Английский Биология География

Интеллигентный человек и его речь. Что значит быть интеллигентным человеком? Что такое интеллигентность

Урок подготовки к ЕГЭ

По русскому языку в 11 классе

«Что такое интеллигентная речь?»

(по письму Д.С.Лихачева)

Учителя МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Ивахненко Татьяны Евгеньевны.

Тема: Что такое интеллигентная речь? (По письму Д.С. Лихачева)

Цели:

  • Подготовка к ЕГЭ.
  • Развитие культуры речи учащихся, понятия об интеллигентной речи.
  • Развитие умения работать с публицистической статьей.
  • Воспитание культуры речи, любви к родному языку.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию темы урока. Подготовка к ЕГЭ.

Давайте выполним ряд тестовых заданий на повторение речевых норм русского языка. (Демонстрация слайдов презентации)

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.созвонИмся З. красивЕе

2.тортЫ 4.катАлог

  1. В каком предложении вместо слова ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ?
  1. По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам.
  2. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается.
  3. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни.
  4. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.
  1. Отметьте предложения без речевых ошибок.
  1. Счастлив тот, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности.
  2. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
  3. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
  4. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.
  1. У кажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  1. больше пятьдесят рублей
  2. спелых абрикосов
  3. пара носков
  4. надеть пальто
  1. Отметьте слова с ударением на первом слоге.
  1. свекла
  2. принял
  3. цемент
  4. щавель

Итак, что мы повторили?

Как вы думаете, для чего мы это делали?

Над чем нам предстоит работать сегодня?

II. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

Сегодня тема нашего занятия — культура речи. Материалом для урока нам послужат книги, статьи, высказывания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999), слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

Давайте вспомним, что мы знаем об этом удивительном человеке.

(Учащиеся вспоминают сведения, известные о Д.С.Лихачеве ранее)

А вот что говорят о Д.С.Лихачеве люди, которые его хорошо знали.

Демонстрируются слайды

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности — это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке, и говорил без всякого притязания на ораторское красноречие. Но речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно обнаруживались и высота его духовной культуры, и любовь к родному языку, и бесподобное знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

В статьях: «О языке устном и письменном, старом и новом», и «Как говорить» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

ЧТЕНИЕ СТАТЬИ

Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Итак: «Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?» Почему? Почему? Почему?!

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Великий Сократ просил: «Заговори, чтоб я тебя увидел!»

Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка:

«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами 44 . Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Что означает слово циник?

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

III. Обучение написанию сочинения по публицистической статье в форме ЕГЭ.

Итак, наша задача - написать сочинение-рассуждение по тексту письма Д.С.Лихачева. И в тетрадях у вас, и на у меня на доске есть памятка с критериями такого сочинения.

Что мы должны сделать прежде всего?

  • Сформулировать проблему исходного текста.
  • Прокомментировать проблему.
  • Отразить позицию автора исходного текста.
  • Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой проблеме.
  • Аргументировать свой ответ.

IV Подведение итога урока.

Над чем работали сегодня?

Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, интеллигентная речь?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Что такое интеллигентная речь?» Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой Д.С. Лихачевым.


Разделы: Русский язык

Цели и задачи.

Образовательные:

Учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки

Учить построению грамотных предложений;

Повторить тему “Текст”:

Тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);

Познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;

Познакомить с профессиями данного профиля:

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;

Формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;

Прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.

Развивающие:

Развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;

Развивать навык выразительного чтения;

Развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.

Ход урока

1. Организационный момент.

Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.

К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.

2. Основная часть урока.

1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).

“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов

“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.

“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.

– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)

Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.

2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.

Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.

Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).

В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.

3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.

В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.

Задания типа ЕГЭ

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Проверяя своё сочинение:

а) всё должно быть изложено последовательно;

б) во время чтения делаются пометки на полях;

в) бращайте внимание на речевые недочёты;

г) оно читается несколько раз.

(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.

б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.

в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.

г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.

Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. Инженеры завода.
  2. Урожай помидоров.
  3. Самый красивейший пейзаж.
  4. Их вещи.

(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)

Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.

4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.

В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.

(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)

Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).

1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.

2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.

3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.

