Английский Биология География

Аккредитации – это что? Лицензирование и аккредитация. Что такое аккредитация и зачем нужны аккредитованные лаборатории Должны быть аккредитованы

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,

судей Бабкиной С.А., Сотниковой О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью СХП «Агромастер» Титова Аркадия Даниловича определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2016 по делу № А07-1205/2015 (судья Боженов С.А.).

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Россельхозбанк» – Фархутдинов Р. К. (паспорт, доверенность № 02 АА 2426676 от 02.04.2014).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2015 (резолютивная часть от 01.04.2015) общество с ограниченной ответственностью «СХП «Агромастер» (ИНН 0229010231, ОГРН 1060229000490, далее – должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Титов Аркадий Данилович (далее – конкурсный управляющий), член Некоммерческого партнерства «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

Конкурсный управляющий должника обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором - открытым акционерным обществом «Россельхозбанк» (далее – банк) в отношении порядка продажи имущества должника, об утверждении пункта 2.2. Положения о порядке, сроках и условиях продажи залогового имущества должника в редакции, включающей следующий перечень рекомендуемых электронных торговых площадок - 1) ЗАО «Сбербанк - АСТ» - http//utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/, 2) ООО «Ютендер» - http//www.utender.ru/, 3) ОАО «Российский аукционный дом» - http//www.lot-onlaine.ru/, 4) ЭТП «РегТорг» - http//regtorg.com/.

Определением суда от 19.01.2016 (резолютивная часть от 18.01.2016) в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.

С определением от 19.01.2016 не согласился конкурсный управляющий, обратившись с апелляционной жалобой

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что суд, ссылаясь на то, что положения закона о банкротстве в части обязательного членства операторов электронных площадок в саморегулируемой организации операторов электронных площадок применяются с 01.01.2016, не учел, что понятие членства операторов электронных площадок в саморегулируемой организации операторов электронных площадок и аккредитация операторов электронных площадок саморегулируемой организацией арбитражных управляющих две разные процедуры, урегулированные разными положениями законодательства о банкротстве.

Ссылаясь на положения статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон банкротстве), заявитель указал, что приведенная норма содержит требование о привлечении, в том числе оператора электронной площадки, аккредитованного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих. В соответствии с пунктом 20 статьи Закона о банкротстве оператор электронной площадки должен соответствовать требованиям настоящего закона. Статья Закона о банкротстве определяет понятие саморегулируемой организации. Учитывая изложенное, заявитель полагает, что арбитражный управляющий обязан заключить договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, который аккредитован саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Указывая на положения пункта 2 статьи Закона о банкротстве, устанавливающей обязанность для саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводить аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, пункта 1 статьи 22.1 того же Закона, устанавливающего обязанность для саморегулируемой организации арбитражных управляющих размещать информацию о лицах, аккредитованных организацией в соответствии с законом, заявитель жалобы отметил, что саморегулируемая организация, членом которой он является, разместила информацию о единственном аккредитованном операторе электронной площадки – обществе с ограниченной ответственностью «Сирин» - «Региональная торговая площадка».

По мнению подателя жалобы, судом не учтено, конкурсный управляющий не вправе заключать договор на проведение торгов с иными операторами, кроме аккредитованного общества «Сирин», в том числе и рекомендованными залоговым кредитором, и, что аккредитация оператора электронной площадки саморегулируемой организацией арбитражных управляющих не имеет отношения к членству оператора электронной площадки в саморегулируемой организации операторов электронных площадок.

В судебном заседании представитель банка указал на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представителей не направили, отзывы не представили.

В соответствии со статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей.

К материалам дела с учетом мнения представителя банка приобщено Положение об аккредитации при Ассоциации «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» операторов электронных площадок и организаторов торгов, осуществляющих обеспечение проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, размещенного на официальном сайте http://www.rsopau.ru, в целях установления значимых для дела обстоятельств (статьи , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу А07-1205/2015 от 11.06.2015 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включено требование банка в размере 439 440 845,77 рублей, требование в размере 3 948 400 рублей учтено в реестре требований кредиторов, как обеспеченное залогом имущества должника.

