Английский Биология География

Занятие 1 по химии. Химия

Урок разработан для УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Основная цель данного урока - это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии. Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности. Урок проводится в форме турнира.

На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:

  • Организация разных видов деятельности обучающихся.
  • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
  • Организация самопроверки без затрат времени урока.
  • Позволяет экономично расходовать время урока

Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.

Цели игры:

  • повторение изученного материала химии для устранения пробелов и для подготовки к плановой контрольной работе;
  • развитие и укрепление интереса к химии, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их культуры;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении ;
  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная разработка может использоваться при изучении окислительно-восстановительных реакций в 11 классе. Она содержит описание для проведения лабораторной работы, демонстрирующей визуальный эффект превращения соединений хрома и марганца в различных средах.

Также разработка поможет учителю объяснить обучающимся, как изменяются степени окисления хрома и марганца в зависимости от среды раствора и какие соединения этих элементов образуются при разных условиях. Разработка содержит задания для закрепления материала.

Разработка урока по химии в 8 классе.Задачами данного урока являются:
систематизировать смысл названий и состав сложных веществ;
сформировать знания учащихся о составе оснований, валентности гидроксогруппы, физических и химических свойств щелочей, их получении;
развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.
Цели урока:
развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;
отработка правильности составления и записи уравнений химических реакций, в том числе реакции нейтрализации;
формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ. Данный урок создан по УМК автора Е.Е.Минченкова.

Целевая аудитория: для учителя

Данная разработка урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома» составлена для УМК Гара Н.Н., учебника Химия-11 (Рудзитис Г.Е.). Урок разработан для учащихся 11 класса. Методическая разработка включает конспект урока химии в 11 классе + презентация.

В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для контроля знаний и умений.

План-конспект урока химии в 10 классе по УМК Габриеляна О.С. с презентацией с активными ссылками на видеоопыты.

Цели урока:

  • изучить химические свойства одноосновных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты;
  • вспомнить взаимное влияние атомов в молекулах карбоновых кислот, номенклатуру;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы; повторить основные правила техники безопасности; отрабатывать навыки обращения с лабораторным оборудованием;
  • воспитывать культуру речи, умение слушать и правильно выражать свои мысли.

Целевая аудитория: для 10 класса

Мысленный эксперимент, как одно из самых необычных заданий в итоговой аттестации учащихся, вызывает существенные затруднения при выполнении. Условия заданий часто включают описание конкретного химического явления, сопровождаемого определенными признаками. Для наиболее полного выполнения заданий данного типа от учащихся требуется наличие знаний химических свойств веществ, их названий, то есть понимание любой химической терминологии и умение выразить происходящие процессы в виде записи уравнений реакций. Для учителя важно в ходе подготовке к данной форме экзамена суметь подвести учащихся к пониманию ключевых слов в описании эксперимента.Подготовке к выполнению заданий данного типа и посвящён данный методический материал.

Целевая аудитория: для 11 класса

Методическая разработка урока на тему "Кислоты" включает в себя презентацию и конспект урока. Урок изучения нового материала по теме, знакомит учащихся с классом неорганических соединений - кислотами, их общей формулой, классификацией, распространением в природе. Так же учащиеся получат возможность познакомиться с основными неорганическими кислотами.

Занятие №1. Основные химические понятия и законы. Расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Теоретическая часть

1. Место и значение химии в системе наук.

Современная химия представляет собой систему научных дисциплин: общей,

неорганической, аналитической, органической физической, коллоидной химии,…Основой химической науки являются атомно-молекулярное учение, закон сохранения материи, периодический закон, теория химической связи и учение о химическом процессе.

Как всякая наука, химия изучает некоторую часть явлений окружающего мира. Химия играет значительную роль в научно-техническом прогрессе. Нет ни одной отрасли не связанной в той или иной мере с применением химии.

2. Основные понятия и законы химии

Химия – наука о свойствах вещества и его превращениях, она включает в себя законы и принципы, описывающие эти превращения, а так же представления и теории, позволяющие дать им объяснение.

Атомно-молекулярное учение заключается в следующем:

1. Все вещества состоят из молекул.

2. Молекулы состоят из атомов.

3. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении; между ними существуют силы притяжения и отталкивания.

Рассмотрим следующие определения:

Вещество – вид материи, которая обладает массой покоя.

Состоит из элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов, мезонов и др. Химия изучает главным образом вещество, организованное в атомы, молекулы, ионы и радикалы. Такие вещества принято подразделять на простые и сложные (хим. соединения). Простые вещества образованы

атомами одного хим. элемента и потому являются формой его существования в свободном состоянии, напр. Сера, железо, озон, алмаз. Сложные вещества образованы разными элементами и могут иметь состав постоянный (стехиометрические соединения или дальтониды ) или меняющийся в некоторых пределах (нестехиометрические соединения или бертоллиды ).

Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

Атом - наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства.

Различным элементам соответствуют различные атомы, обозначаемые символом данного элемента (Ag, Fe, Mg).

Химический элемент - это вид атомов, характеризующийся определенными зарядами ядер и строением электронных оболочек.

В настоящее время известно 118 элементов: 89 из них найдены в природе (на Земле), остальные получены искусственным путем. Атомы существуют в свободном состоянии, в соединениях с атомами того же или других элементов, образуя молекулы. Способность атомов

вступать во взаимодействие с другими атомами и образовывать химические соединения определяется его строением. Атомы состоят из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, движущихся вокруг него, образуя электронейтральную систему, которая

подчиняется законам, характерным для микросистем.

Ионы (от греч. ion – идущий), одноатомные или многоатомные частицы, несущие электрический заряд.

Положительные ионы называют катионами (от греч. kation , буквально – идущий вниз), отрицательные – анионами (от греч. anion , буквально идущий вверх). В свободном состоянии существуют в газовой фазе (в плазме).

Валентность (от лат. valentia – сила), способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи.

Реакции химические (от лат. re- – приставка, означающая обратное действие, и actio –действие), превращения одних веществ (исходных соединений) в другие (продукты реакции) при неизменяемости ядер атомов.

Исходные вещества иногда называют реагентами, однако чаще (особенно в органической химии) термин "реагент" используют по отношению к одному, наиболее активному исходному соединению, определяющему направление химической реакции.

Химическая формула - это условная запись состава вещества с помощью химических знаков (предложены в 1814 г. Й. Берцелиусом) и индексов (индекс - цифра, стоящая справа внизу от символа. Обозначает число атомов в молекуле).

Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каком отношении соединены между собой в молекуле.

Простые вещества - молекулы, состоят из атомов одного и того же элемента.

Cложные вещества - молекулы, состоят из атомов различных химических элементов.

Аллотропия - явление образования химическим элементом нескольких простых веществ, различающихся по строению и свойствам.

Международная единица атомных масс равна 1/12 массы изотопа 12C - основного изотопа природного углерода.

1 а.е.м = 1/12 m (12C) = 1,66057 10-27 кг

Относительная атомная масса (Ar) - безразмерная величина, равная отношению средней массы атома элемента (с учетом процентного содержания изотопов в природе) к 1/12 массы атома 12C.

Средняя абсолютная масса атома (m) равна относительной атомной массе, умноженной на а.е.м. Ar(Mg) = 24,312

M(Mg) = 24,312 1,66057 10-24 = 4,037 10-23 г

Относительная молекулярная масса (Mr) - безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода 12C.

Mг = mг / (1/12 mа(12C))

mr - масса молекулы данного вещества;

mа(12C) - масса атома углерода 12C.

Mг = S Aг(э). Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных

атомных масс всех элементов с учетом индексов.

Абсолютная масса молекулы равна относительной молекулярной массе, умноженной на а.е.м.

Число атомов и молекул в обычных образцах веществ очень велико, поэтому при характеристике количества вещества используют специальную единицу измерения - моль.

Количество вещества, моль. Означает определенное число структурных элементов (молекул, атомов, ионов).

Обозначается n, измеряется в моль. Моль - количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12 г углерода.

Число Авогадро ди Кваренья (NA). Количество частиц в 1 моль любого вещества одно и то же и равно 6,02 1023. (Постоянная Авогадро имеет размерность - моль-1).

Молярная масса показывает массу 1 моля вещества (обозначается M).

M = m / υ

Молярная масса вещества равна отношению массы вещества к соответствующему количеству вещества и численно равна его относительной молекулярной массе, однако первая величина имеет размерность г/моль, а вторая - безразмерная.

M = NA m(1 молекула) = NA Mг 1 а.е.м. = (NA 1 а.е.м.) Mг = Mг

Это означает, что если масса некоторой молекулы равна, например, 80 а.е.м. (SO3), то масса одного моля молекул равна 80 г. Постоянная Авогадро является коэффициентом пропорциональности, обеспечивающим переход от молекулярных соотношений к молярным. Все утверждения относительно молекул остаются справедливыми для молей (при замене, в случае необходимости, а.е.м. на г)

Например, уравнение реакции: 2Na + Cl2 ® 2NaCl, означает, что два атома натрия реагируют с одной молекулой хлора или, что одно и то же, два моль натрия реагируют с одним молем хлора.

3. Основные законы

Закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов, 1748 г.; А.Лавуазье, 1789 г.) Масса всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции.

