Английский Биология География

Тест художник или мыслитель результаты. Определение резпрезентативных сиситем художник или мыслитель? биатест

Приложение 3

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области

Диагностическая методика

"Художник – Мыслитель"

Быкова Людмила Митрофановна

педагог дополнительного образования

г. Бирюч, 2014

Тест "Художник – Мыслитель"

Инструкция: Ответьте на вопросы, пользуясь 10-ти балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

Вопросы:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учили.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов:

Л= 1,2,5,8,9 (левополушарный)

П= 3,4,6,7,10 (правополушарный)

Если ваш (л) результат более, чем на 5 баллов превышает (п) результат, то у вас преобладает логический тип мышления (мыслитель)

Если у вас (п) больше (л), то вы человек художественного склада (художник).

Вместе с тем в этой методике используется практическая часть с заданиями, эти задания является наиболее показательными при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность.

Тест: “Цветные зонтики”

Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”.

Тест: Игра “Закорючка”

Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.

Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

Тест: “Я чайник”

Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности.

Тест: “Тайна отпечатков”

Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

Тест: “Орнамент”

Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.

Тест: “Маэстро”

Дети выступают в роли великих художников живописи:

Задание №1. Скомпоновать слова в четыре группы, по определенным признакам:

Чувства

Персонажи

Состояния

Место

Радостный

Счастливый

Печальный

Молодая девушка

Дружелюбный

Сердитый

Озабоченный

Путешественник

Испуганный

Спокойный

Завистливый

Героический

Удивленный

Таинственный

Задание №2. Выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.

Данное тестирование позволяет определить душевное состояние ребенка в данный момент времени.

Далее на 3 этапе используется задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени.

Задание: “Фантазеры”.

Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками).

Задание: “Волшебник”.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города).

Задание: “Дизайнеры”.

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.

Задание: “Бегемотик Буби-Бу”.

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е.Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет.

Задание: “Волшебные краски”.

Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы.

Задание: “Что попало в сети”.

Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение.

Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.

Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

Тест 1 «Художник или мыслитель»

Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный.

Для художественного типа, т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции , логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов , он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Диагностика интеллектуальных способностей ориентирована на учет двух показателей индивидуального интеллекта: интеллектуальную продуктивность и своеобразие интеллектуальной деятельности.

Диагностируемые психологические качества (с указанием соответствующих процедур).

Показатели интеллектуальной продуктивности

I. Уровневые свойства интеллекта:

1) объем кратковременной слуховой и зрительной памяти (методики «Воспроизведение рядов цифр», «Воспроизведение геометрических фигур»);

2) сравнительные возможности эффективности механического и логически-смыслового запоминания (методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»);

3) основные свойства внимания (методики «Корректурная проба», «Отыскание чисел», «Перепутанные линии»);

4) уровень развития пространственных представлений (методика «Сложение фигур», «Магическая фигура»);

5) уровень вербального понимания (методики «Сложные ассоциации», «Выявление существенных связей между понятиями»).

II. Процессуальные свойства интеллекта:

1) гибкость мыслительного процесса, связанная со способностью переходить от одного способа решения к другому (методики «Решение серии арифметических задач», «Текст с противоречием»);

2) индивидуальные стили кодирования информации (методика «Пиктограмма»).

Показатели своеобразия интеллектуальной деятельности

Выраженность основных познавательных стилей. Преобладание полезависимого – поленезависимого стиля интеллектуальной деятельности (методика «Включенные фигуры»).

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти.

Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:

Обработка результатов. После завершения работы учитель обсуждает с учениками успешность выполнения задания и определяет объем кратковременной памяти. Чем больше рядов запомнит ученик, тем больше объем его кратковременной памяти.

Методика «Воспроизведение геометрических фигур»

Инструкция. В течение 10 сек. учащийся должен внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде попытаться нарисовать их в том же порядке.

Оборудование. Плакат со стимульным материалом, бланк, ручка.