Предметом залога в пользу банка по договору №096200/0023-4/3 о залоге транспортных средств от 20.08.2009 является трактор колесный Клаас Атлес 946, 2006 года выпуска, рыночная стоимость которого составляет 1 615 000 рублей без НДС, согласно отчету об определении рыночной стоимости № 31/2407-МиО от 24.07.2015 (пункт 2.3 порядка продажи).

В адрес конкурсного управляющего должника от конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом указанного имущества должника - банка - поступило Положение о прядке, сроках и условиях продажи залогового имущества должника, пункт 2.2. которого предусматривает перечень рекомендуемых электронных торговых площадок для реализации залогового имущества, в том числе 1) ЗАО «Сбербанк - АСТ» - http//utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/, 2) ООО «Ютендер» - http//www.utender.ru/, 3) ОАО «Российский аукционный дом» - http//www.lot-onlaine.ru/.

Письмом за исх. № 321 от 16.11.2015 конкурсный управляющий обратился в адрес банка с просьбой рассмотреть вопрос о реализации заложенного имущества на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» (оператор торговой площадки общество «Сирин») ввиду того, что согласно письму от 23.10.2015 без номера Региональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих, членом которой является конкурсный управляющий должника, при ассоциации аккредитована одна электронная площадка - Региональная торговая площадка оператора общества «Сирин».

Наличие разногласий между банком и конкурсным управляющим относительно электронной торговой площадки послужило основанием обращения конкурного управляющего в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

По мнению конкурного управляющего, редакция предложенного конкурсным кредитором - банком Положения о прядке, сроках и условиях продажи залогового имущества должника с учетом изложенных обстоятельств в части определения рекомендуемых электронных торговых площадок для реализации залогового имущества не отвечает целям конкурсного производства, а реализация заложенного имущества не может быть произведена на рекомендованных кредитором торговых площадках, поскольку привлекаемые арбитражным управляющим лица, в том числе оператор электронной площадки, должны быть аккредитованы при саморегулируемой организации, в связи с чем, конкурсный управляющий просил включить в перечень рекомендуемых электронных площадок помимо предложенных кредитором площадок, электронную площадку, аккредитованную при саморегулируемой организации, членом которой он является.

Банком представлен отзыв, в котором он полагает, что конкурсным управляющим не доказано наличие оснований для изменения судом порядка условий продажи заложенного имущества на торгах, предложенных залоговым кредитором, на которое указано в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 58.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что конкурсным управляющим неверно понимается новая редакции пункта 20 статьи Закона о банкротстве, поскольку оператор электронных площадок должен быть членом саморегулируемой организации операторов электронных площадок, а не саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в связи с чем, посчитал необоснованной ссылку на аккредитованного при саморегулируемой организации управляющих оператора электронной площадки. По мнению суда, поскольку, конкурсный управляющий не привел доводов, безусловно свидетельствующих о необходимости смены оператора электронной торговой площадки, не указал правовые основания и последствия отсутствия у иных электронных площадок аккредитации, не обосновал целесообразности данных действий и не указал обстоятельств, по которым проведение торгов на одобренных залоговым кредитором электронных площадках способно негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества, в том числе на доступ публики к торгам, не имеется оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего в части смены оператора электронной торговой электронной торговой площадки.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В силу пункта 4 статьи Закона о банкротстве продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, и с учетом положений настоящей статьи.

Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.

В случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим или лицами, участвующими в деле о банкротстве, по вопросам порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, они вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение.

В соответствии с пунктом 1 статьи Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами

Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника лица, в том числе оператор электронной площадки, должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

В силу пункта 20 статьи Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ) для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Для целей настоящего Федерального закона под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок.

Для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме (далее - электронная площадка).

Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 4), опубликован на Интернет-портале правовой информации 29.12.2014. В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ положения Закона о банкротстве в части обязательного членства операторов электронных площадок в саморегулируемой организации операторов электронных площадок применяются с 01.01.2017 (данный пункт в редакции Федеральных законов от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ).