4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.

5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.

6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.

7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.

8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.

9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.

10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.

11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.

12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье.Её лицо задумчиво.

13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.

14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.

15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.

5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?

Признаки текста:

1. Текст состоит из предложений,связанных между собой по смыслу.

2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.

3. В тексте есть основная мысль.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

5. Текст имеет начало и конец.

6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).

Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.

Что такое описание?

Описание – это тип речи, при помощи которого изображается предмет или явление путем перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном снимке).

Повествование – это такой тип речи, при помощи которого рассказывается о событиях в их временной последовательности, действия и события сменяют друг друга (содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата) Особая роль принадлежит глаголам.

Что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий, явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Особая роль принадлежит вводным словам и подчинительным союзам со значением причины, следствия…

Элементы текста – рассуждения: тезис - аргумент - вывод.

Вспомним стили речи.

В чем особенности художественного стиля?

Применяется в художественной литературе: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения.

Художественная образность, эмоциональность;

Изобразительно – выразительные средства языка, слова в переносном значении.

В чем особенности научного стиля?

Отсутствие эмоциональности;

Смысловая точность, факты;

Термины и профессиональная лексика;

Жанры: статьи, рецензии, рефераты, диссертации, учебники, словари, доклады, лекции.

В чём особенность официально-делового стиля?

Функции: сообщения, информирование;

Точность, стандартность, отсутствие эмоциональности;

Языковые штампы (согласно распоряжению, довести до сведения, по истечении срока – примеры) канцеляризмы (данный, надлежащий);

Деловая терминология;

Жанры: приказы, законы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

В чём особенность публицистического стиля?

Документальная точность, призывность, открытая оценочность;

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, привлечение внимания к важному вопросу;

Жанры: очерк, статья, репортажи, интервью, авторская речь.

В чём особенности разговорного стиля?

Непосредственно бытовое общение;

Непринужденность, простота речи;

Частое использование неполных предложений, междометий, зачастую просторечий;

Отсутствие осложнённых предложений;

Дружеская беседа, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма, разговоры.

6. Дома вы по группам готовили рассказы о прекрасном русском дереве – берёзе. Эти рассказы должны быть представлены в разных типах речи и написаны художественным стилем. Ваша задача – доказать, что ваш рассказ соответствует данному типу речи.

(На доске открываются иллюстрации с изображением берёзы в разное время года)

Представитель каждой из 3-х групп выступает со своим сочинением. Он с помощью участников группы доказывает, что рассказ выдержан в заданном типе и стиле речи.

Текст-повествование

Счастье берёзки

Росла в поле одинокая берёзка.

К ней часто прилетали птицы, и берёзка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости.

Так она узнала, что где-то растет дуб, большой и могучий, а рядом с ним – красавица-рябинка. Птицы прилетают к рябине каждую осень и лакомятся ягодками.

Берёзка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей одной было грустно, и она заболела бы, если бы однажды не прилетел дятел. Он постучал берёзку клювом по стволу и сказал:

Здорова!

Но почему мне тогда так плохо? – спросила берёзка.

От тоски и одиночества, - ответил дятел и улетел.

Я помогу тебе. Жди, - сказал дятел и улетел.

И березка ждала. День и ночь. Наступила осень. Листочки начали желтеть и опадать. И вот однажды утром прилетел дятел. В клюкве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал в лапах шишку и стал долбить её своим клювом. Из шишки начали вылетать семена. Они кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок. Он тоже хотел принять участие. Березка старательно сбрасывала с себя листочки. Она старалась укрыть беззащитные семена и согреть их своим теплом.

Спасибо тебе, дятел, сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил: - Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

Берёзка была счастлива! Теперь ей хотелось, чтобы поскорее пришла зима и укрыла снегом всё вокруг. А после зимы обязательно будет весна. Теперь она знала, что когда проснется, будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны. Ещё она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит дятел.

Дети доказывают, что тип текста – повествование, выделяя глаголы, наречия, обозначающие последовательность действий, событий, называют средства выразительности.

Текст-рассуждение

Берёза – символ России

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён.

В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотыми серёжками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря: “Мир вам, люди добрые!”

Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но не в одной стране к берёзе не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Берёзка мила душе русского человека. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёзка. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Берёза стала поэтическим олицетворением России.

Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную инеем стройную красавицу-берёзу. Русский композитор М.И.Глинка, возвращаясь на родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей Родины.

Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одного из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.

Берёза - Родина, берёза-пямять, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без берёзы не мыслим России - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от берёзы вся Русь рождена.

О.Шестинский

Дети выделяют в тексте тезис, аргументы, вывод, называют средства выразительности.

А третьей группе было поручено выучить стихотворения, в которых описывается берёза. Сейчас мы их послушаем, и ребята докажут, что это описание в высокохудожественном стиле.

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Учащиеся после чтения стихов называют средства выразительности, которые помогают сделать описание образным: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Подчеркивают, что тип речи в этих стихотворениях - описание, т.к. всё, о чём мы читаем, можно отразить на одном фотоснимке.

3. Заключительная часть урока.

1. Посмотрите, как красив, богат наш русский язык! Мы должны говорить на настоящем русском языке и не коверкать его. Наоборот, стараться делать его образным. Может, кто-то после нашего урока задумается о своей будущей профессии и захочет служить сохранению русского языка, создавать поистине художественные творения, учить последующие поколения грамотной речи.

2. Домашнее задание.

Исправить все ошибки в предложениях, данных в распечатке № 2 самостоятельно. Исправленный вариант написать после предложения с ошибкой.

Берегите русскую речь.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

FUNDAMENTALS OF ART SPEECH

Курсы грамотной речи
постановка грамотной, красивой речи
правильное произношение слов
правильно строить фразы
расширение словарного запаса
правильно ставить ударение
убрать речевые ошибки
возможность четко выражать свои мысли
изучение речевой интонации
речь свидетельствует о культурном уровне говорящего
речь человека характеризует его культурный уровнь
узучение артикуляции

Courses literate speech

setting literate, beautiful speech
the correct pronunciation of words
construct sentences correctly
vocabulary
the right to put the emphasis
remove speech errors
the ability to articulate
speech intonation study
it testifies to the cultural level of the speaker
man it characterizes its cultural level
uzuchenie articulation

Человек не рождается с готовым умением красиво излагать свои мысли. Дар речи приобретается благодаря работе над собой на протяжении многих лет.
Man is not born with a ready ability to beautifully express their thoughts. Speechless acquired by working on yourself over the years.

Хорошо поставленная речь в сочетании с красиво звучащим голосом помогает, порой, найти выход даже из самых сложных ситуаций, возникающих в процессе общения. Такая речь превосходно воспринимается аудиторией, способствует достижению целей
(Good speech delivered in conjunction with a beautifully sounding voice helps, sometimes, to find a way, even the most difficult situations that arise in the process of communication. Such speech is perceived by the audience perfectly, it contributes to achieving the objectives)

А умение гармонично и благозвучно складывать слова в предложения пригодится в любой сфере деятельности.
(And the ability to harmoniously and sweetly put words into sentences is useful in any field of activity.)

Хорошо поставленная речь: как сделать свою речь четкой, понятной и грамотной?
Good question posed: how to make your speech clear, understandable and correct?

Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Собеседники воспринимают такого человека как очень образованного и интеллигентного, так как он умеет доступно и слаженно выражать свои мысли, а его речь предельно понятна.
(A person with a pleasant literate speech and a good vocabulary, you always want to listen. The interlocutors perceive such a person as a very educated and intelligent as he is able and available consistently express their thoughts, and his speech was very clear.)

Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло
(By introducing the new personal dictionary intricate word, find its exact meaning, ask where it came)

совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.
(improved methods for constructing speech, grasp the pronunciation of her art, to be able to speak briefly, impressively, figuratively.)

Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме.
Bright, interesting idea is to speak in good shape.

Курс рассчитан на тех, кому необходим навык публичных выступлений: докладов, презентаций, переговоров, питчингов, интервью, а так же для решения задач, связанных с управлением персоналом.
{The course is designed for those who need the skill of public speaking: reports, presentations, negotiations, Pitching, interviews, as well as to solve problems related to the management staff.}

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.