Атомно-молекулярное учение этот закон объясняет следующим образом: в результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка (т.е. химическое превращение- это процесс разрыва одних связей между атомами и образование других, в результате чего из молекул исходных веществ получаются молекулы продуктов

реакции). Поскольку число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса также изменяться не должна. Под массой понимали величину, характеризующую количество материи. Исходя из закона сохранения массы, можно составлять уравнения химических реакций и

по ним производить расчеты. Он является основой количественного химического анализа.

Закон постоянства состава впервые сформулировал Ж.Пруст (1808 г)

Все индивидуальные химические вещества имеют постоянный качественный и количественный состав и определенное химическое строение, независимо от способа получения.

Из закона постоянства состава следует, что при образовании сложного вещества элементы соединяются друг с другом в определенных массовых соотношениях.

Пример .

CuS - сульфид меди . m(Cu) : m(S) = Ar(Cu) : Ar(S) = 64: 32 = 2: 1

Чтобы получить сульфид меди (CuS) необходимо смешать порошки меди и серы в массовых

отношениях 2: 1.

Если взятые количества исходных веществ не соответствуют их соотношению в химической формуле соединения, одно из них останется в избытке.

Например, если взять 3 г меди и 1 г серы, то после реакции останется 1 г меди, который не вступил в химическую реакцию. Вещества немолекулярного строения не обладают строго постоянным составом.

Их состав зависит от условий получения.

Закон Авогадро ди Кваренья (1811 г.)

В равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температура, давление и т.д.) содержится одинаковое число молекул. (Закон справедлив только для газообразных веществ.)

Следствия.

1. Одно и то же число молекул различных газов при одинаковых условиях занимает одинаковые объемы.

2. При нормальных условиях (0°C = 273°К, 1 атм = 101,3 кПа) 1 моль любого газа занимает объем 22,4 л.

Практическая часть

Проверьте себя, я задам эти вопросы устно (ответы в скобках – выучить!) Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Что такое атом?

(Атом - наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства)

2. Что такое молекула?

(Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствам).

3. Что такое атомная масса?

(Относительная атомная масса (Ar) - безразмерная величина, равная отношению средней массы атома элемента (с учетом процентного содержания изотопов в природе) к 1/12 массы атома 12C)

4. Что такое относительная молекулярная масса? Как ее найти?

(Относительная молекулярная масса (Mr) - безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода 12C. Чтобы ее посчитать, необходимо сложить атомные массы с учетом их стехиометрических коэффициентов)

5. Что такое молярная масса вещества? В каких единицах она выражается? (Молярная масса показывает массу одного моля вещества. Выражается в граммах на моль – г/моль.

6. Как вычислить количество вещества, зная массу, объём или число структурных единиц?

(n=m/M n=N/N А n=V/Vm)

Как формулируется закон Авогадро?

7. (В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул)

8. Что называется относительной плотностью одного газа по другому? (Отношение масс двух газов, занимающих равные объёмы при одинаковых условиях, называют относительной плотностью одного газа по другому и обозначают буквой D

D= M 1 /М 2).

9. Сформулируйте закон постоянства состава.

(Состав соединений молекулярной структуры является постоянным независимо от способа получения. Состав соединений с немолекулярной структурой (атомной, ионной и металлической кристаллической решеткой) не является постоянным и зависит от способа получения).

10. Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

(Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образующихся продуктов)

Гафутдинов Владимир Сергеевич

Урок-соревнование «Посвящение в химики» 8 класс

Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.
Формы внеклассной работы по химии разнообразны: вечера, факультативные и элективные курсы, экскурсии, тематические игры, классные часы; их выбор определяется возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся.
В восьмом классе в рамках недели химии проводим “Посвящение в химики” учащихся 8-х классов. Мероприятие проводят учащиеся старших классов.

Цели : формирование общеучебных умений и навыков, применяя игровые формы обучения, развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов.

Задачи:
1. Образовательные:
А. Обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»
Б. Реализовать межпредметные связи.
В. Осуществить преемственность между учащимися 8 и11классов.

2. Воспитательные:
А.
Формировать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Б. Совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли
В. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.

3. Развивающие:
А. Развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету.

Б. Развивать смекалку, эрудицию, умения и навыки применения своих знаний на практике.

В. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.

Посвящение в химики

I . Вводное слово

Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия - наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня у нас необычный урок, тема которого записана на доске, но все буквы перепутались и мне необходима ваша помощь, чтобы определить тему. Конечно, тема нашего урока - «Посвящение в химики»

(разочаровано)

1-й ХИМИК. Что такое химия? А химия - это бессонные ночи.
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК . Это лабораторные и практические работы…
Учитель: Почему же тогда становятся химиками?

(восторженно)
1-й ХИМИК . Да потому, что химия - это бессонные ночи!
2-й ХИМИК . Это постоянные разговоры о химии!
3-й ХИМИК. Это лабораторные и практические работы!