Исходя из положений пункта 2 статьи Закона о банкротстве, саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

При этом, в силу пункта 1 статьи Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе информацию о лицах, аккредитованных саморегулируемой организацией в соответствии с настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 58 «О некоторых вопросах удовлетворения требований залогодержателя при банкротстве залогодателя» основания для изменения судом порядка и условий продажи заложенного имущества на торгах, предложенных залоговым кредитором или конкурсным управляющим, имеются, в частности, если предложения по порядку или условиям проведения торгов способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества, в том числе на доступ публики к торгам, а также, если порядок и условия проведения торгов не являются в достаточной степени определенными.

Рассматриваемое дело о банкротстве должника возбуждено по заявлению самого должника 02.03.2015, то есть после внесения изменений в Закон о банкротстве Федеральными законами от 01.12.2014 № 405-ФЗ, от 29.12.2014 № 482-ФЗ и вступления их в силу.

По смыслу приведенных положений, конкурсный управляющий может привлечь оператора электронной площадки, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, к которым в частности относится и требование относительно наличия аккредитации в саморегулируемой организации (пункт 1 статьи Закона о банкротстве), несмотря на то, что данное условие содержится в иной норме (не в пункте 20 статьи 110), что не учтено судом первой инстанции и залоговым кредитором.

Нормы, устанавливающие требования к оператору электронной площадки относительно его членства в саморегулируемой организации, действительно подлежат применению позднее (с 01.01.2017, с учетом изменений, внесенным Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ в Закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ). Но данные требования касаются членства оператора электронной площадки в саморегулируемой организации операторов электронных площадок, тогда как вышеприведенные нормы указывают и на необходимость прохождения аккредитации в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (на что обращал внимание конкурсный управляющий, подавая разногласия), а проведение таковой входит в обязанность последней (пункт 2 статьи Закона о банкротстве), которая также обязана размещать информацию на своем сайте об аккредитованных лицах (пункт 1 статьи Закона о банкротстве).

Апелляционный суд обращает внимание, что возможность определения залоговым кредитором порядка продажи, предусмотренная вышеприведенными нормами Закона о банкротстве, не исключает необходимости учета требований Закона, предъявляемых к привлекаемым управляющим лицам в целях обеспечения проведения торгов. Законом о банкротстве не предусмотрена возможность изменения залоговым кредитором порядком продажи требований Закона относительно наличия аккредитации в саморегулируемой организации.

Указанные залоговым кредитором операторы электронной площадки не аккредитованы при саморегулируемой организации, членом которой является конкурсный управляющий должника (что следует из сведений сайта саморегулируемой организации).

Между тем, прохождение аккредитации зависит от волеизъявления самих операторов электронной площадки, а также саморегулируемой организации, на которое не может повлиять конкурсный управляющий, и обусловлено совершением определенных действий (в том числе подачей заявления с приложением определенного перечня документов, рассмотрением его в определенные сроки (не менее 30 дней), заключением договора, уплатой аккредитационного сбора в сумме 200 тысяч рублей), что следует из положения об аккредитации. При этом, сведений об обращении указанных кредитором лиц за аккредитацией в саморегулируемую организацию, членом которой является конкурсный управляющий, на момент апелляционного пересмотра не имеется.

Апелляционный суд отмечает, что конкурсный управляющий, заявляя о разрешении разногласий, не исключает лиц, названных залоговым кредитором, лишь добавляя перечень лицом, которое прошло соответствующую аккредитацию, а принципиальных возражений относительно названного конкурсным управляющим оператора электронной площадки банк не приводит.

Учитывая изложенное, следует признать, что имеются основания для изменения судом порядка и условий продажи заложенного имущества на торгах, предложенных залоговым кредитором, поскольку они не в полной мере соответствуют требованиям Закона о банкротстве и способны негативно повлиять на ход процедуры банкротства, затянуть проведение торгов (которое будет вызвано ожиданием прохождения аккредитации), повлечь увеличение расходов на процедуру либо способствовать совершению правонарушения со стороны конкурсного управляющего (который вынужден будет привлечь лицо, не аккредитованное саморегулируемой организацией).