Стимульный материал


Обработка результатов. Подсчитайте продуктивность В (%):

число правильных фигур

В = х 100%

От 70 до 100% - высокий показа;

от 30 до 70% - средний показа;

от 0 до 30% - низкий показа

Методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»

Работа проводится в два этапа. На первом этапе предлагается запомнить пары слов, не связанных по смыслу, на втором – пары слов, связанных по смыслу.

Инструкция. Прочитайте и запомните пары слов.

1 этап

1) жук – щетка;

2) очки – грибы;

3) ромашка – зарядка;

4) дождь – сердце;

5) мухомор – диван;

6) гребенка – ветер;

7) сапоги – циркуль;

8) топор – кисель;

9) муравей – экскаватор;

10) стол – дым

Учитель предлагает записать слова. Он называет первое слово, а учение записывает второе слово пары.

Как правило, школьники воспроизводят 3 – 8 пар слов.

2 этап

1) сарай – дрова;

2) стул – кресло;

3) зерно – булочка;

4) дерево – лист;

5) котенок – тигр;

6) кухня – кастрюля;

7) муха – бабочка;

8) солнце – свет;

9) молния – гром;

10) пластилин – стекло

На этом этапе количество воспроизведенных пар слов значительно выше, чем в первом случае, что является показателем большей продуктивности смыслового запоминания по сравнению с механическим.

Методика Бурдона «Корректурная проба»

Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просмотрите их слева направо. Буквы «а» подчеркнуть, а буквы «о» зачеркнуть. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркнуть, а «о» подчеркнуть.

При работе по первому способу через минуту следует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через минуту следует команда: «Черта, первый способ!». Поставьте черту и начинайте работать первым способом и т. д.

Время работы – 5 мин.

носмкалверлкевссвмлормраекнрековнлмрслаоскемрвкнсонеалкрамен

окрнрвмланрклоенмрвклсклмлоеараслвмрнаеонлармссвавсекенавасз

мнсккраовлменрслаосрвкеннлаеомралсвмвоеасрнлсоеоамлывкмронв

аквориесамекворменокравсемалнлмркесовмлнкесрнеовмвакасосмнлл

ломеснкавоковмнесалквемрнаовскамрнрсомлкралеснрвлкевалмнеско

лнмсосалкавмвоенрсекнлнвосекрмнлнаксвоанрмевкласенмвоковакнсе

квнорнквнлмаоеослнрсаеовмвслармеоалннекврсоалсрнемлвоарккснм

савоанекесвавссмралноевнрмвлсарреаолмколкврмнеолкрналмврнрко

немарклаеноенкврнексоалсрмлнвокереароморлмвссвеклревлакмсона

сонакмевлклрсвемвсорлромкеарокелнвсрмоалексвсврмснкенокламраен

рковрналмкрнеолрмнлквлксолмраелсармвевнлномравссчваеконсавгез

смнркквоаемлсрноалврспекелнмеолармвсеоврсаслноеолмаквнормквн

вкарноасекемровномркосвамелнлкрмоселмвекннрсвоеавмалксослмн

молнсевакоконмвасевклрмеоанкстрмасрнлмоаркселврнекллавенмокс

онмсаквлреклвессмврлмороеарккеволнрмлсоаксмеррнкосенларкмане

конрврлмнакролнермквсллклмоерасавлрмвноеелнрасмвсваесеканвоса

нмксркоалветнлсоарсквнелноамерслмвоваерслносоеманклврмнокв

каоврнсемакеовмрнекоарсвмелаенрмексосмвнлекрсенвовмкаасосмслн

олемнсаковаквменосклеврманвоксманрсрмокралернсрврклвеланмсоке

неармалконекнсмрвскелаомрсвнлекораекморлросвмевсрлклвемканос

Обработка результатов.

1. По завершении работы учитель просматривает бланк испытуемого, подсчитывая по заранее подготовленному ключу число ошибок: за каждую ошибку, пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60 знаков.

2. Подсчитывается общее число просмотренных букв.

3. Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет число ошибок.

Оценка результатов

Ошибка в баллах

Количество посмотренных знаков (минус ошибки)

От 920 до 1075 – выше среднего;

от 670 до 920 – средний;

от 0 до 670 – ниже среднего.