Учитель: Химия - это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия - это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Химия - это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Секрет этой магии - знание химического ремесла. Сегодня - посвящение в подмастерья-химики.

Но перед этим вам, дорогие восьмиклассники, предстоит пройти ряд испытаний.

Команда и активные пассажиры трех атомоходов отправляемся в путь!

Результаты нашего следования будут фиксироваться в судовых журналах штурманами - (представляю жюри)

За быстроту, правильность, дисциплинированность прохождения маршрута команды и пассажиры атомоходов получают баллы, их количество поможет штурманам выявить Юных химиков I, II, III степени. За нарушения - баллы снимаются.

Итак, познакомимся с нашими командами - умными, красивыми, обаятельными и находчивыми участниками.

Конкурс 1 «Визитная карточка команды».

Каждая команда должна представить свое название, эмблему, девиз и пожелания соперникам
Критерии оценки:
— соответствие тематике предмета
— творчество
─ оригинальность представления

Конкурс 2 Конкурс- разминка «Послание алхимиков».
Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков - ПСХЭ. Это не гигантская формула. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.
Чтобы расшифровать его, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе. Например, первый элемент - титан, От его названия берем только букву номер 2 - это и.

Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2Cu In K Cu3 H2Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4
N4Be2 Sn Ag3Fe2Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo

«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком»
Максимальная оценка - 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость

Учитель: Пока команды работают, мы проверим хорошо ли знают химические элементы наши пассажиры атомоходов.

Загадки про элементы

2 Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон).

5. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
6. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент своим названием говорит, что он «светоносец»? (Фосфор)

13. Частью какого химического любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

14. От названия какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получить известную кость скелета человека и животных? (Серебро)

15. В состав названий каких элементов входит дерево? (Никель, дубний)

16. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (Водород)

17. Какой металл при обычных условиях является жидким? (Ртуть)

18. Какой неметалл при обычных условиях является жидким? (Бром)

19. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

20. Элемент 3 периода, 5А группы. (Фосфор)

21. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)

22. Вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.

23. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся с выделением света и тепла. (Горение)

1-й ХИМИК. - Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить? Я бы выпила немного газировки без сиропа.

2-й ХИМИК. - Братцы! Мне нужна корова! Молочка хочу парного!

3-й ХИМИК выходит с колбой. - Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. В колбе сказочная жидкость. Подставляйте-ка стаканы. Опыт точно проведем, все у нас пойдет путем. (Наливает) Вот вода, вам, газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Учитель: Стоп, ребята, погодите! Чтобы не было беды вы, пожалуйста, не пейте молока или воды. Это строгий кабинет, есть серьезный в нем запрет: все запомните друзья - здесь ни есть, ни пить нельзя.

Конкурс 3 «Поэтический»

Составьте четверостишье с рифмами: пробирки - дырки, существо - вещество. (4) минуты

О каком веществе идет речь?

Загадки о элементах и веществах

Из меня состоит все живое.
Я - графит, антрацит и алмаз.
Я - на улице, в школе и в поле,

Я - в деревьях и в каждом из вас. (Углерод.)

Я - металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить невозможно.

Я - отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (Вода)

NaCl — его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. (поваренная соль).

Я - газ, легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный.

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду Ответ: Водород

Элемент четвертой группы

Перед всеми на виду,

Стоит «Т» на «Р» исправить,

Будет деспот наяву Ответ: Титан и тиран

Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. (перманганат калия - «марганцовка»).

Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

1-й ХИМИК. Но, а сейчас, самое страшное: мы будем оперировать. Для этого мне нужен больной. (Читая стихотворение, проделывает опыт.)

Оперируем без боли, правда будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.

Не вертитесь пациент! Нож подайте, ассистент!

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку - от пореза- ни следа! (Реактивы: р-р FeCl3, р-р родамина аммония)

Учитель: Подведем итоги. Дадим слово жюри.

Конкурс 4 «Темная лошадка»
Любой химик должен только по одному описанию определить, о каком веществе идет речь. «Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент - поднимает руку.

1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век. (Железо).

Этот металл известен человеку с глубокой древности.

Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

Из этого металла делают украшения, монеты.

Этот металл - символ солнца. (Золото)

Его называют безжизненным газом.

Это довольно инертный газ.

Он чуть легче воздуха.

Он входит в состав воздуха.

Его химическая формула N2. (Азот)

За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.

Алхимики часто называли этот элемент меркурием.

Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

Пары металла ядовиты.

Находится внутри градусника. (Ртуть)

Серебристо-белый, блестящий металл.

Средневековые металлурги считали его «пожирателем олова».

Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот.

Самый тугоплавкий металл.