Следовательно, определение подлежит отмене, а жалоба управляющего удовлетворению (подпункт 4 пункта 1, подпункты 1, 3 пункта 2 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявление управляющего относительно утверждения пункта 2.2 Положения о порядке, сроках и условиях продажи залогового имущества общества с ограниченной ответственностью СХП «Агромастер» в редакции, включающей следующий перечень рекомендуемых электронных торговых площадок для реализации залогового имущества - 1) ЗАО «Сбербанк - АСТ» - http//utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/, 2) ООО «Ютендер» - http//www.utender.ru/, 3) ОАО «Российский аукционный дом» - http//www.lot-onlaine.ru/, 4) ЭТП «РегТорг» - https//regtorg.com/, следует удовлетворить.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями , - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2016 по делу № А07-1205/2015 отменить, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью СХП «Агромастер» Титова Аркадия Даниловича – удовлетворить.

Утвердить пункт 2.2 Положения о порядке, сроках и условиях продажи залогового имущества общества с ограниченной ответственностью СХП «Агромастер» в редакции конкурсного управляющего, включающей следующий перечень рекомендуемых электронных торговых площадок для реализации залогового имущества - 1) ЗАО «Сбербанк - АСТ» - http//utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/, 2) ООО «Ютендер» - http//www.utender.ru/, 3) ОАО «Российский аукционный дом» - http//www.lot-onlaine.ru/, 4) ЭТП «РегТорг» - https//regtorg.com/.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Бабкина С.А. (судья)

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит. В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации. Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование - процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация - операция по официальному объекта четко регламентированным требованиям и стандартам. Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции. Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение - институт, академия или университет.

Свидетельство об аккредитации - документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности. Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью. Официальное их название - аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации. Этот документ предоставляет право наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию. Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия - вопросы, которые оставались открытыми. Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением. В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу. Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием. К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики. Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение - мать учения. А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

5 степень

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами. Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ. Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части. А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии. Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг. Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация - это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель - подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения - один раз в пять лет.
  • Результат - предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной и научных организаций».

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

"Медицинский вестник", 2016, N 14

Как построена система оценки знаний и навыков выпускников и специалистов, где, кто и когда будет проходить аккредитацию - об этом редактору "MB" Надежде Стауриной рассказывает директор Федерального методического центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Жанна СИЗОВА.

  • Жанна Михайловна, какие требования лежат в основе аккредитации?
  • Чтобы определить или подтвердить готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности, необходимо учитывать требования и профессиональных, и федеральных государственных образовательных стандартов, устанавливая соответствие между ними. При этом надо понимать, что требования профессиональных стандартов первичны, а компетенции должны вытекать из них, обеспечивая способность выпускника к выполнению трудовых действий.
  • Расскажите о юридической основе допуска к работе врачей и фармацевтов.
  • С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В соответствии с этими изменениями сертификаты специалиста будут выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г., соответственно право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории России на основании сертификата специалиста продлено до 1 января 2026 года.

Кроме того, статья 100 закона N 323-ФЗ дополнена новой частью 1.1, регламентирующей этапность перехода к процедуре аккредитации специалистов с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г.

Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации, определены Приказом Минздрава России от 25 февраля 2016 г. N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Так, в 2016 году к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 году образование по программам высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям "стоматология" и "фармация".

С учетом изменений, внесенных в закон N 323-ФЗ, остальные категории лиц допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста".

Также законом N 389-ФЗ уточнены полномочия Минздрава России по формированию аккредитационных комиссий, утверждению Положения об аккредитации специалистов, а также формы свидетельства об аккредитации специалиста.

Для методического сопровождения процедуры аккредитации Минздравом России на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова был создан Методический центр аккредитации специалистов. К настоящему времени Методическим центром аккредитации подготовлены фонды оценочных средств, включающие тестовые задания, задания по оценке практических навыков в симуляционных условиях и ситуационные задачи (мини-кейсы). Оценочные средства прошли тестологическую и содержательную экспертизу, по результатам которой проводилась коррекция содержания и формы заданий с последующей апробацией их на выборке численностью 400 человек, сформированной из выпускников.

