринимающихся другими как само собой разумеющееся, например: «Что дает результат в Вашем классе, в Вашей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Как учебный план способствует обучению?», «Когда Вы осознаете, что не управляете ситуацией?» и мн.др.
Задавать вопросы подобного рода не совсем комфортно. Ответы на них могут создать
еще больший дискомфорт. Но до тех пор, пока учителя не решат сложные вопросы, улучшить ситуацию в классах будет невозможно. Одним словом, исследование в действии —
способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как
критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития.
В самом начале процесса, в соответствии с подходом Кембриджского университета, от учителей требуется серьезное отношение к процессу, в ходе которого они иногда будут испытывать дискомфорт. Кроме того мы обращаемся к учителям с просьбой каждый день уделять по 10 минут своего времени для описания своих уроков на бумаге. Данная работа требует дисциплины и работоспособности, но мы считаем, что данный процесс развивает новый навык.
Цель ИД- выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
 Информация из классных журналов. Анкетирование.
 Изучение личных дел.  Исследование различных ситуаций.
 Протоколы встреч, совещаний.  Образцы работ учащихся.
 Опрос.  Аудиозаписи.
 Видеозапись.  Фотографии.
 Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников.  Конспекты
 Самооценивание.  Материалы работы фокус-группы
 Интервьюирование.  Наблюдение.
 Проекты, выступления.  Проверочные листы.
 Портфолио.  Ситуативные записи
4.ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 Наблюдается ли в действительности улучшение и подтверждают ли этот факт полученные данные?
 Если нет улучшений, то, какие необходимо внести изменения в действия для получения лучших результатов?
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
1. Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
2. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
3. Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
4. Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
5. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
6. Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
7. Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
8. Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
обучение класса в целом;
ход исследовательского урока и процесс преподавания;
постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы.

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________

Наиболее успешными учениками были_______, так как__

Не вышли на результат________________, так как____________________________

Удачными были формы организации деятельности________________________.

Самыми действенными приемами были_________

Изменить в следующем уроке надо__________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что _________________________
Наиболее успешными учениками были ______, так как ____

Не вышли на результат____________, так как________

Удачными были формы организации деятельности ________________________.

Самыми действенными приемами были____

Изменить в следующем уроке надо________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________________

Наиболее успешными учениками были_______, так как___________

Не вышли на результат_____________, так как_____________________

Удачными были формы организации деятельности________________________
Самыми действенными приемами были________________
Изменить в следующем уроке надо_______________

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Мне необходимо изучить, как …

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..

 Мне необходимо изучить, как …