Методика «Отыскание чисел»

Инструкция. На бланке таблица с 25 клетками, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40. Необходимо как можно быстрее записать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке. Если какое-либо число будет пропущено, ничего исправлять не надо, так как исправление равноценно ошибке. Работа продолжается.

Обработка результатов. Время работы – 1,5 мин.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Ошибка в баллах

Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления)

От 7 до 9 баллов – выше среднего (1);

от 4 до 6 баллов – средний (2);

от 1 до 3 баллов – ниже среднего (3).

Методика «Перепутанные линии»

Инструкция. На рисунке 25 перепутанных линий. Необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинать следует с линии, обозначенной слева 1, найти, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем перейти к линии 2 и т. д.

Ответы следует записывать по порядку на отдельном листе бумаги, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание надо только путем зрительного контроля, не ведя вдоль карандашом или пальцем.





Начало линий Конец линий




1 1

2 2


3 3

4 4

5 5


7 7


8 8


14 14

16 16

17 17

19 19

Обработка результатов. Правильные ответы: 1 – 22, 2 – 1, 3 – 8, 4 – 23, 5 – 6, 6 – 13, 7 – 21, 8 – 14, 9 – 3, 10 – 4, 11 – 11, 12 – 2, 13 – 10, 14 – 15, 15 – 19, 16 – 12, 17 – 16, 18 – 9, 19 – 7, 20 – 25, 21 – 24, 22 – 17, 23 – 20, 24 – 18, 25 – 5.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

Методика «Сложение фигур»

Инструкция. Необходимо мысленно составить целые геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, крест) из отдельных элементов, расположенных на бланках. Необходимые для составления фигуры элементы следует отметить крестиком.

Материал для решения каждого задания состоит не только их необходимых частей, но и из лишних.

Время работы – 15 мин. Работайте быстро и точно.

Обработка результатов. Обработка осуществляется по формуле Р – В, где Р – число отработанных заданий, В – число ошибок, Т – время выполнения заданий. Т

Больше 1,5 – выше среднего;

от 1,0 до 1,5 – средний;

меньше 1,0 – ниже среднего.

Задание

Ответ

Рис. 1. Пример сложения треугольника, квадрата, круга и креста из различных фигур.

Задания



Ответы

Методика «Магическая фигура»

Следует рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

2. Сколько равнобедренных треугольников?

3. Сколько прямоугольных треугольников?

4. Сколько прямоугольников?

5. Сколько ромбов?

Ответы: 1) 68; 2) 32; 3)36; 4) 18; 5) 13

Методика «Сложные ассоциации»

Представленные пары слов находятся в логической связи, шесть пар из них отмечены шифром-буквой, а двадцать пар – шифром-числом. Необходимо к двадцати парам слов по аналогии (по ассоциации) подобрать пары слов, отмеченные буквой. В таблице в графе «Ответы» необходимо поставить соответствующую букву или число и букву. Например, первая пара слов: испуг – бегство. Отношение между ними: испуг – причина, бегство – следствие. Этому соответствует шифр «Д» (отравление – смерть). Значит, в ответе пишут «Д» или «1Д».

Пара слов

Шифр-буква

Овца – стадо

Малина – ягода

Море – океан

Свет – темнота

Отравление – смерть

Враг - неприятель

Пара слов

Шифр-буква

Ответ

Испуг – бегство

Физика – наука

Правильно – верно

Грядка – огород

Пара – две

Слово – фраза

Бодрый – вялый

Свобода – воля

Страна – город

Похвала – брань

Месть – поджог

Десять – число

Плакать – реветь

Глава – роман

Покой – движение

Смелость - геройство

Прохлада – мороз

Обман – недоверие

Пение – искусство

Тумбочка – шкаф

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приводятся в таблице.

Оценка в баллах

от 7 до 20 баллов – выше среднего;

от 10 до 15 баллов – средний;

от 6 до 9 баллов – ниже среднего

Методика «Выявление существенных связей между понятиями»

Инструкция. Даны двадцать обобщающих слов, к каждому из них – набор по пять слов, на которых два более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, периметр, шестиугольник).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круг, печать).