  • В каких временных рамках будет проводиться аккредитация для различных групп специалистов?
  • В этом году аккредитация выпускников началась с конца июня сразу после окончания государственной итоговой аттестации. Выпускники проходят это испытание на площадках своих вузов. Весной и в начале лета были проведены репетиционные экзамены в вузах, разработаны инструкции для экзаменаторов и аккредитуемых на каждом этапе процедуры аккредитации.

В конечном счете, аккредитация коснется всех медицинских и фармацевтических работников. В 2016 году через новую систему допуска к профессиональной деятельности - первичную аккредитацию - пройдут только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов (первый выпуск по ФГОС). С 2017 года допуск к работе через систему аккредитации будут получать выпускники лечебного и педиатрических факультетов, специалисты медико-профилактического дела. С 2018 года - выпускники ординатуры и врачи, получающие новые специальности в рамках дополнительного профессионального образования.

Что касается врачей-специалистов со стажем работы, то в 2016 году врачи, которым подойдет время держать экзамен на сертификат, сдадут его по старой схеме и с этого же момента будут включены с систему непрерывного медицинского образования, предусматривающую прохождение аккредитации через 5 лет. Они должны будут формировать "образовательное портфолио", к нему добавляется "профессиональное портфолио", и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность продолжения специалистом его профессиональной деятельности. К 2026 году все медицинские работники должны быть аккредитованы.

  • Как в реальности будет проходить первичная аккредитация?
  • Аккредитационные испытания для выпускников 2016 года состоят из трех этапов:
  • электронное тестирование;
  • проверка практических навыков (умений) в симуляционных условиях;
  • решение ситуационных задач.

Первый этап - это прохождение тестовых заданий, подготовленных профессиональными сообществами. Они были опубликованы на сайтах Минздрава России и Методического центра аккредитации специалистов. Это более трех тысяч тестовых заданий по каждой специальности. За 60 минут с помощью электронного доступа (через проксимити-карту либо логин и пароль) надо выполнить 60 тестовых заданий. Кроме того, на сайте Методического центра аккредитации специалистов размещен репетиционный экзамен: с помощью специального программного обеспечения формируется индивидуальный вариант для каждого выпускника путем случайного выбора тестовых заданий из Единой базы оценочных средств.

Второй этап - проверка навыков (умений) на симуляторах в рамках объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), который проводится также по единым требованиям. Выпускнику предложено пройти цепочку из пяти станций ОСКЭ, в каждой из которых ему предстоит применить тот или иной практический навык. Одна из этих станций - оказание неотложной помощи, четыре других станции позволяют оценить профессиональные навыки.

Оценку результатов проводят представители работодателей и профессиональных сообществ, а объективность достигается с помощью технических средств. Такими средствами являются электронная система доступа, электронный банк ситуаций, симуляторы с электронной регистрацией параметров, электронные чек-листы.

Третий этап - это решение ситуационных задач. Из единой базы оценочных средств формируется индивидуальный вариант из трех ситуационных задач, каждая задача имеет пять вопросов. Здесь большую роль играет аккредитационная комиссия, которая состоит из представителей профессионального, образовательного сообществ и работодателей. Комиссия утверждена приказом Минздрава России. Все председатели аккредитационных комиссий прошли обучение в Методическом центре аккредитации специалистов.

Аккредитуемые имеют право на три попытки сдачи каждого этапа аккредитации. При безуспешном прохождении аккредитации в целом, попытку можно повторить через 11 месяцев. Аккредитационная комиссия работает в течение года.

  • Какие функции возложены на Методический центр аккредитации?
  • Изначально задумывалось, что процедура аккредитации будет полностью отдана профессиональным сообществам. Однако профессиональные стандарты еще не до конца приняты, поэтому законодательно предусмотрена регулирующая функция Минздрава России. Основными задачами Методического центра аккредитации специалистов являются организация разработки и формирование фонда оценочных средств и обучение членов аккредитационных комиссий. В тесном сотрудничестве с профессиональными сообществами уже начата подготовка банка экзаменационных заданий для выпускников 2017 года по специальностям "лечебное дело", "педиатрия", "медико-профилактическое дело".

Редакционный материал