Из него делают спираль лампы накаливания. (Вольфрам)

Его называют всесъедающим.

При открытии этого элемента погибло много исследователей.

Входит в состав фреона.

Обладает высокой химической активностью.

Этот элемент входит в состав зубной пасты. (Фтор)

Весьма распространенный неметалл.

Этот элемент входит в состав белков.

Незаменимый элемент в производстве резины.

Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы.

Горит сине-голубым пламенем. (Сера)

Конкурс 5 Конкурс капитанов «Знаток химического оборудования»

1) теоретический - вопросы задают команды

2) “Смотри в оба” - На лотке под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри (пробирка, воронка, фарфоровая чашка, мел, колба коническая, колба круглая плоскодонная, спиртовка, цилиндр, фильтр, химический стакан, штатив для пробирок, резиновая пробка).

Пока капитаны выполняют задание, остальные члены команды должны составить как можно больше формул из предложенных элементов. Время 2 мин.

Конкурс 6 Конкурс «Кто больше?»

Даны элементы Са, С, N, P, O, H, Cu, Al. Какая команда за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам.

Пока капитаны и их команды выполняют задания, остальным участникам путешествия необходимо проявить свою эрудицию и разгадать слова - анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Кто окажется быстрее, и правильно назовет слова, тот и победил. Каждый правильный ответ - 2 балла.

СЛИКОДОР (КИСЛОРОД), МНИКРЕЙ (КРЕМНИЙ)

ЛЕОДРУГ (УГЛЕРОД), ДОВОРДО (ВОДОРОД)

Итак, наше путешествие близится к концу. Мне кажется, что мы имеем дело с людьми, достойными стать гражданами нашего государства. Я попрошу жюри подвести итоги соревнования команд. А пока жюри совещается, мои уважаемые помощницы, продемонстрируют нам некоторые чудеса, которым они научились

Экспериментальная пауза

1. Говорят, что не бывает дыма без огня. Однако, только не у химиков. У нас и не такие чудеса увидишь. Опыт «Дым без огня» .

Часто говорят друзья,

Что нет дыма без огня.

Поражу сейчас вас я:

Вот он дым, но нет огня!

2. Волшебство нас окружает,

Удивляет, поражает.

Палочкой волшебной тронь - Зажигается огонь!

Обойдусь без спичек я в получении огня.

Раз, два, три,

Огонь, гори!

3. Я еще не то умею,

Из таблеток лезут змеи,

Страшные, кусачие.

От страха не заплачете?

4. «Несгораемый платок»

5. Пересыщенный раствор

Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас нужно дать клятву юного химика. Вы готовы?

1-й ведущий.

Мы, ныне выпавшие в осадок химики, перед лицом присутствующих торжественно клянемся:

Свято и нерушимо соблюдать законы химии, пропагандировать и нести их в массы, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь!

2-й ведущий.

Свято и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности при проведении практических работ, дабы избежать превращения школы в руины.

Клянусь! Клянусь!

3-й ведущий.

Чтобы количество учащихся до урока, равнялось количеству учащихся после урока, как гласит великий закон сохранения массы вещества

Клянусь! Клянусь!

1-й ведущий.

Не применять знания химии против своих преподавателей, как бы вам этого не хотелось.

Клянусь! Клянусь!

2-й ведущий.

Нам осталось пожелать всем удачи и успеха.

3-й ведущий.

Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.

Слово жюри для подведения итогов и награждения.

Учитель: Подошел к концу наш урок, но это не конец, это только начало увлекательного путешествия по стране «Химия». Я желаю вам, чтобы жизнь в химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной.

Урок химии в 8 классе

(вводный урок презентация)

Знакомьтесь: Химия!

Учитель химии

Загирова Ирина Николаевна

2014 год

Урок №1

(Вводный урок – презентация)

«Химия имеет неотразимую привлекательность

благодаря огромной, безграничной власти, которую

она дарует тем, кто её познаёт.»

У. Коллинз

Тема: «Знакомьтесь: Химия!»

Цель:

Развивать познавательный интерес у учащихся 8-го класса к предмету химии .

Задачи:

    познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;

    актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;

    развивать аналитические способности учащихся.

Оборудование.

Тематические стенгазеты, карточки с формулами

веществ и химических реакций, химические стаканы,

плоскодонные колбы, кувшин из тёмного стекла, спички,

сухое горючее, демонстрационный столик, тигельные

щипцы, носовой платок, фарфоровый тигель, коллекции металлов и пластмасс.

Вещества.

Свежеприготовленные растворы иодида калия и ацетата свинца,

фенолфталеин, кальцинированная сода, гидросульфат натрия,

этанол, таблетки норсульфазола, дихромат аммония.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Сегодня ваше первое знакомство с этой удивительной наукой. А презентацию проведут ученики 9-го класса. Они расскажут вам об истории развития науки химии, покажут много интересных опытов, а в конце урока, ответив на вопросы викторины, вы сможете приобрести входные билеты в экспресс, который помчит вас по широким просторам планеты Химия – 8.