8. Чтение (глаза, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).

10. Игра (картина, игроки, штрафы, наказание, правила).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приведены в таблице.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

от 18 до 20 баллов – выше среднего;

от 14 до 17 баллов – средний;

от 9 до 13 баллов – ниже среднего

Тест «Решение серии арифметических задач»

В данном тесте, предложенном А. Лачинсом, ригидность измеряется с помощью последовательного решения 12 арифметических задач. Операционально ригидность моделируется как «склонность к неадекватному применению старого способа действия в новых условиях». Задачи 1 – 5 выполняют роль установочной серии; задачи 6 – 9 – контрольные и допускают простое решение; 10 – 12 – критические и могут быть решены только простым способом. Переход на новый способ в задачах 6 – 9 спонтанный, в задачах 10 – 12 – вынужденный.

При выполнении теста в групповой форме учащимся дается устная инструкция.

Инструкция. Следует решить 12 арифметических задач. У них общее условие – тремя сосудами разной вместимости отмерить заданный объем жидкости. Например: даны три сосуда емкостью 15, 5 и 2 литра. Как отмерить ровно 6 литров?

Возможный вариант решения. Наполним водой сосуд объемом 15 литров, отольем из него 5 литров и два раза по 2 литра. Оставшееся количество жидкости составляет как раз 6 литров. Запись решения: 15 – 5 – 2 – 2 = 6.

По команде «Начали!» учащиеся начинают как можно быстрее решать задачи и записывать решения в виде равенства (как в указанном примере). Все расчеты производить в уме. По окончании работы школьники поднимают руку для регистрации времени.

Образец бланка

№ п/п

Дано

Надо

Решение

15 – 5 – 2 = 6

Интерпретация результатов. Показателем ригидности является номер пробы, на которой учащийся перешел от старого, громоздкого к новому, адекватному способу решения. Чем больше номер, тем сильнее проявляется ригидность.

Методика «Текст с противоречием»

Получив отрицательные ответы, учитель предлагает учащимся перечитать текст. Если и на этот раз ребята не находят правильного ответа, учитель указывает на места с противоречиями в тексте. Образец текста – отрывок из книги К. Ферри «Золотоискатели».

Лодка была медленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку, как будто и лодка, и пассажиры не имели ни веса, ни каких бы то ни было возможностей противостоять этому всесильному потоку. Во время крутых спусков берега проносились мимо испуганных путешественников со страшной скоростью, прибрежные камни и редкие деревья мелькали, сливаясь в пеструю ленту, вызывающую головокружение. На подъемах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела. Река была подобна живому существу – так же легко и радостно спускалась с горы и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъемах.

Мальчики приходили в себя, оторопело смотрели друг на друга, но не успевали они вдоволь посмеяться над своим испуганным видом, как поток срывался с завоеванной вершины, и опять начиналось стремительное мелькание, томительное ожидание следующей передышки.

Методика «Пиктограмма»

Инструкция. Предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень большой и с первого раза его трудно запомнить. Для облегчения запоминания можно, сразу после того как названо слово, выполнить в качестве «узелка на память» то или иное изображение, которое затем поможет воспроизвести названное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения: этот рисунок выполняется для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру называемого слова.

После ознакомления с инструкцией учащимся читают поочередно слова с интервалом не более 30 сек. Перед каждым словом (словосочетанием) называют его порядковый номер. Слово выговаривают четко, один раз.

Воспроизведение названных слов проводят через некоторое время, например в конце урока.

Слова и словосочетания для пиктограмм

1-й вариант 2-й вариант

1. Веселый праздник. 1. Трудная работа.

2. Развитие. 2. Разлука.

3. Богатство. 3. Сомнение.

4. Ядовитый вопрос. 4. Смелый поступок

5. Глухая старуха. 5. Слепой мальчик.

6. Печаль. 6. Болезнь.

7. Дружба. 7. Война.