II . Изучение нового материала. Демонстрация опытов.
Первый ведущий

В 8-м классе вы начинаете изучать новый для вас предмет химию - науку о веществах и их превращениях. Все вещества окружающие нас, состоят из химических элементов, которых сейчас насчитывается более 110. Соединяясь, атомы разных элементов, образуют более двадцати миллионов веществ.

Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далёкие предки, ценили необычайную твёрдость кремния и использовали его для изготовления оружия и орудий труда. Некоторые вещества вы уже знаете: железо, алюминий, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы и другие (демонстрация коллекций металлов, пластмасс). Не только вещества на Земле, но и вся Вселенная состоит из одних и тех же элементов, которые учёные открыли один за другим на нашей планете.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах. А сегодня мы хотим кратко познакомить вас с историей развития химии.

Учащиеся

Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:

1. Предалхимический период: до III в. н.э.

В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.

2. Алхимический период: III – XVII вв.

Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.

3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.

В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.

4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.

Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.

Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.

6. Современный период: с начала XX века по настоящее время.

В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной способности вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.

Второй ведущий

Химия зародилась в Египте. Название « химия » происходит от слова хеми, или хума (чёрный), которым древние египтяне называли свою страну. Таким образом, слово «химия» означает египетское искусство, которое имело дело с разными минералами и металлами. Химия считалась божественной наукой, находилась в руках жрецов и скрывалась от непосвящённых. Арабы прибавили к слову «химия» характерную для арабского языка приставку «ал». Появился термин «алхимия» и «алхимик». Сейчас алхимией называется период развития химии с IV по XVI вв. н.э.

Исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня» якобы способного превращать любой металл в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они для них получали золото. Посмотрите, как работали алхимики.

Алхимик

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото.

В одном химическом стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в химический стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-жёлтого цвета (показ карточки с химической реакцией).

2 KI + Pb (CH 3 COO ) 2 = PbI 2 + 2 KCH 3 COO

На последующих уроках мы узнаем, что обозначают такие записи уравнений химических реакций.

Третий ведущий

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото. Алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Но науку запретить нельзя. Учёные отбросили от слова «алхимия» приставку «ал» и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.

Сегодня продукты химического производства занимают главенствующее положение в нашей повседневной жизни. Химические исследования проводятся в лабораториях НИИ, на заводах, фабриках и т.д. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория.

Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Первый лаборант

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют четыре химических стакана и кувшин из тёмного стекла. В первом химическом стакане находится фенолфталеин, во втором - карбонат натрия, в четвёртом – гидросульфат натрия, в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.

В кувшине из тёмного стекла находится обыкновенная вода, нальём её в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельём обратно в кувшин, последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальём опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду.

Кажется, это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – раствор с щелочной средой. При их смешивание образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного раствора с кислотной средой. Кислота нейтрализовала щёлочь, и раствор обесцветился.

Назовите химические вещества, которые использовались при проведении этого опыта.

Второй лаборант

- Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт «Фараоновы змеи»)

Описание опыта

Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Первый лаборант

- Платок носовой теперь в руки возьму, сначала водой ключевой намочу и пламенем спички его подожгу.

(Демонстрируется опыт «Несгораемый платок»)

Описание опыта

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

C 2 H 5 OH + 3 O 2 = 2 CO 2 + 3 H 2 O

Назовите вещество, которое поддерживает процессы горения и дыхания. Что вы знаете о свойствах этого вещества?

Второй лаборант

- В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт.)

Описание опыта

В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III ). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается вулкан горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома(III ). Если погасить свет, создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы (показ карточки с химической реакцией).

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4 H 2 O

(Оксид хрома(III ) соберите и сохраните для других опытов).

Учитель

Вот сколько интересных химических превращений вам пришлось наблюдать сегодня на уроке.

О химической реакции можно судить по её признакам – изменению цвета веществ, появлению запаха, выпадению осадка, выделению света и тепла, образованию газообразного вещества.

- Какие признаки химических реакций вы можете назвать в продемонстрированных опытах?

III . Викторина для учащихся
Учитель

- Ну, что, ребята, покорила вас своими чудесами химия? А теперь и вы постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут являться как бы входными билетами для вас в удивительный мир веществ и превращений.

Вопросы викторины

    Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

    В воде не тонет, в огне не горит, существует только при температуре ниже ноля градусов. (Лёд)

    Назовите жидкий при комнатной температуре металл. (Ртуть)

    Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать вам могут дети

Ведь он зовётся – …. Кислород

5) Живу известный в мире, В тринадцатой квартире. Я мягкий, лёгкий, ковкий, Сверкаю в упаковке. (Алюминий )

6) Газ этот образуется при грозовых разрядах. Есть он в бору сосновом, где дышится легко.

И привкуса в воде совсем не оставляет, За то дезинфицирует её он хорошо. (Озон )

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

Какие химические вещества вы можете теперь назвать?

IV . Подведение итогов урока
Учитель:

Мои помощники доказали вам, что химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.

Но химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.

В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами постепенно будем покорять планету – Химия 8, которой сможем завладеть только с помощью своих знаний.

Желаю вам успехов на этом трудном, но интересном пути! В добрый путь!

V . Домашнее задание

    По учебнику: Предисловие. Введение. Глава 1. §1 Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.

Подготовить сообщения (по желанию) по истории химии: «Химические познания древних народов», «Алхимия», «Иатрохимия», «Практическая химия в древней Руси».

Конспект урока химии. Знакомство с предметом

Предмет : химия
Класс : 8
Тип урока: комбинированный

Тема «Предмет и задачи химии».

Цель : формирование первоначальных понятий о веществах, их свойствах, превращениях веществ.

Задачи.
Образовательные:
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений.
- сформировать умения и навыки практического характера:
проведение лабораторных работ
Развивающие:
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения. Осуществлять связь с другими предметами;
- развивать речь, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
- развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Планируемые результаты .
Предметные:
Ученик должен знать:
основные понятия: вещество, свойства, предмет химия

Уметь:
определять тела по признакам, предполагать вещества, из которых они могут быть изготовлены.
правильно проводить процесс растворения

Основные понятия : вещество, свойства, предмет химия.
Межпредметные связи: природоведение, физика.

Используемые ресурсы.
Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Жегин А.Ю. «Химия 8 класс». - М.; Вентана-Граф, 2012
Учебное электронное издание «Образовательная коллекция. 8-9 класс» Химия. Базовый уровень, - М.: Просвещение, 2007
Натуральные объекты.
Вещества: вода, поваренная соль, сахарный песок, речной песок, сода, древесные опилки, гранулы полиэтилена, концентрированная серная кислота.
Коллекции синтетических и натуральных веществ.
Лабораторная посуда: химические стаканы, стеклянные палочки

Формы урока: фронтальная, парная

Технология: урок усвоения новых знаний

А. Организационный момент 6 мин

1). Приветствие.
Деятельность учителя.
Использует компьютер. 2 мин информация с диска: музыка, аплодисменты, звучит слово «химия».

Деятельность учащихся.
Настрой на рабочий лад

2). Знакомство.
Деятельность учителя.
Учитель представляется, говорит об особенностях кабинета: наличие вытяжного шкафа, аптечки, закреплённые пары, особенный стол учителя.
Деятельность учащихся
Слушают, смотрят

3). Краткая информация об УМК.
Деятельность учителя
Демонстрирует бумажные издания, используемые при изучении предмета.
Учебник: «Химия 8 класс». Автор: Кузнецова Н.Е.
Задачник по химии. 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
Рабочая тетрадь. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для практических работ. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ. 8 класс
Деятельность учащихся.
Смотрят. Сравнивают с пробретённым УМК

4). Техника безопасности в кабинете химии.
Деятельность учителя.
Использует компьютер.
Слайд: Основные правила в кабинете химии:
1). Каждый ученик сидит на закреплённом месте. Пересаживаться без разрешения учителя нельзя.
2). Нельзя брать и использовать предметы без разрешения учителя
3). В случае любой непредвиденной ситуации надо обратиться к учителю или лаборанту.
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают.

5). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Обращает внимание учеников на страницы учебника. / стр 12 параграф 1 Кузнецова Н Химия 8/
Деятельность учащихся.
Работают с учебником. Находят текст: «Общие правила работы в кабинете химии». Фиксируют количество прописанных правил
Б. Изучение нового материала. Время: 30 мин

1). Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует слайд с заданием, управляет действиями ученика.
- На вашем столе находится поднос, на котором есть тела и вещества. Проведите классификацию.
Деятельность учащихся.
Ученики раскладывают имеющийся на подносе набор на 2 группы: вещества, тела
Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.
Объясняют осуществлённый процесс

2). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Проводит фронтальную беседу с классом.
- По каким признакам вы отделили тела от веществ?
- Учебник стр 6 параграф 1 вопрос в начале параграфа: «Чем тела отличаются друг от друга?»
- Из каких веществ изготовлены тела?
- Проведите классификацию веществ.
- По каким признакам можно разделить вещества на группы?
Учитель обращается к страницам учебника с вопросом:
-Что подразумевается под фразой «свойства вещества»? /учебник Стр 5 ∫1 /
-Используя информацию, изложенную на стр 6 учебника, приведите пример веществ, вредных для окружающей среды?
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают, находят ответы на вопросы.

3) Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует процесс растворения. Проговаривает правила техники безопасности при проведении процесса:
Обе руки на столе, стакан стоит на столе.
Нерабочая рука держит стакан, рабочая стеклянной палочкой мешает.
Деятельность учащихся.
Смотрят. Слушают. Далее работают парами: проведение лабораторного опыта по растворению веществ в воде.
Определяют признак. Вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде.
Соль, сахар, сода – растворимы в воде. Речной песок, полиэтилен – нет.

4). Работа с коллекцией
Деятельность учащихся.
Предлагает учащимся рассмотреть образцы веществ и определить признак деления их на 2 группы.
Деятельность учащихся.
Работают с коллекцией.
Выделяют признак: происхождение вещества.

5). Демонстрационный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует опыт: концентрированная серная кислота + сахарный песок, речной песок.
Задаёт вопрос:
- Прокомментируйте наблюдаемые явления, попробуйте сделать вывод по опыту.
Деятельность учащихся.
Наблюдают, сравнивают. Делают вывод.
- В первом случае наблюдали изменение вещества / Изменился цвет. Увеличился объём. Появился запах, выделилась теплота/. Во втором случае превращений не наблюдали.

6). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Учитель, задавая вопрос: «Что изучает наука химия?», обращает внимание учащихся к страницам учебника / Стр 5 учебник, параграф 1 /
Деятельность учащихся.
Осознанно читают, выбирают ответ на вопрос, делают запись в тетрадь.

7). Демонстрация слайда
Деятельность учителя.
Учитель включает фрагмент из электронной коллекции на странице «Из истории возникновения химии»
Деятельность учащихся.
Ученики смотрят, слушают.

8. Закрепление нового материала . Время: 6 мин
1. Устный опрос с разминкой
Деятельность учителя.
Работает за компьютером. Обращает внимание учащихся на экран.
Вся информация по заданию вынесена на слайд.
Учитель называет тела и вещества: капрон, платок, молоко, вода, сосулька, ваза, олово, линейка

Деятельность учащихся.
Если произносится название вещества, ученики встают. Если - тела, продолжают сидеть

Учитель произносит вещества в разном агрегатном состоянии при нормальных условиях: кислород, вода, спирт, речной песок, озон, глина, бензин, мрамор.

Деятельность учащихся.
Если вещество газ - ученик поднимает 2 руки. Вещество – жидкое -1 руку. Твёрдое вещество – рука не поднимается.

Учитель называет вещества безопасные и опасные для окружающей среды: углекислый газ, кислород, вода, бензин, пластмасса, керосин, речной песок

Деятельность учащихся.
Опасные вещества - ученики приседают. Безопасные вещества - ученики встают

Г. Контроль. Время: 5 мин.

Работа с тестом.
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд с вопросами теста
1). В кабинете химии: А) можно выполнять работу без указаний учителя
Б) нельзя пересаживаться без разрешения учителя

А) верно только утверждение А
б) верно только утверждение Б
в) оба утверждения верны
г) оба утверждения неверны

2). Вещество – зто:
а) оловянный солдатик
б) капрон
в) нить
г) кувшин

3). Агрегатное состояние воды:
а) жидкое
б) твёрдое
в) газообразное
г) любое

4). Вещество, хорошо растворимое в воде:
а) кислород
б) сода
в) подсолнечное масло
г) крахмал

5). Химия изучает:
а) тела и их свойства
б) вещества
в) вещества и их свойства веществ
г) вещества, свойства и превращения веществ

Деятельность учащихся.
Ученики осознанно читают, анализируют, выбирают правильный ответ

2. Самоконтроль.
Деятельность учителя.
Демонстрирует следующий слайд с правильными ответами
1-б, 2-б, 3-г, 4-б, 5- г.

Деятельность учащихся.
Ученики осуществляют самоконтроль. Корректируют полученные знания

Д. Рефлексия. Время: 4 мин

1).«Телеграмма».
Деятельность учителя.
Учитель предлагает ученикам написать телеграмму. «Телеграмма» - краткая запись самого важного, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте.
Деятельность учащихся.
Ученик отправляет и получает «телеграмму

Деятельность учителя.
Ученикам – непоседам предлагает разгадать ребусы.

Деятельность учащихся.
Разгадывают ребусы.

Деятельность учителя.
Осуществляет контроль, проходя по классу.

2). Запись домашнего задания
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд.
параграф 1 стр 5-7 учить.
Вопрос 103 стр 7 устно,
вопрос 4.
Составьте коллекцию 7-8 экземпляров

Деятельность учащихся.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.