8. Беззубый дед. 8. Темная ночь.

9. Сердитая учительница. 9. Мальчик-трус.

10. Надежда. 10. Страх.

11. Любовь. 11. Зависть.

12. Мысль. 12. Власть.

Обработка результатов. Учащиеся воспроизводят зашифрованные в рисунках слова. Учитель повторно читает перечень, учащиеся проверяют правильность воспроизведения. Можно выделить три группы,

1-я группа: высокая продуктивность памяти, вербальный материал воспроизведен полностью и без ошибок;

2-я группа: материал воспроизведен полностью, но с искажениями, например, вместо «мальчик-трус» - «трусливый мальчик», вместо «глухая старуха» - «глухая бабушка»;

3-я группа: материал воспроизведен не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа рисунков-пиктограмм можно выделить группы по типу используемых изображений.

Группа А – используются преимущественно абстрактные и знаково-символические формы (линии, стрелки, геометрические фигуры и т. п.). Эту группу можно условно назвать «мыслители».

Группа В – преобладают конкретные изображения (различные предметы: часы, автомобиль). Условно эту группу можно назвать «реалистичные».

Группа С – преобладают сюжетные и метафорические изображения (человек в выразительной позе, ситуация с несколькими участниками, взаимосвязанные предметы, иносказательные изображения. Например, «дружба» - пиктограмма в виде тройки коней и т. п.). Условно эту группу можно назвать «художники».

Методика «Включенные фигуры»

Тестирование проводится в индивидуальной и групповой формах. В первом случае учащиеся с помощью учителя знакомятся с заданием и выполняют тренировочный образец на первой странице тестового материала методики.

Во втором случае после тренировочной серии учитель знакомит учащихся с инструкцией и при помощи секундомера фиксирует время выполнения задания в минутах (секунды округляются до минут).

Инструкция. По команде «Начали!» каждый учащийся должен на бланке рядом с номером карточки написать букву, обозначающую элемент, включенный в фигуру. Каждому потребуется разное время на выполнение задания. Поэтому, дав последний ответ, учащийся поднимает руку, чтобы можно было точно зафиксировать время окончания работы. Не следует долго задерживаться на каждой фигуре. Если нет ответа, то на листе ответов ставят прочерк и переходят к следующей фигуре.

Пример задания

Буквами А – Д обозначены элементы, один из которых обязательно присутствует в приведенных далее изображениях. Напишите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке.

1 (А) 2 (Г) 3 (В)

Пример работы с включенными фигурами: а – задание, б – ответ

Свою принадлежность к художественному или мыслительному типу можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.

1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

3. Станьте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

4. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основные черты - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Если результаты тестирования разных людей совпадают, это говорит о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Как вы заметили, сочетание ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.

Для художественного типа, т.е. людей, у кото-рых доминирует правое полушарие мозга, характер-ны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительно-го типа - левопролушарного - преобладают аб-стракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого вос-приятия мира. Мыслитель со слабыми художествен-ными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистра-ция и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, пред-ставить общую картину явлений, без художественно-го мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мысли-тельным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конеч-но, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавля-ющее большинство художников, скульпторов, музы-кантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональ-ной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция:

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрица-нию соответствует 0 баллов, безоговорочному согла-сию - 10. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в Вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему училась несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу пра-вильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первой начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настрое-ние.

Результат:

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем га 5 баллов превышает «правополушарны» (П), то значит, Вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимистка, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоя-тельно.

Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полу-ченной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требую-щие логического мышления. Если профессия, к кото-рой Вы стремитесь, требует именно логических спо-собностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструк-тором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником... продолжите этот список сами.

2. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетаю-щим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных техни-ческих систем, лектор и переводчик - все эти проф-ессии требуют гармоничного взаимодействия проти-воположных типов мышления.

Художник или мыслитель

Люди делятся на тех, кто предпочитает логику чувствам, и тех, кто «мыслит» яркими образами, а не логическими умозаключениями. Первых можно назвать «мыслителями», а вторых – «художниками». Выполни следующие упражнения и поставь против каждого упражнения П (правый) или Л (левый). Тогда ты узнаешь, к какому полюсу ближе ты – к художникам или мыслителям.

1. Переплети пальцы рук. Запиши, большой палец какой руки оказался сверху: правой или левой.

2. Сделай в листе бумаги небольшое отверстие и посмотри сквозь него на какой-нибудь предмет одновременно двумя глазами. Теперь поочередно закрывай то один, то второй глаз. Запиши, в каком случае предмет в отверстии перемещается: когда ты закрываешь правый или левый глаз.

3. Скрести руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

4. Изобрази аплодисменты. Какая ладонь сверху?

В результате у тебя должна получиться формула из 4-х букв.

ПППП : ты не любишь экспериментов и предпочитаешь идти проверенной дорожкой, следуя общепринятым формам поведения.

ПППЛ : главная твоя черта – нерешительность.

ППЛП : у тебя сильный, энергичный характер и, возможно, артистические наклонности.

ППЛЛ : ты похожа на предыдущий тип, но отличаешься от него большей мягкостью и общительностью. Данный тип встречается крайне редко.

ПЛПП : ты осторожна и предпочитаешь не ввязываться в конфликтные ситуации. В общении с другими людьми предпочитаешь сохранять дистанцию, не подпуская их слишком близко к себе.

ПЛПЛ : ты беззащитна, легко поддаешься чужому влиянию, в том числе и плохому, часто идешь на конфликт.

ПЛЛП : ты артистична, непостоянна и нуждаешься в непрекращающемся притоке новых впечатлений. Любишь перемены, легко приспосабливаешься к ситуации и людям, стараясь избегать конфликтов.

ПЛЛЛ : ты отличаешься независимым складом ума и непостоянством. Данный тип чаще встречается среди мальчиков, чем среди девчонок.

ЛППП : самый распространенный тип: ты эмоциональна, общительна, но подвержена чужому влиянию.

ЛППЛ : ты мягка, наивна и недостаточно настойчива.

ЛПЛП : тебя можно поздравить, у тебя – очень сильный характер. Ты настойчива, энергична и поддаешься убеждениям, но немного консервативна.

ЛПЛЛ : под внешней мягкостью часто скрыта агрессивность, которая время от времени прорывается наружу. Ты легко вступаешь в отношения, при этом тебе не хватает внимания и понимания со стороны окружающих людей.

ЛЛПП : ты дружелюбна и проста в общении, интересуешься всем понемногу и ничем серьезно.

ЛЛПЛ : ты энергична и импульсивна в поступках: сначала делаешь, а затем только думаешь, стоило ли это делать.

ЛЛЛЛ : тебя отличает уникальная творческая способность смотреть на мир с неожиданного ракурса, находить в привычных вещах непривычные стороны.

Ярко выраженная эмоциональность сочетается в тебе с индивидуализмом и некоторой замкнутостью.

Чистые типы ПППП (мыслитель) и ЛЛЛЛ (художник) встречаются крайне редко.

Можешь провести данный тест на своих друзьях и приятелях и тем самым проверить вашу совместимость. Дело в том, что полные антиподы вместе долго не уживаются.

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Художник на песке Рисуем на песке. Пальцами можно рисовать геометрические фигурки, изучать цифры и буквы, и, конечно, то, что захочется ребенку, в зависимости от его возраста.Пусть маленький художник выполняет ваши просьбы. Старайтесь придумывать интересные, творческие

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Тип четвертый: художник Художник, поэт, любит все прекрасное и ест в основном больше глазами.Как ест художник?1. Для него особенно важно не только, что подано к обеду, но и как подано. Тарелка с похлебкой не для него! Вот изящная фарфоровая тарелочка с изысканным блюдом (ну

Из книги Кем мне стать? Большая книга профессий автора Шалаева Галина Петровна

Художник Художник – это человек, который рисует картины. Первыми художниками на Земле были пещерные люди. Они рисовали на скалах диких животных, которых видели вокруг себя. С изобретением бумаги и холста художники стали рисовать свои картины на них. Они украшали